Классный час в 9-м классе «Человек среди людей»
классный час (9 класс) на тему

Открытый классный час. Методический день в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_klassnyy_chas.docx38.61 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 9-м классе «Человек среди людей»

Цель: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в   самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и  самоопределения.

Задачи:

Организовать деятельность, способствующую:

выявлению тенденции нравственного развития учащихся;

осмыслению понятия «человек – личность»;

развитию потребности к самоанализу;

расширению представлений о себе, определению важных сторон своей личности;

осознанию старшеклассниками значимости определения ценностных приоритетов, жизненных целей.

Создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе как основу для открытого общения с собой и другими

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Психологический настрой

Здравствуйте те, кто весел сегодня!

Здравствуйте те, кто грустит!

Здравствуйте те, кто общается с радостью!

Здравствуйте те, кто молчит!

– Давайте улыбнёмся друг другу и начнём разговор о том, что волнует, на мой взгляд, всех.  Мы поговорим о человеке. Ещё  древние говорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники  тоже считают, что человек – самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если я спрошу об этом вас, то, наверняка, получу  разные ответы. И каждый из вас по-своему будет прав, потому что все вы неповторимы и индивидуальны. И вы подтверждаете это, постоянно произнося слова  «МОЁ», «ПО-МОЕМУ»,  «Я». А что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово «Я»?

Давайте ответим на вопрос: «Кто такой я?»

– Мы играем разные социальные роли в жизни, при этом очень важно всегда оставаться интересной  личностью. Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами,  торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать ее и мы. «Я – человек среди людей», –  так и будет звучать тема нашего классного часа.

Учащиеся выбирают себе роли, в которых, как они считают, раскроется их «я – человек, я – личность».

Я – дочь; (Хакимова Диана) – критик Хакимова Г.М.

Я – ученик (Коровянский Александр); - критик

Я – соседка (Харитонова Дарья); критик Хакимова Диана

Я – друг (Поляков Александр); критик – Харитонова Дарья

Я – брат (Саитов Альберт) критик - Коровянский Александр

2. Работа с понятиями

– Предлагаю начать с определения слова «личность». В различных источниках это понятие трактуется по-разному.

На доске 3 определения.

Личность – человек как носитель каких-то свойств. (С.И. Ожегов  «Словарь русского языка» 1987 г.)

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена общества

( Советский энциклопедический словарь, 1986 г.)

Личность – результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. (Учебник «Обществознание, 8 класс». Автор Кравченко А.И.2009 г.)

3. Групповая работа

– Подумайте и скажите,  какое из них вы считаете наиболее точным или дайте своё определение.

Каждый с точки зрения своей выбранной роли высказывается по этому поводу.

– Таким образом,  можно сказать, что личность – это человек, с одной стороны, обладающий определённым набором качеств, с другой стороны,  неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своём развитии долгий путь.

Итак, личностью не родятся, личностью становятся. На протяжении 19 века считалось, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся ещё до рождения. Семья, предки и гены полностью определяли то, кем и каким  будет человек. Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно говорят: «Ну, вот и всё!» А женщина, которая только что стала матерью, сквозь боль, сквозь слёзы тоже пытается улыбаться. «Нет, – качает она головой, – это только начало, начало новой жизни, нового человека». Слово «личность» употребляется по отношению к человеку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Она – относительно поздний продукт социального развития. Личность – высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы.

4. Индивидуальная работа

– В течение всей жизни человек стремится познать себя, задавая вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Где моё место в обществе?».  Сейчас каждый из вас подумает и запишет 2-3 качества характера, которые вам нравятся в себе.

Учащиеся в течение 2 минут выполняют задание, после чего делятся написанным со своими одноклассниками.

5. Рефлексия

– Просто  ли было определить свои достоинства?

– Что вы испытали, когда рассказывали о себе?

– Чем полезно данное упражнение?

6. Дискуссия

– Мы уже говорили о том, что каждый человек неповторим, по-своему уникален, обладает определённым набором качеств. Осознавая свои достоинства,  человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям, получает возможность открыто высказать своё мнение, почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные стороны. Как вы считаете, достаточно ли этих качеств для того, чтобы назвать вас зрелой личностью?

Ответы детей

7. Ранжирование ценностей. Групповая работа

– Говоря о вашей уникальности, мы не можем не говорить о тесной связи человека и общества, в котором протекает его жизнь. Незримыми крепкими нитями связаны мы с обществом, без которого «Я» бы не состоялось, мы зависим от него.

В отличие от взрослых, молодые люди более активно приспосабливаются к новым обстоятельствам, вырабатывая свои ценности, каковы же эти ценностные приоритеты современной молодёжи? С помощью теста «Мои ценности»  проведём исследование и обсудим результаты.

Учащимся предлагается проранжировать в двух группах следующие нравственные ценности:

(карточки висят на доске, учащиеся делятся на две группы и располагают карточки в порядке значимости)

Семья

Здоровье

Материальные ценности

Любовь

Дружба

Отечество

Творчество

Образование

Свобода

Интересная работа

У каждой группы может получиться свой вариант ранжирования.

8. Обсуждение результатов

– А почему вы именно так расположили ценности?

Ответы детей.

– Давайте, определим, какие ценности символизируют корни, какие – ствол, а какие – крону.

Выполняют задание

– Как вы думаете, почему именно дерево хорошо иллюстрирует расположение этих важных понятий?

9. Работа с персоналиями

– Предлагаю вам ещё раз вернуться к определению понятия личность.

Переход на слайд 2.

– Давайте обратимся к людям, проделавшим большой путь работы над собой, чтобы стать личностью. (Огорелков Алексей Витальевич, Бобырева Елена Павловна, Юсупова Жанна Мовладиевна) 

Учащимся предлагается подумать и ответить на вопросы: «Как эти люди добились того, что их имена стали известны всему нашему посёлку?», «Можем ли мы их назвать успешными личностями? Почему?»

Ответы детей

10. Подведение итогов классного часа

Стихотворение читает Захарова Анастасия

А ты?

Входя в дома любые –

И в серые и в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

– Закончить наш классный час я хотела бы притчей.

Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что

(Харитонова Д) никакой он не мудрец, я докажу  это: я поймаю бабочку, спрячу ее в  ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет: «Бабочка», – я спрошу: «Живая она или мертвая?» Если  он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит.

(Харитонова Дарья) «Что  у меня в ладонях?»

(Коровянский А.) «Бабочка».

(Харитонова Дарья) «А какая она, живая или мертвая?».

(Коровянский А.)  «Все в твоих руках!»

14. Итоговая рефлексия

Я прошу, чтобы каждый рассказал о чувствах, которые он сейчас испытывает, с чем уходит с нашей встречи. пригодится ли вам то, о чем мы размышляли? Я передаю вам Свечу Откровения. (Зажигает свечу. Дети высказываются, передают свечу по кругу.)

 Вытяните руки вперед, поднимите вверх, разведите в стороны. Вдохните полной грудью и скажите: «Я _ ЧЕЛОВЕК»

Диоген

После того, как Александр, разгромив на севере фракийцев, внезапным маневром вторгся в Среднюю Грецию и заставил смириться с его гегемонией Фивы и Афины, восставших было против спартанцев по смерти отца Александра Филиппа II, многие греческие знаменитости - философы, скульпторы, поэты, - соревновались меж собой в выражениях восхищения новому деспоту и спешили засвидетельствовать это лично.

Прибыв в Кранию и узнав о том, что в городе находится Диоген, чья скандальная слава в то время гремела уже на всю Грецию, юный царь, столь же любознательный, сколь и честолюбивый, решил, что неплохо бы ему встретиться с этим чудаком, отрицающим полезность государства, не верящим ни в каких богов, считавшим, что семья есть зло и что в свободном обществе женщины и дети должны быть общими. Он рассчитывал этой встречей добиться расположения черни, которая по-своему любила Диогена, как часто глупые люди любят блаженных дурачков, а бедные - нищих, в сравнении с которыми они кажутся себе, хоть ненадолго, не вовсе забытыми милостями олимпийцев.

Александр хотел взять с собой и Аристотеля, своего учителя, бывшего в то время еще при нем, но тот наотрез отказался. Аристотель также не советовал идти к Диогену и самому Александру, сказав, что это лишь унизит сан царя, и что из этой затеи не может выйти ничего хорошего, поскольку всем известно, что Диоген настоящий сумасшедший, не знающий ни к кому и ни к чему почтения, а потому следует опасаться его злого языка и непристойных насмешек. Но самоуверенный Александр лишь усмехнулся совету слишком рассудительного учителя - разве кто-то посмеет быть дерзким с ним, властителем Греции и будущем властелином мира, думал Александр? Да и что ему насмешки какого-то нищего? Нет, такая встреча обещала быть полезной, а по крайности - забавной.

И вот Александр, в сопровождении многочисленной свиты, бряцающей натертыми до блеска медными бляхами на кожаных нагрудниках, идет через пыльную площадь прямо к глиняной бочке, перед которой сидит обнаженный бородатый мужчина, чью срамоту едва прикрывает тонкая грязная полоска истертой от долгого употребления льняной материи. ( Вообще-то, то, что принято называть «бочкой», было не совсем бочкой, а большой амфорой, из тех, в которых обычно греки хранили вино или масло. Такие бочки назывались «пифос»). Площадь небольшая, но пока Александр, с застывшей на лице приветливой улыбкой, идет к Диогену, к свите успевает присоединиться огромная толпа - кажется, все население этого маленького городишки сбежалось сюда, чтобы понаблюдать необыкновенную встречу двух людей, таких разных, но одинаково великих в своей неповторимости.

И вот Александр останавливается перед сидящим на корточках Диогеном, и вся толпа застывает в молчаливом восторге, обступив их плотным кольцом.

Это был один из первых теплых весенних дней, и Диоген вылез из своей бочки, чтобы погреться на солнышке. Он сидел и беззаботно щурился на божий свет, почесывая иногда то свою густую рыжеватую бороду, то грязный бок, пока перед ним не возникла темная фигура красивого светловолосого юноши. Но Диоген, казалось, даже не заметил его появления и продолжал смотреть прямо перед собой, как бы сквозь этого человека и сквозь толпу, пришедшую вместе с ним.

Не дождавшись приветствия, и слыша за собой напряженное сопение толпы, Александр, все с той же приветливой улыбкой, сделал еще один шаг к этому наглецу и сказал:

- Здравствуй, славный Диоген! Я пришел сюда, чтобы приветствовать тебя. Вся Греция только и говорит о твоей новой мудрости, которую ты проповедуешь. Вот я и пришел посмотреть на тебя и, может быть, получить совет.

- Разве мудрость можно проповедовать? - спросил Диоген, еще более сощурив глаза. - Если хочешь стать мудрым, стань бедным. Но, судя по твоему виду, ты человек богатый и гордишься этим. Кто ты?

Лицо Александра на миг нахмурилось, но он взял себя в руки и вновь улыбнулся.

- Ты не знаешь кто я, славный Диоген? Я Александр, сын Филиппа. Может быть, ты слышал обо мне?

- Да, о тебе много говорят в последнее время - ответил бесстрастно Диоген. - Ты тот, кто взял штурмом Фивы и истребил там тридцать тысяч мужчин, женщин, детей и стариков?

- Ты осуждаешь меня? - спросил Александр.

- Нет, - ответил, чуть подумав, Диоген, - ты меня удивляешь. Говорят, что ты хочешь объединить греков, чтобы воевать с персами. Разве для этого необходимо было сперва перебить столько невинных? Ты надеешься объединить людей страхом?

Александр уже жалел, что не послушался учителя и пришел к этому жалкому оборванцу, но отступать было некуда: вокруг стояли греки - его народ, и от того, что он ответит этому наглецу, зависела, как казалось наивному юноше, судьба великого дела, которое он задумал.

- Но, Диоген, разве не ты говорил, что люди - по своей первичной природе - животные? А что делает человек, когда животное упрямится? Вот, что делаешь ты, когда осел, который везет твою повозку, вдруг станет и не хочет идти?

- Я не езжу на ослах - ответил Диоген простодушно. - Но, если бы такое случилось, я бы крепко подумал: почему осел стал? Ведь у каждого явления есть своя причина. Быть может он хочет пить? А может быть, ему захотелось пощипать сочной травки?.. Но я не езжу на ослах. Ведь животные не ездят на животных? Я хожу пешком - это и полезно и справедливо.

- Ты очень мудр - сказал Александр, сделав еще один шаг к Диогену. - Но твоя мудрость - это твоя мудрость. Если уж люди подобны животным, то они и различны как животные. То, что хорошо для овцы, не подходит для орла. А то, что хорошо для орла, не подходит для льва. И каждый из этих животных должен следовать своему предназначению.

- И каково твое предназначение? - спросил Диоген, чуть качнувшись вперед, словно задумав встать.

- Объединить греков, чтобы завоевать для них весь мир! - громко сказал Александр, чтобы все слышали его слова.

- Мир так огромен - раздумчиво произнес Диоген. - Скорее он завоюет тебя, чем ты его.

- Как бы он ни был огромен, при поддержке моих греков, я дойду до края земли! - уверенно воскликнул юноша.

- И что ты будешь делать, когда завоюешь мир?

- Вернусь домой - весело сказал Александр. - И буду отдыхать на солнышке так же беспечно, как ты сейчас.

Юному царю, этому баловню судьбы, казалось, что он с честью закончил столь трудный в начале разговор.

- Так тебе только для этого нужно завоевать весь мир? - спросил Диоген, и в его словах теперь уже явственно слышалась насмешка. - А что тебе мешает прямо сейчас сбросить свои блестящие одежды и усесться со мной рядом? Если хочешь, я даже уступлю тебе свое место.

Александр опешил. Он не знал, что ответить этому хитрецу, так ловко заманившему его в ловушку. Люди за спиной, еще минуту назад восхищенно молчавшие, теперь вдруг задвигались, глухо загудели, нашептывая в ухо соседям некие слова, а некоторые из них даже, не сдержавшись, прыскали сдавленным смехом в подставленные ладони.

- Ты очень дерзок, старик - выдавил, наконец, Александр. - Ни каждый бы осмелился так разговаривать с покорителем Фив. Вижу, что правы те, кто говорит, что ты не знаешь страха ни в делах своих, ни в словах. Если это твоя мудрость, то она сродни безумию. Но мне нравятся безумцы. Я и сам немного одержим. И потому я не сержусь на тебя и, в знак уважения к твоему безумству, готов выполнить любую твою просьбу. Говори - чего ты хочешь? Обещаю выполнить - или я не Александр сын Филиппа!

Толпа вновь притихла. И вновь Александру показалось, что он победил этого дикаря, не признающего над собой власти условностей.

- Мне ничего не надо - чуть слышно ответил Диоген в совершенной тишине, и впервые за всю беседу улыбнулся ясной улыбкой ребенка. - Впрочем, если тебе не трудно, отойди чуть в сторону - ты мне загораживаешь солнце.

Александр побагровел. Он ничего не слышал, кроме ударов крови во вздувшихся у виска жилах. Он схватился за рукоять меча и стоял так, словно парализованный…

Наконец рука его соскользнула с рукояти и повисла, безвольно болтаясь, вдоль тела. Толпа облегченно вздохнула.

Александр круто развернулся и двинулся прочь. А впереди него шли его солдаты, грубо расталкивая еще не пришедшую в себя от всего услышанного толпу.

Так закончилась эта история.

Впрочем, существует и другая версия - более распространенная. В ней говориться, что последнее слово осталось все же за Александром, будто бы воскликнувшим в восхищении на безумные слова Диогена:

- Клянусь, если бы я не был Александром, я хотел бы стать Диогеном!

В этой же истории говорится, что Александр в тот же вечер послал Диогену воистину царские подарки, которые тот, почти все, раздарил по своему обыкновению случайным людям, оставив себе лишь кувшин с вином и немного хлеба с сыром.

На самом деле, этот запоздалый ответ придумал для Александра Аристотель. Он же и запустил рассказ о встрече великого Александра с великим Диогеном, с придуманной им концовкой, в народ, когда они прибыли в Афины.

И поэтому можно с уверенностью предположить, что жители маленького городка Крания вряд ли спали в ту ночь, ожидая от Александра, известного своей мстительной жестокостью, неминуемой беды, ибо они невольно стали свидетелями самого первого и самого унизительного поражения будущего Александра Великого, действительно завоевавшего впоследствии почти весь мир. Но с той же уверенностью можно предположить, что в ту самую ночь Диоген один в целом городе спал безмятежным сном в своей глиняной бочке, свернувшись калачиком под своим дырявым плащом и улыбаясь во сне ясной детской улыбкой, как только мог улыбаться он, Диоген - человек-собака.

Еще в других версиях этой истории говорится о том, что Диоген, якобы, напророчил Александру, что тот не вернется из своего великого похода. Также по поводу Диогена и Александра говорят, что они умерли почти одновременно. Есть даже совершенно фантастическая история о встрече Александра и Диогена после смерти - когда они, один за другим, переплывали волны Стикса, и даже приводиться их разговор. Но мы повторять эти бредни не будем, поскольку нас интересует жизнь Диогена, а не его посмертное существование, тем более что сам Диоген не верил в загробную жизнь.

Гораздо интереснее другие истории о Диогене. Например, о том, как однажды Диоген решил поразглагольствовать о философии с людьми на площади, но его никто не слушал. Тогда Диоген засвистел по-птичьи, и сразу вокруг него образовалась большая толпа. И вот что сказал разозленный Диоген собравшимся:

- О, глупые афиняне, вы не хотите слушать человеческие речи, но стоило мне защебетать и вы слетелись, словно птицы на крошки, и готовы стоять часами, разинув клювы!

Или другая история, о том, как однажды Диоген начал кричать на площади: люди, люди! А когда люди собрались, бросил им в лицо:

-Я звал людей, а собралось одно дерьмо.

Чем закончилась эта история неизвестно, но мне представляется, что его могли и побить, несмотря на все уважение к его славе.

А еще есть история о том, как Диоген ходил по Афинам днем с зажженным фонарем, выкрикивая на каждом шагу:

- Ищу человека! Ищу человека!

Когда же к нему кто-нибудь подходил и спрашивал, кого именно он ищет, Диоген отвечал:

- Уж верно не тебя, свинья! (Или - «собака» или «осел», в зависимости от вида подошедшего).

.

Еще известна байка о том, как Диоген просил милостыню у статуи, а когда его спросили, зачем он занимается столь глупым занятием, ответил, что занятие это вовсе не глупое, что таким образом он приучает себя не расстраиваться, когда ему отказывают в милостыни люди.

Однажды, рассказывают, некий вельможа привел его зачем-то к себе в дом. Дом этот был убран весьма богато, повсюду были дорогие ковры. Зная плебейские привычки Диогена и его неуважение к ценным вещам, вельможа попросил Диогена не плеваться - и тут же получил плевок в лицо.

- Извини, я не нашел в доме места грязнее, чем твое лицо - сказал Диоген ошеломленному вельможе. - Но ты ведь сам виноват, что после твоих слов мне так захотелось плюнуть!

Повернулся и ушел.

Как-то Диоген увидел мальчишку, пьющего воду из фонтанчика горстью. В тот же миг Диоген вынул из сумки свою чашку и выбросил ее, сказав, что сопливый мальчишка превзошел его, философа, в достижении простоты жизни.

Есть и совсем бесстыдные рассказы о Диогене: о том, как он иногда мочился по-собачьи на глазах у изумленных людей, или о том, как, тоже на виду у всех, мастурбировал. Делая последнее, он будто бы сказал:

- Как жаль, что голод не похоть и его нельзя умерить простым поглаживанием!

Диогена однажды спросили, почему у него всегда хорошее настроение. Он ответил на это - назло завистникам.

А ведь нищему Диогену действительно многие завидовали!

Когда у него спросили однажды, в какое время лучше обедать, он сказал:

- Наверное, ты богат, раз можешь выбирать себе время для обеда.

Прося подаяние, он как-то сказал одному прохожему:

- Если ты подаешь другим, подай и мне. Если же никогда не подаешь, начни с меня!

Как-то Диоген попал в толпу выходящую из театра после спектакля и пытался продраться сквозь нее, расталкивая всех встречных. Когда кто-то, надеясь его образумить, спросил, зачем он так упорно стремиться туда, откуда уже все уходят, он сказал:

- Я всегда делаю обратное тому, что делают другие. Не стану делать исключение и в этот раз.

А вот еще одно из изречений Диогена, дошедшее до нас: «Самое лютое из диких животных есть злословие. А самое коварное из животных прирученных человеком - лесть».

На вопрос, почему люди охотно подают хромым и слепым, но не хотят поддерживать милостями философов, Диоген ответил:

- Потому что слепым или хромым может стать всякий, а философом - лишь избранный.

  Классный   час

« Человек живет  среди   людей »

Цель: формирование умений и навыков в сфере общения, умения слушать и слышать другого человека.

Оборудование: листы бумаги, ручки, свеча, спички, металлическая емкость.

 Стулья учащихся поставлены в круг

Ход  классного   часа

 Поклонившись, мы друг другу сказали...

 Здравствуйте!

 Что особого мы друг другу сказали...

 Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

 Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

 Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

 Здравствуйте, мне сегодня очень приятно встретиться с вами.

 Человек живет  среди   людей . Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Так построена жизнь. Одиночество мучительно, неестественно для человека, особенно когда он молод и полон сил. И от того, умеем ли мы общаться, иногда зависит наше счастье.

 В фильме о проблемах молодежи «Доживем до понедельника» звучали такие слова: «Счастье- это когда тебя понимают..».

 Вопросы:

 Что для вас означает эта фраза?

 Всегда ли вас понимают?

 Что лично вам необходимо для счастья ? Что для вас важно сейчас? (Ответы детей по кругу.)

Учитель. Все мы разные и понятие о счастье у нас разное, но многие сейчас говорили о друзьях, семье, близких, о взаимопонимании с ними.

 «Счастье – это когда тебя понимают..» Но стараешься ли ты сам понять другого человека, тем самым сделав его чуточку счастливее? Умеешь ли ты слушать и слышать другого человека? Это для вас важно? Это и будет темой нашей сегодняшней встречи.

 Умеем ли мы слушать и слышать другого человека? Давайте проверим.

 Многие из вас наверняка были в ситуации, когда переданная информация о событиях или о вас самих доставляла вам массу неприятных эмоций, и вы даже не задумывались о том, насколько эта информация верна, вспыхивали, обижались, вели себя несдержанно. И лишь потом выяснялось, что же произошло. Сейчас мы увидим механизм передачи информации. Может быть, это поможет вам в будущем.

Игра « Испорченный телефон»

 Для игры 5-6 игрокам предлагается выйти за дверь. Одному из игроков предлагается выйти за дверь. Одному из игроков сообщается информация, его задача - запомнить ее и пересказать тому, кто находился за дверью. Затем информация передается от одного к другому, от другого к третьему и т. д. Присутствующие наблюдают, как при передаче информация искажается.

 Переданную последнему игроку фразу сравнивают с первоначальной (Вариант: в третьей четверти домашние задания отменят, их будут задавать только тем, кто хочет учиться на «4» и «5»).

 Делают вывод: мы слышим не всегда то, что нам говорят. Слушать и слышать – это не одно и то же. Благодарю всех участников игры. Аплодисменты.

Игра «Банк претензий»

 Всегда ли вас понимают дома? Вспомните ситуации, когда вас не понимали.

 Почему возникает непонимание, из-за чего чаще возникает конфликт с близкими? Напишите ваши претензии на листе бумаги. Я не буду их читать, а положу на край стола.

 Это серьезные проблемы? Кто должен уступить. После легенды мы вернемся к вашим претензиям.

 Ведущий рассказывает «Легенду о материнской любви» В. А. Сухомлинского.

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях».

Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в хате».

переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке».

Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце.

Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: « Сыночек, не больно ли ты ушиб колен? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и стали двумя курганами. Каждое утор восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...

 Что вы теперь чувствуете?

 Вот ваши претензии. Как с ними поступить? Сжечь (сжигают в металлическом ящике) Почувствуйте едкий дым ваших обид. Запишите ваши чувства и мысли, которые возникнут у вас, когда вы будете размышлять над сегодняшним занятием. Отдайте их маме. Пусть она узнает о ваших чувствах. Это будет хороший шаг к взаимопониманию и умению ценить и беречь близких.

 Каждый из вас уникален. Вы – единственный и неповторимый. Вы - нечто новое в этом мире. Нигде нет другого такого же человека, как вы.

 Каждому при рождении дается имя. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Как вас будут называть, когда вы вырастете? Произнесите вслух свое «взрослое» имя. У вас в руках «цветок вашей души». Посмотрите на него, почувствуйте его настроение. какого оно цвета? Выберите кружок соответствующего цвета, приклейте в центр цветка и напишите то имя, каким вас называют друзья, близкие; имя, которое вам наиболее приятно, или то, каким хотели бы, чтобы вас назвали.(участники делятся на группы по5 человек)

 На лепестке цветка напишите качества, которые вас характеризуют, ваши умения, достоинства. Оставьте свободными 4 лепестка. Передайте свой цветок соседу. На одном из свободных лепестков он запишет то, что ему нравится в человеке, имя которого в сердцевине цветка. Цветками обмениваются до тех пор, пока каждому не вернется «его» цветок.

 Прочитайте, что хорошего написали о вас друзья. Спасибо.

 Как чувствует себя твой цветок?

 Что нужно, чтобы вместе этим цветам было хорошо? Перед вами «поляна». Найдите место, где вашему цветку будет уютно, комфортно. (Дети приклеивают цветы на «поляну»)

 Как назовем эту цветочную поляну? (дети предлагают и записывают название.)

Игра «Свеча откровения»

 Прежде чем расстаться, попрошу вас встать в круг.. Мне было приятно с вами общаться.

 Я прошу, чтобы каждый рассказал о чувствах, которые он сейчас испытывает, с чем уходит с нашей встречи. пригодится ли вам то, о чем мы размышляли? Я передаю вам Свечу Откровения. (Зажигает свечу. Дети высказываются, передают свечу по кругу.)

 Спасибо.

 Вытяните руки вперед, поднимите вверх, разведите в стороны. Положите на плечи вашим друзьям. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.(Все вместе исполняем песню)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Человек среди людей"

Ознакомить учащихся с «культурой мира» и раскрыть его составляющие....

Воспитательная программа "Человек среди людей", для классных руководителей 5-9 классов.

Школа – это большой и сложный организм. Обучение и воспитание в ней должны освещаться высокой целью. Такой целью, мерой всех вещей является человек, личность. Значит, из всех показателей оценки школы ...

Обобщающий тест по обществознанию 6 класс "Человек среди людей"

Обобщающий тест по теме «Человек среди людей»Вариант 1.А1. Чувство, прямо противоположное симпатии:1.      стереотип2.      антипатия3....

Классный час в 9 классе. Человек среди людей.

Вы, ребята, в таком возрасте, когда человек совершает одно из величайших своих открытий - открывает самого себя. Для чего? Для того, чтобы оценить свои возможности, найти пути самосовершенствования и ...

Открытый классный час "Человек среди людей"

Цели: 1. познакомить учащихся с понятием « культура мира» и раскрыть его составляющие; 2. показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я - концепции, позитивного о...

Классный час. Тема: «Человек среди людей» (7 класс)

Классный час. Тема: «Человек среди людей» (7 класс)...

С/Р 6 класс "Человек среди людей"

С/Р по главе 3 учебника Боголюбова...