Классный час "День героев России"
классный час (9 класс) на тему

Анисимова Вероника Васильевна

Разработка сценария классного часа, посвященного Дню героев России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_den_geroev.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Мужества, посвященный Дню героев Отечества

(для учащихся 9- 11 классов средней школы)

Образовательные и воспитательные цели:

  • воспитание интереса к историческому прошлому России;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • формирование умения давать определение известным понятиям;
  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс.

                                        Ход мероприятия:

 Наша сегодняшняя встреча посвящена Дню героев Отечества. Учреждение новой памятной даты России является еще одним подтверждением  особого статуса героев Отечества. Оно будет способствовать популяризации самоотверженного и бескорыстного служения Родине, патриотическому  воспитанию молодежи на примерах боевых и трудовых  подвигов героев.

      Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости, учителя и ребята! Сегодня наша страна отмечает День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году.

      Ведущий 2: День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации, воинов Российской армии.

      Ведущий 1: Всем нам хотелось бы жить в мире, совершенно свободном от воин и насилия. Об этой благословенной мечте, общей едва ли не для всего человечества, можно много размышлять. Но, к сожалению, в мире много военных опасностей, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.

      Ведущий 2: Во все времена все народы защищали свою страну, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. Воин живет в каждом из нас. Рядом с отцами, дедами и старшими братьями мужают повзрослевшие дети, становятся солдатами, защитниками Отечества.

     Ведущий 1: Россия!
Не искать иного слова.
Иной судьбы на свете нет.
Ты вся - сплошное поле Куликово
На протяженье многих лет.

      Ведущий 2: Россия!
Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей,
В холстах голубоглазого Рублева
И в тишине предгрозовых ночей.
На поле боя вызревали росы,
На пепелищах
Пели топоры.
Мы все прощали.
Мы – великороссы -
Всегда великодушны и добры.

      Ведущий 3: Россия!
Прозвучало это слово,
Вписав в бессмертье наши имена
Ото льдов Невы -
До поля Куликова,
От Куликова -
До Бородина!
Тебя хотели сделать бездыханной,
Отнять твою печаль и озорство,
Ты столько лет
Терпела Чингисхана
И верных продолжателей его.

Чтец 1: 

Историческая память народов нашей страны из века в век, от поколения к поколению передаёт сведения о ратных подвигах сынов Росси, спасших её от иноземных захватчиков и оказавших помощь другим народам.


Чтец 2 :
 

Не случайно у воинов Красной армии в годы Великой Отечественной Войны были и доблесть дружины князя Олега, и отвага полка Игорева, и слава войска Александра Невского, ратников Дмитрия Донского, ополченцев князя Пжарского,и стремительный натиск чудо-богатырей Суворова, беспредельная стойкость героев Бородина в Отечественной войне 12 года. Слава предков, гордость за них объединяли народы Советского Союза в ВОВ 1941-45 годов.

 
Чтец 3:

 28 героев панфиловцев. Вдумаемся: всего 28 человек, в том числе один офицер. Вооружение — бутылки с “горючкой”, гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева — никого. Могли разбежаться и ищи ветра в поле. Могли сдаться и никто бы не узнал.  Могли лечь на дно окопа и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну — 20 танков, другую — 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по два танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли! Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?

Чтец 4: Ответ в трех словах  — присяга, долг, патриотизм: присяга — клятва Родине, долг — обязанность перед Родиной, патриотизм — любовь к Родине.


Чтец 1:

Другой пример из другой войны. Дело было 26 февраля 1904 года. Малый миноносец “Стерегущий” против двух крейсеров и четырех больших миноносцев Японии. Семьдесят орудийных стволов, в том числе шестидюймовых, против четырех.

Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдаться. На это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в том числе все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два матроса: Иван Михайлович Бухарев — машинный квартирмейстер и Василий Сергеевич Новиков — трюмный машинист бросились в машинное отделение, задраили помещение и, жертвуя жизнью, открыли кингстоны.

Чтец 2: 1380 год. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе с ним три часа держал страшный удар татарской конницы.

       

Чтец 3: 1812 год. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей — шестнадцати и одиннадцати лет. Пораженные решимостью генерала не пощадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жестоком бою опрокинули врага.

Чтец 4: 1854 год. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: “Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество”.

     

 Чтец 5: 1904 год. Капитан 1 ранга В. Ф. Руднев, командир крейсера “Варяг”, оказавшись в одиночку с японской эскадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одержав нравственную победу, на века прославил русский флот и русский национальный характер.

Чтец 6: 1945 год. Капитан 3 ранга А. И. Маринеско, командир знаменитой подводной лодки С-13, совершил известную всему миру “атаку века”, решившую судьбу немецкого подводного флота.

Учитель:  рассказ о героическом походе пл С-13, в котором экипаж капитана Маринеско торпедировал фашистский транспорт «Вильгельм Густлав», который перевозил более чем сотню экипажей вражеских субмарин.

Учитель: Учреждение дня героев Отечества позволило восстановить прерванную в прежние годы славную российскую традицию – чествование граждан, героически отличившихся на ниве служения Отечеству и удостоенных высокого звания героя. С чего же началась история наград на Руси?

Петр Великий явился реформатором во многих областях государственного устройства.  Коснулись его реформы и наградного дела. Он учредил три первых ордена, а также основал традиции выпуска медалей, для участников наиболее крупных сражений.

Традиции Петра в наградном деле не были поддержаны его приемниками и через полвека Екатерина была вынуждена возрождать его, переняв все лучшее, что ввел император.

9 декабря (26 ноября по старому стилю) 1769 года  императрицей Екатериной II был подписан указ об учреждении «Императорского Военного ордена святого Великомученника и Победоносца Георгия»

В статуте ордена было записано: «Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются  в уважение при удостоении к ордену Св. Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного тот, кто не только обязанность свою исполнил во всем по присяге, чести и долгу, но сверх всего ознаменовал себя в пользу и славу Российского оружия особенным отличием…»

Орденом святого Георгия было награждено более 7 тыс. человек                                

Солдатским Георгиевским крестом, специальной наградой для «нижних чинов» было награждено более полутора миллионов человек. Кавалерами «полного банта» солдатского Георгия в период с 1856 по 1913 г.г. стали около 1900 солдат, матросов и унтер-офицеров.

С совершением Великой Октябрьской Социалистической революции (7 ноября 1917 года) и образованием РСФСР, а позднее (30 декабря 1922 г), СССР – все награды Российской Империи были упразднены. Но государство обязано было чтить и достойно отмечать заслуженных своих граждан.

Орден Красного Знамени- около 600 тысяч человек.

Орденом Ленина- более 430 тысяч человек.

Высшего знака отличия за личный героизм и подвиги- звания Героя Советского Союза удостоено более 12750 человек. Полными кавалерами ордена  Славы стали 2656 человек .

Героями Социалистического Труда- более 21650 человек.
Полными кавалерами ордена  трудовой Славы-  около 600 человек 4.Звания Героя Российской Фед
ерации- около 900 человек.
Орденом «Победа»- 19 человек.
Орденом Красного Знамени- около 6оо тысяч  человек.
Орденом Красной Звезды- три миллиона семьсот тысяч человек.
Орденами Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, Богдана Хмельницкого,  Александра Невского, Отечественной войны – более 2х млн.  человек.
Ни одна страна не имеет такого количества Героев Отечества, какое имеет Россия.

А теперь посмотрим, как поработали наши команды.

Итак, что же такое патриотизм, по мнению современной молодёжи?

Команды зачитывают вслух то, что они написали в ходе совместной работы.

У кого получилось самое  полное определение?

Учитель: Что же характерно для Русского патриотизма?

Команды отвечают.

Учитель подводит итоги, выделяет самое полное понятие патриотизма и верно подобранные черты русского патриотизма, поощряет лучшие ответы учащихся, направляет в нужное русло дискуссию со зрителями.

Переход к обсуждению вопроса: Есть ли сегодня место подвигу?

Командам и зрителя предлагается высказать мнения по очень спорному вопросу:  Есть ли место подвигу в нашей современной жизни?

Команда зрителей (для того, чтобы начать дискуссию, подготовили небольшое выступление о том, что вряд ли есть место подвигу в наше время):

Все подвиги уже были совершены, что можно совершить сейчас?

Команды вступают в дискуссию со зрителями, учитель выслушивает всех участников, затем продолжает вести мероприятие.

Учитель: Может быть, ответ на этот вопрос мы найдём в сюжетах, которые сейчас посмотрим?

Демонстрация  небольшого сюжета из художественного фильма «Грозовые ворота»(10 минут) .

После просмотра учитель рассказывает о подвиге Шестой роты Псковского воздушно-десантного полка по Улус-Кертом 29 февраля 2000 года.

Бессмертный подвиг гвардейцев-панфиловцев был повторен российскими десантниками в марте 2000 года. Тогда 90 воинов Шестой парашютно-десантной роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка под командованием М.Н. Евтюхина приняли неравный бой в Аргунском ущелье с двухтысячным отрядом боевиков. 84 десантника пали смертью храбрых в сражении за целостность России. Дорого заплатили боевики за их смерть: на месте боя осталось более 400 их трупов. Благодаря стойкости и мужеству десантников боевики так не смогли вырваться из Аргунского ущелья.

22 гвардейца-десантника за этот подвиг удостоены звания Героя Российской Федерации. Подвиг гвардейцев 6-й парашютно-десантной роты - яркий и бесценный пример силы и мужества десантников. Даже погибнув - они победили. И навеки остались в общем строю живых.

Их подвиг -бессмертен!

Минута молчания.

Все участники мероприятия встают, когда на слайде во время презентации появляются  имена павших героев-десантников.

Учитель: Слово предоставляется  нашим гостям, которые работали вместе с командами.

Выступают гости. Они высказывают своё мнение о подвиге в наше время, делятся впечатлениями о сегодняшней молодёжи, рассказывают о своём жизненном опыте.

Завершение мероприятия.

Учитель завершает мероприятие заключительной речью, подводит итог, говорит о том, чьё определение понятия «патриотизм» оказалось наиболее полным, кто более существенно объяснил черты русского патриотизма и принимал активное участие в дискуссии о подвиге в наше время.

Ведущий 1 читает стихотворение Игоря Морозова.

Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу,

Перед тем, как сойдёшься за праздничный стол,

Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,

Кто берёг тебя вечно и в вечность ушёл.

Помяни нас, засыпанных ветром и пылью,

 Пулемётами врезанных в скальную твердь.

Запиши нас в историю горестной былью

И рубцом материнское сердце отметь.

Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,

Одуревших от зноя, без сна, без воды.

Отмеряющих жизнь от привала к привалу,

От звезды до звезды, от беды до беды.

Помяни нас, Россия, в извечной печали,

Златорусую косу свою расплетя,

Мы оставшимся помнить и жить завещали,

Жить, как коротко прожили мы- для тебя!

Чтец : Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!

Есть люди, что нас защищают
От бед, разрушений, войны.
О мирной России мечтают
Патриоты нашей страны.

Давайте войны прекратим
И будем постигать иное,
Мир во всем мире сохраним
И позабудем все плохое.

Над нами солнце золотое,
И неба купол без границ.
Война погубит все живое:
И синь морей, и пенье птиц.

Неужто было мало горя
В XX веке на земле?
Наш клич от и до моря:
Не быть руинам на земле!

Вставайте рядом все, кто с нами,
Народы всех материков.
Мы подымаем это знамя
Для счастья будущих веков.

Пусть будет солнцем день украшен,
Пусть будет неба высота,
Пусть побеждает в сердце нашем.
Свобода, мир и красота!

Ведущий 2: В День героев Отечества мы отдаём дань уважения и памяти всем совершившим подвиги во славу нашей любимой родины.

Учитель :   Благодарим всех за участие, спасибо нашим гостям.

 

Историческая викторина

  1. Как в древней Руси называли отважного, доблестного воина, богатыря? (витязь)
  2. Когда в военной истории России опасность представляла свинья? («Ледовое побоище»1242г.)
  3. О чем эта старая русская загадка: «Глазами не увидишь, руками не возьмешь, а без него в атаку не пойдешь». ( «Ура»)
  4. 4. Как называли красноармейский суконный головной убор в виде шлема с красной звездой? (Буденовка)
  5. Какой лётчик, кроме И.Н. Кожедуба, был трижды удостоен звания Героя Советского Союза? ( А.И. Покрышкин, Он сбил 59 самолетов)
  6. Этого выдающегося русского полководца, Героя Отечественной войны, называли Маршалом Победы. В 1944г. В России в память о нем утвержден новый орден. Кто он? ( Жуков Г.К)
  7. Какое почетное звание было учреждено в СССР 14 апреля 1961 года.
    ( « Летчик – космонавт СССР »)
  8. Как назывался бронежилет времен Александра Невского? ( кольчуга)
  9. Какое оружие не изображено на картине Васнецова «Богатыри»? ( секира)

Использованная литература:
1. Агеева И.Д.Кто лучше всех знает историю.- М.:Творческий центр Сфера,2005.
2. Майданик Наталья. Стихи «День народного единства», «Призывная».

3. Тарас Д. Боевые награды СССР и Германии Второй мировой войны/Д.Тарас.-М.:АСТ, Мн.;Харвест, 2007

4. Патриотизм- источник героизма, боевых и трудовых подвигов народа России. Под общей редакцией В.А.Шаманова.-М, 2008

5. Растим патриотов России. Под ред.Мельниченко И.И.-М, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "День Героев России. Балашовцы - герои".

9 декабря - день Героев России. В материале рассказывается о традициях празднования,  героях прошлых веков и героях века двадцатого.Особое внимание уделяется землякам-жителям Балашовского района ...

Классный час "Герои России моей"

Архив содержит презентации, конспект мероприятий и песни....

сценарий классного часа "Герои России"

Сценарий для проведения классного часа к Дню Героев Отечества...

Классный час, посвященный памяти Героя России Т.А. Апакидзе на тему: "От нахимовца к Герою России"

Мероприятие готовилось и проводилось в преддверии дня Героев Отечества. И в наше мирное время всегда есть место подвигу, который совершают не какие-то вымышленные герои, а обыкновенные люди, честно и ...

Информационно-методический материал для проведения классного часа на тему: «Война в судьбе моей семьи и России» «Шаги в бессмертие Героя России летчика Виктора Клыкова»

Первый герой России по Курской области-выпускник Рыльского сельхозтехникума, погиб, защищая Ленинград.Представлен к званию Герой СССР за ночной таран, но награду не успел получить - погиб, выполняя оч...

Классный час "Герои России моей"

Классный час посвящен празднованию Дня Героев России...

Классный час «Героям России, живым и ушедшим…»

Классные часы как одна из основных форм воспитательной работы имеют несомненное преимущество перед другими формами работы с обучающимися. Во время классного часа педагог имеет возможность общаться и о...