Внеклассное мероприятие"Государственные символы России"
классный час по теме

Трипольская Лилия Сергеевна

Материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия, классного часа и даже урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

 "Государственные символы России"

… Для полного счастья человеку
необходимо иметь славное Отечество …

Симонид Кеосский, древнегреческий поэт

(550-469 гг. до н. э. )

Цели и задачи:

  • обобщить знания учащихся об истории создания гимна, герба и флага России, Томской области, Шегарского района;
  • воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране, к своему селу и району;
  • сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности;
  • привить учащимся потребность в использовании государственной символики при проведении различных мероприятий;
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).

Оборудование:

  • наглядные пособия: государственная символика России, официальная символика Москвы, Томской области, Шегарского района;
  • записи гимнов России, Москвы;
  • политическая карта мира, карта Российской Федерации, Томской области;
  • дидактический материал: карточки с заданиями;
  • грамоты для награждения команд.

Форма проведения: дидактическая игра.

Этапы дидактической игры: 

  1. Творческая разминка.
  2. Конкурс “Знаешь ли ты карту?”.
  3. Конкурс “Найди слово!”.
  4. Конкурс “Знаешь ли ты государственные праздники?”.
  5. Конкурс “Торжественная песня”.
  6. Конкурс капитанов команд.
  7. Конкурс пословиц и поговорок “Я люблю тебя, Россия”

Ход дидактической игры

Вступительное слово учителя, объяснение правил игры.

В игре принимают участие 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы “Символы России”.

Выявляется победитель (команда).

Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Этапы дидактической игры

1. Творческая разминка.

Команды должны прочитать наизусть любимые стихотворения о Родине, Москве, Томске.

(Например, Ф. И. Тютчев “Умом Россию не понять …”, А. А. Блок “Россия”, М. Ю. Лермонтов “Бородино”, А. Н. Плещеев “Отчизна”, Ф. Н. Глинка “Москва”, М. И. Цветаева “Стихи о Москве”).

2. Конкурс “Знаешь ли ты карту?”.

Задание команде А:

1. Покажите на карте территорию Российской Федерации. Назовите государства, с которыми граничит наша Родина.

2. Как Вы понимаете смысл выражения: “Россия – связующее звено между Европой и Азией”?

Задание команде Б:

1. Назовите и покажите на карте, какие океаны омывают территорию России? Как Вы думаете, какой из океанов оказывает наибольшее влияние на природу нашей страны и жизнь Россиян? Почему?

2. Какими природными богатствами одарила Россию природа и где они расположены?

Общее задание командам А и Б:

Используя карту, прокомментируйте стихотворение И. Забилы:

Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

3. Конкурс “Найди слово!”.

Общее задание командам А и Б:

Найди слово, означающее преданность и любовь к своему отечеству (по вертикали) – (патриотизм).

По горизонтали: 

  1. Жезл, один из знаков власти – (скипетр).
  2. Официальный символ власти, олицетворяющий суверенитет государства – (флаг).
  3. Главный город, административно-политический центр страны – (столица).
  4. Официальная эмблема государства, символ государства – (герб).
  5. Торжественная песня, символ государства – (гимн).
  6. Политическая организация общества с определенной формой правления – (государство).
  7. Основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство – (конституция).
  8. Условное обозначение образа, понятия, идеи – (символ).
  9. Выборный глава государства в современной России – (президент).
  10. Столица России – (Москва).

1

С

К

И

П

Е

Т

Р

2

Ф

Л

А

Г

3

С

Т

О

Л

И

Ц

А

4

Г

Е

Р

Б

5

Г

И

М

Н

6

Г

О

С

У

Д

А

Р

С

Т

В

О

7

К

О

Н

С

Т

И

Т

У

Ц

И

Я

8

С

И

М

В

О

Л

9

П

Р

Е

З

И

Д

Е

Н

Т

10

М

О

С

К

В

А

4. Конкурс “Знаешь ли ты государственные праздники?”.

Общее задание командам А и Б:

Соотнесите название государственных праздников с их датами:

1. Новый год

 

А. 23 февраля

2. Праздник Весны и Труда

 

Б. 1 января

3. День защитника Отечества

 

В. 9 мая

4. Рождество Христово

 

Г. 1 мая

5. День Победы

 

Д. 4 ноября

6. День народного единства

 

Е. 7 января

7. День независимости России

 

Ж. 8 марта

8. Международный женский день

 

З. 12 июня

5. Конкурс “Торжественная песня”.

Командам показывается электронная презентация “Государственные символы”, в которой звучат гимны:

а). “Боже, царя храни!” (муз. А. Ф. Львов, сл. В. А. Жуковский);

б). “Марсельеза” (муз. и сл. Клод Жозеф Руже де Лиль);

в). Гимн РФ (муз. А. В. Александров, сл. С. В. Михалков);

г). “Интернационал” (муз. Пьер Дежейтер, сл. Эжен Потье), сопровождающиеся фрагментами документальных видеофильмов.

Общее задание командам А и Б:

Какие гимны звучат в электронной презентации? Укажите авторов музыки и слов.

Задание команде А:

а). “Боже, царя храни!” (муз. А. Ф. Львов, сл. В. А. Жуковский);

в). Гимн РФ (муз. А. В. Александров, сл. С. В. Михалков).

Задание команде Б:

б). “Марсельеза” (муз. и сл. Клод Жозеф Руже де Лиль);

г). “Интернационал” (муз. Пьер Дежейтер, сл. Эжен Потье).

 Задание команде А:

Как первоначально назывался французский гимн “Марсельеза”?

(“Боевая песня рейнской армии”).

Задание команде Б:

Какую песню на музыку А. В. Александрова Вы знаете?

(“Священная война” сл. В. И. Лебедева-Кумача).

6. Конкурс капитанов команд.

Капитаны получают конверты с заданиями. Если капитан затрудняется с ответом, он может обратиться за помощью к своей команде.

Задание капитану команды А: 

  1. Как называется наука о гербах? (Геральдика)
  2. При каком царе на гербе изображение двуглавого орла соединяется с древним княжеским символом России – всадником, поражающим змея? (Иван IV)
  3. Какая песня стала гимном Москвы? (“Я по свету немало хаживал…” муз. И. Дунаевский, сл. М. Лисянский и С. Агранян)
  4. Какие поэтические слова нашел С. Михалков для гимна России, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины? (священная, любимая, родная и др. )
  5. Что изображено на гербе Томской Области?

Задание капитану команды Б: 

  1. Как называется наука о флагах? (Вексиллология)
  2. Кто из царей утверждает цвета для изображения герба: орел должен быть черным на золотом поле, всадник красный на белом поле? (Екатерина I)
  3. В каких случаях исполняется гимн России? (при официальных церемониях внутриполитического и международного характера)
  4. Какие поэтические слова нашли М. Лисянский и С. Агранян для гимна Москвы, чтобы показать свою любовь и гордость столицей? (дорогая моя, золотая моя и др. )
  5. Что представляет собой герб Шегарского района

7. Конкурс пословиц и поговорок “Я люблю тебя, Россия”.

Общее задание командам А и Б:

Назовите пословицы и поговорки о Родине.

(Отвечает каждый участник команды по очереди, если не знает, ход переходит другой команде. )

(Например:

  • Родина – мать, умей за нее постоять.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Нет ничего краше, чем Родина наша.
  • Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  • Русский в словах горд, в делах тверд.
  • Москва – всем городам мать.
  • Всякому мила своя сторона. )

Жюри подводит итоги дидактической игры.

Команда победитель в дидактической игре награждается почетной грамотой.

Наиболее отличившимся участникам команд выставляются оценки.

Итог урока (самоанализ):

Символы государства – это и история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Творческому усвоению истории символов государства мы посвятили урок, классный час, работу над проектом. Учебная игра показала не только знания учащихся, но и умение применять их на практике. Ученики продемонстрировали, что разбираются в государственных символах, овладели историческими сведениями о них. Осмыслили этот материал и умеют сопоставлять, прослеживать связи, делать выводы на основе имеющихся знаний. Многие задания были проблемными, нетрадиционными, носили творческий характер. Но, проявив смекалку, ребята справились с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие"Государственные символы России"

Методическая разработка внеклассного занятия для воспитанников 7 класса коррекционной школы-интерната I и II вида...

конспект внеклассного мероприятия "государственные символы России"

история создания государственных символов России: Гимна, Герба, Флага.Закрепление знаний - творческие задания....

Внеклассное мероприятие "Государственные символы России"

Разработка внеклассного мероприятия ко дню Народного Единства...

План-конспект внеклассного мероприятия "Государственные символы Республики Мордовия"

Цель: углубить и закрепить знания детей о символах Республики Мордовия; познакомить с историей их возникновения.Оборудование: карта Мордовии, плакаты и фотографии символики Республики Мордовия, ...

Интерактивное мероприятие "Государственные символы России"

Интерактивное мероприятие "Государственные символы России"...

Внеклассное мероприятие "Береза-символ России"

Внеучебное занятие «Белая береза — символ России»Цель занятия: Развивать чувство патриотизма и любви к Родине. Формировать у дошкольников представления о характерных особенностях бер...