Проект по работе с родителями в коррекционной школе "Школа + семья = успех"
проект (7 класс) на тему

Кузнецова Ирина Александровна

Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Система семейного воспитания в последнее время претерпевают значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло  разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rabote_s_semey.docx52.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  РАБОТЫ  С РОДИТЕЛЯМИ.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ:

             Название  разделов.

1.

Пояснительная  записка.

2.

Целевое  назначение.

3.

Методы  и  формы  работы  с  семьёй.

4.

Приоритетные  направления  работы.

5.

Этапы  реализации  программы.

6.

Принципы  реализации  программы.

7.

Участники  программы.

8.

Продукт  деятельности.

9.

Критерии  оценки  результатов  реализации  программы.

10.

Ожидаемые  и  прогнозируемые  результаты.

11.

Материально-техническое  и  финансовое  обеспечение.

12.

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Система семейного воспитания в последнее время претерпевают значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло  разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития  и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка.

Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства. Катастрофически снижается рождаемость (число детей в РФ за последние 5 лет уменьшилась на 5,5 миллионов).

Следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначенная как главная проблема национальной безопасности России. Заметно увеличился в обществе, особенно в подростковой среде, рост социально-обусловленных заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, СПИД.

Динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи, школы, образовательных учреждений.

Необходимость создания и реализации программы  была обусловлена этими факторами. Невозможно промедление в решении данных проблем. Выход из этого положения возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия системы образовательных учреждений и семьи, в перестройке взглядов на роль семьи, возрождению семьи как главного воспитательного института.

         Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

       Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Родительскому комитету важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка. Создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

     На основании нормативных правовых документов наш педагогический коллектив стремится к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и, прежде всего с семьей. Актуальным оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах ребенка.

2.ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ.

 

Цель программы:                                                                                                                                                                                              1. Способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания;

2. Помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей.

 Задачи программы:

  • пропаганда и возрождение семейных традиций;  воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
  • организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей; всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком).
  • Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим.
  • Обучить родителей общению с детьми.
  • Расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния  на развивающуюся личность школьника, повышение профессионализма, организуемой в школе   воспитательной внеурочной деятельности, улучшение взаимоотношения учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности, формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.
  • Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся ( трудных, детей группы “риска”), индивидуальная работа с неблагополучными семьями.

 

     Направления работы с семьей:

  • Изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установление контактов с семьей.
  • Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.
  • Включение родителей в решение проблем школы, коллективное обсуждение семейных проблем и их решение.
  • Обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности.

3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ.

1. Планирование системного подхода школы и семьи.

1.1 Раздел в годовом плане (ежегодно).

2. Работа с семьей по оказанию помощи в выборе правильных методов воспитания.

2.1 Диагностика семьи

  • наблюдение
  • анкетирование
  • беседа
  • тесты  
  • посещение на дому.

3. Индивидуальная работа с родителями

  • беседы
  • анкеты, (опрос)
  • консультации
  • посещение занятий родителями

4. Формы и методы коллективной работы

  • родительский совет
  • практикум
  • семинар – практикум
  • лектории, доклады, дискуссии, беседы.
  • показы
  • коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол)
  • родительские собрания, конференции
  • участие в работе Управляющего Совета школы

5. Разработки методических и педагогических консультаций.

5.1 Памятки для родителей

Анкеты, беседы, опросы, тесты.

Родительское собрание, беседы.

Школьный лекторий, школьные и классные  тематические конференции для родителей, родительские лектории по микрогруппам родителей, поклассное просвещение родителей.

  1. Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительское общественное патрулирование, шефская помощь, помощь в укреплении материально-технической базы школы и класса, родительские собрания.
  2. Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.
  3. Посещения семей, подготовка школьных и классных праздников, заседания   родительского комитета.

 4. ПРИОРИТЕТНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  РАБОТЫ.

  1. Диагностика семей.
  2. Ознакомление родителей с   содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
  3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  4. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  5. Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.
  6. Взаимодействие с общественными организациями родителей.
  7. Вовлечение родителей и общественности в управление школой.

                                                     

5.ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ.

Этап I.

  •  1 –  диагностика семей. (сентябрь – октябрь) На первом этапе программы предусматривается ежегодное диагностирование семей (с целью внесения корректив), составление социального паспорта школы, составление картотеки.

      Этап II.

  • 2–7 –  направление работы  реализуются ежегодно в соответствии с планом работы.

6. ПРИНЦИПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ.

1.    Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса

Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, учителю, ребёнку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.

Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:

-  осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;

-  включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;

-  овладение способами проектирования собственной деятельности;

-  предоставление возможности принимать самостоятельные решения;

-  ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;

-  привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.

2.    Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что предполагает:

-  формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;

-  осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;

-  определение для решения творческих задач и совместный поиск путей их решения;

-  использование методики организации коллективной творческой деятельности.

3.    Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьёй, которая предполагает:

-  выявление и учёт интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

-  опору на положительные стороны родителей и детей;

-  раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха о одобрения окружающих в совместной деятельности;

-  доверие ребёнку и родителям;

-  принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребёнка;

-  подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребёнку, к решению возникающих проблем;

-  принятие, учёт традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

-  восприятие, оценку поступков ребёнка как представителя семьи, носителя интересов семьи;

-  заинтересованное отношение к судьбе ребёнка, проблемам семьи, защита интересов ребёнка и семьи, помощь в решении проблем;

-  обеспечение свободы совести, вероисповедания ребёнка и родителей;

-  содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;

-  забота о здоровье ребёнка, о здоровом образе жизни;

-  создание ситуаций проявления взаимного понимания, заботы о семье, детях, родителях.

4.Управление взаимодействием школы и семьи

Этот принцип означает:

-   изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия педагогов и семьи на уровне школы и классных коллективов;

-   выявление трудностей, проблем взаимодействия учителей и семьи и отбор педагогических средств его регулирования;

-  организация изучения и обобщения передового опыта взаимодействия учителей и семьи, родителей т детей;

-  пропаганду лучших достижений взаимодействия учителей и семьи, родителей и детей;

-  подготовку учителей, учащихся и родителей к совместной деятельности;

-  создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов при организации совместной деятельности;

-  стимулирования взаимодействия школы и семьи.

       

     7.УЧАСТНИКИ  ПРОГРАММЫ.

Учащиеся 1–9-х классов, администрация школы, родители учащихся 1–9-х классов, школьный психолог, социальный педагог, школьный врач, учителя предметники, классные руководители, воспитатели, КДН, инспекция ОВД, комплексный адаптационный центр Орджоникидзевского района социальной службы реабилитации, городской ПМСЦ.

8.ПРОДУКТ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

№ п/п

Действия

Предполагаемый результат

1

Изучение семей учащихся.

1.1

Изучение семей  первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе.

Формирование единых педагогических требований.

1.2

Ежегодное составление социального паспорта школы.        

Создание банка данных.

1.3

Сочинение «Моя семья».

Составление социальных паспортов.

1.4

Посещение семей.        

Раннее выявление кризисных семей.

1.5

Диагностика «Рисунок семьи».        

Своевременное выявление детей, требующих внимания.

2

Работа с родителями.

Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы.

2.1

День открытых дверей для родителей.        

Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.

2.2

День семьи.

2.3

Спортивные соревнования «Папа, мама и я- спортивная семья».

2.4

Выставка поделок семейного творчества.

2.5

Поздравление дедушек и бабушек . Акции: «Спешите делать добро», «Низкий поклон вам, ветераны».

2.6

Привлечение родителей-выпускников школы для сохранения и приумножения школьных традиций.

2.7

Проведение совместных праздников, концертов, экскурсий.

3

Педагогическое и психологическое просвещение родителей.

3.1

Собрание родителей будущих первоклассников и четвероклассников.        

Терапия семейных отношений.

Улучшение микроклимата в семье.

3.2

Открытые уроки для родителей.

3.3

Тематические собрания с привлечением специалистов.

3.4

Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников.

3.5

Проведение педагогических консилиумов.

3.6

Собрания-практикумы для родителей.

3.7

Индивидуальная работа с родителями.

3.8

Итоговые четвертные собрания по классам.

3.9

Родительские конференции.

4

Работа с проблемными семьями.

4.1

Работа классного руководителя.

4.1.1

Регулярное посещение проблемных семей.        

Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.

4.1.2

Индивидуальные беседы с родителями.

4.1.3

Совместная работа классного руководи-теля, родителей и учителей-предметников.

4.1.4

Проведение малых педсоветов.

4.1.5

Составление индивидуальных программ воспитания.

4.1.6

Ведение учета пропусков занятий учащихся, способных их прогуливать.

4.2

Работа школьного инспектора.

4.2.1

Консультация для родителей.        

Реабилитация и социальная адаптация подростков с девиантным поведением, профилактика правонарушений и вредных привычек, предупреждение  ДТП.

4.2.2

Профилактическая работа.

5

Работа Администрации школы.

5.1

Индивидуальные беседы и консультации.        .

Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе.

5.2

Контроль за работой классных руководите-лей.

5.3

Тематические совещания при завуче.

5.4

Индивидуальные отчеты классных руководителей о текущей успеваемости и посещаемости учащихся из проблемных семей.

5.5

Изучение данных о занятости учащихся в кружках и спортивных секциях.

5.6

Уточнение списков проблемных семей и детей каждую четверть.

6

Работа с семьями опекаемых детей.

6.1

Регулярное посещение семей опекаемых детей.        

Составление банка данных, составление актов контрольного обследования два раза в год, своевременная помощь семьям в разных ситуациях.

6.2

Индивидуальное собеседование с опека-емыми.

6.3

Оказание помощи в организации летне-го отдыха.

6.4

Своевременное выявление детей, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве.

7

Работа с многодетными семьями.

7.1

Оказание помощи в приобретении школьной литературы, в организации летнего отдыха.

Составление банка данных.

Оказание своевременной помощи нуждающимся детям из многодетных  семей.

7.2

Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в классе.

8

Работа родительского комитета.

8.1

Создание инициативной группы родителей.

Создание единого воспитательного пространства «родители-дети-учителя».

Создание условий для развития родительских общественных организаций.

8.2

Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.

8.3

Посещение членами родительских комитетов «проблемных» семей.

9

Работа с семьей в системе дополнительного образования

Оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и спортивные секции.        

Развитие творческих способностей учащихся.

10

Работа с педагогическими кадрами

10.1

Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей.        

.

Знание педагогами необходимых нормативных правовых документов, доступность информации по проблеме работы с семьями учащихся, создание методических разработок в помощь клас-сным руководителям.

10.2

Уточнение функциональных обязанностей классного руководителя.

10.3

Выявление потребности педагогов в обу-чении и повышении профессиональной квалификации по проблеме организа-ции работы с семьей.

10.4

Обобщение опыта по работе с семьей.

11

Работа с социумом

11.1

Плодотворное сотрудничество с муниципальными учреждениями:

- органами опеки;

- КДН

-инспекцией ОВД

-комплексным адаптационным центром Орджоникидзевского района социальной службы реабилитации

- городским ПМСЦ.

Расширение культурно-воспитательного пространства.

9. КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ.

   

  1.    Широта воспитательной среды (структурно-содержательная характеристика):

- организация общения детей и педагогов с интересными людьми (родителями) в форме
бесед, дискуссий и т.п.

 

2.    Интенсивность воспитательной среды (структурно - динамическая характеристика):

- разработка и реализация специальной программы организации активного отдыха детей и
родителей в выходные дни, в каникулярный период.

 

3.    Осознаваемость воспитательной среды:

-  родители знакомы с традициями школы, являются их инициаторами;

-  родители заинтересованы в развитии школы, знают её проблемы, активно участвуют в их обсуждении и решении.

 

4.   Обобщённость воспитательной среды:

- действует специально разработанная система взаимодействия администрации школы с
родителями.

 

5.  Эмоциональность воспитательной среды:

-  родители и учителя часто общаются между собой в неформальной обстановке;

-  родители часто делятся с педагогами различными проблемами, получая сопереживание и поддержку.

 

6. Доминантность воспитательной среды (значимость данной среды в системе ценностей
субъектов воспитательного процесса):

-  родители высоко ценят мнение педагогов и стараются выполнять их рекомендации;

-  школа пользуется авторитетом у родителей;

  - родители гордятся, что дети учатся именно в этом образовательном учреждении.

10.ОЖИДАЕМЫЕ  И  ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ.

В целях повышения эффективности семейного воспитания и укрепления взаимодействия с семьёй должно быть:

-   совместная работа семьи и школы по повышению педагогической культуры родителей, разработать систему родительского всеобуча;

-   работа над устранением причин и условий, которые способствуют созданию конфликтных ситуаций во взаимоотношениях между  родителями и детьми путём оказания семье действенной психолого-педагогической помощи;

-  работа по широкому включению в воспитательный процесс школы родительской общественности (школьного родительского комитета, совета профилактики, Совета школы);

- оптимизация системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации
совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;

- работа по выявлению и использованию в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики;

- активное включение в работу с семьёй социального педагога, школьного  психолога,  педагогов дополнительного образования и др.

11.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  И ФИНАНСОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического и финансового обеспечения

1. Технические средства

1
2
3

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Мультимедийный проектор.

2. Финансовые средства

4

5

Стимулирование деятельности педагогов.        

Поддержка творческих устремлений учителей.

Приложение.

Характеристика типов семей

I тип семьи – социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья. Однако, это не значит, что она не нуждается в педагогических рекомендациях. Социально здоровая, воспитательно-благополучная семья не вызывает особых затруднений в работе с ней. Следует обратить внимание на перспективы воспитательной деятельности данной семьи: создание условий для всестороннего развития   личности ребёнка и формирование его творческой индивидуальности, постановку и определение его жизненных целей, изменения характера воспитания в связи с возрастным развитием ребёнка. Педагогические рекомендации по отношению к данному типу семьи  должны иметь опережающий характер, предостерегать родителей от возможных ошибок в воспитании, помогать им в исправлении недостатков ребёнка.

II тип семьи – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении – нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений. Классный руководитель может помочь каждому из родителей осознать свою роль и ответственность  в укреплении внутрисемейных отношений, показать пути сплочения семьи как коллектива, способного создать необходимое условие для развития ребёнка,  основные направления повышения семейной   педагогической культуры.

III тип семьи – социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Большое значение имеет воздействие на микроклимат  в семье, повышение ответственности за воспитание детей.  Только на фоне всесторонних воздействий на семью можно говорить о путях повышения её педагогической культуры и надеяться на успех педагогической работы с нею.

IV тип семьи – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении – при всём её внешнем благополучии, представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искажённые представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают   индивидуальные черты личности ребёнка, внушают ему искажённые представления о жизненных ценностях, прививая первостепенное   значение материальным благам.  Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная  перестройка психологии семьи, и,  прежде всего,  её мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив, как ученика, так и самих родителей.