Система работы со слабоуспевающими учащимися
методическая разработка (5 класс) на тему

Семёнова Светлана Вениаминовна

Не бывает "трудных" учеников, бывают "запущенные". Так как же им помочь преодолеть трудности обучения?

Данная работа  предназначена в первую очередь для классного руководителя, который должен помочь ребятам найти себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Система  работы

со  слабоуспевающими  учащимися

___________________________________________________________________________                                                          Автор: Семёнова С.В.,

                                                                                        учитель русского языка

                                                                                         и литературы

   

    Воспитание  и  обучение – творчество  взрослых,  в  основе  которой  лежит  наука  возрастная  и  детская психология. Известно; все  на  свете  имеет  свои  причины, в том числе  и  негативные  явления  в  поведении  и  обучении ребенка.

    Термины «трудные  дети», «трудный  ребенок»  чаще  всего  употребляются  в  качестве  синонимов  терминов «запущенный  ученик» или «ученик с  отклонениями  в  обучении  и  поведении».

    Для  школы «трудные  дети» - прежде всего  неуспевающие  дети, а это  школьная  проблема номер один. Неуспевающих  детей  в  нашем  классе  нет,  но  есть   слабоуспевающие. Это-Кокурин А.,  Морозов Н., Шульпина Е., Казантаева А..

    Различные  трактовки  успеваемости  и  неуспеваемости  школьников  меняются  год  от  года  с  изменением  требований  общества  к  школе  и  ростом  ее  возможностей, пониманием  самого  школьного  образования. Однако характерные  признаки  неуспеваемости учащихся  общеобразовательных  школ  остаются  актуальными  и  в  настоящее  время,  а  именно:

  • Наличие  пробелов  в  фактических  знаниях  и  специальных  для  данного  предмета  умениях, которые  не  позволяют  характеризовать  существенные  элементы  изучаемых  понятий, законов, теорий, а также осуществить  необходимые  практические действия;
  • Наличие  пробелов  в  навыках  учебно – познавательной  деятельности,  снижающих  темп  работы  настолько, что  ученик  не  может  отведенное  время  овладеть  необходимым  объемом  знаний, учебных умений  и  навыков;
  • Недостаточный  уровень развития  и  воспитания  личных  качеств, не позволяющих  ученику  проявлять  самостоятельность, настойчивость, саморегуляцию  и  другие  качества, необходимые  для успешного  учения.

   Любые  недостатки,  отрицательные  качества  у  ребенка  можно  своевременно  предупредить  и  преодолеть. Нет  плохих,  неисправимых  детей,  есть  трудные  судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, Суммарная, комплексная итоговая неподготовленность учащегося, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения, и есть неуспеваемость. Она охватывает многие элементы образованности, воспитанности и развитости, образуя сложное целое. Отдельный же элемент неподготовленности, возникающий по ходу обучения, можно назвать отставанием. Существо предупреждения неуспеваемости в том и состоит, чтобы вовремя устранить отдельное отставание, не дать ему развиться.

     Первым предупреждением отставания является диагностика (диагностическая карта класса, состояние здоровья детей, изучение социума семьи).

Второе звено – планирование методической работы класса  с учетом результатов диагностики.

Третье звено – продуманная система воспитательной работы, ориентированной на формирование дружного, любознательного, трудолюбивого классного  коллектива.

   Мастерство педагога в том, чтобы знакомое показать в новом аспекте, повернуть новой стороной к учащимся. Особенно это важно в тех предметах, где требуется тренировка умений и навыков. Одним из средств здесь является установление межпредметных связей, показ того, как данное умение, данное действие связано с ранее усвоенным и чем отличается.

На создание положительного отношения к учению влияет:

  1. Степень самостоятельности на уроках  и  внеклассных мероприятиях. Все школьники – от мала до велика -  сильные  и  слабые -  стремятся к самостоятельности, загораются, когда им предстоит что-то сделать самим. Вот почему так повышает интерес к учению самостоятельный выбор учащихся средств, способов действия. Это  я  прочувствовала , когда  дети,  готовясь  к  творческим  делам  и  внеклассным  мероприятиям  по  предмету,  предлагали  свои  идеи  по  проведению  того  или  иного  мероприятия.
  2. Понимание ими хода учебного процесса. Интересно, когда понятно – что, как и для чего. Когда последовательность и задачи действий не мотивированы для учащихся, не может быть и единства деятельности учителя и учащегося.

      3. Мотивация деятельности и поведения в школьном возрасте:  

  • У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом – игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта.
  • Дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, пробовать,
  • Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего “я” и огромное развитие фантазии и воображения – это инстинкт детского творчества.
  • Дети любят созидать, устраивать что-то, дополняя недостающее воображением.
  • Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.
  1. При  работе  со  слабоуспевающими  ученика  стараюсь  создавать ситуацию   успеха. Вот некоторые фразы, помогающие создать  ситуацию  успеха у ребенка:

  • Высокая оценка детали – “У тебя эта часть замечательно получилась.”
  • Авансирование – “У тебя получится.”
  • Скрытая инструкция - “Ты же помнишь, что…”.
  • Усиление мотивации - “Нам это так нужно для…”.
  • Персональная исключительность – “Только у тебя и может  

     получиться”.

     Работа со  слабоуспевающими  детьми может осуществляться как на уроке, так и вне урока (дополнительные занятия).
На уроке для них использую карточки с индивидуальными заданиями,  даю им больше времени для обдумывания ответа у доски, большое внимание уделяю  работе с временными группами (предлагается выделить 3 группы: слабые; средние; сильные; на тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности), при этом переход из одной группы в другую не запрещается.

  На дополнительных занятиях можно предоставлять учащимся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания тому, кто еще не понял. Эта  работа  является   развитием  неуспевающих  учащихся  с  привлечением  сверстников, успевающих  на  «хорошо» и «отлично».

  Также одним из приемов работы с неуспевающими учащимися может быть социоигровой стиль обучения. На таком уроке «сценки» могут разыгрываться и по поводу нового сложного определения, формулы или личного мнения об изучаемом литературном произведении, подготавливаются и исполняются такие «сценки» небольшими группами учеников тут же, на уроке, без долгих репетиций и особой подготовки. Социоигровой стиль - это стиль всего обучения, всего урока.
   

В данном проекте можно отметить следующие методы:

  1. Работа проходит в микрогруппах, поэтому нет списывания;
  2. Присутствует соревновательный элемент;
  3. Отработка литературоведческих понятий в нестандартной форме;
  4. Развитие интеллектуальных способностей;
  5. Развитие психических процессов.

Таким образом, можно сделать вывод, что социоигровой стиль обучения позволяет ликвидировать неуспеваемость учащихся за счет разнообразия структуры урока и стимулировать активность учащихся в течение всего урока.

Подводя итоги работы, мы увидели небольшие  изменения  в  учебе  и  слабых  учащихся,  что  отражается  на  мониторинге: 

ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ

СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ  УЧАЩИМИСЯ

1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.

2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся„ где он учитывает ошибки учащихся и отражает работы по их исправлению.

3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4. Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его.

5. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.

6. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать

План работы актива класса на 2014/2015 учебный год

 

Сентябрь

      1. Анализ работы совета за предыдущий учебный год

      2. Утверждение плана работы на новый учебный год.

      3. Распределение обязанностей.

      4. О подготовке  к празднику, посвященному Дню учителя.

      5. О работе над «Правилами для учащихся»   

                                                   

                                                    

Октябрь

       1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

       2. О подготовке к Осеннему балу.

       3. Отчет о посещаемости.

       4. О плане проведения осенних каникул.

                                                           

Ноябрь

       1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

       2. Анализ участия в конкурсе "Осннний бал".

 

                                                   

 Декабрь

       1. О танцевальном конкурсе "Грация"

       2. Подведение итогов за полугодие.

       3. О подготовке к проведению Новогодней елки.

       4. Обсуждение плана зимних каникул.     

                                                      

                                                     

 Январь

      1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

      2. Отчет о результатах школьных соревнований.

      3. Отчеты культорганизаторов и библиотекаря.

                                                         

 Февраль

      1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

      2. О личностных достижениях учащихся класса.

      3. О подготовке к конкурсу «А ну-ка, парни!»                            

                                                             

Март

      1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

      2. О подготовке к конкурсу « А ну-ка, девушки!»

      3. Обсуждение плана весенних каникул.

                                                          

Апрель

      1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

      2. Анализ праздника смеха.

      3. О проведении экологического субботника.

                                                               

 Май

      1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

      2. О проведении операции «Сюрприз ветеранам».

      3. О подготовке кабинета класса к каникулам.

      4. Итоги соревнования «Класс года».

План работы актива класса

Заседание актива

Рассматриваемые вопросы

Сентябрь   2-я неделя

1. Составление графика дежурства по классу и по школе.

2. Утверждение плана работы на 1 четверть.

3. Подготовка к конкурсу «Красная гвоздика».

                   4-я неделя

1. Подготовка к Дню пожилого человека, Дню Учителя

2.Отчёт учебного сектора.

3. Старт конкурсу «Получи 100 пятёрок»(по каждой  четверти)

Октябрь    2-я неделя

  1. Подготовка к Дню самоуправления
  2. Отчёт о посещаемости
  3. Анализ участия в конкурсе "Мисс Осень".

                  4-я неделя

1. Проверка состояния учебников, отв. Кокурин А.

2. Отчёт отв. за питание. (Насибова Г.)

Ноябрь      2-я неделя

1. Подведение итогов успеваемости за 1 четверть. Итоги конкурса «Получи 100 пятёрок»

2. Составление графика дежурства по классу и по школе.

                   4-я неделя

Утверждение мероприятий к  «Новогодним суетам».

Декабрь    2-я неделя

  1. Отчёт учебного сектора.
  2. О личностных достижениях учащихся класса.

                  4-я неделя

1. План работы на каникулы.

2. Итоги участия в олимпиадах

Январь    

1.Итоги 2 четверти. Итоги конкурса «Получи 100 пятёрок»

2.Подготовка к общешкольному конкурсу песни и строя.

Февраль   2-я неделя

1. Подготовка к празднику Дня защитников.

2. Подготовка к Дню Святого Валентина.

                 4-я неделя

1.Подготовка к 8 Марта.

2.Старт акции «Подари книгу библиотеке»

Март       2-я неделя

1.Отчёт учебного сектора.(Морозов Н.)

2. Отчёт о внешнем виде учащихся,

3. План работы на каникулы.

Апрель     1-я неделя

1. Социальный мониторинг класса

 Май         2-я неделя

1. Итоги года. Итоги конкурса «Получи 100 пятёрок»

2. Подготовка к итоговому родительскому собранию.

3. Кому объявить благодарности.