Сюжетно-ролевой классный час «Путешествие в историю Самарского края»
классный час (8 класс) на тему

Писарева Екатерина Викторовна
Цель. Познакомить учащихся с историей Самарского края и её знаменитыми людьми. Задачи: - образовательные: содействовать в ходе урока усвоению учащимися основных фактов истории Самарской губернии, её возникновении, топонимики, людьми, внесшими заметный вклад в её развитие. - развивающие: развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале; развивать эмоции учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации радости, занимательности; развивать познавательный интерес школьников, используя игровую ситуацию, продолжить развитие связной речи и умения выступать перед аудиторией, умение работать в группе. - воспитательные: содействовать эстетическому воспитания школьников, содействовать физическому воспитанию школьников, профилактике их утомляемости на классном часе, воспитание у учащихся любви к родному краю и уважение к его истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kl._chas.doc.zip142.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевой классный час

«Путешествие в историю Самарского края»

Цель. Познакомить учащихся с историей Самарского края и её знаменитыми людьми.

Задачи:

- образовательные: содействовать в ходе урока усвоению учащимися основных фактов истории Самарской губернии, её возникновении, топонимики, людьми, внесшими заметный вклад в её развитие.

- развивающие: развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале; развивать эмоции учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации радости, занимательности; развивать познавательный интерес школьников, используя игровую ситуацию, продолжить развитие связной речи и умения выступать перед аудиторией, умение работать в группе.

- воспитательные: содействовать эстетическому воспитания школьников, содействовать физическому воспитанию школьников, профилактике их утомляемости на классном часе, воспитание у учащихся любви к родному краю и уважение к его истории.

Методы и метод. приемы: игра, сообщения учеников с демонстрацией иллюстраций, рассказ, беседа,  

Оборудование: карточки с заданиями, продукты для чаепития.

Тип урока: путешествие. Продолжительность урока 45 минут, далее чаепитие. Это путешествие совершается по следующему маршруту:

• станция Информационная (сообщения)

• станция Историческая (улицы)

• станция Находок (клады)

• станция Топонимики

• станция Дегустационная

Ученики становятся пассажирами поезда, учитель — проводник этого поезда. Один ученик — помощник проводника, он работает вместе с учителем и указывает маршрут следования. На каждом пункте путешествия идет своя работа

Ход урока

Учитель. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в историю Самарского края. Мы познакомимся с её прошлым и настоящим.  Давайте представим, что мы сели в поезд. Вы — пассажиры, я — проводник, и еще у нас будет помощник проводника — мой помощник. Он будет указывать маршрут нашего следования.

Учитель обращается к доске. Она заранее оформлена и зашторена. Учитель просит помощника начать оформление путевого дневника: «Путешествие в историю Самарского края. Этапы путешествия».

Учитель. Мы находимся на станции Информационная. История Самары уходит в глубокую древность. Больше четырех веков назад, летом 1586 года, недалеко от устья реки Самары был сооружен укрепленный городок, своеобразное “окно” в Заволжье, получивший название – Самара. Прошли годы, городок разросся, вокруг него закипела бурная жизнь, связанная с борьбой против степных кочевников и усмирения волжской вольницы. Самарцы приняли самое активное участие в крестьянских войнах Степана Разина и Емельяна Пугачева.

Что хранит многовековая история города, что помнят его улицы и старожилы, чем жил город в разные периоды своей истории – об этом вы узнаете из нашего сегодняшнего путешествия.

Прежде чем отправиться в путь, нам необходимо подготовиться к путешествию, получить информацию о Зарождении Самарского края.

Сообщения учащихся (Приложение №1).

Помощник проводника. Мы прибываем на станцию Историческая (на доске открывается новый сектор «Станция Историческая»).

Входит ученик — историк. На нем старинная накидка, в руках свиток и гусиное перо. Он заранее подготовил материал об знаменитых людях. Основные даты, фамилии он прикрепляет на доске под соответствующей станции табличкой. Класс перед началом урока поделился на группы, каждая из них получает задание: «Узнайте кто это? Расскажите о вкладе этого человека в развитие Самары». Проводник выслушивает каждую команду и добавляет интересные факты его жизни (Приложение №2).

Задание №1                                                                  Задание № 2

                                     

                               

 

 

Задание №3                                                     Задание № 4

                                         

       ( За каждый ответ независимое жюри начисляет баллы).

Учитель: Ребята!  

Выходит проводник: Прибываем на новую станцию! Прибываем на новую станцию!

Учитель: Мы все что-то находим, все что-то теряем. Сегодня мы будем только находить, но не только знания, но и удивительные вещи. О которых каждая команда должна была подготовить сообщения об удивительных находках и тайных кладах.

Сообщения команд (Приложение №3).

       Станция Топонимическая. Учитель: Ребята! На этой станции мы поговорим о топонимике, а так как наш разговор сегодня о Самаре. Скажите, откуда же взялось это название? (командам даётся задание рассказать основные версии происхождения слова Самара. Приложение №4).

Учитель-проводник. Уважаемые пассажиры, наше путешествие подошло к концу. Последняя станция дегустационная. На ней мы познакомимся с продукцией Самарский пищевых комбинатов и компаний и попробуем их (Чаепитие с продукцией ББК, Лиронас, Шок. фабрика «Россия», Самаралакто и т.д.).

Спасибо вам за то, что вы помогли мне осуществить это путешествие. И если оно вам понравилось, давайте совершим следующее по  темам:

1. Волжская Булгария.

2. Национальности Самарской области.

3. Приволжский новый Орлеан.

4. Вторая столица.

5. Самарские губернаторы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...

Рабочая программа по краеведению: " История Самарского края"

Примерная рабочая программа по краеведению, которая включает в себя история Самарского края с древности и до 21 века....

Классный час на тему "История Самарского знамени"

Классный час на тему "История Самарского знамени"....

Внеклассное мероприятие "Путешествие по истории Самарской Луки"

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитани...

Обзорная экскурсия в краеведческом музее "История Самарского края"

Обзорная экскурсия в краеведческом музее "История Самарского края"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" по ФГОС

Рабочая программа  внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" для 5-9 классов...

Внеклассное мероприятие по истории Самарского края.

Внеклассное мерприятие по истории Самарского края для учащихся 7-8 классов....