Районный конкурс "Овеянные славою флаг наш и герб"- тема "Символы России"
классный час (6 класс) по теме

Голубева Наталья Ник

Цели:

 формировать высокие гражданские качества учащихся;

 прививать   любовь и уважение к Государственным символам Российской Федерации;

 расширить кругозор учащихся об истории создания  герба и флага России;

активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayonnyy_konkurs_o_gerbe.docx85.07 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб».

Методическая разработка тематического классного часа-путешествия в 6 классе.

  Тема : Символы России»

                   

 

Разработку выполнила классный руководитель  Голубева Наталья Николаевна.

МОУ Сухобезводненская СОШ.

         

Свет добра, величие и силу

Сквозь века несла народам Русь.

Жизнь моя, любовь моя Россия,

Я твоей историей горжусь.

Славлю путь великий, благородный,

Твой неповторимый путь.

Вечно будь, страна моя, свободной

И счастливою, Россия, будь!

 XXI век для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знание в области истории и культуры России и мира.

Настоящая методическая разработка представляет собой одну из форм ознакомления учащихся с историей Государственного флага и Государственного герба Российской Федерации, гимна Российской Федерации.

Воспитание настоящих патриотов – одна из главных задач личностно ориентированного образования сегодняшних школьников.

Цели:

  • формировать высокие гражданские качества учащихся;
  • прививать   любовь и уважение к Государственным символам Российской Федерации;
  • расширить кругозор учащихся об истории создания  герба и флага России;
  • активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся.

Предварительная подготовка:

  • знакомство с материалами научно-популярных газет и журналов
  • «просмотр диафильма «О чём рассказывают гербы?»
  • видеофильма «Символы России», «Сокровища Московского Кремля»
  • музыкальное оформление: Государственный гимн Российской Федерации; песни о Родине, о России.

Оформление:

  • большие плакаты с изображением Государственного флага
  • Государственного герба и текстом Государственного гимна Российской Федерации
  • эпиграф классного часа
  • цветные фотографии из настенного календаря «Родина»;
  • Форма проведения: классный час-путешествие.
  • Бьют   Кремлёвские  куранты.

                          Ход мероприятия.

Учитель:  Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим коллективное творческое дело и отправляемся в путешествие по страницам истории нашей Родины, чтобы узнать ещё больше о святынях нашего государства, её символах, которым посвящаем наш классный час.

Учитель: В  XI веке начались крестовые походы на Восток.

С криками «Бог того хочет!» рыцари, собирая отряды верующих во Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в железо с ног до головы рыцарям порой трудно было  отличить в бою, кто есть кто. И тогда каждый стал придумывать какой- либо знак ,который мог нести в себе самую главную информацию о его владельце. Именно крестовые походы положили начало гербовой символики.

Вначале гербы были простыми ,но с течением времени они стали сложнее  и затейлевее. Нужен был особый талант, чтобы составить толковый, красивый и умный герб. Появились специальные люди- герольды, которые этим занимались. Короли , Герцоги  поручали им изготовление родовых гербов, чтобы даровать их своим подданным. Эти гербы переходили от отца к сыну из рода в род.

Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший герб мог о многом рассказать. Вот, например, как  выглядел герб Парижа. В нем каменные башни, окаймленные зубцами соседствуют с нежными лилиями-символом  французских королей. А чуть ниже- качающийся на волнах корабль с гордой надписью: «Его качает, а он не тонет».

А теперь перейдем к истории Государственного герба России.

Первый герб появился в конце 14 века. На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея.

А теперь мысленно перенесемся в XV век. Великие битвы до события-Куликовская битва в 1380г. и битва при Угре в 1480г показали, что великое Московское княжество способно отстоять свою независимость. Наступает царствование Ивана III.Брак Ивана III с византийской царевной Софьей-Зоей Палеолог принес на Русь герб -двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия .До этого герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад, и на восток, понравился ИвануIII.

Когда пала Византия, Русь оставалась единственной, которая владела таким гербом.

Двуглавый  орел-это один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный,с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орел увенчан двумя малыми и-над ними- одной большой короной, соединенными лентой.В правой лапе орла-скипетр,в левой-держава. На груди орла, в в красном щите- серебряный всадник, в синем плаще на серябряном коне,поражающий серябряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации» допускается воспроизведение Герба России без геральдического щита и в одноцветном варианте.

Учитель обращается к учащимся «Подскажите мне, пожалуйста, где может изображаться герб?».

Учащиеся: Герб изображается на официальных документах России.

Гербы есть в кабинетах директоров и руководителей. Также есть на знамени и печатях.

Учащиеся: На паспорте.

Учитель: Верно, ребята .Государственный герб Российской Федерации- отличительный знак, официальная эмблема государства,изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах(паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об  окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах).

У нас не одно столетие на гербе Российского государства красуется двуглавый орел.

Есть у каждого государства и гимн.

Гимн- это официально принятая торжественная песнь в честь государства. Мы слышим его  много раз за свою жизнь, всегда, когда есть торжественный повод.

Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденным редакцией текстом и музыкой.

Учитель :Ребята, кто – нибудь из вас знает его наизусть?

         Государственный Гимн Российской Федерации.        

Россия -священная наша держава,

Россия- любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твое достоянье на все времена!

Припев:

              Славься, Отечество наше свободное,

              Братских народов союз вековой,

              Предками данная мудрость народная!

              Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая-

Хранимая Богом родная земля!

Припев:-----------------

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:----------------------

Учитель: Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкальное поэтическое произведение, которое исполняется в случаях, предусмотренных законом. Гимн, который мы с вами слушаем сейчас ,имеет своих авторов, которых мы должны знать.

Учитель: Может, кто-то из вас может назвать их имена?

Учащийся: Гимн Российской Федерации написали два человека :Сергей Михалков- слова ,А. Александров- музыку.

Учитель: Давайте, ребята поговорим о истории российского флага.

                     История российского флага.

 Учитель: Другим важным символом нашего государства является флаг, который выражает идею единства государства, его независимости и суверенитета.

 Готовясь к классному часу, вы познакомились с историей российского флага. (Учитель задает вопросы, а ученики отвечают.)

  • Как назывались первые флаги? (Стяги, которые представляли собой длинный шест с укрепленными на верхушке ветками деревьев, пучками травы или конских волос).
  • Зачем они были нужны? (Стяг считался душой, славой и честью князя и его дружины. Падение стяга во время сражения сравнивалось с поражением войска).
  • Как изменились стяги после принятия Русью христианства? (После крещения Руси в 988 году боевые стяги стали священными. На них изображались лики Спасителя, Богородицы, креста и святых. Перед стягами служили молебны, на них молились перед битвой. В XVI-XVII веках на русских знаменах изображались святые, двуглавые орлы, солнце, звезды, единороги и другие символы. Особым типом знамен были царские стяги, которые изготовлялись в единственном числе. Первое такое знамя появилось в XVII веке: белое знамя с изображением русского герба- золотого двуглавого орла. Оно выносилось во время торжественных государственных и церковных церемоний, а в походе показывало, что войском командует сам царь).

    Современный флаг окрашен в бело-сине-красные цвета.

  • А когда появились эти цвета и как? (Вопрос о цветах флага встал в России перед правительством царя Алексея Михайловича. В 1667-1669 годах на реке Оке была построена флотилия, которая должна была защищать торговые караваны на Волге и Каспийском море. Для кораблей нужен был флаг, указывающий, какой стране принадлежит корабль. В апреле 1668 года царь дал на корабельные флаги материю трех цветов: красную, белую и синюю).
  • Почему были выбраны именно эти цвета? (Именно эти три цвета стали государственными цветами России. Красный цвет символизировал отвагу, войну, героизм, огонь; синий- небо, целомудрие, верность, духовность, веру; белый- мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие.
  •  Такая символика цветов была понятна народу, власти и церкви. В 1693 году бело-сине-красный флаг официально становится государственным флагом.)
  • Кто определил точное расположение цветных полос? (Петр I определил точное расположение цветных горизонтальных полос, которое совпало с древним пониманием строения мира: внизу- физический, плотский (красный); выше- небесный (синий); еще выше- божественный (белый)).
  • Какой флаг имела наша страна после Октябрьской революции? (Боевой красный флаг был национальным российским флагом в течение 70 лет.) (показ флага).

Учитель: Флаг является символом, а символы говорят о величии страны. Каждый русский человек гордится своей символикой, видит в ней глубокий смысл и верит в ее предназначение.

Ученик:

               Я- русский человек.

Люблю на Кремль глядеть и час вечерний.

Он в пять лучей над миром засверкал.

Люблю Я Волги вольное теченье

Люблю сибирских рек задумчивое пенье

Люблю, красавец мой, люблю тебя, Урал.

Я- русский человек, и русская природа

Любовна мне, и я ее пою.

Я- русский человек. Сын своего народа

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Учитель: 5 ноября 1990г. правительство РСФСР постановило создать новую российскую символику. Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР 21 августа 1991г. постановила считать исторический флаг России- полотнище из разновеликих горизонтальных полос: верхняя- белая, средняя- синяя, нижняя- красного цвета,- официальным флагом Российской Федерации.

31 октября 1991г. этот флаг был утвержден Съездом народных депутатов.

Бело-сине-красный флаг стал государственным.

Трехцветный флаг- символ свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих РФ.

Ученик:

Был побежден народный флаг

Народною рукою

И сто народов этот флаг

Взвивают над собою…

На самой высшей высоте,

На самой дальней широте,

Среди полей и городов

Меж воли бесчисленных рядов.

Учитель: Мы знаем, что 1991г флаг России был красного цвета.

  • Когда был возвращен бело-сине-красный флаг? (22 августа 1991 года.)

Учитель: Голубой цвет считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви.

Белый цвет был символом свободы и величия.

Красный цвет считают традиционным цветом русских царей и русской монархии до XIX века.

Сочетание этих трех цветов напоминает о свободе и православии того государства. Кому принадлежит флаг.

Флаг вывешивается на государственных учреждениях.

Символика любого государства является неотъемлимой частью.

Когда мы слышим фразу «Овеянный славою флаг наш», мы испытываем национальную гордость.

Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага, флаг ставили на завоеванную землю, город, высоту.

Тот, кто нес флаг, всегда считался лучшим, это особая честь.

Кто может себе представить праздник без поднятия флага?

Кто может себе представить парад без флага?

Кто может себе представить государственное учреждение без флага?

Флаг- это необходимый атрибут.

Наша символика дорога русскому человеку.

Наша страна гордится историей, гордится своим гербом, гимном и флагом.

 Учитель: Ознакомившись с историей возникновения герба и флага, мы можем сделать вывод, что эти государственные символы овеяны славой и доблестью наших предков, способствуют объединению нации. Нельзя не любить такую державу!

Но что же мы видим в России сегодняшней? Почему происходит надругательство над святынями: уничтожаются памятники, оскверняются могилы, продаются ордена и медали?  

 Щемящая боль звучит в стихотворении Э. Асадова «Реликвии страны»:

Учащиеся читают стихи:

                                        1чтец:   Скажи мне: что с тобой, моя страна?

                                           К какой сползать нам новой преисподней,

                                           Когда на рынках продают сегодня

                                           Знамена и кресты, и ордена?!

                                           Неважно, как реликвию зовут,

                                           Георгиевский крест иль орден Ленина,

                                           Они высокой славою овеяны,

                                           За ними кровь, бесстрашие и труд!

                                         2 чтец:

                                           Так повелось, что в битве, в окруженье,

                                           Когда живому не уйти из боя,

                                           Последний воин защищал в сраженье

                                           Не жизнь свою, а знамя полковое.

                                                   

                                           Но как же докричаться? Как сказать:

                                           Что от обиды и знамена плачут!

                                           И продавать их- значит предавать

                                           Страну свою и собственную мать,

                                           Да и себя, конечно же, в придачу!                                                                

                                          Вставайте же , люди, подлость обуздать!

                                          Не ждать же вправду гибели и тризны.

                                          Не позволяйте дряни торговать

                                          Ни славою, ни совестью Отчизны!

                Учитель: Вам строить Россию завтрашнюю.

 И ее процветание будет зависеть от вашей любви к своей Родине!

Учитель: Вот и подошёл к концу наш классный час. Мы узнали много нового и интересного. Каждый  участник совершил увлекательное путешествие в историю нашего государства. Чтобы  закрепить услышанное сегодня во время нашего путешествия, я предлагаю учащимся небольшую викторину.(За каждый правильный ответ-жетон).

                             Викторина.

1.Где изображается Государственный герб Российской Федерации?

2.В каком веке появился первый герб нашего государства?(В конце XIV).

3.Двуглавый орел на гербе появился во время царствования какого царя?(ИванаIII).

4.Что такое герб?(Символ государства).

5.Когда исполняется гимн России?(В торжественных случаях, предусмотренных законом).

6.Кто авторы гимна России?(С.Михалков, А.Александров).

7.Первая строка гимна России?(Славься, Отечество наше свободное).

8.Откуда пришел к нам двуглавый орел?(Из Византии).

Учащийся:

Мы живём в Отечестве свободном,

Нам судьба единая дана.

Не померкнет свет к тебе любви народной,

Отчий дом, родная сторона.

Мы невзгоды прошлого осилим,

Память павшим жизнью воздадим:

Честь и славу матери-России,

Мирный труд навеки сохраним.

Бой Кремлёвских курантов.

Звучит песня Д. Тухманова «Я, ты, он, она – вместе дружная страна».

Учитель: Ребята, я вам предлагаю дома написать краткое эссе по данной теме классного часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Овеянные славою флаг наш и герб"

Цели и задачи классного часа:познакомить детей с историей становления государственных символов страны;прививать интерес к истории своей страны;расширять знания о государственных символах России ...

Сочинение "Овеянные славой флаг наш и герб"

1 место в зональном конкурсе сочинений на тему: «Овеянные славою флаг наш и герб»                               ...

Овеянные славою флаг наш и герб

Методическая разработка классного часа с презентацией...

Сценарий праздника-экскурсии "Овеянные славою флаг наш и герб"

Праздник , посвящённый российской символике в форме экскурсии по залам "Флаг", "Герб", "Гимн"...

Интеллектуальная игра по истории "Овеянные славою флаг наш и герб"

Интелектуальная  игра в  ходе  которой  учащиеся  показывают  знания о  флаге  и  гербе  России и  республики Адыгеи....

Презентация "Овеянный славою Флаг наш и Герб"

Цель мероприятия: - показать исторические корни и значимость для народа...

Овеянные славою флаг наш и герб.

Каждое государство имеет свои символы. Как правило, самые важные из них – это флаг и герб. Я очень люблю свою страну. Поэтому испытываю особенное восторженное чувство к нашему флагу и гербу.Россия свя...