Чрезвычайные ситуации природного характера: грозные силы природы
классный час (9 класс) по теме

Чиранова Татьяна Сергеевна

Классный час по ЧС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_po_chs.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

Чрезвычайные ситуации природного характера: грозные силы природы

Подготовила и провела:

классный руководитель

      9 Б класса Чиранова Т.С.

2013

Тема. Чрезвычайные ситуации природного характера: грозные силы природы

Цель: обобщить и систематизировать полученные  знания о ЧС природного характера, причины их возникновения.

Задачи:

  • активизировать знания обучающихся о ЧС природного характера
  • рассказать о  правилах поведения  при ЧС природного характера,
  • интегрировать знания полученные на уроках  географии, в ОБЖ, решать логические задачи( ребусы, кроссворды) и составлять алгоритмы действия при ЧС.

Ход классного часа.

1. Слово учителя.

Мы с вами знаем, что такое ЧС природного характера. Сегодня мы познакомимся с их видами  

  • Гидродинамические.

Наводнения и цунами.

  • Геофизические.

Землетрясения и вулканы.

  • Геологические.

Обвалы, оползни и сели.

  • Метеорологические.

Бури, смерчи и ураганы.

Итак, давайте вспомним более подробно  все чрезвычайные ситуации природного характера, что это такое и какие правила безопасного поведения необходимо  соблюдать при  защитите  от этих «Грозных сил природы»!

1.Гидродинамические.

К ним мы относим такие ЧС как:

- НАВОДНЕНИЕ- это затопление водой местности, в результате подъема воды в реке, озере или море за счет снеготаяния, сильных дождей, ветрового нагона.

Первое упоминание о наводнениях, найденное в русских летописях, относится к Х веку.

Типы - половодье (таяние, сезон дождей); паводок ( ) ; затор(ледоход); ветровой нагон, а этот последний тип наводнения хорошо известен – 7.11.1824 год Санкт – Петербург

7.11.1824 произошло сильнейшее наводнение, о котором мы можем прочитать у великого русского поэта А.С Пушкина в «Медном всаднике.

Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Неодолев их буйной дури…

И спорить стало ей невмочь…

Поутро над ее брегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И с пеной разъяренных вод.

Но силой ветра из залива

Перегражденная  Нева,

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопила отрова,

Погода пуще сверипела,

Котлом клокоча и клубясь

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась….

- ЦУНАМИ – это морские волны, возникающие при подводных и прибрежных землетрясениях.

 Это слово, японское «океанская волна» или «большая волна в заливе».

Высота волны достигает 70 метров, длина до 1000 км. В открытом море  её высота не более 50 см., скорость может достигать от 600-1000км/ч.

Наиболее цунамиопасными районами в России являются: Камчатка, Курилы, Сахалин. Пример последнего разрушительного цунами – это лето прошлого года, в Индонезии, о. Суматра, когда волны пересекли весь Индийский океан и дошли  до п-ова Сомали (Африка), а это 6000 км.

Первое Цунами которое мы знаем из истории, произошло 1500 лет  до н.э., приход гигантской волны связывают  с извержением вулкана Санторин на острове Тир в Эгейском море, (и исчезновение Атлантиды - результат этой же волны).

ПРАВИЛА поведения при цунами и наводнении

  • Немедленно закройте все окна и двери на запор и поднимитесь на верхний этаж.
  • Займите наиболее безопасное место в помещении – вдали от окон у капитальной стены.
  • Если волна застанет на улице, то постарайтесь зацепиться за ствол дерева или бетонную стену и приготовьтесь к возвратному движению волны.

2.Геофизические.

- ЗЕМЛЕТРЕСЕНИЯ – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате смещений и разрывов в земной коре, передающиеся на большие расстояния в виде упругих волн. Из сотен тысяч земных толчков, только 10 тысяч ощущают люди ежегодно и только 100 могут быть разрушительными. Землетрясения возникают  в местах соединения литосферных плит и вулканической активности.

Землетрясения могут быть:

  • Тектоническими
  • Внутренними
  • Вулканическими

 По данным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место в мире по причиняемому ими  экономическому ущербу и одно из первых мест по числу унесенных ими человеческих жизней.

ПРАВИЛА поведения при землетрясениях

  • Перейдите в безопасное место (проемы двери) и подальше от окон и тяжелой мебели.
  • Пытаясь выйти из многоэтажного дома, не пользуйтесь лифтом.
  • Выйдя из здания, отойдите от него подальше.
  • Не посещайте зону разрушений : это опасно!

3. Геологические

После землетрясений в горах могут возникнуть   другие опасные природные явления - Это обвалы, оползни, сели.

- ОБВАЛЫ – отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых обрывистых склонах. В результате выветривания, подмыва и силы тяжести.

…Оттоль сорвался раз обвал,

И с тяжким грохотом упал,

И всю теснину между скал

Загородил,

И Терека могучий вал,

 Остановил

- ОПОЛЗНИ – смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса, в результате подмыва и переувлажнения. Угол падения 19º, а иногда 5-7º градусов

- СЕЛИ – временный стремительный горный поток воды с большим содержанием камней, глины и песка.

Подразделяется на виды:

  • Водокаменный
  • Грязевые
  • Грязекаменные

Возникают в результате продолжительных ливней, таяние снега, прорыв озер.

ПРАВИЛА поведения при оползнях, обвалах, селях

  • Немедленно покиньте опасную зону, предупредив об угрозе близких и соседей.
  • Оставайтесь в безопасном месте до получения сигнала о том, что опасность миновала.
  • Будьте внимательны при входе в дом к состоянию электричества и газа.
  • Не дожидаясь прибытия помощи, приступайте к розыску и извлечению пострадавших, оказанию им первой помощи.

4.Метеорологические

Эти природные  явления издавна привлекали внимание людей, вызывали их интерес, а при особенно сильных проявлениях вызывали и ужас. Изображение смерча вы сможете увидеть на одной из старинных русских фресок.

К ним относятся - Ураганы, Бури, Смерчи. И так, эти опасные природные явления возникают в результате перемещения воздушных масс, вследствие неравномерного распределения Атмосферного давления по поверхности Земли.

В 1806 году  английский адмирал Фрэнсис Бофорт разработал шкалу, где были систематизированы все эти метеорологические явления по силе и скорости:

БУРЯ - 62-101км/ч

УРАГАН - более 120км/ч

СМЕРЧ – это атмосферный вихрь со скоростью 1000 км/ч (против часовой стрелки)

Смерчи способны осушать водоёмы и переносить их в другие места. Например, смерч, пересекший реку РЕЙН, образовал в речной воде коридор глубиной до 7 метров, а шириной до 80 метров.

Кто помнит БИБЛИЮ?  «Моисей повел евреев через пустыню и, подойдя к морю, вода расступилась» - ведь все написанное не может быть вымыслом.

ПРАВИЛА поведения при ураганах, бурях, смерчах

  • Отойдите от окон, заняв место в нишах стен или дверном проеме. Если вы на улице, найдите овраг или яму.
  • Отключите газ и электричество.
  • Если буря закончилась, соблюдайте меры предосторожности при возвращении домой. Не дотрагивайтесь до оборванных проводов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чрезвычайные ситуации природного характера

Контроль знаний по данной теме проводится в виде интеллектуальной телевизионной игры "Своя игра"...

Презентация "Чрезвычайные ситуации природного характера".

Презентация «ЧС природного характера» содержит занимательную информацию о природных явлениях, которые способны причинить огромный вред здоровью человека.Работа выполнена в виде тестов. Ребят ждут инте...

Урок ОБЖ «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера»

Разработка урока по ОБЖ«Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера» Мирзоев Вагиф Самедович,учитель гимназия №2 Г. БалаковоЦели урока: -познакомить учащихся с ви...

Урок-ОБОБЩЕНИЕ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ 7 класс.

Методическая разработка урока с целью проверить знания учащихся. Урок  проводится   с использованием  презентации. Проверка усвоения знаний составлена в игровой форме ( игра "...

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА»

ЦЕЛИ УРОКА:1)    Познакомить учащихся с видами ЧС природного характера;2)    Ознакомить учащихся с общими правилами поведения при возникновении ЧС;3)    Со...

Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия

Обобщить и систематизировать знания уча­щихся о чрезвычайных ситуациях природного характера, причинах их возникновения и возможных последствиях....