Выступление "Нужен ли нам патриотизм?"
учебно-методический материал на тему

   Программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» заключается в том, что современная  школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

     Патриотическое воспитание школьников в современной школе должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nuzhen_li_nam_patriotizm.doc66.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt1.14 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа №27» г.о. Саранск

Выступление на педсовете

«А нужен ли сейчас патриотизм?»

Из опыта работы учителя

 русского языка и литературы

Яссиевич С.Ю.

Саранск 2010

Выступление на педсовете

А нужен ли сейчас патриотизм?

  При подготовке к выступлению я размышляла над такими вопросами:

  • А нужен ли сейчас патриотизм?
  • Что такое патриотизм?
  • Можно ли его воспитать?
  • Должна ли этим заниматься школа?

   Я попробую проанализировать свою работу в этой области за последние три года (это старшеклассники, выпущенные в прошлом году, и сегодняшний 5В класс, чьим классным руководителем я являюсь).

   Предлагаю сначала обратиться к мнению учащихся старших классов на предмет патриотизма. Высказывания разные, дети при опросе говорили, что думали:

  • "Патриот, на мой взгляд, — это герой давно забытого прошлого. А в наше время встречаются лишь единицы, и эти единицы не могут оказать влияние на общую массу". И еще: «Патриотизм — это очень размытое понятие. Каждый человек понимает его по-своему».

  • "Я беспокоюсь за будущее нашей страны. Может быть, я не играю важной роли в политике, но для патриота это и не главное".

  • "Мне сложно говорить искренне о любви к своей стране. Я только учусь патриотизму. Ведь патриот — это не тот, кто кричит во всю глотку: «Россия для россиян!» Это не патриотизм, а национализм".

  • "На вопрос "Патриот ли ты?", наверно, каждый ответит "да", потому что понимает, что патриотизм — это что-то хорошее. Но кто знает, как поведет себя этот человек в экстремальной ситуации, когда придется отвечать на этот вопрос перед самим собой и перед Родиной?"

  • "Во времена наших дедушек и бабушек были совершенно другие моральные принципы, наверно, поэтому истинных патриотов России можно найти только среди их поколения. А сегодня молодые люди уезжают из страны с мыслью: "Ура! Я больше никогда сюда не вернусь!"

  • "Быть патриотом богатой страны — легко, а небогатой — редко".

    «Патриотизм — это в принципе хорошо, должны же быть люди, любящие свою страну, должна же страна на ком-то держаться! Но лично я, скорее, космополит, чем патриот, могу привыкнуть к любой стране, к любым условия».

   Я думаю, что подрастающее поколение не понимает уже сути слов «Родину надо любить и защищать», «патриот», «патриотическое воспитание». Но вот этот потерянный смысл мы и должны привить молодежи.


   Да, судя по высказываниям, молодые люди всегда говорят то, что думают и чувствуют – если им это не запрещают. А также моментально чувствуют и фальшь, прекрасно улавливают, какими они должны выглядеть, чтобы устраивать взрослых.  Нам, взрослым, надо определиться, что дать детям: знания о реальной ситуации или «удобные», «правильные» слова.  На классных часах хочется донести до детей, что стоит за настоящим патриотизмом и за ложным, который применяется как маска, для того, чтобы проталкивать идеи, не связанные с патриотизмом (это может быть в период выборов и значимых событий в жизни страны). Это так называемый квасной патриотизм. Вот одно из высказываний по этому поводу:

  • «Преимущество патриотизма в том, что под его прикрытием мы можем безнаказанно обманывать, грабить, убивать. Мало сказать, безнаказанно — с ощущением собственной правоты».

       Среди учителей проводился соц. опрос. Мне понравилось одно из мнений            учителя о патриотизме:

  • «Если мы приходим на работу и делаем это с радостью, интересом — это и есть патриотизм».

   А можно ли воспитать патриотизм? Должна ли этим заниматься школа? Обязательно, но очень осторожно. Потому что мы вторгаемся в личный мир ребенка и объясняем ему, что и кого он должен любить. Главное, не обмануть детей! Хочется отметить, что Родиной дети считают не свое государство, а регион, город, улицу, где они живут. А в чем трудность воспитания для меня? Сделать так, чтобы дети полюбили и свою страну.

   При разговоре с детьми про себя отмечаешь, что дети вообще стесняются разговоров о патриотизме. Другие путают патриотов со скинхедами (хотя последние тоже патриоты, но… их любовь к Родине замешана на крови). Третьи хотят получить несколько образований, чтобы уехать из нашего маленького города, где не могут себя реализовать. Да и от взрослых дети чаще слышат сарказм на эту тему.

   Так своей задачей  в работе я ставлю цель: найти для ребят нужные слова в разговоре о любви к Родине, но чтобы это не была занудная лекция.

   А что же такое патриотизм?

  • Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

   Написано много. Но ключевыми словами хочу выделить принцип, чувство, любовь к отечеству, гордость, сохранение… Все написанное очень трепетно, но представление о сущности патриотизма у людей разное.

        Вот высказывания известных людей:

1. «Я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство»— Александр Пушкин

2. «Душа и суть того, что обычно понимают под патриотизмом, есть и всегда была моральная трусость» — Марк Твен 

3. «Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ» — Николай Чернышевский 

4. «Патриотизм — это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека» — Эдлай Стивенсон 

5. «Права она или нет — это наша страна» — Стивен Декейтер 

6. «Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами» — Томас Маколей 

   Речь велась все о старшеклассниках, о взрослых людях, но продолжим разговор о патриотическом воспитании в школе и обратимся к моим пятиклассникам.

Целью воспитания ставлю:  развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

   Кто же может дать все это, как ни учителя. Поэтому с новым классом стараюсь работать для достижения цели в разных направлениях и предлагаю для каждого программу действия. Если очень захотеть – результатов можно добиться и вырастить настоящих патриотов. Но работать надо в системе.

Направления

Краеведческое и поисковое направление

Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности, сохранение и развитие русской культуры через изучение народных обычаев, традиций, ремесел. Изучение истории Отечества.

Литературно-музыкальное направление

Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества  местных писателей, поэтов, композиторов, воспитание музыкальной культуры.

Экскурсионно-туристическое направление

Воспитание потребности в изучении истории родного края, изучение шедевров народной и мировой культуры, воспитание грамотного зрителя, умеющего отличать высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных. Знакомство с памятниками культуры и архитектуры России.

Физкультурно – оздоровительное направление

Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, воспитание здорового спортивного соперничества между детскими коллективами.
Пропаганда здорового образа жизни.

Экологическое направление

Воспитание любви к природе, потребности в её защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений, изучение природы родного края.

Гражданское направление

Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

   Хочется в заключение сказать, что патриотизм воспитать можно, что этим должна заниматься школа, что патриотизм сейчас нужен.

Патриотизму – да!

Предлагаю просмотр презентации, посвященной 23 февраля  «И в шутку, и в серьез».

Спасибо за внимание!




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: