Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми"
статья по теме

Красюкова Наталия Ивановна

 

Какова же роль классного руководителя в работе с одаренными детьми? Это создание благоприятного психологического климата для выявления и развития детской  одаренности, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. При этом  необходимо соблюдение основных принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг (добровольности);

принцип помощи, наставничества;

принцип индивидуализации воспитания  (наличие индивидуального плана воспитания одаренных учащихся).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_klassnogo_rukovoditelya_v_rabote_s_odarennymi_detmi.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми

Одаренный человек – это, с биологической точки зрения, отклонение от                     усредненной нормы. Отклонение прекрасное –  лучшее из всех возможных.

К. Юнг.

Как мы уже знаем, одаренные дети – это необычные дети.   Бесспорно, что человеческое мышление, способность к творчеству уже сами по себе – величайшее из даров природы. Подчеркнем, что этим даром природа отмечает каждого человека. Но так же очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности.            Иной аспект проблемы высвечивается при использовании слов «одаренность» и «дети» в ином сочетании – «детская одаренность». Произнося его, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже ни как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Таким образом, рядом с термином  «одаренные  дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – «детская одаренность». И в соответствии с этим, в педагогической теории и практике возникают 2 глобальные задачи:

- разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;

- разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка.

Наиболее удачным следует считать определение одаренности, предложенное  К.К.Платоновым. Он утверждал, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её  отсутствии.

Для успешного развития таких детей необходимо выполнять ряд условий: необходимо объединение усилий не только администрации школы, учителей-предметников, учащихся, но и родителей одаренных детей. И  конечно, не последнюю роль здесь играет классный руководитель.  Какова же роль классного руководителя в работе с одаренными детьми? Это создание благоприятного психологического климата для выявления и развития детской  одаренности, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. При этом  необходимо соблюдение основных принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг (добровольности);

принцип помощи, наставничества;

принцип индивидуализации воспитания  (наличие индивидуального плана воспитания одаренных учащихся).

   В силу того, что одаренность – это отклонение, непохожесть, она вызывает негативное отношение в обществе, в частности,      в школе. Школьные трудности обычных одаренных детей, имеющих вполне благоприятное личностное развитие неизбежны. Знаменитый американский психолог   П. Торранс, прославившийся своими исследованиями творческой одаренности, предложил такой тест: представляю личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников.  Вот эти качества:

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

 16. Не всегда подчиняющийся большинству или    

официальному руководству.

   Пожалуйста, назовите те качества, которые вы цените в учениках.  А теперь назовите качества одаренных детей.

   Надеюсь, для многих из Вас не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. Правда, одаренных особым образом - творчески.  При подведении итогов этого небольшого  эксперимента  выяснилось, что учителя имеют представление об особенностях одаренных детей, но предпочитают общение с обычными послушными, организованными коллективистами. Отсюда первая проблема одаренных детей – проблема в общении с учителями.

   Одаренному ребёнку легко или скучно на уроке в то время, когда весь класс напряженно работает. Такой школьник или начинает заниматься своими, посторонними делами, или отключается, «витает в облаках», или чаще вмешивается в учебный процесс — первый тянет руку, отвечает не то, что он должен был услышать за короткое  время, а вообще все, что знает по этой и смежной с ней проблемам. Еще хуже, если он начинает задавать преподавателю вопросы. Вопросы всегда сложные, далеко уводящие от плана урока.  Подобные ситуации могут привести к серьезному конфликту, поскольку преподаватель подозревает ученика в желании «поймать» его на незнании или ошибке и подорвать авторитет. Иногда, вызывая родителей одаренного ребенка в школу, его обвиняют в «культурном хулиганстве»: своими вопросами он мешает вести урок.

   Неумение принимать чужую точку зрения, стремление самому закончить мысль собеседника, прерывание говорящего и исправление ошибок, неспособность идти на компромисс, желание командовать…все это отталкивает от одаренного ребенка  сверстников. И это вторая проблема, проблема в общении со сверстниками.

   Одноклассники считают его выскочкой, умником, всезнайкой, который хочет выделиться на их фоне. Одаренные дети и сами не лучшим образом общаются со сверстниками (да и со взрослыми тоже). Если кто-то задел одаренного ребенка, он своеобразно защищается: острый ум и наблюдательность позволяют тонко подметить и высмеять дурные или просто нелепые черты обидчика.

      Все эти неудобные для окружающих особенности — проявление одной общей закономерности. Американские психологи формулируют ее так: развитие познавательных способностей одаренных детей опережает их понимание законов общения.

      Современными родителями их одаренные чада  тоже воспринимаются как инопланетяне. Они обеспокоены поведением, рассуждениями ребенка, им непонятны их внутренний мир, увлечения, интересы. И это еще одна проблема, проблема в общении с родителями.

    Конечно, в разрешении этих проблем ребенку  должен  кто-то помочь.  И это в первую очередь – классный руководитель.

Психологи выделяют следующие  качества, необходимые педагогу - классному руководителю для работы с одаренными детьми:

  • чуткость - чувствительность к переживаниям и потребностям ребенка;
  • способность к индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;
  • интеллект выше среднего;
  • настойчивость и целеустремленность;
  • творческое начало;
  • профессиональная и эмоциональная зрелость;
  • эмоциональная стабильность;
  • широкий круг интересов и умений;
  • чувство юмора;

      При организации работы с такими детьми классный руководитель должен четко спланировать свою работу, в которой  отразить диагностику одаренности и наметить задачи, этапы  и формы работы с одаренными учащимися. При построении воспитательного процесса стоит учитывать два вида мотивации:

   Социальную: поднять авторитет ребенка среди сверстников ( похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней.)

   Содержательную: применение знаний и умений детей  в  нестандартных и творческих ситуациях (при подготовке к творческому делу, во время его проведения)

Примерные задачи классного руководителя в работе с одаренными детьми:

  • Создать условия для успешной диагностики и развития одаренных  детей
  • Способствовать раскрытию личностного потенциала одаренных
  • Просветить родителей в вопросах воспитания одаренных детей и развития их потенциальных возможностей.

Этапы работы классного руководителя  с одаренными детьми:

1.Выявление  одаренных детей (диагностика одаренности). Оценивание одаренности ребенка должно быть комплексным. Обследование должно быть всесторонним, комплексным. Кроме уровня развития интеллектуальных, необходимо изучить творческие способности, психосоциальное и физическое развитие, охватить как можно больший спектр способностей ребенка .Но при этом следует помнить о том, что ребенка, показавшие высокие результаты  хотя бы по одному из рассматриваемых параметров, следует рассматривать как одаренного.

2.Поддержка   (создание условий через взаимодействие  с учителями предметниками, родителями). По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одарённых детей в классе, в процессе обучения, и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие индивидуальные программы; создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность, способствует  формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения, стимулирует  развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение индивидуальности ученика.

3.Развитие одаренности. Классный руководитель должен помнить основные виды одаренности, проблемы каждого вида и уметь выстроить работу с учителями-предметниками.

Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем, решение которой лежит на плечах классного руководителя, состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Одаренный ребенок может показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются им не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

 Общая интеллектуальная одаренность. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

О творческой одаренности идут споры. Вместе с тем исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.

Социальная одаренность - это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Эти особенности позволяют быть лидером.

 Развитию всех видов одаренности способствует участие детей в конкурсах различного плана (внутришкольные, районные, областные); привлечение детей к участию в коллективных творческих делах, раскрывающих наиболее полно их способности; включение детей в работу дополнительного образования.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся. 

Классный руководитель должен побуждать ребят к самостоятельной работе, ориентирующей на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой дети прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Взаимодействие классного руководителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки. Создать в классном коллективе условия для развития индивидуальных способностей каждого ученика реально. И продуктивней всего строить свою работу с обучающимися по принципу «в каждом есть потенциал».

   Работу с родителями по данному направлению следует организовать особым образом . Родителям одаренных детей тоже необходимо психолого-педагогическое сопровождение, которое может осуществляться через разные формы. Это могут быть проигрывание педагогических ситуаций, собрания вместе с детьми, тематические собрания – консультации, собрание – мастерская и др. Цель такой работы: просвещение  родителей в вопросах детской одаренности. Ведь именно родители должны помочь ребенку освоить приемы грамотного взаимодействия с другими людьми, познать дух сотрудничества и коллективизма, потому что именно благодаря общению со взрослым ребенок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно.

В многочисленных руководствах для родителей и воспитателей,  выпущенных как в нашей стране, так и за рубежом, рекомендуется соблюдать баланс между положительными и отрицательными оценочными суждениями.  С одной стороны,  родителей призывают не смотреть на своих детей как на потенциальных вундеркиндов, предостерегают их от нереалистических ожиданий, от завышения требований, от попыток вольно и невольно проецировать на ребёнка собственные амбиции и неосуществлённые надежды. С другой стороны, им рекомендуется избавиться от страха перед выдающимся интеллектом,  не приглушать и не нивелировать способности своих детей, подводя их под ординарный стереотип,  пытаясь уберечь необычного ребёнка от конфликтных столкновений с окружающим его миром.

 Многие авторы советуют с раннего возраста приучать одарённого ребёнка «нормально» реагировать на неудачи, способствовать тому, чтобы он не только принимал участие в занятиях, в которых не преуспевает, но даже получал удовольствие от этого. Считается, что таким образом  удаётся ослабить болезненную реакцию незаурядных детей на неудачу. Взрослым следует учить таких детей справляться с их завышенными ожиданиями в отношении собственных возможностей. Психологи предлагают целый ряд приёмов, наводящих вопросов, которыми следует пользоваться родителям и учителям для того, чтобы стимулировать осмысление и «эмоциональную переработку» подобных критических ситуаций. Отмечая существенную роль половых различий в проявлении и развитии способностей, исследователи рекомендуют родителям уделять особое внимание одарённым девочкам, у многих из которых отмечается неуверенность в себе, неадекватно низкий уровень самооценки и притязаний.

 Во многих из перечисленных рекомендаций содержится явное или скрытое указание на необходимость привести самооценку ребёнка в соответствие с его высокими умственными возможностями. Иными словами повысить её. Стабильное позитивное самовосприятие рассматривается как важнейшее условие для реализации потенциальных возможностей такого ребёнка. Родителям и учителям предлагается оказывать детям необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности внимательного и доброжелательного отношения к их мнению и проблемам.

В результате, у ребенка обязательно должно сформироваться «здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью».

     Как видим, роль классного руководителя в работе с одаренными детьми велика. 

Поэтому  только при наличии терпеливого, внимательного и бережного педагога (классного руководителя) возможно развитие способностей ребенка. Талантливый классный руководитель – тот, кто обладает уникальным умением – увидеть и распознать юное дарование, поддержать и вдохновить его. Характеризуя одаренных, гениальных личностей, В.П.Эфроимсон писал: «Бесчисленные факторы, неисчисляемые тормоза приводят к тому, что в итоге развивается и реализуется один потенциальный гений из десятка тысяч». Пусть же классный руководитель станет не тормозом в развитии гениев, а добрым помощником.

Остается только пожелать успехов, творчества и терпения. А закончить выступление разрешите словами:

   Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А. Сухомлинский

Диагностические тесты

  1. Тест по выявлению интересов учащихся
  2. Тест «Самооценка уверенности в себе»
  3. Тест «Отношение к нравственным нормам поведения»
  4. Тест по выявлению учебных интересов
  5. Тест «Кем быть?»
  6. Тест по определению уровня тревожности
  7. Тест «Проверь свой образ жизни»
  8. Тест по определению потребности в достижениях
  9. Тест по определению уровня воспитанности
  10. Тест по определению развития волевых качеств
  11. Тест по выявлению организаторских способностей
  12. Тест по выявлению учебной мотивации
  13. Тест по профориентации
  14. Тест по выявлению направленности на себя, на коллектив, на задачу
  15. Тест по выявлению уровня сплоченности коллектива

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми

Семинар для классных руководителе "Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми" в трех блоках : теоретический, практический, рефлексия....

Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"

Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"ГБОУ ГО №1085...

ПАМЯТКА классному руководителю по работе с проблемными детьми

Данная памятка предлагает пути и методы работы с проблемными детьми....

Выступление на педагогическом совете по теме "Работа с одаренными детьми как необходимое условие качества образования"

      Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результато...

Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска

В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - т...

Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития. Поэтому забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Соот...