Эссе "Воспитание на современном этапе - это ..."
опыты и эксперименты (9 класс) на тему

Крекотина Ольга Николаевна

В работе представлен материал о воспитании молодого поколения на современном этапе глазами педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа» Красногвардейского района Оренбургской области

Эссе на тему

«Воспитание на современном этапе – это ...»

P4210037

                                                                       Выполнила: Крекотина Ольга

                                                                     Николаевна – учитель русского языка

                                                                и литературы высшей квалификационной

                                                                 категории, педагог дополнительного

                                                                 образования высшей квалификационной

                                                             категории.

с. Пролетарка – 2012 г.

Воспитание на современном этапе – это...

                                                                                         Что в детстве приобретёшь,

                                                                                          на то в старости обопрешься.

                                                                                               Армянская пословица.

   Воспитание... Какое ёмкое и значимое для всех нас слово. Какие жизненно важные аспекты оно в себя включает.

   Наша человеческая жизнь сложна и многообразна. Она стремительна и быстротечна, как горная река, которая сметает всё на своём пути. И порою так сложно удержаться на плаву, хотя это жизненно необходимо. И как нам, людям, не растеряться в этом водовороте жизни, не оказаться в этом омуте и с головой не уйти под воду? Как нам не очерстветь душой и не стать «ледяной глыбой» по отношению друг к другу. А это всё будет зависеть от того, какое воспитание мы с вами получим.

   И именно на эту тему мне сегодня свободно и откровенно хочется поговорить. Эта тема вечна и актуальна, она волнует каждого из нас  и в сердце любого из нас находит понимание.  Я позволю себе поделиться некоторыми размышлениями и наблюдениями, которые, может быть, и не будут неожиданными для читателей, но по моему глубокому убеждению - вызовут активное отношение к ним.

   Начать мне своё размышление хочется с пословицы, которую многие из вас хорошо знают: «Что посеешь, то и пожнёшь». Она как нельзя актуальна и в настоящее время. Ведь наши дети – это зерна, которые мы с вами сеем. И если эти зерна попадут в благодатную почву, рыхлую, овеянную теплом, то они дадут дружные всходы. А «почвой» для наших детей являются их родители. Ведь именно от того, каков микроклимат в семье, каковы отношения родителей между собой, как они относятся к своим родителям, окружающим и к своему собственному ребенку, что одобряют и что осуждают, формируются его представления о хорошем и плохом, симпатии и антипатии, уважение и неприязнь, формируются его первоначальные нравственные ценности. Именно от этого зависит, каким ребенок начнет свой путь по жизни.

   Если между родителями царит взаимопонимание, любовь, уважение друг к другу и окружающим, если ребёнок будет окружен вниманием и заботой, будет расти в теплоте и уюте, будет чувствовать, что он кому-то нужен и безгранично дорог, то он научится быть отзывчивым, нежным, добрым человеком. А ведь доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

   Воспитание в семье – это важнейший момент в формировании личностных качеств ребенка. Ведь именно то, что будет заложено в семье, окажет влияние на его дальнейшую жизнь.

   Еще Я. А. Коменский писал: «Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте. Даже разбитый сосуд сохраняет запах, которым он пропитался при первом употреблении. Дерево как распростёрло свои ветви в нежном возрасте вверх, вниз, в стороны, так и сохраняет их в течение сотен лет, пока его не срубят».

   Всходам для здорового и успешного роста необходимы вода и тепло, так и человеку для становления его личностных качеств, формирования мировоззрения крайне необходимы умные, добрые, верные и надежные наставники, которыми в будущем для ребёнка становятся воспитатели и учителя. Именно они, взаимодействуя с родителями, вместе, сообща должны помочь ребёнку «не потеряться» в жизни, должны  ненавязчиво научить его распознавать добро и бороться со злом и пошлостью, должны стремиться развить те нравственные качества, которые ребёнок получил в детстве.

   В настоящее время очень боязно за то, что идёт «затухание» воспитывающей функции в некоторых учебных заведениях. А трагедия заключается в том, что происходит переориентация массовой школы на «чистое» обучение. И совершается всё это на фоне обострения нестабильности во многих областях нашей жизни. Когда страшным «бичом» наступает на нас наркомания, трагедией нашего времени является СПИД, устрашающей лавиной движется пьянство и алкоголизм. Экраны телевизоров буквально «кишат» фильмами и передачами, «пропагандирующими» насилие, жестокость, кровопролитие, разврат. Страницы газет изобилуют статьями о жестоких убийствах и насилиях.

   Впитывая всю эту информацию, молодёжь пугает резким падением уровня воспитанности, бездуховности, слепым идолопоклонством. На первое место для многих выходит не нравственное развитие, а материальный рост.

   И наша задача, задача взрослых, не упустить время, не упустить целое поколение, иначе расплачиваться за наше отсутствие внимания придётся нашим детям и нам самим. Так давайте же бить тревогу и спасать наших детей вовремя!

   Давайте будем для них верными друзьями, советчиками, а не ораторами, речь которых изобилует лозунгами, призывами. Воздержимся от излишнего дидактизма, назидательности, а будем вместе с детьми искать истину, воспитывать их через создание воспитывающих ситуаций, организуя разнообразную творческую деятельность.

   Воспитание – творческий процесс, и в зависимости от того, как мы к нему подойдём, зависит весь результат в целом.

   Но воспитание не универсально и вовсе не всеохватно, но там, где оно необходимо, оно должно совершаться высококачественно и профессионально.

   Я считаю, что ведущими принципами воспитания являются принцип природосообразности, принцип культуросообразности и саморазвитие личности. То есть в процессе воспитания должны учитываться половозрастные особенности ребёнка. Воспитатель должен максимально сблизить его развитие и жизнь с жизнью живой природы. Он обязан изучать типичные потребности и интересы воспитанников и действовать в соответствии с ними.

   Воспитание должно строиться с учётом языковой среды обитания растущего человека, с учётом культурных традиций народа, страны, региона. Педагог не может игнорировать состояние молодёжной культуры, обычаи семьи, традиции народной педагогики. Ведь сегодня это становится особенно актуально.

   Воспитание успешно, если оно системно.

   Я уверена, что главная цель воспитания, - максимальное развитие личности, будет достигнута тогда, когда все принципы, формы и методы воспитания будут взаимодействовать.

   Своё размышление хочу закончить словами известного советского педагога А.С. Макаренко, которые очень актуальны в настоящее время: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

P3300096

Крекотина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа» Красногвардейского района Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы,...

Внеклассная работа по биологии на современном этапе

    В системе школьного обучения, биологический цикл дисциплин занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формируе...

Урок-конференция "Современный этап эволюции человека. Расы и расогенез" 11 класс

Интегрированный урок с использованием информационных технологий...

«Обучение английскому языку на современном этапе: подходы, методы, инновации»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РФ     «Обучение английскому языку на современном этапе: подходы, методы, инновации» ...

Методическое письмо «Направления работы учителей по исполнению единого орфографического режима на современном этапе развития школы»

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся в деятельности педагогического коллектива школы, требования к речи учащихся, о письменных работах и тетрадях учащихся...

Базарова О.Л. Выступление на круглом столе городского этапа конкурса «Педагог года – 2012» Тема: Применение технологий личностно-ориентированного обучения на современном этапе.

В статье рассмотрены преимущества и трудности применения новых педагогических технологий сотрудничества, критического мышления, деятельностного метода и проектов в учебном процессе. Предлагаемая сводн...