Пионеры-герои Великой Отечественной войны
классный час (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Леонтьева Татьяна Леонидовна

Классный час о пионерах-героях Великой Отечественной войны, удостоенных звания Героя Советского Союза: Лёне Голикове, Марате Казее, Вале Котик, Зине Портновой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_pionery-geroi_velikoy_otechestvennoy_voyny.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме:

«Пионеры-герои в годы Великой Отечественной войны».

Подготовила и провела классный руководитель 7б класса Леонтьева Т.Л.

Цель:

  • Активизировать интерес к истории Великой Отечественной войны
  • Содействовать формированию представлений о мужестве, стойкости и героизме мальчишек и девчонок, вставших на защиту страны
  • Воспитывать чувство гордости, за подвиг маленьких защитников Отечества.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с именами детей героев войны.
  • Сформировать представление о подвигах детей в годы ВОВ.
  • Развитие творческих способностей.

Оборудование:

1. Фонограммы:

  • Песня “Священная война” (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)
  • Песня “День Победы” (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова)

2. Портреты детей героев-антифашистов.

3. Выставка книг, рассказывающих о детях, сражавшихся в годы ВОВ

4. Интерактивная доска.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя:

22 июня 1941 фашистская Германия вероломно напала на СССР. Создав на направлении ударов подавляющее превосходство, агрессор прорвал оборону советских войск, захватил стратегическую инициативу и господство в воздухе. Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941-1945 гг. - не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Поэтому, в войне участвовали все! И не только на передовой.

В войне участвовали и женщины, оставшиеся в тылу с детьми. Они вынесли неимоверно тяжелый труд, работая на производстве и в сельском хозяйстве страны, снабжая фронт всем необходимым вооружением и продовольствием.

Дети, быстро повзрослев, работали наравне с взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага. Время было тяжелым для всех. И в тылу тоже.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне со взрослыми с оружием в руках сражались за нашу Родину. Дети на войне. На первый взгляд в этих словах есть что-то неестественное, несовместимое. Конечно, непросто вспоминать о пережитом, но нам, современным детям очень важно осмыслить уроки Великой Отечественной войны, получить тот бесценный героический опыт, который приобрёл народ в ходе тех ужасных лет. Только память народа связывает прошлое с будущим. И в этом смысле воспоминания участников войны, порой невольных – т.е. детей, сейчас являются для нас послами от прошлого и настоящего человечества в его будущее. А тема подвигов детей в Великой Отечественной войне освещается только в воспоминаниях. Отложив недочитанные книжки, юным патриотам пришлось взять в руки винтовки и гранаты. Дети стали сынами полков, участвовали в партизанском движении, были разведчиками. Война отняла у них дом и детство.

«Не счесть бед, не измерить горя, принесенного фашистскими оккупантами на  нашу землю. Они уничтожали фабрики, заводы, институты, жилые дома, деревни.

Гитлеровцы осуществляли человеконенавистнический план германского империализма - полностью лишить русский народ национальной культуры, обратить советских людей в бесправных рабов...

Но не поставить на колени наших людей. Под руководством Коммунистической партии поднялись они на жестокую борьбу с черным нашествием.

Рядом со взрослыми сражались и юные мстители - пионеры. Они были разведчиками, проводниками, пламенными агитаторами, подрывниками, добывали у врага оружие и передавали партизанам. Невозможно рассказать обо всем, что делали в годы войны пионеры. Юные патриоты не щадили ни крови своей, ни жизни во имя Родины, во имя светлого будущего». В.Е.Лобанок, Герой Советского Союза, бывший командир партизанского соединения.

Пионеры-герои — советские пионеры, совершившие подвиги в годы становления Советской власти, Великой Отечественной войны.

Образы пионеров-героев активно использовались в Советском Союзе как примеры высокой морали и нравственности. Официальный список «пионеров-героев» был оформлен в 1954 году с составлением Книги почёта Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина; к ней присоединились Книги почёта местных пионерских организаций.

Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. Голикову, единственному из всех, звание было присвоено непосредственно во время войны (02.04.1944), остальным по окончании войны.

Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина» и возведён в ранг «пионеров-героев».

Выступления учащихся:

Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Но среди юных пионеров мы особенно выделяем имена тех, кто посмертно награждён званием Героя Советского Союза. Это Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик и Марат Казей.

Лёня Голиков

Когда началась ВОВ Лёня уходит в партизанский отряд. Он расклеивает листовки, выполняет различные поручения. Участвовал в 27 боевых операциях. Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени.

13 августа 1942 года,  возвращаясь из разведки от шоссе «ЛугаПсков», неподалёку от деревни Варницы Стругокрасненского района Лёня гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боёв в его недолгой жизни. В одном из них он трагически погиб. 2 апреля 1944 года был опубликован приказ о присвоении Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку в деревне, куда она приехала на каникулы. Зина вступила в молодёжную организацию "Юные мстители". Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.

По заданию партизанского отряда Зина устроилась работать в немецкую столовую посудомойкой. Ей было поручено подсыпать яд в еду. Это было очень сложно, так как немецкий повар не доверял ей. Но однажды он на время отлучился, и Зина смогла выполнить задуманное. К вечеру многим офицерам стало плохо. Естественно, первое подозрение пало на русскую девочку. Зину вызвали на допрос, но она всё отрицала. Тогда Зину заставили попробовать еду. Зина прекрасно знала, что суп отравлен, но не один мускул не дрогнул на её лице. Спокойно взяла она ложку и стала есть. Зину отпустили. К вечеру она убежала к бабушке, откуда была срочно переправлена в отряд, где ей оказали необходимую помощь.

В 1943 году, возвращаясь с очередного задания, Зина попала в плен. Фашисты злостно пытали её, но Зина ничего не сказала. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Прибежавший на выстрел офицер тоже был убит. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Больше месяца зверски пытали девочку немцы, они хотели, что бы она предала своих товарищей. Но дав клятву верности Родине, Зина сдержала ее. Утром 10 января 1944 года на расстрел вывели седую и слепую девушку. Её расстреляли в тюрьме в деревне Горяны. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась несгибаемой. И Родина посмертно наградила её высшим своим званием - Героя Советского Союза.

Валя Котик

Пионер Шепетовского района Хмельницкой области. К началу войны он только перешёл в шестой класс. Когда в деревню ворвались фашисты, Валя вместе с друзьями боролся с врагом. Они подбирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны переправляли в отряд.

С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года — в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И.А. Музалёва, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.

В свои 14 лет он сражался наравне со взрослыми. На его счету- 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награждён медалью "Партизану отечественной войны" 2 степени и орденом отечественной войны 1 степени. В 1958 году Валентину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Марат Казей

Во время Великой Отечественной войны матма Марата — Анна Александровна Казей прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд им. 25-летия Октября (ноябрь1942 года). Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде.

Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К.К. Рокоссовского. Он проникал во вражеские гарнизоны и доставал ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Кроме разведки, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги».

Возвращаясь из разведки, Марат и командир разведки штаба бригады Ларин рано утром приехали в деревню Хоромицкие, где надо было встретиться со связным. Лошадей привязали за сараем у крестьянина. Не прошло и получаса, как раздались выстрелы. Деревню окружила цепь немцев. Ларина убили сразу. Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Он был тяжело ранен. Происходило это на глазах практически у всей деревни. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял одну из висевших на поясе гранат и бросил во врагов. Немцы почти не стреляли, хотели взять его живым. А второй гранатой, когда они подошли совсем близко, подорвал себя вместе с ними. Марат погиб в бою. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. А в городе Минске поставлен памятник юному герою.

Судьба детей в фашистских концлагерях и тюрьмах

Немецкое руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран.

Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам. Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей. Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса, где немцы загубили не менее 7000 детей, частью сожженных, а частью захороненных на гарнизонном кладбище. В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей. Грязные и вонючие камеры тюрем никогда не проветривались, не отапливались даже в самые жестокие морозы. На грязных холодных полах, кишевшими от разных насекомых, несчастные матери были вынуждены смотреть на постепенное угасание своих детей. 100 граммов хлеба и пол-литра воды – вот и весь их скудный рацион на день.  

Дети – труженики тыла

Дети, оставшиеся в тылу в годы войны, начинали свой трудовой путь в раннем возрасте. Они честно выполнили свой долг тружеников тыла военного времени, сделали все возможное вместе со взрослыми для обеспечения фронта всем необходимым. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага

Полуголодные, полураздетые, хлеба и того не было досыта. Зимой учились, но долго учиться им не пришлось, нужно было помогать матерям кормить себя и младших братьев и сестёр. Они рано познали крестьянский труд, умели и лошадь, и быка запрячь и корову подоить. И это всё в 12-13 лет. «Всё для фронта, Всё для Победы»: они так стремились приблизить Победу над врагом, помогали, чем могли.

Заключительное слово учителя.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Поколение детей войны не только на фронте, но и в тылу, преодолев испытания военного лихолетья, показало, что нельзя победить Страну, которая взрастила и воспитала такую героическую молодежь! Дети, быстро повзрослев, работали наравне со взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага.

Молодые герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. С годами пионеры-герои превратились из простых смертных в знаки и символы. Но вот о чем все же не следует забывать: эти 13-17-летние погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили. Эти ребята, для которых слова "патриотизм", "подвиг", "доблесть", "самопожертвование", "честь", "родина" являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все, кроме забвения.

ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

Литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8
  2. http://molodguard.ru/heroes1.htm
  3. http://www.lib.ru/PRIKL/PIONERY/pionger.txt

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пионеры-герои в годы Великой Отечественной Войны и отражение их образов в искусстве"

Исследовательская работа, посвященная 90-летию пионерии...

Пионеры - герои Великой Отечественной Войны

Презентация посвященная пионерам - героям Великой Отечественной Войны....

Великая Отечественная война_Пионеры - герои

Данный материал может служить как для размещения на информационную доску в классе, так и для подготовки учащимися к выступлению на классном часе....

Пионеры - герои Великой Отечественной войны

Данный материал представляется в форме устной презентации краткой информации о пяти несовершеннолетних бойцах Великой Отечественной войны, удостоенных высшей правительственной награды - Героя Советско...

Тема: "Пионеры-герои Великой отечественной войны"

В классном часе отражается подвиги пионеров- героев, которые самоотверженно сражались против  фашистов-карателей: Валя Котик, Зина Портнова, Вася Коробко, Марат Казей, Саша Бородуллин, Леня Голик...

Классный час на тему: « Пионеры – герои Великой Отечественной войны»

Мало кто из современных детей знает кто такие пионеры, но буквально 30-40 лет назад, о том кто такие пионеры, знали все дети нашей страны. Более того практически все дети были пионерами.Кто такой пион...

Сценарий классного часа, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Пионеры - герои, защищавшие Родину.

Тема классного часа: "Пионеры-герои, защищавшие Родину" . В ходе классного часа учащиеся знакомятся с жизнью и подвигом пионеров-героев, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны....