Главные вкладки

    Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»
    рабочая программа на тему

    Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности.

     

    Задачи программы:

    - обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.

    - продолжать развивать правовое самосознание.

    - формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

    - развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

    - раскрывать творческий потенциал школьников через организацию воспитательных мероприятий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_pravovogo_vospitaniya.docx27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»

    Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности.

    Задачи программы:

    - обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.

    - продолжать развивать правовое самосознание.

    - формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

    - развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

    - раскрывать творческий потенциал школьников через организацию воспитательных мероприятий

    Сроки реализации программы: 2011 – 2016 годы

    Ведущие принципы программы:

    - принцип системности (содержание программы как совокупность взаимосвязанных этапов реализации);

    - принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

    - принцип преемственности (между классами: 5-6-7-8-9);

    - принцип наглядности (наглядные средства могут быть использованы в различных дидактических целях: для закрепления правовых знаний, как зрительная опора в объяснении педагога, как самостоятельный источник информации);

    - принцип диалога (внимательное отношение к мнению каждого ученика);

    - принцип научности (соответствие подобранного материала достижениям современной науки);

    - принцип связи с жизнью (с личным опытом учащихся, предполагает обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений и установок).

    Этапы реализации программы:

    5-6 класс (2011-2012, 2012-2013 учебные годы): «Формирование образа и своего «Я» человека»

    7-8 класс (2013-2014, 2014-2015 учебные годы): «Формирование представлений о социальном устройстве жизни»

    9 класс (2015-2016 учебный год): «Формирование образа жизни, достойной человека, гражданина России»

    Содержание программы:

    5-6 класс: «Формирование образа и своего «Я» человека»

           Проблемы жизни

                 Вопросы текущей жизни.

    Существенные отличия человека от животного. Способность быть «человеком разумным», «человеком нравственным», «человеком творческим»

    Обыденное мышление, «здравый смысл». Способность предвидеть последствия. Способность ориентироваться на другого. Созидательность человека.

    Внешний и внутренний портрет человека. Физическое и духовное. Душа и тело.

    Облик, образ, имидж человека. Влияние духовного на внешность. Красота мужская и женская, детская, юношеская. Красота животного и человека.

    Достойный человек. Культурный человек. Великий человек. Маленький человек. Популярный человек.

    Достоинство и недостатки человека в тесной связи. Судьба Великого. Роль рядовых «маленьких людей». Маленький великий человек. Сущность жизни популярного.

    Человек в общении с другими людьми. Предметная и духовная связь. Совесть как регулятор отношений.

    Знакомство, приятельство, товарищество, дружба. Незнакомые, посторонние, чужие люди. Отношения с близкими и далекими. Гуманизм. Сопереживание, сочувствие, сострадание. Совесть – со-ведданое  состояние души другого человека.  

    Правовые знания.

    Усвоение ключевых понятий "закон", "право", "обязанности", "правонарушения". Формирование ценностных ориентаций: ответственность, свобода, гуманизм, патриотизм, толерантность. Улучшение социальной адаптации учеников в обществе с помощью полученных знаний по праву. Овладение конкретными правилами поведения в школе: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание своих прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права.

    Индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром. Умение принять другого как данность.

    Непохожесть людей. Различия в восприятии жизни. Различие психологическое. Неповторимость и уникальность каждой личности. Быть индивидуальностью и казаться индивидуальностью.

    Мужские и женские особенности человека.

    Мужчина – «лидер», «сильный», подчинитель женщины. Женщина – «слабая», «ведомая», «прекрасная». Женские роли в поведении «девочки», «девушки», «дамы», «девицы», «бабы».

    Мужские роли в поведении «мальчика», «юноши», «парня», «молодца», «мужика», «мужчины».

    Возрастание роли человека и особенность жизнедеятельности возраста.

    Возрастные этапы: младенчество – детство – отрочество – юность – зрелость – старость Взрослость и ее признаки. Черты взрослости в детстве. Черты детства во взрослых. Духовная и физическая подготовленность человека ко взрослой жизни.

    Деятельность как способ жить и развиваться. Деятельность как способ выразить себя для других.

    Деятельность живого человека и покой покойника. Развитие способностей в деятельности, талант, одаренность, гениальность. Роль активных усилий в достижении успеха. Успех, удача, карьера как формы результативной деятельности. Поиск «дела жизни». Мастерство и профессионализм как достоинство человека. Признание и непризнание другими деятельных заслуг человека. Радость любимого дела и уныние принудительного труда. Деятельность предметная, одухотворенная. Профессиональный труд – как средство заработка и достойной жизни и как радость созидания.

    День достойного человека как зеркало его достойной жизни.

    Содержание прожитого дня. Общение в течение одного дня. Система дел, полезных и интересных. Расширение своего личностного пространства в ходе дел. День как часть истории в жизни человечества. Понятие «потерянного дня». Итоги дня: впечатление, оценка, изменения в человеке.

    7-8 класс: «Формирование представлений о социальном устройстве жизни»

    Проблемы жизни

    Вопросы текущей жизни.

    Сообщество как условия жизни человека. Человек как общественное существо.

    Стадо, стая как форма жизни общественных животных. Толпа, масса, сборище, тусовка как формы случайно собранного множества людей.

    Человек массы в его действиях. Стадность. Конформизм. «Тусовка» как бегство от индивидуальной свободы.

    Регулятивные нормы любого вида сообщества, безусловное повиновение человека этим нормам в толпе, массе, тусовке.

    Общество как социально-производственное регулятивное объединение людей, обеспечивающее выживание, развитие, условия для счастливой жизни человека.

    Взаимосвязь функций, деятельности, интересов, занятий и их взаимодополняемость как условие благоприятного существования человека.

    Регулятивные функции общества. Контроль, оценка, коррекция жизнедеятельности человека. Общественные ценности как основы социального развития.

    Различие положений в обществе взрослых, детей и стариков, мужчин и женщин, здоровых и инвалидов, созидателей и потребителей.

    Коллективизм как наивысший принцип общественного устройства. Примитивное понимание коллективизма и его трагический исход.  

    Степень готовности и

    стремление школьников к соблюдению российских законов, выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, умение и желание сочетать общественные и личные интересы.

    Повышение степени законопослушности подростков, проявление толерантности обучающихся во всех областях жизни; негативное отношение обучающихся к проявлениям экстремизма, ксенофобии и другим асоциальным явлениям; осознание обучающимися нравственных жизненных ценностей: ответственности, честности, долга, справедливости, правдивости и др.

    Государство как система органов управления и как система регулирования, обустройства, хозяйства и собственности граждан.

    Государство по отношению к отдельному человеку. Регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание.

    Проблема свободы человека и государственного принуждения. Проблемы ответственности. Человек как гражданин в его отношении к государству.

    Семья человека в контексте жизни общества

    Любовь как основа семейной жизни. Семья как защищенность человека. Мать и отец – безусловная ценность для каждого человека.

    Родословная. Корни и традиции семьи. Семейные роли: мать-жена, отец-муж, дети - сын, дочь, бабушка, дедушка. Ответственность за семью каждого.

    Человек в группе. Взаимное влияние человека и группы. Влияние отдельного человека на общественную жизнь и на культуру общества.

    Выбор группы: случайный, сознательный. Насильственная принадлежность к группе. Уровень развития группы и уровень развития человека в группе. Умение общаться с группой. Товарищество как закон группы. Право каждого на свою индивидуальность.

    Группы подавляющие: группы риска, преступные группировки, маргинальные группы.

    Группы учебные, по интересам, по проведению досуга и т.д. Умение человека сохранять свое «Я» в группе. Достойный человек занимает достойное место.

    Человек как представитель своего поколения. «Я» как продукт и как часть общества.

    Ход истории человечества как смена поколений. Новые характеристики нового поколения. Конфликт поколений. Судьба обогнавшего свое поколение. Судьба отстающего от своего поколения.

    Разные типы людей в одном поколении. Один тип людей в разных поколениях.

    Один день человека как социального существа.

    Человек в роли личности, гражданина, патриота, семьянина, члена дружеской учебной и производственной группы в течение одного дня: его поведение, мысли, отношения, оценки.

    9 класс: «Формирование образа жизни, достойной человека, гражданина России»

    Проблемы жизни

    Вопросы текущей жизни.

    Формирование законопослушного гражданина.

    Комплекс организационных, методических, обучающих и воспитательных мероприятий, признанных обеспечить решение основных задач в области правового воспитания.

    Жизнь животная и жизнь человеческая: принципиальное отличие. Человек, постоянно решающий проблемы жизни.

    Содержание жизни и средства жизни. Добыча средств. Существование как содержание жизни животных. Содержание жизни – проживание отношений к миру, решение проблем вплоть до самой смерти.

    Материальное и духовное в жизни человека: «Есть, чтобы жить?» или «Жить, чтобы есть?»

    Уважительное отношение к материальным ценностям. Материальные ценности и уровень духовного развития. Неприкосновенность другой собственности

    Бессмертие как вечная мечта человека. Дело жизни и след в жизни – путь к бессмертию.

    Желание человека расширить пространство своей личности. Влияние человека на окружающий мир. Попытка оставить память о себе и ложные способы оставить память о себе. ЖЗЛ – как жизнь бессмертного человека.

    Этапы жизни человека: детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Смысл последовательности этих этапов.

    Особенности жизни, возраста; уважение всех возрастов, драма несоответствия возрасту; подготовленность к возрастному периоду жизни.

    Сферы жизни человека: семья; профессиональная деятельность; свободное общение; общественная деятельность; отдых; путешествие; собственная творческая деятельность; спорт и художественная самодеятельность. Социальные роли человека: гражданина, труженика, потребителя, избирателя, обывателя

     и др.

    Роль семьи в жизни человека и роль отдельного человека в жизни семьи.

    Выбор профессии: мотивы, предвидение последствий; способности; круг профессионального общения.

    Особенности поведения человека в разных сферах жизни и при разных социальных ролях. Последствия ошибочного поведения.

    Жизнь мужская. Жизнь женская. Различие и общее.

    Специфика полового воспитания жизни. Половое предназначение мужчины и женщины.

    Одиночество как момент изоляции внутренней жизни человека.

    Виды одиночества, значение  одиночества в становлении личности и ходе жизни. Одиночество как разорванность связей с людьми: причины такого разрыва.

    Образ жизни как соотношение деятельности и ценностей.

    Ценности жизни и ценностные отношения.

    Деятельность как условие жизни и развития личности. Характер деятельности и характер развития личности. Деятельность созидательная и разрушительная. Паразитическое существование, последствие.

    Преступная жизнь и ее последствия.

    Жизнь-наслаждение  и расплата за нее. Жизнь созидателя и ее последствия.

    Образ жизни, отраженный в образе человека.

    Деловая, личная, публичная, творческая, светская, бытовая… - характеристика жизни по доминирующему содержанию.

    Наивысшая ценность жизни человека. Место цены в системе ценностей. Характеристика достойной жизни: добро, истина, красота. Достойная жизнь животного и человека.

    Один день как отражение жизни человека.

    Содержание дня. Режим дня. Духовные, физические и материальные достижения человека в течение одного дня. Круг людей за один день. Палитра чувств и многообразие мыслей за день.

    Пустой день. Насыщенный день. Человек конструирует свой день.

    Основные мероприятия по реализации Программы:

    № п/п

    Мероприятия

    Срок проведения

    Ответственный

    1.

    Проведение цикла классных

    часов «Я – гражданин России»

    В течение всего периода реализации Программы

    Классные руководитель

    2.

    Организация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, отделом по делам несовершеннолетних, с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских  собраний, классных часов в  школе.

    В течение всего периода реализации Программы

    Администрация    ОУ

    3.

    Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов.

    1 раз в год

    Администрация ОУ

    4.

    Проведение викторин, дискуссий, классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения.

    В течение всего периода реализации Программы

    Классный руководитель, родительский комитет.

    5.

    Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на классных собраниях с приглашением представителей правоохранительных органов.

    В течение всего периода реализации Программы

    Классный руководитель, родительский комитет.

    6.

    Организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальным педагогам, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся.

     В течение всего периода реализации Программы

    Классный руководитель, социальный педагог, психолог.

    7.

    Просмотр кинофильмов с последующим обсуждением по вопросам нравственного и правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся.

    В течение всего периода реализации Программы

    Классный руководитель, родительский комитет.

    8.

    Участие в различных конкурсах по правовой тематике.

    В течение всего периода реализации Программы

    Классный руководитель, президент класса и министры класса.

    9.

    Участие в  акциях по правовой тематике.

    В течение всего периода реализации Программы

    Классный руководитель, президент класса и министры класса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа патриотического воспитания "Воспитание гражданина России"

    Создание  и совершенствование системы патриотического   воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной горд...

    Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»

    Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...

    Роль деятельностного подхода на уроках обществознания в развитии и воспитании духовно-нравственной личности гражданина России и особенности его реализации

    Роль деятельностного подхода в формировании духовно - нравственной личности велика: дает возможность ребятам научиться уважительно относиться к духовным ценностям других людей и в то же время отстаива...

    Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

    Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России....

    ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»

    Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры    школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...

    Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России»

    Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России», рассчитанная на 3 года...