Классный час «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»
классный час (9 класс) на тему

Классный час на тему толерантность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_raznye.rar1.69 МБ

Предварительный просмотр:

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»

Слайды 1 – 2 -3

Учитель:  

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Начнём мы наш час общения с небольшой разминки:

 -Мы, ты, я – вместе дружная семья!

 - Положите руку на плечо соседу справа.

 -Мы, ты, я  - вместе дружная семья!

- Положите руку на плечо соседу слева.

Мы, ты, я – вместе дружная семья!

Возьмёмся за руки  - друзья!

Мы, ты, я – вместе дружная семья!

Мы – разные – вместе.

1.Упражнение «ФИСТАШКИ»

  Цели: вызвать заинтересованность, создать позитивную атмосферу  подготовить участников к дальнейшей работе;  поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.

Кл. рук. - Я раздам вам по две фисташки в скорлупе. Прошу пока их не есть и не снимать скорлупу. (Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка "магической" атмосфере. Многое здесь зависит от тона вашего голоса.)

- Скажите, пожалуйста,

Какие фисташки на ощупь?

А КАКИЕ ЛЮДИ НА ОЩУПЬ?

У фисташек одинаковые размер и форма?

А У ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВЫЕ РАЗМЕР И ФОРМА?

Фисташки одного цвета?

А ЛЮДИ - ОДНОГО ЦВЕТА?

Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты?

А ЛЮДИ МОГУТ ЛОМАТЬСЯ И ТРЕСКАТЬСЯ?

Потрясите фисташки. Вы чувствуете звук?

А КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЮТ ЛЮДИ?

Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?

А ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ?

Съешьте фисташки. Какие они на вкус?

МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ВКУС?

Можно ли делить фисташки на плохие и хорошие?

А МОЖНО ЛИ ПОСТУПАТЬ ТАК С ЛЮДЬМИ?

Маша читает стихотворение.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил,

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой не интересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

Надеюсь, вам, ребята, понятна, его основная мысль. Поэт говорит о ценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».

Это слово мы часто  слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени. “толерантность”.

Ребята,  а что оно означает, знаете? Как каждый из вас понимает это слово?  Давайте обратимся к словарю.

Слайд 4 -5 -6

Toleranse (французский )- отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам;

Toleranse (английский) –готовность быть терпимым, снисходительность

Поскольку для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет.

Терпимость – способность терпеть что –то или кого –то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего –либо, кого –либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.  Как вы видите, мнение кого –то совпало, кого –то нет.

1-й Ученик:

        16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.  Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи  ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.

День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма. 

В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. «Счастье - это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника».

Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения.

Посмотрите на экран:

Учитель:Перед вами Цветок толерантности. Давайте попробуем рассмотреть лепестки этого красивого цветка.

Чем они отличаются? Что общего между ними? 

Какие бы вы добавили лепестки?

Рисунок1

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все – мы разные, все мы – равные!

Упражнение «Давайте пофантазируем..."

Учитель: Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.).

  • каким будет этот мир? Как люди в нём будут жить?
  • хорошо или плохо, что мы все разные?
  • Как  жить в мире, где столько разных людей?

Мы пришли с вами к выводу, что  различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. Природа неспроста одарила нас таким многообразием самых противоречивых и в то же время прекрасных качеств. Именно это делает нас уникальными и такими ценными для окружающих.

учитель: А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга?

Учитель: Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - «как все», но не менее важна и наша  индивидуальность. Её можно и нужно ценить.

Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. Информация должна носить позитивный характер. На это отводится 3-4 мин. После того, как вы будете готовы, мы зачитаем записи вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.

Учитель собирает листочки, записи зачитываются, участники определяют автора. Если этого не удаётся, то автор сам называет себя.

Толерантность – путь к миру и согласию.

Запомните формулы толерантного  общения: 

-  «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

-  «Если  тебе  плохо,  найди  того,  кому  еще  хуже  и  помоги ему».

-  «Поставь себя на место того, кого ты осуждаешь».

Учитель: 

Дорогие ребята! Толерантная личность.  Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжите фразу «Я -…….»

(выслушать ответы воспитанников)

Теперь подведём итоги нашего обсуждения.

Слайд  25

3 –й Ученик:       

 Я:

-   терпимый и терпеливый;

 -  считающийся с чужими мнениями и интересами;

 -  умеющий решать конфликты путем убеждения и

    взаимопонимания;

 -  приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;

2 –й Ученик:

Я:

-  уважающий окружающих и уважаемый ими;

 -  уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;

 -  заботливый, сострадающий, поддерживающий;

1 –й Ученик:

Я:

-  патриот своей школы, посёлка, республики, России, заботящийся об их процветании;

 -  человек, берегущий природу и культуру;

 -  трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

                         

Учитель: Дорогие ребята! Толерантная семья.  Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжите фразу «В моей семье …….»

(выслушать ответы воспитанников)

Теперь подведём итоги нашего обсуждения.

Слайд 26

3 –й Ученик:       

В моей семье:

  -  все терпимые и терпеливые;

   - здоровые, добрые, любящие;

   - уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;

2 –й Ученик:

- окружающие друг друга заботой;

   - внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и

     заботами друг друга;

  -  успешные, независимые, счастливые.

Учитель: 

Дорогие ребята! Толерантное село.  Чем же должен отличаться такое село, наше село?  Продолжите фразу «В моём селе …….»

(выслушать ответы воспитанников)

Теперь подведём итоги нашего обсуждения.

Слайд 27

1 –й Ученик:

В моем посёлке:

 -  прохожие доброжелательные, вежливые, нарядные;

 -  улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;

 -  река и воздух чистые, природа здоровая -

3 –й Ученик:       

-  школа просторная, светлая;

 -  учителя умные, добрые, справедливые, понимающие,      умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и  детей, знающие и понимающие интересы учеников;

 -  учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех  сотрудников школы, умеющие слушать и слышать,    понимающие и поддерживающие друг друга.

Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

Толерантность вовсе не отменяет собственного мнения. Скорее наоборот, лишь обладая сформировавшимся взглядом на многие окружающие вещи и системой жизненных принципов, можно определить границу, переход которой окажется малоприятным. Можно ли вас считать обладателем этого качества? Или вам еще предстоит набраться опыта, чтобы его приобрести?  На эти вопросы ответит следующий тест «Насколько вы толерантны?»  

Тест 1. «Насколько вы толерантны?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

  1. Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?

а) да;

б) нет.

  1. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

  1. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?

а) да;

б) нет.

  1. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?

а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

  1. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?

а) вам очень трудно было бы это сделать;

б) вы не обращаете внимания на такие вещи.

  1. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

  1. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?

а) да;

б) нет.

  1. Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за нее (него).

  1. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

, Слайды 30 -33     Обсуждение результатов тестирования)

Дорогие ребята! Ничего страшного, если у кого-то результаты     получились не такими, каких вы ожидали. Толерантное поведение можно выработать!

А теперь я приведу один известный пример. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце 60-х годов, во Франкфурте-на-Майне и публикуется сегодня в немецких школьных учебниках, представлен в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах.

Простой и динамичный ритм плаката, его очевидная связь с повседневной толерантностью, ссылки на повседневность – сделали его необыкновенно популярным. Он нравится интеллектуалам и молодежи, он убедителен для людей разных возрастов. В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 68 года.

Что же собой представляет этот плакат?

Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:  Слайд 35

Твой Иисус – еврей.

Твой автомобиль – японский.

Твой кофе – бразильский.

Твои цифры – арабские.

Твои буквы – латинские.

Твоя демократия – греческая.

Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?

  • В чем же суть этого плаката? человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);
  • повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск  проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран).
  • Обратите внимание! На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера парт. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны  по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер парты.

1. Что ж такое толерантность?

  • Может к бабушке любовь?
  • 2. А быть может это то, что маме
  • Я на день рождения принес?
  • 3. Понял я, что это – уважение
  • К мнению не только своему.
  • 4. Видеть боль чужую
  • Я, по-моему, уже могу.
  • 5. Дам монетку нищему,
  • Пожилому помогу.
  • 6. Товарища в беде не брошу,
  • Злобу в класс я не пущу.
  • 7. Если ты к друзьям терпим,
  • Выслушать любого можешь.
  • 8. Если нужно, то готов
  • Ты всегда прийти на помощь.
  • 9. Веришь в чудо, доброту.
  • Взрослых уважаешь,
  • 10. Маме с папой не грубишь,
  • Младших ты не обижаешь.
  • 11.Значит, не зря все говорят,
  • Что ты толерантен.
  • 12. Оставайся им всегда и
  • Будь еще галантен.
  • 13. Что такое толерантность?
  • Доброта, любовь и смех.
  • 14. Что такое толерантность?
  • Счастье, дружба и успех.
  • 15. (Читают все вместе)
  • Если каждый друг к другу будет терпим,
  • То вместе мы сделаем толерантным наш мир

Слово толерантность есть практически во всех языках мира и понимают его в разных странах одинаково.

Теперь вырастим традиционное  дерево Толерантности на нашем школьном дворе. Для этого мы выполним  творческую работу.  Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими  высказываниями на тему:  "Республика Толерантности».  Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по- вашему, надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности, т.е. чтобы отношения в них стали как можно более толерантными. Затем листочки приклейте на дерево.

Слайд 23.

Благодарю всех вас и наших советников за активное участие. Вижу, что классный час понравился, и я надеюсь, что он оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным не  своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Слайд 24.

Спасибо за внимание!

(Звучит песня «Дети Солнца»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны  просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна  ...

Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".

Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности....

Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.

Данный классный час разработан для  учащихся  9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины.  Классный час ...

Классный час «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»

Классный час:  «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Классный час "Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила" раскрывает тему взаимоотношений людей в нашем большом мире. Нас таких разных живет очень много и мы принимаем каждого так...

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойств...