Классный час ко Дню народного единства.
классный час на тему

Алимова Светлана Васильевна

 

Классный час ко Дню народного единства:

Урок- толерантности  по теме «Мы вместе!» (на примере подвига Минина и Пожарского).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_-urok_tolerantnosti_-my_vmeste.docx26.54 КБ
Файл my_vmeste.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час ко Дню народного единства:

Урок- толерантности  по теме «Мы вместе!» (на примере подвига Минина и Пожарского).

Цели:

-воспитание у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности, развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок;

создание условий для применения учащимися знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей жизни в российском поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, для формирования толерантного отношения к представителям других народов;

- развитие у учащихся умения анализировать социальную информацию;

Праздники Российские – это формы проявления национально-культурной идентичности российского общества, объективно обеспечивающие его единство, субъективно осознаваемые и переживаемые как важные фазы, периоды жизни, наполненные особым смыслом, эстетикой, символикой, идеальными устремлениями, социальными чаяниями людей. (слайд 1)

 16 декабря 2004 г. Госдума Российской Федерации приняла поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы». Одной из поправок было введение нового праздника - Дня народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября.(слайд2) В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Действительно, в те дни (октябрь - ноябрь 1612 г.) наступил коренной перелом в деле преодоления Смуты и борьбы с иностранной интервенцией. Причём этого добилась не армия, не собранное властями войско (власть была полностью парализована), а народное ополчение, самоорганизованное гражданское движение. Не государство защищало себя и страну, его просто не было, его уничтожили в бесконечных стычках самозванцы, московская боярская верхушка и «полевые командиры». Многие из них проложили дорогу польско-литовским и шведским интервентам. В этих условиях часть патриотически настроенных регионов, последовав призыву православного духовенства (в первую очередь, патриарха-мученика Гермогена), опираясь на широкую народную поддержку, выдвинули альтернативный польско-боярскому проект восстановления государства, суверенитета, достижения общественного согласия, предполагавший, в первую очередь, изгнание интервентов и избрание нового русского царя, чья власть обеспечивалась бы традицией, законом и поддержкой всесословного Земского собора (некое подобие «народной монархии»).

Любой государственный праздник - это отголосок истории страны, но обращен он всегда в будущее.Историческая память возвращает нас к событиям начала 17 века. Победа народного ополчения, формирование которого началось в Нижнем Новгороде гражданином К.Мининым и князем Д.Пожарским, стала не только ратным подвигом во имя свободы, свидетельством выхода из глубочайшего кризиса, но и заложила основы для строительства фундамента независимого государства, на котором построена вся будущая мощь России.

Это событие, как отмечает директор Института российской истории РАН, профессор, член-корреспондент РАН А.Н.Сахаров, является эпохальным, ключевым в истории России и потому отмечалось в течение столетий российским народом. Праздник был общенародный, потому что именно события конца октября 1612 года (по старому стилю) действительно всколыхнули всю Россию, объединили ее. И освобождение Москвы, и окончание Смуты произошло благодаря усилиям всего народа России, всех его слоев, всех национальностей и конфессий. Кроме того, важно подчеркнуть, что поскольку в период Смуты фактически разрушилась российская государственность, страну разъедал регионализм и сепаратизм, каждый город, каждый уезд перестали себя ощущать частью единого государства, в наши внутренние дела вмешались поляки и шведы, вполне очевидно, что освобождение Московского Кремля, воссоздание российского государства содействовало общему цивилизационному возрождению России.

 Сохранение единства многонационального народа России сегодня — одна из задач государственной политики в сфере образования и культуры.

Как многонациональное государство Россия формировалась на протяжении веков. Великая история страны и ее культурное богатство — плод огромных усилий и трудов многих народов. Много столетий греки, татары, осетины, литовцы, кабардинцы, якуты, чеченцы, грузины, армяне, евреи, немцы, представители других национальностей наравне с русскими строили Россию. Каждый большой и малый народ хранит имена тех, кто оставил свой заметный след в российской государственности и русской культуре.

Россия с честью прошла через тяжелейшие испытания и не раз спасала мир от порабощения. Приходила на помощь народам, само существование которых оказывалось под угрозой.

Когда необходимо было защитить родину от врагов, люди разных национальностей не жалели своих жизней во имя ее свободы. В 1812 г. грузинский князь Багратион и немец Барклай-де-Толли героически сражались с войсками Наполеона на Бородинском поле. И конечно, навсегда в памяти россиян особое место будет занимать Великая Отечественная война, 65-летие со дня победного окончания которой  отмечалось в мае 2010 г. Беспримерный подвиг советского народа объединил людей всех национальностей и вероисповеданий. За свободу своей Родины и за свободу всей Европы страна заплатила миллионами жизней своих граждан.

Сегодня, как всегда было в нашей истории, залог процветания России в единстве и сплоченности народов, которые проживают  на ее территории. Научимся беречь уникальный, огромный и удивительный мир - свою Россию. (слайд3)

С 2005 года в нашей стране отмечается праздник «День народного единства», хотя история его уходит в прошлые века. (слайд4)

Об этом мы сегодня поведем разговор. Но прежде, скажите, какие ассоциации вызывает у вас название этого праздника?

(Единство душ, мыслей, поступков, объединение людей для совместной деятельности).

В каких случаях требуется сплочение, единство народа?

(В моменты трудностей, испытаний, опасности).

Таких моментов в истории нашего народа было немало.

Об этом рассказывают ученики.

1-й ученик:

1237 г. Беда пришла на землю Русскую. 150-тысячное войско хана Батыя вторглось в пределы Северо-Восточной Руси. Огню и мечу предавал коварный враг цветущие города, не жалел ни малого, ни старого. Но жестокостью своей не сумели захватчики запугать русских людей. В летописи есть свидетельство о беспримерном героизме и единстве жителей небольшого города Козельска. Семь недель они держали оборону. Монголо-татары применили осадную технику: пытались пробиться в город через проломы в крепостной стене, но всё безуспешно. И днем и ночью к городу подступали свежие силы противника. Силы защитников таяли, но никто не собирался сдаваться. Казалось, что мертвые воюют с врагом. Ни один русский город так долго не сопротивлялся завоевателям, потому и получил название «Злой город».

2-й ученик:

Призыв к единству прозвучал и на северо-западе Руси. Александр Невский спешил занять позиции на льду Чудского озера, чтобы преградить дорогу немецким рыцарям-крестоносцам. «Кто придет к нам с мечом, от него и погибнет», - слова, сказанные Александром 1 Невским, стали пророческими. В моменты единения русского духа и всеобщего сплочения русский народ всегда отстаивал свою независимость и свободу.

3-й ученик:

13 80 год - год, когда темник Мамай решился повторить «Батыево нашествие» на Московское княжество. Почти вся Русь поднялась на борьбу с ненавистным врагом. Перед битвой московский князь Дмитрий обратился к военачальникам: «Лучше честная смерть, чем жизнь с позором». С позором же пришлось бежать в Орду Мамаю.

4-й ученик:

В сложной и тревожной обстановке вступала Россия в XVII столетие. После смерти в 1598 г. царя Федора Ивановича прекратила своё существование многовековая великокняжеская династия Рюриковичей. Началась упорная и длительная борьба между претендентами на обладание высоким троном государя, полыхала крестьянская война, настали разруха, голод.(слайд5)

Под игом польских банд страдает каждый русский,

Но стойко москвичи со знатной шляхтой бьются.

Всё обгорело, вся Москва до каменной стены-

Дома, деревья и трава обуглены, черны.

 В этот тяжелый период в страну вторглись иноземцы - поляки и шведы, которые заняли Москву. Страна оказалась на краю гибели.

А в сердце город –враги,

И нету сил их взять.

Восстань, народ, и помоги

Повергнуть вражью рать!

Осенью 1611 г. из Москвы во все концы России патриарх Гермоген, заточенный поляками в подземелье, рассылал грамоты с призывом к восстанию против захватчиков. С риском для жизни их перевозили простые русские люди. До нас дошло имя одного из них - посадского Родиона Моисеева, связного между Москвой и Нижним Новгородом.

От москвичей призыв идет…

 Дошел до Нижнего призыв,

 До старосты, до мужика,

 Что звался Минин- Сухорук.

 Он весь народ собрал вокруг…

5-й ученик:

В Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин призвал жителей города «ополчиться» против врагов и разорителей русской земли - «польских и литовских панов». Нижегородцы собрались на вече, на котором староста Кузьма Минин обратился с призывом встать на защиту страны: «Православные люди, объединимся в борьбе против иноплеменников. И такая хвала будет всем нам от русской земли». Был создан «Совет всея земли», возглавивший борьбу с захватчиками. Тысячи добровольцев стекались в Нижний Новгород, составив основу народного ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым. (слайд6)

«Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдём мы жизни не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра!»

И понесли ему добро: и жемчуга, и серебро,

Иконы, ризы и меха, одежды, платья вороха.

Кто приводил гнедых коней, коров, баранов и свиней.

Кто приносил мешки зерна,

Тюки овечьего руна,-

Ну, словом, все, что лишь могли,

На площадь Минину везли.

Из городов и сел России вместе с русскими в ополчение вступили сыны народов Поволжья - марийцы, татары, чуваши и другие. Прозорливым оказалось предсказание Минина. Отряды ополченцев продвигаясь к столице, освобождали города и села от захватчиков. (слайд7,8)

Поволжье Минин призывал,

 Он ополчение собирал,

 Всех одевал, всех обувал,

 Кормил, поил и снаряжал,

 И всех вооружал.

 И эту рать в туманной мгле

 По нераспаханной земле,

 Где колос уж давно не цвел,

 К Москве, к столице он повел.

 Та рать от каждого села

 Все прибывала и росла.

 Сюда пришел Пожарский князь,

 За ним текла людей река,

 И, с Мининым объединясь,

 Сплотились русские войска.

26 октября 1612 г. захватчики столицы Русского государства были поражены. В честь освобождения Москвы, символа спасения Отечества, 4 ноября отмечается День народного единства, ибо в единстве сила русского народа. (слайд9)

Одним из первых памятников Спасителям Отечества стал Казанский собор на Красной площади в Москве. Он был построен на средства князя Д.М. Пожарского в 1618 году. При советской власти разрушен, но сейчас вновь восстановлен.

В Нижнем Новгороде в 1632 году был возведен шатровый Михайло-Архангельский собор, а котором покоится ныне прах Кузьмы Минина.

В начале XIX века на народные средства скульптором И.П. Мартосом был создан первый в России скульптурный памятник Минину и Пожарскому. Место для него было подобрано в Нижнем Новгороде, но Александр I приказал установить памятник на Красной площади в Москве. В Нижнем же был возведен обелиск – меч. Бронзовые позолоченные барельефы для его “рукояти” были созданы И.П. Мартосом. (слайд 10)

Добрый памятник поставлен

 Двум героям всей страной

 В знак того, что был избавлен

 От бесчестья край родной.

4 ноября 2005 года историческая справедливость восторжествовала: памятник Минину и Пожарскому все же открыли в Нижнем Новгороде на площади Народного Единства. Правда, это копия. И она немного уменьшена по сравнению с московским подлинником. (слайд 11)

Своеобразным памятником является и картина В.Е. Маковского “Воззвание Минина к нижегородцам”, хранящаяся в Нижегородском художественном музее.

День народного единства – праздник, уходящий своими корнями в седую даль времён. Почти четыре столетия прошло с тех пор, как в едином порыве ради спасения своего Отечества и по зову души сплотился народ России, невзирая на сословия, вероисповедание, национальности. Россия - многонациональное государство. Лучшие представители народов, населяющих нашу страну, умножали её славу не только в годину военных испытаний, но и в мирное время: делали научные открытия и изобретения, завоевывали медали на олимпиадах, устанавливали спортивные рекорды, создавали лучшие произведения в литературе, живописи, музыке. Это то, что сближает нас, делает единым народом.

Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок
Россия – из россиян.

Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.

Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.

Земля и вода – неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.

У радуги – нет половинок.
И если волна – то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна.

Несокрушимая сила Единства и Патриотизма стала непобедимым оружием, позволившим нашим предкам отстоять независимость Родины и заложить основу для её возрождения и становления как мощного и сплоченного государства.

 День народного единства – это не только призыв отдать дань героизму предшествующих поколений. Это возможность напомнить нам всем о наших общих корнях, сказать друг другу: «Мы сильны, когда мы вместе!». В полной мере осознать, что единство народов во все времена было и остаётся главной национальной идеей России, залогом её достойного будущего.

 Ушли в историю года,

 Цари менялись и народы,

 Но время смутное, невзгоды

 Русь не забудет никогда!

 Победой вписана строка,

 И славит стих былых героев,

 Поверг народ врагов-изгоев,

 Обрел свободу на века!

 И поднималась Русь с колен

 В руках с иконой перед битвой,

 Благословленная молитвой

 Под звон грядущих перемен.

 Деревни, села, города

 С поклоном русскому народу

 Сегодня празднуют свободу

 И День единства навсегда!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

С 2005 года 4ноября – государственный праздник День народного единства Во славу тех героев Живём одной судьбой, Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!

Слайд 3

День народного единства С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд! Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперёд!

Слайд 4

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ДНЯХ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ (ПОБЕДНЫХ ДНЯХ) РОССИИ" Принят Государственной Думой 15 декабря 2004 года Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года Статья 1 Внести в статью 1 Федерального закона от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы ( победных днях ) России " ( Собрание законодательства Российской Федерации , 1995, N 11, ст . 943) следующие изменения : 1) абзац четвертый изложить в следующей редакции : "7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год );"; 2) дополнить абзацем следующего содержания : "4 ноября - День народного единства .". Статья 2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года . Президент Российской Федерации В. ПУТИН День народного единства

Слайд 5

День народного единства С.В. Иванов . «В Смутное время ».

Слайд 6

День народного единства К.Е. Маковский «Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода»

Слайд 7

Нижегородское ополчение , во главе с Мининым День народного единства

Слайд 8

День народного единства Поход ополчения Минина и Пожарского к Москве.

Слайд 9

Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. Художник Э. Лисснер. 19 в. День народного единства

Слайд 10

День народного единства И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. 1818 г. «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. Лета 1818 года».

Слайд 11

Копия памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде открыта 3 ноября 2005 года перед храмом Рождества Иоанна Предтечи , где в 1611 году Минин обратился с призывом к нижегородцам . День народного единства

Слайд 12

С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед. Врага он побеждает, Объединившись в бой, И Русь освобождает, И жертвует собой. Во славу тех героев Живем одной судьбой, Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства. целевая аудитория - 3-5 классы....

разработка классного часа о дне народного единства

разработка классного часа к 400-летию освобождения Москвы в 8 классе....

Классный час к Дню народного единства

В очень далекое время люди жили разрозненными племенами – большими семьями. Но и большими семьями не всегда удавалось преодолевать всякие трудности, лишения, опасности. Это и заставило их объеди...

Классный час ко Дню народного единства "Путешествие по страницам истории России"

Только 1 из 100 жителей России знает,в честь каких событий учрежден День народного единства. Это говорит о том, что большая часть граждан оказались оторванными от русской духовной традиции, что являет...

Классный час ко Дню народного единства.

Классный час для учащихся 5 классов. История празднования праздника в России.Благодарность  Ждырёвой Л.А, за ее презентацию, на основе которой я сделала свою....

Классный час ко Дню народного единства "Я, ты, он, она - вместе целая страна"

Классный час для учащихся  6-7 класса ко Дню народного единства....

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства

Данный материал является разработкой классного часа для учащихся 5-6 классов...