Строки, опаленные войной
план-конспект занятия по теме

 Алымова Ольга Николаевна

Классный час

 

Тема: "Строки, опаленные войной (Ленинградский дневник)"

 

Цели:

Показать войну как личностно значимое для нашего современника событие.

Способствовать развитию патриотических чувств обучающихся: гордости и сопричастности к истории страны, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroki_opal_voynoy.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: "Строки, опаленные войной (Ленинградский дневник)"

Цели:

Показать войну как личностно значимое для нашего современника событие.

Способствовать развитию патриотических чувств обучающихся: гордости и сопричастности к истории страны, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Ход классного часа

Беседа куратора с обучающими.

Ребята, война, к счастью, далеко от вас. Я не могу попросить вас вспомнить о войне, потому что вы ее не видели. Может быть, тогда и не надо вспоминать о войне молодым и здоровым людям? Зачем жить прошлыми событиями и воспоминаниями?

Ответы ребят: Великая Отечественная война коснулась каждой семьи. Грустно становится, когда оказывается, что внуки не знают ничего о том, что их дедушки и бабушки принимали участие в боях на разных фронтах, помогали в тылу, будучи подростками, участвовали в партизанском движении, имеют государственные награды за помощь фронту. То поколение защищало наш город, нашу страну, люди жертвовали собой ради будущих потомков, будущей жизни. Это надо ценить, помнить, уважать.

Куратор: День Победы – замечательный праздник. О нем часто говорят: «Со слезами на глазах». Как вы думаете, почему?

Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина — 1600. Итого 2600 километров.

Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом — четверо суток, самолетом — четыре часа, а перебежками по-пластунски — четыре долгих года.

Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»

Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.

Забыть прошлое — значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя.

Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

Куратор: Сегодня хотелось бы поделиться с вами воспоминаниями тех людей, которые пережили это страшное время. Мы воспользуемся их дневниками, письмами, сочинениями, чтобы представить себе поколение ваших сверстников военной поры и сравнить с нынешними подростками. Задумайтесь, что отличает вас от подростков военных лет и что сближает, какой опыт взяли с собой в будущее дети военной поры?

Куратор: Известный детский писатель Юрий Яковлев в своих воспоминаниях записал: «В моем путевом блокноте есть запись: «Могилка в лесу. Наташа Новикова 6 лет. Убита фашистами». Убитая фашистами, она живет, существует в огромном временном пространстве. Живет ее подвиг. Какой подвиг совершила Наташа Новикова, шестилетняя девочка, еще не покинувшая мир игр и сказок? Она не стреляла в фашистов, не взрывала казармы, не пускала под откос вражеские эшелоны. Но ее гибель от руки презренного врага уже сама по себе есть подвиг». На весь мир известно имя Тани Савичевой. Ее дневник стал основанием для обвинения фашизму на Нюрнбергском процессе. И маленькие ленинградцы сражались с голодом, с холодом, со смертью, наравне со взрослыми. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания. «Женя умерла 28 декабря в 3 часа дня 1942 г. Если просто хочется есть – это не голод. Голод – это когда изо дня в день голодают и голова, и руки, и сердце – все, что у тебя есть – голодает».

       Из дневника ленинградской девушки Лидии Ильиной: « 2 января 1942 года. Второй день 1942 года начался для меня в абсолютной темноте. Масло в коптилке все догорело, и пришлось все делать ощупью. Раскрыла светомаскировку с окон и пользовалась лунным светом и спичками. Ужасом веет от современной жизни. Народ продолжает умирать. Сегодня попались мне навстречу четыре гроба. Ждем прибавки с 1 числа, но напрасно. Большинство людей ходят по улицам, как тени. Все чаще попадаются изнуренные восковые лица с опухшими подглазниками. Лица закопчены сажей от всевозможных фитильков и коптилок. 5 января. Из продуктов осталось только 50 граммов чечевицы, две картофелины и сто граммов конопляного масла. Сегодня съем одну картофелину. Завтра – другую и масло с хлебом. Послезавтра – чечевицу. А потом буду сидеть на одном хлебе. Больше ничего нет. Потерять сейчас карточки – могила. Я не могу удержаться, чтобы не думать о том, что мое единственное спасение – это не делиться своими продуктами с отцом и матерью. Мне не нужно было бы стоять в очереди в магазин… Но это только мысли, недостойные, навязанные голодом… Я скорей умру, чем перестану им помогать. Как стыдно… Люди продолжают умирать. Я под влиянием своих мыслей о смерти все мучаюсь вопросом: «Неужели все-таки умрем? Неужели Ленинграду дадут погибнуть?» Нет, посмотришь на людей, так сразу скажешь, что умрут не все. Вот идет девушка с упитанным лицом и накрашенными губами… Или вот идет добротно одетый мужчина средних лет, плотный, с румяным выбритым лицом. Это какой-нибудь завмаг, снабженец или начальник штаба. Этот тоже не умрет».

Куратор: «Враг пытается проникнуть к Ленинграду и уничтожить его навсегда! Он хочет разрушить наши жилища и залить улицы кровью. Но не бывать этому! Нет! Мы победим! Мы на пути борьбы и мы уничтожим врага у стен Ленинграда». Это строки из дневника Панцошника Александра Иосифовича.

«Мы победим». Эти слова произнесены не с высокой трибуны другим, они сказаны самому себе, очень уверенно. И нет в них и тени сомнения в том, что мы действительно победим. И важно было убедить самого себя. И не мысленно, доверить свои мысли и чувства бумаге, дневнику, в который никто, кроме тебя, не заглянет.

К их городу, городу ленинградцев, приблизился враг и взял их в кольцо. Над их родным и безумно любимым городом нависла угроза, но они не сдавались, нет. Наоборот они шли в бой, а потом, кто вечером, кто ночью – замерзшие и голодные, измученные блокадой они начинали записывать в свои дневники сегодняшний день, сегодняшний бой. А к кому еще можно было обратиться в такой момент? Только к себе, только к дневнику.

Куратор: мне кажется, дневники могут вести только сильные люди, способные честно рассказать (пусть бумаге) о самых сокровенных мыслях, о чувствах. И как необходимо было поделиться всем наболевшим, кто день за днем засыпал в окопе, просыпался в холодной землянке, уклонялся от пуль и осколков, видел смерть. Кому доверить свои чувства? Товарищу. Но он спит, пользуясь редкой минутой тишины. Жене, но она очень далеко, да и дойдет ли письмо в этом кошмаре. И тогда взгляд бойца падает на тетрадь, ставшую самым верным слушателем, молчащим и все понимающим… Это дневник. Почему нам интересна исповедь другого человека? Потому что мы знаем – в дневнике нет лжи, а есть правда о человеке и времени, в котором он живет. Это настоящее, это то, в чем сомневаться нельзя.

Куратор: итоговая беседа с обучающимися.

Куратор: Так что же сближает и отличает вас и ваших сверстников военной поры?

Ответы обучающихся: Я думаю, что раннее взросление, слишком рано стали размышлять и поступать как взрослые.

А я думаю, еще и особое внимание к судьбе своей Родины. Любовь к ней, стремление помочь ей во всем.

Куратор: Может нам и не надо говорить о войне, бередить, тревожить раны, пусть будет все тихо и спокойно?

Ответы обучающихся: Нет, этот разговор нужен нам, тем, кому еще нет и 16. Ведь мы не знали, что такое война. Но мы должны понять и помнить все, о чем говорили сегодня.

Классный руководитель: А зачем?

Ответы обучающихся: Чтобы не допускать новой войны, сделать все, чтобы был мир, когда вырастем.

Я никогда не видела войны

 И ужаса ее не представляю,

 Но то, что мир наш хочет тишины,

 Сегодня очень ясно понимаю.

           Спасибо Вам, что нам не довелось

 Представить и узнать такие муки.

 На вашу долю все это пришлось –

 Тревоги, голод, холод и разлуки.

Страшнее слова нету, чем «война»,

 Которая уносит все святое.

 Когда зловеще давит тишина,

 Когда не возвратился друг из боя…

Спасибо Вам за солнца яркий свет,

 За радость жизни в каждом миге нашем.

 За трели соловья, и за рассвет,

 И за поля цветущие ромашек.

Да! Позади остался страшный час.

 Мы о войне узнали лишь из книжек.

 Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.

 Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

Куратор: И в заключении, я прошу вас выразить свое отношение к празднику «День Победы». С этой целью вы должны по кругу передать эту поздравительную открытку, и тот, кто ее получает, продолжает следующую фразу: «Для меня День Победы – это…»

Обучающие записывают свои размышления.