План воспитательной работы
методическая разработка на тему

План воспитательной работы 5-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty.docx67.41 КБ

Предварительный просмотр:

Городское общеобразовательное учреждение

гимназия №491 «Марьино»

ПРОГРАММА

“Всестороннее

 развитие  личности в классном коллективе”.

 

Классный руководитель  

Карапетян А.М.

8 «А»

Пояснительная записка

В современной педагогике существует ряд идей, которыми можно руководствоваться в организации воспитательной работы:

- воспитание - это органическая часть целого, т. е. "образования личности", оно осуществляется и под влиянием внешних факторов социализации, и внутренних процессов саморазвития личности (индивидуализации);

- процесс воспитания - это взаимодействие (сотрудничество взрослых и детей с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса;

- реализм целей воспитания" означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности; базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания;

- идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающей для гуманистической ориентации педагога;

- участие детей во внеурочной воспитательной работе школы должно быть добровольным делом каждого и быть органическим звеном целостного образовательного процесса;

- коллективная творческая деятельность ("коммунарская идея") - это совокупность задач, методов, технологий, обеспечивающих создание развивающей гуманистической самоуправляющейся общности детей и взрослых.

Означенные идеи сыграли определенную роль в формировании демократического сознания педагогических коллективов, частично вошли в Закон РФ "Об образовании" в виде таких постулатов: воспитание как часть образования, самоопределение личности как цель образования, добровольность участия детей во внеурочной деятельности и свобода выбора занятий.

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность  в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

      Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать  - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.         

На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.

Цель программы: 

 - поэтапное создание условий для развития личности ребенка;

- воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной и трудовой деятельности и нравственному поведению;

 - воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию;

- формирование разносторонне развитой  личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Задачи: 

 1.Создать

- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного  развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;

 - благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.

- развивать творческие способности  школьников;

 2. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.

 3. Воспитывать в детях:

- любовь к Родине, своему селу, родному дому;

- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость); 

- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;

- потребность в здоровом образе жизни;

- знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины, приобщать учащихся к культуре своего отечества, народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;

- прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.

- развитие потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;

- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;

4. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;

5. Формирование системы самоуправления в классе.

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап -2011-2012 уч.год. (5 класс)

2 этап -2012-2013 уч. год.(6 класс)

3 этап -2013-2014 уч. год. (7 класс)

4 этап -2014-2015 уч. год. (8 класс)

5 этап -2015-2016 уч. год. (9 класс)

 Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся;  дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и  игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.

В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей,  организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности. 

В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий,  В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.

В основе теории следующие принципы:

“Все дети талантливы.

Плох не ребенок, плох его поступок.

В каждом ребенке чудо, ожидай его”.

                  Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.

Свою работу ориентировала   на следующие  направления:

1. Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя, именно на этом стоится самоуправление в классе.

2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора).

3. Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.)

Цели воспитательной работы с классом:

- переход от педагогики требований к педагогике отношений: педагогика отношений строится на взаимопонимании, доверии, уважении;

- гуманно-личностный подход к ребенку – формирование положительной концепции, каждый ребенок обладает способностями, приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности – доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность;

 - единство обучения и воспитания – создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: “Учиться победно”.

Можно выделить  основные целевые направления:

1. Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности.

2.Гуманизм и коллективизм как позиции характеризующие ребенка в его отношении к людям.

3.Отношение к труду, что является показателем человеческой сущности.

4.Любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.

5.Преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей.

6.Физическое воспитание и гигиеническая культура.

Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.

 С 2007 года я являлась классным руководителем в 5 классе, понимая сложность педагогической ситуации, надо было уделить особое внимание сплочению коллектива, созданию благоприятного психологического климата, характеризующегося защищённостью каждого его члена, мобильностью, психологической свободой, работоспособностью, инициативностью.

Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:

- гуманизация обучения и воспитания;

- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;

- общественная направленность воспитания;

- связь воспитания с жизнью, трудом;

- опора на положительное в воспитании;

- личностный подход; учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников; 

- единство воспитательных воздействий.

-  принцип  гуманизации (гуманного отношения к личности воспитанника;  уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; ненасильственного формирования требуемых качеств);

Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).

Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

 «Я – гражданин России».

 «Моя Родина».

«Здоровый образ жизни».

 «Мир прекрасного».

  «Ученическое самоуправление».

Самоуправление класса

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  1. Познай себя – это интересно!
  2. Сотвори себя – это необходимо!
  3. Утверди себя – это возможно!
  4. Прояви себя – это реально!

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Принципы деятельности органов самоуправления:

- добровольность;

- демократизм;

- гуманизм;

- социальная направленность;

- творчество;

- разновариативность;

- самостоятельность.

Для достижения данных принципов необходимо:

- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;

- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;

- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:

• классный ученический совет, его председателя и заместителя;

• избирает представителей в  школьный  ученический  совет;

• решает вопросы жизни классного коллектива;

• утверждает общественные поручения;

• слушает отчеты об их исполнении;

• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;

• вырабатывает предложения в адрес  школьного совета.

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащийся мог попробовать себя в различных ролях.

 Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:

Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.

Сектор «Экологии» -  отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание,), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса,

.

  1. Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, , Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), отвечает за возложение цветов.
  2. 2.Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров,  составление развлекательной программы.

3.Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.

4.Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.

5.Сектор «Труда и заботы». Сектор  организует  поздравление  ветеранов,  обеспечивает  участие  класса  в  проводимых  школою  акциях  милосердия  и  прочих  акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.

Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.

«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета: 

- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

В своей работе использую разные формы проведения мероприятий: классные часы, праздник, акции, конкурсы рисунков, стихов, сочинений;  экскурсии, спортивные праздники, КВН, театрализованные представления, исследовательскую работу, диагностические исследования, классное самоуправление. Необходимо подчеркнуть особую роль классного часа.

“Классный час есть форма прямого общения  воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов):

Примерная тематика классных часов

Гражданско-патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Тема

Форма проведения

5 класс

1

«Люди мира, на минуту встаньте!»

классный час с презентацией

2

«У войны — не женское лицо».

классный час

3

«Праздник Народного единства. Что мы празднуем?»

беседа

4

«Аты - баты! Стань солдатом!»

классный вечер

5

Мы составляем наш автопортрет.

анкетирование

6

"История Отечества"

Классный час

7

«Ему было всего 19"(посвящается погибшим в Афганистане)

классный час с презентацией

8

"Я ребенок – я гражданин".

классный час: ролевая игра

9

"Символы государства".

классный час

6 класс

1

"Ради жизни на земле"

литературно-музыкальная композиция с презентацией

2

«Знаменательные события, известные люди в историиРоссии».

беседа

3

«1150 лет российской государственности»

беседа

4

«Символика России».

классный час: своя игра

5

«Я и мой класс».

диагностический тест

6

"Защитник Отечества — каков он?"

открытый урок: ролевая игра

7

"День защитников Отечества".

праздник

8

"Живая память" (посвящается погибшим в Афганистане).

классный час с презентацией

9

«200 спустя. Бородинское сражение.»

беседа

10

«Новый закон на защите детства»

урок-презентация

7 класс

1

"Давайте, люди, никогда об этом не забудем!".

классный час

2

 Игра "Счастливый случай".

классный час, посвященный 23 февраля

3

"Горжусь тобой, моя Россия".

                       классный час

4

«Москва – столица России».

урок гражданственности и патриотизма   (с презентацией)

5

«Поговорим об ответственности».

правовая беседа с презентацией

6

 «Всему начало - отчий дом».

классный час

7

«Закон, по которому мы живём».

классный час с презентацией

8

«Семейная летопись».

классный час

9

«Поле русской славы. Куликово поле».

классный час с презентацией

10

«Именем Екатерины нареченный» .

урок-презентация

8 класс

1

"Идут по войне девчата".

классный час

2

"На войне детей не бывает".

историко-литературная композиция

3

"Я ребенок – я гражданин".

классный час

4

"Москва и москвичи» классный час.

классный час с презентацией

5

“Я имею право на…”

дискуссия

6

“Великая Отечественная война».

классный час с презентацией

7

«Афганистан – наша память и боль».

классный час с презентацией

8

«Конституция – закон жизни».

классный час с презентацией

9 класс

1

«О любви и войне».

литературно-музыкальная композиция

2

«Через века, через года помните…»

урок мужества, освобождению СССР от немецко-фашистских захватчиков

3

«Знай и люби свой край».

классный час с презентацией

4

«Последний поход» (в память о погибшем экипаже АПРК «Курск».

классный час

5

«Именем святой Екатерины».

игра «Колесо истории»

6

Мы – русские, мы – россияне».

классный час

7

День воина-интернационалиста».

классный вечер

8

"Человек и закон".

деловая игра

Нравственное воспитание

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Тема

Форма проведения

5 класс

1

“По каким правилам мы живём?”        

«Уроки нравственности». Анкетирование, составление нравственного кодекса.        

2

“Человек – сам себе враг?”

“Уроки нравственности”

3

«Наш класс. Законы жизни».

беседа

4

День памяти жертвам Беслана.

беседа

5

«Отношение к школе и её имуществу».

беседа

6

"Праздник мам".

праздник

7

«Семейная летопись».

классный час

8

«Он первый. День космонавтики.

классный час с презентацией

6 класс

1

«Мои духовные ценности».

“Уроки нравственности”. Диагностика духовных ценностей учащихся.

2

“Нет уз святее товарищества”.        

“Уроки нравственности”. Практикум 

3

“Человек среди людей”.        

“Уроки нравственности”.

4

«Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?»

беседа

5

«Этикет и мы! Проблема разговорной речи».

беседа

6

«Дом без одиночества».

классный час с презентацией

7

«Весенний калейдоскоп».

праздник, посвящённый 8 марта

8

 «Мои права и обязанности».

классный час

7 класс

1

“Что такое культурный человек?”

“Уроки нравственности”

2

“Что такое интеллигентность?”        

“Уроки нравственности”

3

“Сам себя воспитать должен”.

“Уроки нравственности”

4

"Сладкая жизнь."

КВН, посвящённый 8 марта

5

«Как научиться управлять собой».

классный час

6

«Я и учитель».

диспут

7

«Мы составляем наш автопортрет».

беседа

8

День памяти воинской  славы.

классный час

8 класс

1

“Внешний облик – внутренний мир”.

диспут

2

“Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание”.

“Уроки нравственности”

3

“Человек и его судьба”.

“Уроки нравственности”

4

«Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности».

“Уроки нравственности”

5

«Есть ли у юных идеалы?!»

дискуссия

6

«Умеем ли мы общаться?»

деловая игра

7

"Весеннее настроение".

праздничный тур конкурса "А ну-ка, девочки"

8

«Поощрение и наказание в семье».

беседа

9 класс

1

“Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей”.

“Уроки нравственности”

2

“Десять Заповедей – основа нравственности человечества”.

“Уроки нравственности”

3

“В чём смысл жизни?”        

дискуссия

4

“Как стать счастливым?”        

дискуссия

5

«И в шутку и всерьез».

          вечер, посвящённый 8 марта.

6

«Будем милосердны к старости!»

“Уроки нравственности”

7

«Карманные деньги»

дискуссия

8

«Соборы и храмы Москвы»

классный час

Экологическое воспитание

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Тема

Форма проведения

5 класс

1

«Как растения показывают погоду и время».

классный час с презентацией

2

«Берегите эти земли, эти воды».

классный час с презентацией

3

“Эти забавные животные”.

беседа

4

«Охрана и использование животного мира».

классный час с презентацией

5

“Природа Москвы и области»

беседа

6

 «Мир вокруг нас».

классный час

7

 «Загадки осени».

праздник

8

 «Моё место в природе».

беседа

6 класс

1

Конкурс знатоков природы.

игровая программа

2

«Электрические станции на службе человека».

классный час с презентацией

3

«Экология».

классный час

4

«В защиту матери-земли».

классный час

5

«Береги лес от пожаров».

классный час

6

«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя».

КВН

7

 «В мире животных».

урок-путешествие

8

«День воды».

внеклассное занятие

7 класс

1

«И я – природа»

беседа

2

«Экологическая тропа».

заочное путешествие по заповедникам

3

«Чернобыльская  катастрофа».

урок памяти

4

«Глобальный экологический кризис».

классный час с презентацией

5

 «Цветы в жизни человека».

классный час

6

 «Планета заболела».

конкурс плакатов

7

 «Знаешь ли ты деревья?».

игра-лото

8

 «Осень в лесу».

праздник

8 класс

1

«Робинзонада с растениями».

классный час с презентацией

2

«Зелёная жемчужина».

беседа

3

 «Птичьи разговоры».

КВН

4

«Тайна старого леса».

классный час

5

История возникновения и развития экологии.

беседа

6

“Оранжерея на окне».

классный час

7

"Жизнь под угрозой"

внеклассное мероприятие

8

"Колобок на новый лад"

игровая экологическая программа

9

"Цветы в легендах и преданиях"

классный час с презентацией

9 класс

1

«Нет дерева сердцу милее»

классный час с презентацией

2

Экскурсия в природу.

классный час

3

 «Что? Где? Когда?»

игра-турнир по экологии

4

Цивилизация - начало борьбы с природой.

беседа

5

“Этот пестрый, волшебный, загадочный мир”

классный час, (Экологическая пьеса о лесе)

6

Внимание: бытовые отходы

классный час

7

"Энергетика: вчера, сегодня, завтра…"

деловая игра

8

"Берегите землю, берегите"

классный час с презентацией

Физическое воспитание и здоровый образ жизни

Физическая активность и позитивное отношение к физкультурно-спортивной деятельности - важный элемент организации физического воспитания студенческой молодежи. В высшей школе необходимо привлекать студентов к занятиям физическими упражнениями и формировать у них здоровый образ жизни. Определены новые направления подготовки будущих специалистов для формирования здорового образа жизни и культуры досуга в современном обществе. Данное направление должно стать одной из важных сфер деятельности высших заведений образования.

Тема

Форма проведения

5 класс

1

«Здоровье – бесценное богатство».

анкетирование

2

«О вкусной и здоровой пище».

беседа

3

«В здоровом теле…».

с презентацией

4

«Папа, мама, я – спортивная семья».

спортивная игра

5

«Правила дорожные знать каждому положено».

цикл бесед

6

Соблюдение правил техники безопасности.

цикл бесед

7

«Урок здоровья».

классный час

8

«Умелые пожарные».

классный час

6 класс

1

«Я выбираю здоровье».

беседа

2

«Вино вину творит».

классный час с презентацией

3

 «Путешествие в Египет»

спортивное мероприятие

4

"Урок здоровья".

ролевая игра

5

«Формула здоровья».

дискуссия

6

 «Суд над сигаретой».

ролевая игра

7

«Не сломай судьбу свою»

классный час с презентацией

8

«Большие гонки».

соревнование

9

Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.

Цикл бесед

7 класс

1

"Спортивное казино".

игровая программа

2

"Берегите жизнь".

спектакль "

3

«Причины суицида среди подростков»

беседа

4

«Человек и наркотики».

классный час с презентацией

5

«Вместе мы сильнее наркомании».

диспут

6

Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.

цикл бесед

7

 «Как уберечься от гриппа?»

классный час с приглашением медработника

8

«Биологические добавки».

классный час с презентацией

«Про злого колдуна Сколиоза Близорукого и добрую фею Гигиену Прекрасную».

театрализованное представление.

8 класс

1

«Мутагены. Их влияние на природу и человека».

классный час с презентацией

2

«Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека».

классный час с презентацией

3

«Не пей, Митя».

театрализованное представление.

4

Проблема наркомании.

5

Стресс в нашей жизни.

тренинги

6

«Спид – болезнь 21 века».

беседа

7

Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.

цикл бесед

Цикл бесед

8

«Коктейль здоровья».

классный час

9 класс

1

День борьбы со СПИДом.

классный час с приглашением медработника

2

«Наследственные болезни».

классный час с презентацией

3

Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.

цикл бесед

4

«Дорожные приключения».

классный час

5

«Быть здоровым – жить в радости».

классный час

6

«Как Иван-царевич Змея Горыныча победил».

сказка

7

«Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека).

классный час

8

«Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить».

классный час

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе — в широком смысле — целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органическая составная часть коммунистического воспитания; в более узком смысле — целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности.

Тема

Форма проведения

5 класс

1

"Слава рукам золотым!"

устный журнал

2

 «Мой дом – наведу порядок в нём»

классный час

3

«Без труда ничего не даётся»

классный час с презентацией

4

 «Мои обязанности в семье»

беседа

5

“Мамина помощница”

праздник

6

“О лени и лентяях”.

классный час

7

“Книжкин праздник”

десант в школьную библиотеку

8

БУНТ

6 класс

1

беседа

2

Беседы о профессиях.

классный час с презентацией

3

«Волшебный узелок»

Выставка

4

 «Берегите нашу Землю».

Субботник

5

“Об аккуратности”

беседа

6

Картофельный банкет

праздник

7

"В поисках будущей профессий»

классный час

8

"Дежурный по школе»

классный час

7 класс

1

Беседы о профессиях. Строительные специальности.

Классный час с презентацией

2

“Труд в нашей жизни”

беседа

3

Внеклассное мероприятие "Кулинарный поединок"

классный час

4

Участие в субботниках.

5

«Его величество – Хлеб»

классный час

6

"Подарок для мамы»

мастерская

7

"Я в мире профессий"

классный час

8

«Подари книге вторую жизнь»

акция

8 класс

1

«Мир профессий и твоё место в нём».

классный час

2

"Разделение труда. Классификация профессий".

классный час

3

«День Земли».

участие в субботниках

4

"Путешествие в Город мастеров".

классный час с презентацией

5

"Сто дорог — одна твоя".

классный час

6

Трудовые десанты.

9 класс

1

«Влияние темперамента на выбор профессии»

классный час

2

«Профессии. Которые мы выбираем»

классный час

3

«Чем пахнут ремёсла»

классный час с презентацией

4

"Я в водители пошел..."

классный час

5

"Новое время — новые профессии"

классный час с презентацией

6

"Профессия моих родителей"

классный час

7

Трудовые десанты

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание  - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.

В социалистическом обществе Эстетическое воспитание ведется в интересах всего народа, строится на единых научно-методологических основах. В капиталистических странах эстетические ценности в полной мере являются достоянием элиты. Эстетические потребности широких слоев народа удовлетворяются главным образом «массовой культурой», направленной на подчинение сознания масс интересам буржуазии. Коммунистические и рабочие партии, демократические силы этих стран ведут активную борьбу с примитивизмом и антиэстетизмом в «массовой культуре».

Тема

Форма проведения

5 класс

1

 «Музыка и мы»

беседа

2

«Красота внешнего облика. Мои жесты»

беседа

3

«Юные дарования».

конкурс

4

Культура чаепития.

ролевая игра

5

«Голубые цветы Гжели»

классный час с презентацией

6

Путешествие в страну "Чистых слов"

классный час

7

«Лотерея вежливости».

классный час

8

«Мы ищем Золушку».

конкурсная программа

9

"Культура поведения в школе и школьный этикет"

классный час

6 класс

1

«О красоте и мужестве»

беседа

2

«Музыкальная семья»

классный час с презентацией

3

«Жостовский букет»

классный час с презентацией

4

«Широкая масленица»

праздник

5

«Вдохновенный певец России»)

беседа

6

«Русские посиделки. Кузьминки».

праздник

7

 «Царица Осень».

праздник

8

"Для чего нужна улыбка?"

классный час

7 класс

1

«Золотая хохлома»

классный час с презентацией

2

«Птица счастья»

классный час

3

"Житие и чудеса Ксении Петербуржской».

Проект

4

«Гость в доме – хозяину радость»

ролевая игра

5

«Русская басня».

(познавательно-развлекательное занятие
с
 элементами театрализации)

6

Русские традиции. Масленица.

классный час с презентацией

7

«Отговорила роща золотая»

классный час с презентацией

8

"Как стать интересным собеседником"

классный час

8 класс

1

«Красота и труд вместе идут»

классный час

2

Человек и творчество. Великие творения человечества.

классный час с презентацией

3

"Секреты Золушки".

конференция идей

4

Русские традиции. Рождество.

классный час с презентацией

5

«Осенний бал»

вечер

6

"Светский этикет"

классный час

7

"Умею ли я слушать"

классный час

8

"Язык, мимика, жесты как средства общения"

беседа

9 класс

1

«Что такое духовное богатство человека»

дискуссия

2

"Музыка и мы"

дискуссия

3

"Сервировка праздничного стола"

классный час с презентацией, ролевая игра

4

"Этикет и мы"

брейн-ринг

5

История развития туристской песни.   Лучшие авторы и исполнители.

классный час

6

Туристско-экскурсионные возможности Москвы.

классный час

7

«Наш друг – кино»

устный журнал

8

« Любимые песни»

вечер

Критерии оценки

Критериями оценки результатов воспитательной программы  являются следующие:

  • Уровень сформированности классного коллектива.
  • Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
  • Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.

уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.

Прогнозируемые результаты программы:

  • формирование навыков и привычек нравственного поведения;
  • обогащение эмоционального мира детей и формирование у них  нравственных чувств;
  • формирование у детей ответственности за свое здоровье;
  • вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
  • формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
  • развитие органов классного ученического самоуправления;
  • повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:

  • педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
  • тестирование.

Примерные темы родительских собраний

Тема

Класс

1

"Давайте познакомимся" Собрание с элементами тренинга и анкетирования.

5

2

Адаптация учащихся к новым условиям обучения.

5

3

Воспитательная система класса. Деловая игра.

5

4

Здоровый образ жизни - основа успешной жизнедеятельности.

5

5

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

6

6

«Как уберечь детей от вредных привычек».  Акция: «Уроки для детей и их родителей». Встреча с представителем наркоконтроля.

6

7

«Поощрение и наказание в воспитании детей».

6

8

«Новый закон на защите детства»

6

9

«Роль семьи в воспитании моральных качеств личности».

7

10

«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».

7

11

«Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка».

7

12

"Подростковый суицид".

7

13

"Этот трудный подростковый возраст. Подросток и закон".

8

14

Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств.

8

15

«Всматриваясь в детство – формирование взаимоотношений между девочками и мальчиками в переходный период».

8

16

"Права человека в обществе".

8

17

«Свободное время подростка».

9

18

«Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка».

9

19

«Экзамены: как избежать стресса?»

9

20

«Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся».

9

Литература

  1. Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя. /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1989.
  2. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности школьников. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36
  4. Бакштановский В. Культура нравственного сознания и поведения личности. – М.: Знание, 1989
  5. Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. – 2002. - № 1. – С. 10-12
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
  7. Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997
  8. Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000
  9. Никитин А.Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 1996
  10. Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.
  11. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной педагогической психологии. – Москва, 1998.
  12. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
  13. Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.
  14. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.
  15. Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.
  16. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981.
  17. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Психологическая наука в школе. – М.: Просвещение, 1988.
  18. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65
  19. Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.
  20. Н. И. Дереклеева “Родительские собрания” М., “Вербум”, 2001.
  21. Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.
  22. М. П. Нечаев “Практика управления воспитанием в школе” М., 2003,
  23. “Классный руководитель” № 1, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)

Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...

План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...

Воспитательные программы, план воспитательной работы

Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...

планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов

План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...

Анализ воспитательной работы в 9 классе (1 четверть). План воспитательной работы на 2 четверть.

План воспиттаельной работы соответсвует новой программе воспитанияю....

План воспитательной работы и план самообразования

План воспитательной работы и планс самообразования...