Слово о Защитниках Земли Русской
методическая разработка по теме

Тропина Алёна Александровна

Сценарий школьного праздника, посвящённого  Дню Защитника Отечества для 7 – 8 классов, где учащиеся посмотрят юмористическую сценку и поучаствуют в конкурсной программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_o_zashchitnikakh_zemli_russkoy.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий школьного праздника, посвящённого  Дню Защитника Отечества

для 7 – 8 классов

Слово о Защитниках Земли Русской…

Подготовила и провела

Тропина Алёна Александровна

Хомутово  

Выходят двое ведущих, начинают вечер и рассказывают о русских воинах на фоне презентации. На вопросы, которые будут встречаться в презентации, отвечают зрители, зарабатывая очки для команд своего класса (1 балл  за правильный ответ).

I. Слово о Защитниках Земли Русской

(на фоне презентации)

              Ведущий 1. Здравствуйте. Сегодня мы отмечаем замечательный праздник – День защитника Отечества. Этот праздник напоминает нам о том, что всё самое дорогое, что у нас есть, может подвергнуться опасности. И долг каждого из нас, если придётся, защитить своё Отечество. Ещё в давние времена воины не боялись с мечом в руках сражаться за свою Родину.  (слайд 1)

              Ведущий 2. Это Россия почти десять веков назад встала на пути монголо-татарских полчищ и заслонила собой Европу. Из России с позором бежал Наполеон, который к 1812 году завоевал почти полмира. Бородинское сражение. Пленные французы…Это наши солдаты в 1945 году освободили мир от немецко-фашистских захватчиков, подняли над Европой красное Знамя Победы и сегодня совершают подвиги, встают на защиту мирных людей.   (слайды 2-9)

               Ведущий 1. Откуда же черпают русские воины свою великую силу? Говорят, что она досталась им от предков, о которых сложены песни и сказания, - от былинных богатырей. От лихих драгун и гусар. Издавна русский народ воспевает подвиги храбрых силачей, справедливых защитников, мудрых воинов. Назовите имена великих полководцев. ( А.Невский, Д.Донской, П.И. Багратион, А.В.Суворов, М.И. Кутузов).  (слайды 10-18)

               Ведущий 2. Любит русский народ богатырей, славит и чествует, складывает песни об их подвигах – о том, как берегут и защищают они родную Русь.

        - Как называют такие песенные сказания о богатырях?  (Былины, старины).

В старину былины сказывали под гусли. Кто? (бояны, гусляры). Былинники-сказители, бояны, были людьми с сильным голосом, с прекрасным музыкальным слухом.   (слайды 19-22)

               Ведущий 1. А вот и богатыри, имена которых известны всем с детства. Их изобразил на знаменитом полотне художник …  (Виктор Михайлович Васнецов). Картина называется… («Богатыри»). Назовите имена богатырей, изображённых на картине. ( В центре -  Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, справа – Алёша Попович).  

             - Почему у Ильи такое прозвище? (Он родом «из того ли то из города  из

                Мурома, из того ль села да Карачарова»).

             - А где родился Добрыня? ( Под Рязанью).

             - Откуда родом  Алёша? ( «…из  города Ростова»).

            - А почему у Алёши прозвище Попович? ( Он сын «старого попа соборного»).

            - Какому князю служили богатыри?  (князю Владимиру киевскому, в народе его   любовно называли Красное Солнышко).  

   

(слайды   23-28)

                     Ведущий 2.На высоких горах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы.

       За киевскими пригородами да сёлами тянулись дремучие леса. А за лесами тянулись степи без конца и края. Приходило из этих степей горе-горькое: налетали на русскую землю кочевники, жгли и грабили, уводили крестьян в полон…   В былинах народ изображал врагов в виде сказочных героев. Каких? (Бабы - Яги, Соловья-Разбойника, Идолища Поганого,  Тугарина Змея, Змея Горыныча).      

(слайды 29-35)

                   Ведущий 1.  И вот, чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить заставы богатырские – маленькие крепости. Разъезжали вокруг богатыри на могучих конях, зорко всматривались они вдаль: не видать ли врага. А иногда и сам Князь Владимир, Красное Солнышко,   призывал богатырей сослужить ему службу верную -  защитить от врагов стольный Киев-град.   (слайд 36)

                   Ведущий 2. Вот такие они – богатыри, люди исключительные, наделённые невиданной силой, безграничной храбростью, умениями и талантами. Назовите их имена.

(Илья Муромец, Святогор, Микула Селянинович). А ещё?       (слайд 37)

                   Ведущий 1.  Ответьте ещё на несколько вопросов (письменно) и заработайте дополнительные очки для своих команд. (2б за правильный ответ):

                                Снаряжение русского богатыря.           (слайд 38)

   а) Как называется головной убор русского богатыря? (шлем)

   б) Как называется тяжёлый панцирь, сплетённый из

       металлических колец? (кольчуга)

   в) Какое рубящее холодное оружие было у богатыря? (меч)

   г) Чем прикрывает себя богатырь от ударов врага? (щит)

   д) Если воины сходились один на  один в поединке, то с какого

       оружия обычно начиналось сражение? (копьё, пика)

   е) Как называется оружие – тяжёлый, с шипами шар на рукоятке? (булава)

       

       А сейчас мы вам покажем, как в далёкие времена боролись с врагами русские

       богатыри.

II. Сценка  «Ещё один подвиг Ильи Муромца»

Действующие лица:

Илья Муромец.

Добрыня Никитич.

Алёша Попович.

Князь Владимир.

Первый ратник.

Второй ратник.

Баба-Яга.

Конь (два человека)

   

Сцена. Левый край – лес, правый – княжеский терем.

Из леса выезжает на коне Илья Муромец.

Чтец.                          Под бронёй с простым набором,

                                    Хлеба кус жуя,

                                    В жаркий полдень едет бором дедушка Илья;

                                    Едет бором, только слышно,

                                    Как бряцает бронь,

                                    Топчет папоротник пышный

                                    Богатырский конь.

                                    «Вновь изведаю я, старый,

                                    Волюшку мою –

                                    Ну же, ну, шагай, чубарый,

                                    Уноси Илью!» (погоняя Коня).

Илья слезает с коня.

Илья. Зачем же это я нашему доброму князю понадобился? Зачем он меня призывает? Неужели опять на наши края враг наступает, грозит разорить нашу родную землю? Ну ничего, я до сих пор всех побеждал. (Обращается к Коню). Правда, Васька?

Конь кивает головой и весело ржёт. Илья подходит к терему.

Илья. Вроде в прошлый раз он здесь сидел. (Конь кивает.) Где же это наш князь, неужели потерялся?

Выбегают ратники,  выносят князя на троне и убегают. Илья кланяется князю, Конь приседает. Князь начинает рыдать, обнимает Илью.

Князь Владимир. Здравствуй, Илья Муромец. Позвал я тебя, добрый молодец, хотел помощи у тебя просить. Но хочу я, чтобы ты не мне помог, а чтобы помог ты нашему народу. (Сморкается). Недавно повадилось злодейское войско разорять наши поля. И кого только в этом разбойном войске нет: и Соловей-Разбойник, и Пёс о десяти головах, и Баба-Яга…

Вбегает первый ратник. Свет тускнеет.

Первый ратник. Соловей-Разбойник уже в ближнем лесу на перекрёстке пяти дорог сидит, свою дань собирает – всех проезжих грабит да убивает.

Вбегает второй ратник.

Второй ратник. А Баба-Яга над деревнями летает, детишек себе на обед собирает. Пёс о десяти головах себе добычу выискивает.

Князь. Только тебе одному, наверное, не избавиться от злодеев. Набери себе друзей-товарищей, храбрых воинов, отважных богатырей и отрази  нашествие, освободи нашу землю от нечисти.

Илья. Да, не обрадовал ты меня, князь, я этого не ожидал. Ну, ничего не поделаешь, не в радость мне это, но надо идти воевать, освобождать родные поля и леса.

Илья прощается с князем, обнимаются дважды. Входят ратники, уносят князя вместе с троном.

Илья. Как это я один с каким-то Соловьём-Разбойником не справлюсь?! Не такой уж я и слабый! Сейчас я этого разбойника проучу, покажу ему, как по лесам проказничать.

Илья подходит к лесу, вглядывается вдаль. Оттуда раздаётся негромкий свист.

Илья. Это ты, что ли, Соловей-Разбойник? Не больно ты и страшен.

За лесом раздаётся хохот и громкий свист. На Илью и Коня дует ветер (машут листом фанеры). Илью сдуёт, Конь падает. Илья помогает коню подняться.

Илья. Да, видать одному мне с Соловьём-разбойником не справиться. надо подмогу искать. Может Добрыня Никитич и Алёша Попович мне помогут.

На сцену выходят Алёша и Добрыня.

Илья. Ну что, братцы, поможете Соловья-Разбойника одолеть?

Добрыня и Алёша. (хором) Если за правду надо воевать, тогда поможем. Где твой Соловей?

Идут к лесу. Оттуда хохот, свист, ветер. Все трое кое-как добираются до леса, заходят в него. Оттуда раздаются крики, шум. Богатыри протаскивают к терему большой мешок.

Алёша. Тяжёлый же, Разбойник. Отъелся. (Пинает мешок).

Илья. А десятиглавый пёс ещё тяжелее будет.

Богатыри идут к лесу. Оттуда доносится лай на разные голоса.

Илья. Вон он какой этот Пёс. Даже мне страшно! Ну что, ребята, готовы за Отечество постоять? С врагом за правду повоевать, Русь отстоять?

Алёша и Добрыня. (хором) Готовы!

Богатыри обнажают мечи, забегают в лес, раздаётся шум, лай.

Богатыри протаскивают к терему большой мешок.

Добрыня. Да, тяжело нам пришлось, но не ради своей славы, не ради богатства мы воюем. Родную землю спасаем, народ защищаем.

На сцену выскакивает Баба-Яга, выполняя разные акробатические номера.

Баба-Яга. Это кто ко мне едет? Видно, не знают, что ко мне на обед попадут.

Богатыри подбегают к Яге, пытаются её поймать, но она выполняя разные акробатические номера, долго увёртывается. Богатыри падают, встают, и , наконец, ловят её и заталкивают в мешок, мешок тоже протаскивают к терему в общую кучу.

Свет загорается.

ратники выносят князя.

Князь. Спасибо тебе, Илья! Спасибо, Добрыня! Спасибо, Алёша! (Обнимает каждого). Спасли вы Землю нашу русскую! Очистили  Русь от разной нечисти! Слава русским богатырям! Слава! Слава защитникам Отечества!

Все действующие лица выходят на сцену и кланяются зрителям

III. Конкурсная программа

               Ведущий 1. Так в древние времена боролись с врагами богатыри. Вот какие были смелые защитники Отечества. И каждый мальчик должен быть таким же сильным и умным, и быть готовым, когда вырастет, в любой момент защитить свою Родину. А теперь давайте на некоторое время станем храбрыми богатырями, проверим вашу силу, ловкость и знания. Посмотрим, готовы ли вы стать защитниками Отечества.

(Команды по   8  человек.)

1. Снаряжение русского богатыря. 2б (вся команда, на экране проецируется предмет, команды письменно отгадывают)

   а) Как называется головной убор русского богатыря? (шлем)

   б) Как называется тяжёлый панцирь, сплетённый из

       металлических колец? (кольчуга)

   в) Какое рубящее холодное оружие было у богатыря? (меч)

   г) Чем прикрывает себя богатырь от ударов врага? (щит)

   д) Если воины сходились один на  один в поединке, то с какого

       оружия обычно начиналось сражение? (копьё, пика)

   е) Как называется оружие – тяжёлый, с шипами шар на рукоятке?

        (булава)

 

2. Разминка: загадки.  .(по два вопроса каждой команде)

    а) Что общего между деревом и винтовкой? (ствол)

    б) Способ воздушного боя: удар по вражескому самолёту винтом

        или крылом. (таран)

    в)  Место для часового. (пост)

    г) Помещение для хранения самолётов. (ангар)

    д) Прицел стрелкового оружия. (визир)

    е) Склад оружия и боеприпасов. (арсенал)

    ж) Морской специалист, умеет ориентироваться даже по звёздам.

          (штурман)

    з)  Ежедневная перекличка в армии. (поверка)

3. Самый эрудированный воин. (По началу известного

     высказывания вспомнить его продолжение  и автора

     высказывания 3б, команды отвечают письменно )

     а) «Кто с мечом к нам придёт…( …от меча и погибнет!», Александр  Невский).

     б) «Пришёл, увидел… ( …победил!», Юлий Цезарь).

     в)  «Тяжело в учении - … (…легко в бою!», Александр Суворов).

     г)   «Честная смерть лучше … (…позорной жизни», Дмитрий      

           Донской).            

4. Самый умный воин.  По 1б за каждый правильный ответ    

        ( по 3 чел. от команды)

Назвать как можно больше имён защитников Отечества.

Назвать как можно больше воинских званий.

Назвать как можно больше названий боевой техники.

5. «Дурак любит красно, солдат любит ясно». Конкурс пословиц.

    ( каждой команде по две пословицы, 2б . Команды получают карточки, на которых красным цветом записано начало пословиц, синим – окончание. Команда зачитывает начало пословицы и из набора концовок выбирает нужную ).

  1. Синица не птица, прапорщик…не офицер.
  2. Где тесно, там и …солдату место.
  3. Солдат шилом бреется лыком греется.
  4. Пуля дура … штык молодец.
  5. Казак без коня, что … солдат без ружья.
  6. Легко про войну слушать, да … тяжело её видеть.
  7. Солдат умирает в поле, … матрос – в море.
  8. Солдат да малых ребят … Бог бережёт.

6. Быстрота и натиск. ( Командам предлагаются вопросы, на

которые нужно отвечать быстро, кто первым ответит, тот и получит 1б).

  1. Какое животное служило верховой лошадью в шведской армии XV века, а затем – курьером и полицейским? (лось) 
  2. Какая птица на Руси с незапамятных времён стала символом отваги и удали? (сокол)
  3. Каких «экзотических» животных Пётр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы? (верблюды)
  4. Какая птица может «работать» почтальоном? (голубь)
  5. Может ли воин видеть в абсолютной темноте? (Да: при помощи радиолокации или инфракрасных приборов ночного видения)
  6. Кто, создав регулярную русскую армию, впервые одел её в единообразное обмундирование? (Пётр I)
  7. Можно ли с помощью ружья остановить танк? (Да: существуют противотанковые ружья В.А. Дегтярёва и С.Г.Симонова)

7. Самый ловкий воин.  2б (по 3 чел. от команды)

    Каждой команде по два листа газеты, на одном они стоят, на  другой перебираются, тот перекладывают и переходят на него и т.д., пока не дойдут до финиша.

8. Самое сильное войско. 1б в параллелях, 2б победителю.

Перетягивание каната. (7-е, 8-е, потом победители)

9. Весёлый марш-бросок. (спортивная эстафета)

     1. Бег со скакалками.

     2. Бег с мячом.

     3. Бег в мешках.

     4. Бег по цепочке (бежит один, потом двое, потом трое и т.д .)

     5. Бег одновременно всей командой взявшись за руки.

     6. Бег по-пластунски (на матах).

 

Жюри подводит итог

Награждение

Оценочный лист.

1.

     

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 6 классе : « Сыны Отечества. Защитники земли русской».

Этот классный час был проведен в 6 классе. Он посвящен маршалу Г.К.Жукову. Интересен подготовительной исследовательской работой....

Классный час "Защитники земли русской"

Мероприятие посвящено празднику День защитника Отечества....

презентация "Защитники земли Русской"

Презентация к игре-викторине, посвященной А.Невскому....

защитники земли русской

викторина по теме " Защитники земли русской". Можно использовать в неделе истории....

Классный час "Сыны Отечества. Защитники Земли русской".

Цели: 1.  Расширять представления учащихся о Великой Отечественной                    войне....

Интеграционный урок по литратуре и ОПК "ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ" по житийной литературе .

Урок проводится в 8 классе во время изучения древнерусской литературы, жития Александра Невского, как вариант - урок ОПК по житийной литературе...

Праздничная программа, посвященная Дню Защитника Отечества "Защитники земли Русской"

Праздничная программа, посящённая Дню Защитника Отечества "Защитники земли Русской" с конкурсной программой....