Классный час "20 лет Конституции РФ"
классный час (7 класс) на тему

Ермакова Эмилия Юрьевна

Автор: Ермакова Эмилия Юрьевна

Учащиеся 7 "Б" класса

Методическая разработка для старшеклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «О правах и обязанностях подростка», посвящённый 20-летию Конституции РФ.

Класс: 7«Б»

Количество учащихся:

Дата проведения: 02.09.2013 г.

Место проведения: классная комната, каб. №31

Ответственные: кл. руководитель, Ермакова Э.Ю., учащиеся 7 «Б» класса.

Оформление: тексты Конституции РФ, таблички с кратким текстом прав и обязанностей, жетоны для деления на группы (при необходимости).

Оборудование: классная доска, мультимедийный проектор, экран.

Тип классного часа: беседа с элементами деловой игры.

Методический комплект: сценарий, Конституция РФ, презентация.

Подготовительный этап: перед классным часом должны быть приготовлены 3-4 стола для работы групп (при условии, что сидящие за ними дети будут одновременно видеть слайды на экране и текст на доске), на которых разложены тексты Конституции РФ; на столе рядом с доской разложены таблички, жетоны, ножницы, мел.

Цель: ознакомление подростков со статьями Конституции РФ, провозглашающие их права и обязанности.

Задачи: 

1.Изучить содержание второй главы Конституции России.

2.Научить соотносить полученные знания с конкретными жизненными ситуациями.

3.Привлечь социальный опыт обучающихся для обсуждения проблемы безграничности свободы (права) человека.

4.Создать условия для формирования личностной позиции обучающихся по проблеме соблюдения прав и свобод.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

А) Приветствие педагога.

Б) Деление класса на 3 группы по 7-8 человек. Деление может быть проведено заранее педагогом и детям объявлен состав групп. Возможен вариант формирования групп с помощью жетонов разного цвета.

2. Этап формирования мотивации.

Педагог: «Очень часто можно услышать от взрослых и детей: «Вы не имеете права…», «У меня есть право…» Сегодня мы с вами узнаем, какие права граждан России считаются самыми важными, и поразмыслим над тем как добиться максимального их соблюдения»

3. Этап усвоения знаний об основных правах и обязанностях граждан России (с элементами деловой игры).

Педагог: «Для этого мы сейчас организуем работу с самым главным законом нашей страны – Конституцией РФ, которая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Прошу вас открыть главу вторую «Права человека и гражданина», прочитать те статьи, которые отмечены для вашей команды, и понять, какое право изложено. После этого представители команд подходят к столу, выбирают необходимые таблички и крепят их на доску». Во время работы групп педагог следит за ребятами, оказывает помощь, руководит прикреплением табличек в столбик на доску.

Педагог: «Молодцы, команды, быстро справились с заданием! Прошу озвучить найденные вами в конституции права человека и гражданина» Команды по очереди прочитывают с доски таблички.

Педагог: «Ни в одном государстве, ни в какое время не было возможным приобретение прав без приобретения обязанностей. Найдите во второй главе Конституции обязанности, подойдите к столу и прикрепите табличку. Какая из команд справится с этим заданием оперативнее?». Обучающиеся ищут в документе ответ на задание, озвучивают ответ (те, кто успеет первым) и крепят таблички.

Педагог: «Вы очень хорошо поработали с документом и теперь на доске у нас есть перечень основных прав и обязанностей россиян. А теперь я прошу команды посоветоваться и определить, какие из прав и обязанностей вы уже используете в жизни? Возле данной таблички прошу прикрепить красные жетоны» Команды крепят жетоны, в основном их мнения сойдутся, будет по три жетона около определенных табличек. Педагог обращает внимание на результат работы групп.

Педагог: «Посмотрите, ребята, часть прав вы уже используете, а часть нет. Почему?» Дети отвечают, что они не достигли определенного возраста, пока еще у них нет возможности реализовать эти права и др.

4. Этап осмысления причин нарушения прав человека и гражданина (с элементами игры).

Педагог: «Сейчас мы проведем небольшой эксперимент. Для его осуществления мне необходимо 5 (до 7) человек. Я прошу желающих выйди к доске». Обучающиеся выходят на небольшое пространство перед доской (1-1,5 м).

Педагог: «Участвующим в эксперименте я ставлю задачу: поставьте обе руки на пояс и покрутитесь на месте вокруг своей оси». По сигналу дети начинают крутиться на месте, положив руки на пояс, но недостаток места у доски приводит к тому, что они мешают друг другу. Возможно, кто-то сразу обратит внимание на малое пространство для этого занятия. Педагог не должен ничего объяснять до того момента, пока дети не начнут выполнять задание. Необходимо так организовать эту часть упражнения, чтобы никто не смог выполнить задание.

Педагог: «Почему вам, ребята, было неудобно?» Дети ответят, что было тесно, мало места, мешали друг другу.

Педагог: «Хорошо, я изменю условие эксперимента. Вы можете отойти в ту часть кабинета, какая вам необходима для выполнения задания». Дети расходятся в разные места и начинают вращаться, положив руки на пояс. По команде педагога упражнение прекращается.

Педагог: « Почему теперь задание удалось выполнить?» Дети ответят, что никто никому не мешал, было свободно, просторно, не боялись задеть кого-либо. Педагог благодарит за участие; обучающиеся возвращаются в группы.

Педагог: «Предлагаю вашему вниманию ситуации из жизни, когда кто-то нарушает права других людей. Внимательно смотрите на иллюстрации и пытайтесь ответить, какие права и кем они нарушены. Группы будут отвечать по очереди, при отсутствии ответа у отвечающей группы право ответа переходит к другой группе. Подсказка для вас – таблички на доске, текст Конституции». Обучающимся демонстрируются иллюстрации (презентация к уроку) и группы определяют, какие из прав нарушены и кем.

Педагог: «А вы, ребята, сталкивались ли в жизни с нарушением ваших прав?» Обучающиеся приводят примеры жизненных ситуаций. Педагог помогает с комментариями и выводами, предостерегает от повторений, подводит итог сказанному обучающимися.

Педагог: «Ребята, а сейчас я хотела бы вернуться к нашему эксперименту у доски. Был ли все-таки возможен другой вариант вращения?» Возможно, кто-то из детей предложит ответ, если нет, то поиск ответа необходимо подвести к следующим вариантам: крутиться по очереди, чтобы не мешать друг другу, возможны другие компромиссные варианты.

Педагог: «А теперь снова представьте вместо вращения свои права. Как же нам, реализуя свои права, не нарушать прав других людей?» дети говорят об уважении к другим, о необходимости компромисса.

5. Заключительный этап

Педагог: « В заключение нашего классного часа я прошу команды придумать слоганы на тему соблюдения прав человека и гражданина в рамках обсуждаемых сегодня проблем». Ребята предлагают слоганы, педагог их корректирует (при необходимости) и записывает на доске. На пример: «Требуешь прав своих – не забывай о других!» «Права есть - так и обязанностей не счесть!» «Хочешь счастливо жить – умей другим уступить!». Педагог благодарит детей за работу, выказывает уверенность, что они сумеют воспользоваться своими правами, не нарушая прав других людей.

 

Тексты карточек

На творчество. Ст.44

Обязанности граждан: (увеличить шрифт, разрезать)

Каждый гражданин имеет право

На равенство прав не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религии, и др. Ст.19

На равенство перед законом. Ст.19

На свободу и личную неприкосновенность. Ст.22

На неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ст.23

На свободу передвижения. Ст.27

На свободу совести, вероисповедания. Ст.28

На свободу мысли и слова. Ст.29

На получение, производство и распространение информации Ст.29

На объединение. Ст.30

На собрания. Ст.31

На участие в управлении государством. Ст. 32

На предпринимательство. Ст. 34

На частную собственность. Ст. 35

На свободный труд. Ст. 37

На отдых. Ст. 37

На семью. Ст.38

На социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности и т.д. Ст. 39.

На жилище. Ст. 40

На охрану здоровья и медицинскую помощь. Ст.41

На благоприятную окружающую среду. Ст.42

На образование. Ст.43

Забота родителей о детях и детей о родителях. Ст. 38

Уплата налогов. Ст. 57

Охрана окружающей среды. Ст. 58

Защита Отечества. Ст. 59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "День Конституции"

Презентация к классному часу для учащихся 9 класса....

классный час о конституции

Классный час в 9 классе о конституции  служит воспитанию патриотизма школьников...

Классный час "День конституции"

презентация к классному часу...

Классный час День Конституции

Занимательный материал в форме игры...

Классный час "День Конституции"

Методическая разработка классного часа в 7 классе к 20-летию Дня Конституции....

Классный час "День конституции".

Классный час "День конституции"....

Классный час: "История Конституции РФ"

Презентация к классному часу по патриотическому воспитанию...