Беседа с учащимися «Как можно понимать слова: красивая жизнь?»
классный час (5 класс) на тему

Бокова Ольга Владимировна

Данный материал можно использовать классному руководителю в качестве беседы с учащимися среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл беседа с учащимися26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Разговор с учащимися «Как можно понимать слова: красивая жизнь?»

Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Ольга Владимировна Бокова. Я учитель русского языка и литературы МОШ СОШ №21 и одновременно являюсь классным руководителем  ваших сверстников  - пятиклассников.

Счастлива, что у меня появилась возможность познакомиться с вами и немного пообщаться! Сядьте поудобнее, настройтесь на общение. И будьте готовы преподнести мне  своё мнение. Знайте: любой ответ для меня важен.

Я хочу начать наш разговор с притчи.

Выпускники одного университета, которые стали успешными, пришли проведать профессора. Он давно был на пенсии, но ученики любили его и относились к нему, как к родному человеку. Говорили обо всем и, естественно, разговор зашел и о работе. Почти все выпускники жаловались, что у них проблемы и трудности в жизни, семье, на работе….

Профессор предложил гостям кофе. Он пошел на кухню и возвратился с подносом, на котором стояли разные чашки по форме и качеству: простые и изысканные, дорогие и дешевые, стеклянные, хрустальные, фарфоровые, пластиковые…

Каждый выпускник взял себе чашку. Профессор посмотрел на это и сказал:

«Друзья, вы разобрали все дорогие чашки, а простые и дешевые остались. Это говорит о том, что вы всегда желаете для себя иметь только лучшее, и вот в этом кроется источник ваших всех проблем.

Вам необходимо понять, что сама чашка не сделает кофе вкусным. Иногда бывает чашка дорогая, но она скрывает то, что из нее пьем.

Кофе – это то, что вы хотели, но не сама чашка! Но для себя каждый выбрал дорогую и красивую чашку, рассматривали их – у кого какая чашка, чья лучше.

Знайте, мои дорогие, что инструменты для хранения жизни – это деньги, общество, работа – это просто чашки! А вот кофе – это жизнь.

Качество жизни не меняется от того какую чашку вы имеете и не определит вашу жизнь.

Часто в жизни бывает, что все ваше внимание направляется на чашку и, самое главное, вы просто забываете насладиться вкусом кофе и жизни. Вы просто не живете, а существуете.

Сегодня мы будем с Вами обсуждать проблему: «Как можно понимать слова: красивая жизнь?» Мы поговорим о том, какой разной может быть наша жизнь.

Хотели бы вы отправиться в кругосветное путешествие на этой прекрасной яхте? А жить в таком доме и ездить на таком авто?

Каждый человек мечтает жить, наслаждаясь красотой и счастьем. Вот только представление об этой жизни у нас разное.

Ребята, как вы понимаете слова «Красивая жизнь»? Давайте составим ассоциограмму. У вас на столах лежат листочки. Запишите существительные, которые на ваш взгляд характеризуют в вашем представлении красивую жизнь.

Всё, что вы перечислили, называется ЦЕННОСТЯМИ.

Ценности - это то, с помощью чего человек может стать счастливым и сделать счастливыми других людей.

Ценности бывают материальные и моральные.

Материальные ценности можно потрогать, обменять, продать, купить. Если у человека нет материальных ценностей, мы считаем, что он бедный. И наоборот, если у человека много материальных ценностей, то он считается богатым.

Моральные ценности нельзя увидеть, купить, обменять. Они составляют характер человека, делают его здоровым или больным, добрым или злым, весёлым или грустным…

Предлагаю вам  внимательно прочитать список стремлений человека, отметьте, какие из них материальные.

Хорошее образование

Хорошая работа и карьера

Счастливая семья

Слава

Деньги, богатство

Дружба

Достижения в искусстве, музыке, спорте

Уважение и восхищение окружающих

Наука как познание нового

Хорошее здоровье

Уверенность в себе и самоуважение

Хорошая пища

Красивая одежда, ювелирные украшения

Власть или положение

Хороший дом, квартира

Сохранение жизни и природы на Земле

Счастье близких людей

Благополучие государства

Итак, мы с вами определились - материальные ценности: деньги, хорошая пища, красивая одежда, ювелирные украшения, хорошая квартира.

  • Кто  бы это хотел иметь?
  • А думали ли вы, какой ценой это все достается?
  • Красивая жизнь достаётся порой некрасивыми поступками. Какими?
  • Хотелось бы вам разбогатеть таким образом?

Как вы думаете, всегда счастливы богатые люди?

Приведу примеры.

Проведенный в Англии опрос 191 обладателя выигрыша в 160 тыс. фунтов стерлингов показал, что эти люди чувствуют себя несколько более счастливыми, чем ранее, но вместе с тем у них появились довольно серьезные проблемы. Например, эти «счастливчики» ощущают зависть и даже враждебность со стороны соседей и родственников, к ним без конца обращаются за материальной помощью, т. д. Некоторые из них поменяли место жительства (переехав, например, в более престижный район), но здесь столкнулись с неприятием и отторжением со стороны людей, стоящих на более высокой ступени социальной лестницы.

Многие из получивших крупный выигрыш бросают работу. В результате они испытывают одиночество. Как считают некоторые исследователи, несмотря на то, что в результате неожиданно свалившегося богатства жизненный уровень повышается (становится возможным приобрести новый дом, личную машину, приятнее провести отпуск и т. п.), нельзя с полной уверенностью сказать, что многие из этих людей стали более удовлетворены жизнью.

Кто-то видит красоту жизни в посещении шикарных ресторанов, клубов, вечеринок. Кто-то стремится поразить других дорогими и модными вещами: одеждой, машинами, золотыми украшениями. Кто-то гордится тем, что имеет возможность посещать различные страны и курорты. Но не с целью пополнения своих знаний, своего жизненного опыта, а только ради всевозможных развлечений. Да, они считают, что живут красиво.

Скажите, настоящая ли это красота?

Вся эта красота лишь внешняя, показная, ненастоящая, если нет ничего высокого за душой. Она не приносит никакой пользы, кроме праздного удовольствия.

Такое богатство  гарантирует счастье, дружбу, настоящую любовь?

Таким образом, мы сформировали второе значение выражения красивая жизнь. Это моральные ценности, то есть духовные. Какие ценности мы сюда можем отнести? Перечислите: природа, музыка, книги, общение. (дети называют)

Вот мы и определили  вторую группу людей, которые счастливы лишь от того, что живут и замечают красоту окружающего мира. Это люди, для которых главное душевная красота, духовные ценности. Я считаю, что жизнь у них интересная, красивая, счастливая. Это именно та категория людей, о которых всегда вспоминают только с благодарностью.

Все блага цивилизации, все достижения в науке, технике, искусстве совершаются людьми, которые прожили свою жизнь красиво — внесли свой вклад в развитие общества.

Что это за люди? (художники, актеры, ученые, артисты и т.д) 

Давайте поговорим по отдельности о каждой категории таких людей.

Например - ученые… ? Что полезного они сделали для нас? Какой вклад оставили для всего  человечества? (Ученые создают мощные машины и другие приспособления, которые облегчают труд человека.)

Врачи? (находят новые, эффективные и безопасные методы лечения болезней, даже тех, которые раньше считались неизлечимыми.) 

Учителя? (отдают свою душу и знания детям, стараясь воспитать их настоящими и образованными людьми.)

Писатели и поэты? (создают великие произведения, в которых восхваляют мужественных и благородных героев, описывают важнейшие события прошлого и настоящего, дают уроки нравственности и морали, учат различать добро и зло.)

 А разве можно переоценить значение искусства в нашей жизни!

Какой след оставляют для нас художники? Музыканты?

Все эти люди — музыканты и художники, врачи и учителя,  артисты и писатели — жили красивой жизнью?

 Почему вы так считаете?

 Потому что они имели цель, стремились ее достичь, совершенствовались по мере ее достижения. И всем этим они оставили после себя долгую память и уважение многих поколений.

Разве только известные люди могут прожить такую  красивую жизнь?

  И не только они — человек любой из многочисленных профессий на земле, даже самой, казалось бы, незаметной, проживает достойную жизнь, если отдает всего себя своему делу, если его труд дает положительные результаты, а значит, приносит пользу всему обществу.

Так что вы все-таки выбираете? Материальное или духовное?

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа для учащихся 5-7 классов:«Слов невесомых на свете нет…»

Материал для внеклассной работы с учащимися 5-7 классов о культуре речи....

Беседа с учащимися : «Красота: как ты это понимаешь?»

БЕСЕДА: «Красота: как ты это понимаешь?»...

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...

С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...

Разговор с учащимися на тему: Как можно понимать слова «красивая жизнь»?

                  Как можно понимать слова «красивая жизнь»?                        ...

Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."

Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."...

Разговор с детьми на тему Как можно понять слова «Красивая жизнь»?

Разговор с детьми на  темуКак можно понять слова «Красивая жизнь»?...