Программа работы классного руководителя с детьми «группы риска»
рабочая программа (8 класс) на тему

Булыгина Наталия Владимировна
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Пречистенская СОШ

                                                                                             

                                                                                               

 

Программа

работы  классного руководителя

с детьми «группы риска»

Сроки  реализации программы 2013-2015 гг.

          Автор:    учитель русского языка  и литературы,

классный  руководитель  8б  класса

Булыгина Н.В.

 

             

п. Пречистое, 2013

Пояснительная записка

Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Данные статистики демонстрируют, что для последних лет характерна тенденция уменьшения числа семей, находящихся в социально опасном положении, и проживающих в них детей. По состоянию на 1 января 2008 года на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 274,8 тыс. семей (309,1 тыс. семей – в 2006 году), в которых проживало 489,53 тыс. несовершеннолетних (554,27 тыс. человек – в 2006 году). Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функционирования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейном неблагополучии:

  • трудное материальное положение, бедность;
  • жилищные проблемы
  • безработица
  • конфликтные ситуации в семье, безнадзорность
  • безответственное родительство, жестокое обращение с детьми
  • алкоголизм и наркомания         жилищные проблемы;

Нестабильность экономической ситуации на сегодня, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в социуме приводят к таким явлениям, как: асоциальное поведение детей и взрослых; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание своих, приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании.

 Эти факторы нашли свое отражение в способах поведения детей. Привычным становится отклоняющееся поведение, которое предполагает две категории:

  • Поведение, не соответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологическое);
  • антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).

     Для таких детей характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Очень трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет, и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребенку в его самый драматичный период жизни, убедить его поверить в свои силы.   Изучение данной  проблемы  и привело  к созданию  этой  программы, которая  поможет  найти  свой  путь в жизни  детям, оказавшимся  в  трудной жизненной  ситуации. В  первую очередь с этой проблемой сталкивается   классный  руководитель,  «классная  мама».

Работа  классного  руководителя должна  вестись  в нескольких направлениях:

1. Социальная диагностика.  Для выявления данных категорий оформляются социальные карты учащихся.

2. Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, дополнительному образованию, учителями дополнительного образования. Организация контроля за внеучебной деятельности учащихся.

3. Коррекционная работа. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика. В 8–11-х классах – тестирование, направленное на выявление сферы профессиональных интересов учащихся. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

4. Просветительская работа. К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.

5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами .

6. Работа с педагогическим коллективом.  Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

7. Изучение и анализ всего материала, планирование и организация  работы:

  • научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
  • создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
  • вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
  • обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
  • учить уважать товарищей и взрослых;
  • развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

        Цель: решение проблем, преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания деятельностно и эстетически насыщенной, нравственно чистой и эмоционально благоприятной социальной среды.

Задачи:

  • приобрести навыки для дальнейшей самореализации.
  • адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;
  • развивать адаптационные умения;
  • почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;

Этапы   работы

1

Диагностическая работа

Результат

Обследование жилищных условий, семейного положения

Акт ЖБУ

Изучение реального состояния межличностных и деловых отношений   учащихся в классе

Диагностика

Выявление  развитости познавательных интересов и творческих способностей

Вовлечение в мероприятия разного уровня

Определение уровня  знаний, умений и навыков учащихся класса,

Сравнит. изучение  учебных результатов предыдущих лет).

Изучение основных ценностных ориентации учащихся

Индивидуальные беседы

2

Профилактическая и коррекционно-развивающая работа:

Работа  с родителями

Индивидуальные консультации

Создание социальной помощи

Педагогический всеобуч

                                   

План  работы  классного  руководителя

Направления работы, мероприятия

Сроки

Ответственные

1. Организация педагогической помощи

1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

В течение года

Кл/рук

1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Постоянно

Кл/рук

уч-предм.

1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Создание ситуации успеха.

расписа ние

Кл/рук

уч-предм.

1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

В течение года

 Кл/рук

1.5. Формирование положительной "Я-концепции".

В течение года

К\р психолог

2. Организация медицинской помощи

2.1. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:

  • анкетирование учащихся, родителей;
  • проведение тематических классных часов;

лекции для родителей:

  • «Психология ранней наркомании»
  • «Проба наркотика – шаг в пропасть»
  • «Энергетики: за и против»
  • «Сигарет, не приносящих вреда, – нет»
  • «Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма»

В течение года

Кл/рук

психолог  

2.2. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации

В начале года

Кл/рук

врач

3. Организация психологической помощи

3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог

Социальный педагог

3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог, К\р, Социальный педагог

3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

Систематически

Психолог,  

Кл/рук

3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.

Систематически

Психолог    

Кл/рук

4. Организация свободного времени

4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.

В теч/года

Кл/рук

4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.

Сентябрь – октябрь

Кл/рук

4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.

Сентябрь

Библиотекарь,

 Кл/рук

4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.

В течение года

Кл/рук

4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общешкольных и классных делах.

В течение года

Кл/рук

Ожидаемые  результаты:

  • Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
  • отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся.
  • Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
  • Создание ситуации успеха.
  • Укрепление положения детей в классном коллективе
  • Организация помощи  в выполнении общественных поручений.
  • Формирование положительной «Я-концепции».
  • Создание личности обстановки, ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.
  • Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений.
  • Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
  • Оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Литература

 

  1. Балацкая И. Трудные дети. Трудный класс. Трудные родители // Воспитательная работа в школе.- 2006.- № 5.- С. 113-122.
  2. Дараган И.    Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе // Воспитание школьников.- 2006.- № 8.- С. 32-37.
  3. Казанцев, В. Тату // Первое сентября. - 2010. - № 6. - С. 18.
  4. Кожурина, Л. "Работа с трудными детьми" //Первое сентября.- 2007.- №09.-С7-8 
  5. Жилякова, Е.Н. Организация работы школы с трудными детьми: Распределение обязанностей /Е.Н. Жилякова //Справочник классного руководителя.- 2010.-№1.- (вкладыш)
  6. Пятаков, Е. Агрессия: лечение через осмысление: [педагогические методы работы с агрессивными подростками] / Е. Пятаков // Школьный психолог. - 2010. - № 13. – С. 17-32.