Программа воспитательной работы "Мы живем среди людей"
рабочая программа (5 класс) на тему

Борисова Светлана Владимировна

программа воспитательной работы, рассчитана на учащихся с 5 по 9 класс. Основное направление - этика, этикет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vr.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 39»

МЫ  ЖИВЕМ  СРЕДИ  ЛЮДЕЙ

программа воспитательной работы

Составитель:

классный руководитель,

учитель русского языка и литературы

Борисова С.В.

Дзержинск, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы

3

Пояснительная записка

6

Концепция программы

8

Этапы выполнения программы

11

Методическое обеспечение программы

15

Приложения

17

1. Характеристика класса

2. Изучение уровня воспитанности учащихся

3. Диагностика личностного роста учащихся

4. Поэтапные планы работы по реализации программы


ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

  • Основания программы

Концепция данной программы основывается на выполнении задач воспитания, отраженных в законе РФ «Об образовании», и формируется в соответствии с проблемами, выявленными в ходе диагностики уровня воспитанности учащихся класса.

  • Заказчик программы

Администрация МБОУ «СОШ № 39», родители учащихся 5 «Б» класса.

  • Разработчик программы

Классный руководитель 5 «Б» класса МБОУ «СОШ № 39», учитель русского языка и литературы, Борисова С.В.

  • Цель программы

Формирование социально зрелой личности учащегося, для которой характерно принятие нравственных норм и законов общества на личностном уровне, потребность в эстетическом освоении действительности.

  • Задачи программы
  • освоение детьми эстетического пространства социальной действительности;
  • воспитание  в детях привычки к социально одобряемому поведению в семье, в школе, в общественных местах;
  • выработка  у детей навыков культурного поведения в разных видах деятельности – учебной, трудовой, коммуникативной,  досуговой;
  • овладение детьми взглядами, убеждениями и речевыми нормами, способствующими достижению взаимопонимания между отдельными индивидами, социальными группами и общностями;
  • формирование в детях таких личностных качеств и свойств, как толерантность и уважение к людям, доброта и милосердие, тактичность и скромность, вежливость и деликатность, что характеризует интеллигентную и  социально зрелую личность.

  • Исполнители

В реализации программы задействованы все участники образовательного процесса школы (учащиеся класса, классный руководитель, учителя-предметники, родители); реализация отдельных этапов программы осуществляется  при взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей, а также учреждениями культуры, досуга и т.п.

  • Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс включительно). Начало работы по данной программе – октябрь 2012 года; предполагаемый срок завершения программы воспитания – май-июнь 2017 года.

  • Ожидаемые результаты
  • наличие у учащихся знаний о правилах и особенностях поведения в общественных местах, в различных жизненных ситуациях;
  • творческое и непринужденное использование учащимися своих знаний и умений для установления добрых отношений с окружающими и достижения полного согласия как с ними, так и с самими собой;
  • установление в ученическом коллективе доброжелательных отношений, проявление учащимися взаимоуважения, толерантности;
  • формирование социальной зрелости личности учащихся через освоение основных социальных норм.
  • Контроль реализации мероприятий программы

Качество и сроки исполнения этапов программы контролируются заместителем директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ № 39», классным руководителем (через проведение диагностики уровня воспитанности на разных этапах реализации программы, наблюдение и анализ отношений в детском коллективе).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Одной из приоритетных сфер образовательной деятельности (как отмечается в законе «Об образовании») является воспитание высоких нравственных принципов в человеке. Национальная доктрина образования определяет, что государство призвано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к законам общества. Наблюдающийся в современном обществе острый дефицит духовности,  культуры поведения делает особенно актуальными духовно-нравственное, эстетическое, культурно-просветительское направления в работе педагога-воспитателя. При этом, осваивая эстетическое пространство жизни, человек не должен оставаться в одиночестве. Культура и нравственность призваны помочь подростку в процессе социальной адаптации.

Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова – это повседневная реальность современной цивилизации. Современного успешного человек характеризуют умение устанавливать контакт с людьми и бесконфликтно общаться с ними; навыки создания собственного имиджа; наличие богатого словарного запаса, речевой культуры; знание основ делового этикета. Таким образом, в настоящее время существует высокая социальная потребность в основах этики, эстетики, этикета.

Данная программа разработана в рамках духовно-нравственного и эстетического направлений деятельности образовательного учреждения. На наш взгляд, современный ученик становится социально-зрелой личностью в процессе приобщения к мировому культурному и духовному опыту человечества, в процессе приобретения общепринятых и одобряемых обществом привычек поведения, путем изучения и принятия на личностном уровне свойств и качеств интеллигентного и высоконравственного человека.

Таким образом, актуальность данной работы заключается прежде всего в необходимости воспитания у подростков привычки к социально одобряемому поведению в семье, школе, общественных местах, что, по мнению автора программы, возможно только в результате систематического освоения учащимися теоретических аспектов этики и этикета (изучения норм и правил) и регулярных практических занятий.


КОНЦЕПЦИЯ  ПРОГРАММЫ

В основе воспитательной работы сегодня лежит процесс самоопределения и самовыражения личности ребенка во всех ее проявлениях. Однако создавая условия для творческого развития личности, для формирования самостоятельной и конкурентоспособной личности, мы не должны забывать о том, что каждый из нас живет в мире других людей.

К сожалению, в современном обществе, а особенно в детской и подростковой среде, нормой становятся равнодушие к чужой беде, нетерпимость к недостаткам близких, неуважение к другому мнению, цинизм и даже ненависть к любому проявлению инакомыслия.

Анализ духовно-нравственной, морально-этической составляющей классного коллектива 5 «Б» класса МОУ «СОШ № 39» выявил следующие проблемы:

  • низкий уровень культуры поведения детей (отсутствие представлений о некоторых нормах этикета, нежелание и неумение соблюдать известные нормы);
  • нетерпимость к чужим недостаткам, мнениям и взглядам, отличным от собственных мировоззрений;
  • узкие представления о мировых и российских культурных традициях;
  • сложные отношения в детском коллективе (отсутствие доброжелательности, сплоченности, взаимоподдержки);
  • дефицит духовности, нравственности, умения общаться.

Актуальность программы. Вышеизложенные проблемы привели к необходимости разработки настоящей программы «Мы живем среди людей», которая направлена на повышение культурно-нравственного уровня учащихся класса, что, по мнению автора программы, поможет им более уверенно и осознанно адаптироваться в обществе, не теряя уважения к себе и не нарушая прав других.  

Реализация программы основывается на следующих принципах:

  • принцип общественной направленности воспитания (воспитание социально-одобряемых привычек поведения);
  • принцип гуманизма (ребенок не объект воспитания, а неповторимая саморазвивающаяся личность);
  • принцип дифференциации (отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом возраста, интересов, уровня воспитанности участников воспитательного процесса);
  •  принцип духовности, проявляющейся в формировании у молодого человека смысложизненных духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и образа мысли российского гражданина;
  • принцип толерантности (терпимость к мнениям других людей, учет их интересов; терпимость к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни, иному поведению людей, не выходящему за рамки законов)
  • принцип единства воспитательных воздействий (сотрудничество всех субъектов воспитания, в первую очередь, единство семьи и школы в вопросах формирования нравственности).

Работа классного руководителя в рамках данной программы строится по направлениям:

  • духовно-нравственное воспитание;
  • нравственно-правовое воспитание;
  • культурно-просветительская деятельность;
  • эстетическое воспитание.

Результатом программы будет являться формирование социально зрелой и интеллигентной личности ученика, которую характеризуют такие признаки:

  • наличие навыков и привычек культурного, социально одобряемого поведения;
  • принятие норм и законов общества на личностном уровне;
  • потребность в эстетическом освоении действительности;
  • толерантность и уважение к людям;
  • доброта и милосердие;
  • тактичность, скромность, вежливость и деликатность.

Вышеизложенные проблемы, принципы и направления в работе классного руководителя определили следующую цель воспитательной программы: формирование социально зрелой личности учащегося, для которой характерно принятие нравственных норм и законов общества на личностном уровне, потребность в эстетическом освоении действительности.

При достижении поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • освоение детьми эстетического пространства социальной действительности;
  • воспитание  в детях привычки к социально одобряемому поведению в семье, в школе, в общественных местах;
  • выработка  у детей навыков культурного поведения в разных видах деятельности – учебной, трудовой, коммуникативной,  досуговой;
  • овладение детьми взглядами, убеждениями и речевыми нормами, способствующими достижению взаимопонимания между отдельными индивидами, социальными группами и общностями;
  • формирование в детях таких личностных качеств и свойств, как толерантность и уважение к людям, доброта и милосердие, тактичность и скромность, вежливость и деликатность, что характеризует интеллигентную и  социально зрелую личность.

        Программа рассчитана на 5 этапов (5 учебных лет), каждый из которых имеет свои цели. Содержание и формы воспитательной работы на каждом этапе рассмотрены в следующей главе.


ЭТАПЫ  ВЫПОЛНЕНИЯ  ПРОГРАММЫ

№ этапа

Класс

Название этапа

Цель

Ожидаемый результат

Содержание работы

Формы работы

Критерии оценки эффектив-ности работы

1

2

3

4

5

6

7

8

1-2 годы

5-6 класс

Современный этикет: основные нормы и принципы

освоение учащимися  основных норм поведения в общественных местах, знакомство с основными понятиями и категориями этикета (норма, формула вежливости, тактичность, элегантность, манеры, сервировка и др.).

Осознание практичес-кой пользы и удобства этикета.

  1. Речевой этикет. Формулы речевого этикета (основные способы приветствия, знакомства, прощания, извинения, благодарности, выражения сочувствия).
  2. Телефонный этикет и правила составления писем.
  3. Этикет общественных мест (улица, театр, музей, транспорт, школа и проч.).
  4. Ресторанный этикет и поведение за столом.
  5. Взаимоотношения «учитель-ученик».
  6. Внешний вид и имидж.

Классные часы, групповые занятия, беседы, игровые ситуации, посещение общественных мест, тренинги, викторины.

Наблюдение, тесты, диагностика личностного роста учащихся.

1

2

3

4

5

6

7

8

3 год

7 класс

Этикет с точки зрения личных потребностей

формирование умения применять нормы этикета в нестандартных ситуациях, осознание связи норм этикета с нормами нравственности, эстетической привлекательности воспитанного человека, знакомство с ценностными категориями этикета (скромность, гордость, сила духа, бескорыстие и великодушие, долг материальный и нравственный, мода и красота).

Осознание ценности этикета в собственной жизни.

  1. «Я» и этикет.  Две стороны достоинства: гордость и скромность.
  2.  Дружба и этикет. Вопрос дружеских кличек, жаргона, отступление от этикета. Отношение к клевете в адрес друзей.
  3. Сила и этикет. Сила кулака и сила духа. Ответственность за слабого.
  4.  Красота и этикет. Красота внешняя и внутренняя, бескорыстие и великодушие.  Этикет подарка.
  5. Истина и этикет. Объективность и субъективность. Этикет в дискуссии. Поведение оппонента.
  6. Счастье и этикет. Правило этикета «Будь счастливым».
  7. Удача и этикет. Поведение при удачах и неудачах.
  8. Мода и этикет. Требования к костюму. Отношение к моде.
  9. Деньги и этикет. Деньги как цель и средство. Денежный долг и денежная помощь. Этикет отношения к родительским деньгам.
  10. Труд и этикет. Уважение к труду. Этикет профессии.

Классные часы, диспуты, тренинги, игровые ситуации.

Наблюдение, тесты, диагностика личностного роста учащихся.

1

2

3

4

5

6

7

8

4 год

8 класс

Этикет как норма жизни общества и дань традициям

знакомство учащихся с историей этикета, культурными традициями  России и обычаями других стран, формирование представления о мужском и женском этикете, совершенствование умений вести себя в соответствии с ситуацией и нравственными принципами благородства, уважения к людям, чувством собственного достоинства.

Осознание ценности этикета для общества в целом.

1.      Искусство и этикет.

2.    Спорт и этикет. Спорт как средство формирования тела.

3.     Мужской этикет. Облик. Внимание к женщине. Проблема физической силы и благородства.

4.    Женский этикет. Облик. Строгие правила девочки, девушки, женщины. Роль зеркала. Поведение женщины при нарушении мужского этикета.

5.     Болезни и этикет. Этикет поведения больного и окружающих. Деликатность.

6.    Природа и этикет. Бережливость, уважение, защита в общении с природой. Символика цветов. Букеты.

Классные часы, беседы, тренинги, деловые игры, конкурсы.

Наблюдение, тесты, диагностика личностного роста учащихся.

1

2

3

4

5

6

7

8

5 год

9 класс

Осознанность и естественность в соблюдении норм этикета

формирование умения критически оценивать собственные поведение, стиль и манеры, а также поведение других людей, умения видеть внешнюю и внутреннюю сторону ситуации, понимать мотивы поступков, давать нравственную оценку явлениям в жизни общества, применять нормы делового этикета для успешной реализации в профессии

Осознанное использова-ние норм и принципов этикета в своей жизни.

  1. Инстинкт подражания. Поведенческий пример значимых лиц. Психология и привычки – основа этикета. Контроль и упражнения - путь воспитания навыка.

  1. Внешняя и внутренняя сторона этикета. Мотивы этикета. Нравственная оценка. 

  1. Техника воспитания этикета. Самовнушение, самооценка, Самоанализ, аутотренинг, упражнения. Изучение литературы

  1. Деловой этикет.

Психологич. и этические тесты, ситуационные упражнения (с анализом мимики, жестов, интонаций, лексики, стилистики речи), способы обретения психологической свободы в трудных ситуациях – юмористический взгляд на себя, ориентация на содержание, а не на форму, самовнушение.

Наблюдение, тесты, диагностика личностного роста учащихся.


МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативно-правовая документация

1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 17.07.2009): [электр. ресурс]. – «КонсультантПлюс».

Методическая литература

  1. Научно-методический журнал «Классный руководитель». – 2007, № 3, 6; 2008, № 4.
  2. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. – Москва, 2002.
  3. Голованова Н. Панорама взглядов на воспитание // Воспитание школьников. – 2004, №7.
  4. Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы // Классный руководитель. – 2003, №5.
  5. Поминова В.В. Современный этикет: Образовательная программа для системы дополнительного образования и внеклассной работы. – Дзержинск, 2002.
  6. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе: практ. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Учебная литература

  1. Волина В.В. Как себя вести. – Санкт-Петербург, 2001.
  2. Гольдин В.Е. Речь и этикет: Кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 кл. – М., 1983.
  3. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Энциклопедия этикета. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.
  5. Энциклопедия этикета Кирилла и Мефодия: [электр. ресурс]. – «Кирилл и Мефодий», 1997.

Контрольно-измерительные материалы (диагностики, тесты и т.п.)

  1.  Малая энциклопедия этикета. - М.: Рипол-Классик, 2000.  (тесты)
  2.  Энциклопедия этикета Кирилла и Мефодия: [электр. ресурс]. – «Кирилл и Мефодий», 1997.  (интерактивные программы, обучающие тесты, викторины)
  3. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. – Москва, 2002.   (диагностика личностного роста)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Я живу среди людей"

привитие этических норм бесконфликтного общения, воспитание нравственно – этических чувств, уважительного отношения друг к другу....

"Мы живем среди людей"

Классный час направленный на воспитание у детей эмоционально-положительного взгляда на мир, формирования нравственных и эстетических чувств, уважения к старшим....

Воспитательная программа "Я живу среди людей"

Воспитательная программа учащихся 5-6 классы "Я живу среди людей"...

Классный час "Мы живем среди людей"

Цель классного часа - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уметь выбирать правильную стратегию поведения, учитывая интересы всех сторон, способствовать осмыслению конфликтной ситуации ...

"Я живу среди людей"

Мы живем не в лучшие времена. Меняется образ жизни, образ мыслей, уходят в прошлое и перестают быть важными многие нормы поведения. Но никогда не нужно забывать, что мы живем среди людей....

Классный час "Мы живем среди людей"

Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета.  Оснащение мероприятия:...

Программа дополнительного образования "Мы живем среди людей" 5 класс

Одной из приоритетных сфер образовательной деятельности (как отмечается в законе «Об образовании») является воспитание высоких нравственных принципов в человеке. Национальная доктрина обра...