Главные вкладки

    Программа работы классного руководителя с детьми «группы риска»
    рабочая программа (8 класс) на тему

    Булыгина Наталия Владимировна
     
     
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma.docx39.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ Пречистенская СОШ

                                                                                                 

                                                                                                   

     

    Программа

    работы  классного руководителя

    с детьми «группы риска»

    Сроки  реализации программы 2013-2015 гг.

              Автор:    учитель русского языка  и литературы,

    классный  руководитель  8б  класса

    Булыгина Н.В.

     

                 

    п. Пречистое, 2013

    Пояснительная записка

    Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Данные статистики демонстрируют, что для последних лет характерна тенденция уменьшения числа семей, находящихся в социально опасном положении, и проживающих в них детей. По состоянию на 1 января 2008 года на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 274,8 тыс. семей (309,1 тыс. семей – в 2006 году), в которых проживало 489,53 тыс. несовершеннолетних (554,27 тыс. человек – в 2006 году). Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функционирования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейном неблагополучии:

    • трудное материальное положение, бедность;
    • жилищные проблемы
    • безработица
    • конфликтные ситуации в семье, безнадзорность
    • безответственное родительство, жестокое обращение с детьми
    • алкоголизм и наркомания         жилищные проблемы;

    Нестабильность экономической ситуации на сегодня, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в социуме приводят к таким явлениям, как: асоциальное поведение детей и взрослых; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание своих, приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании.

     Эти факторы нашли свое отражение в способах поведения детей. Привычным становится отклоняющееся поведение, которое предполагает две категории:

    • Поведение, не соответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологическое);
    • антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).

         Для таких детей характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Очень трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет, и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребенку в его самый драматичный период жизни, убедить его поверить в свои силы.   Изучение данной  проблемы  и привело  к созданию  этой  программы, которая  поможет  найти  свой  путь в жизни  детям, оказавшимся  в  трудной жизненной  ситуации. В  первую очередь с этой проблемой сталкивается   классный  руководитель,  «классная  мама».

    Работа  классного  руководителя должна  вестись  в нескольких направлениях:

    1. Социальная диагностика.  Для выявления данных категорий оформляются социальные карты учащихся.

    2. Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, дополнительному образованию, учителями дополнительного образования. Организация контроля за внеучебной деятельности учащихся.

    3. Коррекционная работа. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика. В 8–11-х классах – тестирование, направленное на выявление сферы профессиональных интересов учащихся. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

    4. Просветительская работа. К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.

    5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами .

    6. Работа с педагогическим коллективом.  Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

    7. Изучение и анализ всего материала, планирование и организация  работы:

    • научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
    • создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
    • вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
    • обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
    • учить уважать товарищей и взрослых;
    • развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

            Цель: решение проблем, преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания деятельностно и эстетически насыщенной, нравственно чистой и эмоционально благоприятной социальной среды.

    Задачи:

    • приобрести навыки для дальнейшей самореализации.
    • адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;
    • развивать адаптационные умения;
    • почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;

    Этапы   работы

    1

    Диагностическая работа

    Результат

    Обследование жилищных условий, семейного положения

    Акт ЖБУ

    Изучение реального состояния межличностных и деловых отношений   учащихся в классе

    Диагностика

    Выявление  развитости познавательных интересов и творческих способностей

    Вовлечение в мероприятия разного уровня

    Определение уровня  знаний, умений и навыков учащихся класса,

    Сравнит. изучение  учебных результатов предыдущих лет).

    Изучение основных ценностных ориентации учащихся

    Индивидуальные беседы

    2

    Профилактическая и коррекционно-развивающая работа:

    Работа  с родителями

    Индивидуальные консультации

    Создание социальной помощи

    Педагогический всеобуч

                                       

    План  работы  классного  руководителя

    Направления работы, мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    1. Организация педагогической помощи

    1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

    В течение года

    Кл/рук

    1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

    Постоянно

    Кл/рук

    уч-предм.

    1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Создание ситуации успеха.

    расписа ние

    Кл/рук

    уч-предм.

    1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

    В течение года

     Кл/рук

    1.5. Формирование положительной "Я-концепции".

    В течение года

    К\р психолог

    2. Организация медицинской помощи

    2.1. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:

    • анкетирование учащихся, родителей;
    • проведение тематических классных часов;

    лекции для родителей:

    • «Психология ранней наркомании»
    • «Проба наркотика – шаг в пропасть»
    • «Энергетики: за и против»
    • «Сигарет, не приносящих вреда, – нет»
    • «Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма»

    В течение года

    Кл/рук

    психолог  

    2.2. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации

    В начале года

    Кл/рук

    врач

    3. Организация психологической помощи

    3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

    В течение года

    Психолог

    Социальный педагог

    3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).

    В течение года

    Психолог, К\р, Социальный педагог

    3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

    Систематически

    Психолог,  

    Кл/рук

    3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.

    Систематически

    Психолог    

    Кл/рук

    4. Организация свободного времени

    4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.

    В теч/года

    Кл/рук

    4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.

    Сентябрь – октябрь

    Кл/рук

    4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.

    Сентябрь

    Библиотекарь,

     Кл/рук

    4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.

    В течение года

    Кл/рук

    4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общешкольных и классных делах.

    В течение года

    Кл/рук

    Ожидаемые  результаты:

    • Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
    • отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся.
    • Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
    • Создание ситуации успеха.
    • Укрепление положения детей в классном коллективе
    • Организация помощи  в выполнении общественных поручений.
    • Формирование положительной «Я-концепции».
    • Создание личности обстановки, ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.
    • Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений.
    • Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
    • Оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

    Литература

     

    1. Балацкая И. Трудные дети. Трудный класс. Трудные родители // Воспитательная работа в школе.- 2006.- № 5.- С. 113-122.
    2. Дараган И.    Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе // Воспитание школьников.- 2006.- № 8.- С. 32-37.
    3. Казанцев, В. Тату // Первое сентября. - 2010. - № 6. - С. 18.
    4. Кожурина, Л. "Работа с трудными детьми" //Первое сентября.- 2007.- №09.-С7-8 
    5. Жилякова, Е.Н. Организация работы школы с трудными детьми: Распределение обязанностей /Е.Н. Жилякова //Справочник классного руководителя.- 2010.-№1.- (вкладыш)
    6. Пятаков, Е. Агрессия: лечение через осмысление: [педагогические методы работы с агрессивными подростками] / Е. Пятаков // Школьный психолог. - 2010. - № 13. – С. 17-32.

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа психологической работы с детьми группы риска «ТВОЙ ВЫБОР»

    Программа направлена на формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих  совершению правонарушений и преступлений сре...

    Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)

    Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)...

    программа работы классного руководителя с детьми "группы риска"

    В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - тех, кто слаб...

    Программа работы с детьми группы риска

    Как организовать работу с данной категорией  детей....

    программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».

    (Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...

    Программа работы с детьми "группы риска"

    Тематическое планирование и разработки занятий для детей "группы риска"...

    Программа работы с детьми группы риска

    В данной программе представлен методический материал по формированию "группы риска", показаны оснавные направления работы специалистов. Думаю работа будет полезна не только начинающим специалистам, но...