Конспект урока"Быль и легенды о кошках блокадногор Ленинграда"
методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме

Соломина Галина Андреевна

Конспект урока..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока.438.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Быль и легенды о кошках Санкт-Петербурга

                                                                Над проектом работали :

                                         

2015 год

Оглавление:

I.Введение------------------------------------------------------------------3-4 II.Основная часть                                                                                                                            

  1. О кошках  блокадного Ленинграда

     а)Крысы и эпидемиологическая обстановка в

      блокадном Ленинграде к декабрю 1942 года------5-6

                б)   Заболевания человека , источниками которых    

                     являются синантропные грызуны------------------ 6-7

                в) Два кошачьих призыва-------------------------------- 7-10

                г) Памятники блокадным кошкам-------------------10-12

         2.Коты - легендарные хранители музея  Эрмитаж--12-14

         3.Кошачья редкость современного Петербурга-----14-16

III.Заключение-------------------------------------------------------------17

I V.Приложения -----------------------------------------------------------18

V.Информационные ресурсы-----------------------------------------19

I.Введение

Кошки живут на всех континентах , кроме Австралии и Антарктики. Считается, что кошка была одомашнена уже более 6 тысяч лет назад.

     В разные периоды истории  отношение к кошкам было различным. Жители Древнего Египта почитали кошек как святыню. Античные философы и ученые посвящали кошкам научные трактаты. Так знаменитый римский историк Плиний Старший в своей книге « Естественная история» впервые описал анатомические и физиологические особенности этого животного.

       В V–VI вв. в Европе животное стало объектом ожесточенных гонений со стороны служителей церкви, и на смену прежней любви пришли ненависть и страх. Кошек объявили исчадиями ада и посланниками дьявола, полагая, что избавиться от их сатанинской силы можно лишь путем безжалостного истребления.

       Ни в чем не повинных зверьков убивали тысячами, специально для этой цели сооружая кошачьи виселицы. Животных провозглашали пособниками ведьм и еретиков и сжигали, подобно преступникам. Именно в это время приобрел известность праздник святого Иоанна, когда на всех центральных площадях устанавливали виселицы и устраивали массовые казни кошек, но несмотря ни на что, очаровательные и непосредственные животные вновь заняли прочное место в домах и душах людей.

     К концу ХVII в. во многих странах Европы мода на домашних кошек получила широкое распространение. Содержание этих ласковых и грациозных животных считалось показателем хорошего тона и расценивалось как знак принадлежности к высшему обществу.

        Примерно во второй половине XIX в. пушистые зверьки стали объектом внимания селекционеров. Именно в это время путем последовательного скрещивания были выведены многие известные породы домашних кошек, пользующиеся большой популярностью в наши дни.

      Наш проект посвящен кошкам Санкт –Петербурга. Нам показался удивительным тот факт, что у  жителей нашей северной столицы к кошкам какое-то  особое отношение. Где еще,  кроме как в Санкт-Петербурге можно увидеть сладко спящего кота прямо на прилавке магазина? В России практически нигде. А в Санкт-Петербурге можно и никто его не гонит. Нам очень захотелось найти ответ на этот вопрос.

     Для этого пришлось познакомиться с легендами и конкретными историческими фактами из жизни Санкт-Петербургских кошек, в –первую очередь с «Блокадной книгой» А.Адамовича и Д.Гранинина, со свидетельствами очевидцев страшной Ленинградской блокады времен Великой Отечественной войны , современными средствами массовой информации, в том числе и интернет -ресурсами.

     Цель нашего проекта мы определили следующим образом:

    Изучить исторические факты и легенды о кошках Санкт-Петербурга с точки зрения экологических взаимосвязей этих животных с некоторыми синантропными грызунами  и ответить для себя на вопрос, почему и жителей Санкт-Петербурга к кошкам особое отношение.

Задачи проекта:

-сбор и обработка информации окошках Санкт-Петербурга;

-выяснение взаимосвязи отобранных легенд  и реальных исторических фактов с биологическим материалом;

-подготовка и презентация проекта на районной конференции школьников  « Первые шаги в науку».

      Почему тема нашего проекта показалась нам актуальной?    

      Во-первых, 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды, а домашние и синантропные животные – эта та часть природы, которая наиболее тесно связана с человеком.

      Во- вторых , тема Великой Отечественной войны никогда не перестанет интересовать русского человека. Факт того, что домашние животные  ( кошки) тоже помогали людям в это тяжелое время , очень показателен. Возможно, люди узнав об этом , не будут выбрасывать котят на улицу, не пнут бездомную кошку , а накормят ее.

II. Основная часть

                                                       

  1. О кошках  блокадного Ленинграда.

а) Крысы и эпидемиологическая обстановка в блокадном Ленинграде к декабрю 1942года

     О кошках Ленинграда существует  много легенд. Так в одной из них рассказывается, что вскоре после основания Петербурга все кошки из него ушли. Причиной их исчезновения послужила жестокость царского повара, которую он проявил по отношению к жившему при дворе коту, который из самых лучших чувств к самодержцу принес на кухню и положил на блюдо только что пойманную мышь. Царский повар этого не оценил и побил кота…       Обеспокоенный  исчезновением кошек,  Петр 1 повелел вернуть кошек и больше не обижать, поскольку понимал , что без них расплодятся крысы- переносчики чумы. Солдаты ловили беглецов,  сажали в мешки и везли обратно в новую столицу.

      Кошек можно не любить и даже не замечать, пока они есть, но когда они исчезают -  к человеку действительно может прийти беда в виде полчищ мышей и крыс , несущих голод и болезни.

     У жителей нашей северной столицы к кошкам особое отношение. В первую очередь,  потому что жители города знают , что кошки тоже  были своего рода освободителями блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

     Страшной зимой 1941-1942 года блокадный Ленинград одолевали крысы. Жители города умирали от голода, а крысы плодились и размножались, передвигались по городу целыми колоннами. В своем дневнике блокадница Кира Логинова вспоминала : « Тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту  прямо к мельнице,  где мололи муку для всего города. Это был враг организованный, умный и жестокий…»

«…Когда  после налета немецкой авиации горели Бадаевские склады, было просто жутко – потоком бежали со складов крысы - сплошной крысиный ковер. Склады горели очень долго , и страшно шли крысы…Огромные, величиной с кошку, они ничего не боялись, бросались на людей, слабых могли заживо съесть…»/ из воспоминаний П.И.Капицы, редактора журнала «Костер»/

Осажденному городу в то время как никогда необходим был сказочный юноша с флейтой,  способный увести за своей неприхотливой мелодией из города всех крыс. Жизнь, увы, не сказка,  а суровая и жестокая порой реальность.

    Война накормила крыс трупами и прославила на весь мир крысиными пиршествами на Волховском фронте, защищавшем Ленинград. Крыс пытались давить танками, но они смело взбирались на броню, своими телами закрывали амбразуры и все отверстия. Если танкисты открывали люки, то крысы вскакивали внутрь машин. Военные не справлялись с хвостатой армией фюрера.

    В Ленинграде были созданы специальные бригады по уничтожению грызунов, но справиться с серым нашествием они были не в состоянии - грызуны съедали даже те крохи еды , что оставались в городе. Но не менее страшным было и то, что крысы создали для города угрозу эпидемии чумы./За свою короткую жизнь длиной в две зимы 1 крысиная самка плодит миллионы крысят в потомстве размером с горошину. При идеальных условиях самец и самка способны произвести на свет 350 миллионов крысят/

     Крысы - древнейшие животные на планете. Их возраст по подсчетам палеонтологов составляет около 30 миллионов лет.

      Родиной крыс принято считать Азию, точнее –Восточный Китай. Оттуда они расселились по всей планете и постепенно « завоевали» все материки , кроме Антарктиды.

     Велико эпидемиологическое значение крыс, поскольку они являются источниками и переносчиками многих инфекционных и паразитарных заболеваний человека.

     б)   Заболевания человека , источниками которых являются синантропные грызуны

1.Туляремия.

    Человек заражается туляремией при непосредственном контакте с  больными грызунами ( сдирание , хранение и обработка шкурок, разделка и подготовка в пищу мяса животных, больных туляремией); при употреблении воды для питья и бытовых нужд из водоисточников , загрязненных выделениями или трупами павших от туляремии грызунов; при употреблении в пищу мяса больных животных (кролики, зайцы) . если мясо недостаточно прожарено или проварено, а особенно при употреблении продуктов , загрязненных выделениями больных грызунов (сухари, хлеб и т.д.); при укусах эктопаразитов грызунов ( клещи, блохи, комары и др.)

2.Лептоспирозная желтуха.

Значительный процент особей в большинстве популяций грызунов являются носителями спирохет из рода Leptospira .Эти лептоспиры выделяются с мочой грызунов и в условиях влажности сохраняют свою вирулентность в течении длительного времени. Лептоспиры способны проникать в организм человека через малейшие нарушения целости его кожных покровов . Люди, купающиеся в воде, загрязненной испражнениями крыс, или работающие в среде , инфестированной крысами, постоянно подвергаются опасности заболеть лептоспирозной желтухой. Болезнь нередко приводит человека к смерти . особенно лиц пожилого возраста.

3.Лихорадка Гарведхилла.

     Передается человеку через укусы крыс.

5.Геморрагическая лихорадка, с почечным синдромом

Природно-очаговый зооноз. Источники заболевания- полевки, домовая мышь , крысы .Грызуны выделяют вирус в окружающую среду с фекалиями и мочой.

У человека поражаются почки , может развиться острая почечная недостаточность, разрыв почки, уремическая кома.

     В результате нервных нарушений и нарушения кровообращения нарушается деятельность других внутренних органов ( сердца, пищеварительной системы, эндокринных желез)

6.Хантавируса легочный синдром.

     Заболевание , сходное с пневмонией , начинается с лихорадки и болезненности мускулатуры  спустя 1-5 недель после заражения, сопровождается одышкой и кашлем. Заболевание может окончится летальным исходом.

7.Ку- лихорадка

Инфекционная болезнь ,поражает легкие человека .Возбудитель попадает в организм человека через дыхательные пути , кишечник , через поврежденные участки кожи.

8.Лептоспироз

Острая зоонозная инфекция с поражением почек, печени и нервной системы, сопровождающаяся геморрагическим синдромом и желтухой. Распространяется с мочой крыс. Летальный исход наблюдается у 16% заболевших .Только в 2000 году унес жизни 350 человек..

9..Чума

Чума- острое природо -очаговое заболевание группы карантинных инфекций , протекающая с исключительно тяжелым общим состоянием ,    лихорадкой , поражением лимфоузлов, легких и внутренних органов.

Возбудителями чумы являются крысы. Переносчиками  инфекции – крысиные блохи.

 Крысы несут человечеству почти 70 инфекционных заболеваний.

    К  зиме 1942 года блокадному Ленинграду угрожали эпидемия холеры, сыпной тиф, чума.

C:\Users\Павел\Desktop\1327652202_007.jpgC:\Users\Павел\Desktop\iдпооь.jpeg

в) Два кошачьих призыва

     Человечество с самых древних времен борется с грызунами самыми различными способами. Один из наиболее надежных способов является биологический метод дератизации - использование против грызунов их естественных природных врагов – кошек. Из истории известно, что необходимость приручения кошек возникла в связи с обилием в Древнем Египте грызунов и змей.

     В начале 20 века в ряде стран /Австралии, Америке, Испании, Англии и др./ кошек содержали за счет правительства для охраны военных продовольственных складов.

     В 80-х годах 20 века азиатский филиал Всемирной организации здравоохранения руководил операцией по сбрасыванию на мини- парашютах тысяч кошек в труднодоступные районы Малайзии, где чрезвычайно размножились крысы.

Н.Гумилев Крыса./1908/

Вздрагивает огонек лампадки,

В полутемной детской тихо, жутко,

В кружевной и розовой кроватке

Притаилась робкая малютка.

Что там? Будто кашель домового?

Там живет он, маленький и лысый.

Горе! Из-за шкафа платяного

Медленно выходит злая крыса.

В красноватом отблеске лампадки,

Поводя колючими усами,

Смотрит, есть ли девочка в кроватке,

Девочка с огромными глазами.

-Мама, Мама!- но у мамы гости,

В кухне хохот няни Василисы

И горят от радости и злости,

Словно уголечки глазки крысы.

Страшно ждать, но встать еще страшнее.

Где он, где он ангел светлокрылый?

- Милый ангел, приходи скорее,

Защити от крысы и помилуй!

C:\Users\Павел\Desktop\iжрол.jpeg

Никакие человеческие методы борьбы с крысами не помогали, а кошек- главных охотников на крыс - в Ленинграде уже давно не было; всех давно съели- обед из кошки бывал порой единственно возможным способом сохранить жизнь.»  « Соседского кота мы съели всей коммунальной квартирой еще в начале блокады» - вспоминала блокадница Зоя Корнильева.

    Кто осудит умиравших от голода людей?

     В апреле 1943 года в блокадном городе вышло постановление за подписью председателя Ленсовета: «…выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград дымчатых кошек.» Ярославцы не могли не выполнить стратегический заказ и наловили нужное количество  дымчатых кошек , считавшихся тогда лучшими крысоловами.4 вагона кошек прибыли в полуразрушенный город. Очевидцы рассказывали, что когда мяукающих крысоловов привезли, то для получения кошки нужно было отстоять очередь.

F:\О.В\post-3-12647664753362.jpg

      Ярославские кошки отогнали крыс от продовольственных складов, но переломить борьбу не смогли. Поэтому в самом конце войны была объявлена ещё одна «кошачья мобилизация». На этот раз котов набирали в Сибири. «Кошачий призыв» прошёл успешно. В Тюмени, например, собрали 238 котов и кошек в возрасте от полугода до 5 лет. Многие сами приносили своих любимцев на сборный пункт. Первым из добровольцев стал чёрно-белый кот Амур, которого хозяйка лично сдала с пожеланиями «внести свой вклад в борьбу с ненавистным врагом». Всего в Ленинград было направлено 5000 омских, тюменских, иркутских котов, которые с честью справились со своей задачей – очистили город от грызунов.

 Некоторые считают, что история о блокадных кошках – это легенда. Так Федор Исаакович Машанский / заведующий горздравотделом Ленинграда в 1942-1943 году/ пишет в своих воспоминаниях, что санитарные врачи применили следующую методику для борьбы с крысами: отловленных крыс заразили крысиным тифом, опасным только для животных и выпустили в популяцию. Он считает, что за спасение Ленинграда от эпидемий стоит благодарить в первую очередь врачей , а не ярославских кошек. Кроме того упомянутое постановление от апреля 1943 года до сих пор историками не обнаружено. Но здесь следует  принимать во внимание следующий фактор, что операцию по завозу кошек курировал НКВД, а  многие документы этого ведомства и по сегодняшний день засекречены и спрятаны в спецхранах.

     Тогда как тогда ответить на вопрос :откуда в полупустом и полуразрушенном городе появилось столько кошек и куда подевались полчища крыс? И следует ли не доверять воспоминаниям  жителей блокадного Ленинграда?

    Кошки были страшным дефицитом и долгое время после войны. К хозяевам кошек выстраивалась очередь за котятами еще и в 1946, и в 1947 г. Кроме того доподлинно известно , что после снятия блокады кошек в город завозили и специально присылали. Правда, не вагонами, а частным порядком.

г) Памятники блокадным кошкам

     На Малой Садовой улице, которая находится в историческом центре Петербурга есть два маленьких неприметных на первый взгляд памятника: коту Елисею и кошке Василисе.

C:\Users\Павел\Desktop\О.В\iжод.jpegC:\Users\Павел\Desktop\iвот.jpeg

     Гости города, прогуливающиеся по Малой Садовой , даже не заметят их, любуясь архитектурой Елисеевского магазина, фонтаном с гранитным шаром и композицией « уличный фотограф с бульдогом»,но наблюдательный путешественник без труда сможет их найти. Кошка Василиса расположилась на карнизе второго этажа дома № 3 по Малой садовой. Маленькая и грациозная, слегка согнув переднюю лапу и подняв хвост, она кокетливо смотрит вверх. Напротив нее, на углу дома №8 важно восседает кот Елисей, наблюдая за прогуливающимися внизу людьми. Елисей появился здесь 25 января , а Василиса 1 апреля 2000года. Автором идеи памятников является историк Сергей Лебедев. Отлить котов из бронзы было поручено, скульптору Владимиру Петровичеву. Памятник кошкам - благодарность жителей Ленинграда за спасение города от крыс во время страшных дней блокады.

Кошкам блокадного Ленинграда посвящается

Когда бессильны были неотложки

И жизнь людская падала в цене

От смерти нас порой спасали кошки,

Хоть ничего не смыслили в войне.

Не понимая сущности бомбежки

И птиц стальных, разивших наповал

На страже дома оставались кошки,

Когда хозяев их глотал подвал.

Когда ж кончались мерзлые картошки

И еле тлел отчаявшийся взгляд

Все девять жизней отдавали кошки

Хотя, вообще-то кошек не едят…

Мы их привыкли видеть на обложке

Календаря, как  «кича» элемент.

А мне сдается, заслужили кошки

Хотя бы очень скромный монумент.

По  городскому поверью, если кинуть монетку, и она приземлиться рядышком с котом или кошкой, поймаешь удачу за « хвост».

     Кошки, спасшие во время Второй мировой войны наибольшее количество человеческих жизней удостоены специальной награды-медали « Мы тоже служили  Родине»  . Эта награда считается самой почетной в зверином мире.

C:\Users\Павел\Desktop\koshki_кошки-224x300.jpg

Медаль « Мы тоже служили Родине»

2.Коты - легендарные хранители музея  Эрмитаж.

     Коты Эрмитажа с момента основания музея исправно несут свою службу и охраняют культурное наследие от грызунов.

     В наш век с крысами и мышами можно бы было бороться с помощью химикатов, но лишить котов работы невозможно, поскольку они давно стали неотъемлемой частью жизни этого музея, и его легендой, его своеобразным символом.

C:\Users\Павел\Desktop\О.В\iжрь.jpeg

     История «государственной» службы котов в нашей стране началась в 18 веке, когда царь Петр 1 разместил в Зимнем дворце огромного кота, привезенного им лично из Голландии. Позднее по приказу императрицы Елизаветы Петровны (дочери Петра 1 ) , которая очень боялась мелких

грызунов, в старый дворец была доставлена партия котов – крысоловов из Казани.

     В архивах Эрмитажа сохранился документ 1845 года, подписанный Елизаветой Петровной- « Указ о высылке ко дворцу котов». « Сыскать в Казани самых лучших и больших котов удобных к ловлению мышей, прислать в Санкт-Петербург ко двору Ея Величества с таким человеком , который бы мог за ними ходить и кормить, и отправить их, дав под них подводы и на корм, сколько надлежит немедленно…».

     Статус охранников музея котам придала императрица Екатерина 2.

     Эрмитажные коты пережили революцию, продолжив нести службу в музее и при новой  советской власти.

   Но блокаду им пережить не удалось. Тогда все кошки были съедены и город заполонили крысы. Сразу после снятия блокады в феврале 1944 года по указу НКВД из Сибири были завезены 2 вагона кошек для защиты фондов Эрмитажа.

     Во второй половине 60-х годов 20 века Эрмитажных котов стало слишком много. Кошки стали осваивать не только подвалы. но и музейные залы и коридоры… и тогда поступило распоряжение избавить музей от кошек, но через несколько лет хвостатых решили срочно вернуть на помощь музею в борьбе за культурные ценности.

C:\Users\Павел\Desktop\О.В\iэрл.jpegC:\Users\Павел\Desktop\О.В\iэюьр.jpeg

     С тех пор об эрмитажных котах и кошках очень заботятся. Сегодня в музее служат около 50 котов. У каждого из них есть собственный паспорт с фотографией, удостоверяющий высокую квалификацию в

нелегком деле охранника эрмитажных  подвалов от грызунов. Их любят, кормят, лечат и очень ценят их добросовестный труд. В музее несколько раз проводили деротацию, но кошки настолько хорошо справлялись со своими обязанностями , что практической необходимости в этом нет никакой.

     В бюджете Эрмитажа нет статьи на содержание музейных котов. Они содержатся исключительно за счет пожертвований посетителей и сотрудников музея , некоторые приносят деньги, другие баночки с кормом. Есть у кошек и спонсоры. в том числе Всемирная организация Pro animal , которая бесплатно организует медицинскую помощь для эрмитажных котов. После того , как по европейским каналам пошел фильм , снятый немецкой телекомпанией, помощь стала поступать и из-за границы.

     Ежегодно 28 марта традиционно отмечается профессиональный праздник эрмитажных котов – День мартовского кота. В этот день коты помогают приобщать детей к прекрасному.

3.Кошачья редкость современного Петербурга.

     Фелинологами (специалистами по породам домашних кошек) нарочно выведены две породы петербургских кошек : невская маскарадная и петербургский сфинкс.

    C:\Users\Павел\Desktop\iулб.jpeg

C:\Users\Павел\Desktop\Проект по истории быль и легенда о Ленинградских кошках\Маскарадная.jpg

     Невская маскарадная кошка отличается от своих близких родственников- сибиряков тем , что лапки и мордочка у них окрашены всегда интенсивнее, чем остальная шерстка.

C:\Users\Павел\Desktop\О.В\iлрьб.jpegC:\Users\Павел\Desktop\О.В\iжюб.jpeg

C:\Users\Школа\Desktop\Проект по истории быль и легенда о Ленинградских кошках\sfinks.jpg                                                                                       

C:\Users\Школа\Desktop\Проект по истории быль и легенда о Ленинградских кошках\2f836f81b7be4d9a876298a2ff5.jpg   

       Петербургский сфинкс, иначе - петерболд, совсем голый, ушастый. С восточным разрезом глаз, завивающимися усами, и как правило , звучным именем ( например, Лоуренс- Хороший Тролль)

 Петерболд - порода авторская , ее создала организатор и президент петербургского клуба любителей кошек « Котофей» О.С.Миронова. По словам Мироновой, она дала своим сфинксам второе название «петерболд» . или  « Лысый Петр» под впечатлением , которое произвел на нее памятник основателю Петербурга  работы Михаила Шемякина , установленный в Петропавловской крепости.                                        

III.Заключение

     Итак , в результате работы над проектом ,мы нашли ответ на вопрос : «Почему у жителей Санкт Петербурга особое отношение к кошкам?».В-первую очередь, потому, что они помогли спасти город во время страшной блокады в годы Великой отечественной войны от эпидемии чумы. Помимо того , кошки часто помогали жителям блокадного города просто физически выжить .

     Служба котов Эрмитажа и во время войны и в современный нам исторический период – яркое доказательство нужности и полезности этих животных для борьбы с синантропными грызунами , угрожающими своими действиями культурному наследию , хранящемуся в этом крупнейшем музее мира.

     В современное время люди держат дома кошек уже не столько для того, чтобы они боролись с грызунами (для этого нет крайней необходимости). Сегодня кошки для человека скорее друзья или же показатель определенного статуса хозяина животного (ведь котенок от элитных пород кошек может стоить несколько тысяч долларов).

      Нам кажется,  что от того , как человек относится к этим красивым , умным животным можно судить о том какой этот человек – добрый , заботливый , сердечный или же  жестокий , злой и эгоистичный.. И в наш век,  когда люди привыкают больше общаться с компьютерами, смартфонами, планшетами, чем с  теми, кто его окружает именно кошки могут научить человека заботе и вниманию , любви  и ответственности за тех, кого они приручили.

IV. Приложение

Словарь терминов

1.Зооантропозы- болезни , которые передаются людям от животных.

2.Дератизация-система профилактических истребительных мероприятий . направленных на уничтожение или снижение численности грызунов , опасных в эпидемиологическом отношении и приносящих экономический ущерб.

Способы дератизации:

А)химический -основанный на применении отравленных приманок и газообразных веществ;

Б)  физический-  основанный на применении механических и физических орудий для лова и уничтожения грызунов.

В)биологический- использующий естественных врагов грызунов  ( кошек ,собак . птиц) и различных микробов ,вызывающий гибель грызунов , но безопасный для человека и домашних животных.

3.Синантропные животные( от греч. Sunathropos)-

Виды животных ,контактирующих как с человеком, так и с домашними и дикими  животными.

4.Фелинология-наука о домашних кошках, из физиологии, анатомии, породах, содержании, размножении и т.д.

5.Экология- наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой.

V.Информационные ресурсы:

1.А.Адамович, Д. Гранин .Блокадная книга. «Лениздат», 1984.

2.Ветеринарный энциклопедический словарь. Издательство: Директмедия.2007.

3.Краткий медицинский справочник. Издательство АСТ.2008.

4. Интернет-ресурсы.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи в 3 классе (ЗПР)Тема: Сочинение по закрытой картинке " Кошка"

Тема: Сочинение по закрытой картине «Кошка»Цель: 1) обогащать словарный запас учашихся,           2) развивать логическое мышление,...

Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Домашние животные. Кошка с котятами"

Урок, составленный для детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости и сочетанными нарушениями. ...

Конспект Урока мужества, посвящённого 70-летию снятия блокады Ленинграда

Цели: мероприятие направлено на воспитание гражданственности и патриотизма, мужества и стойкости, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, изучения истории своего ...

План-конспект урока ИЗО по теме: «Четвероногий герой - Кошка» Направление: изобразительное искусство

Конспект занятия по ИЗО на тему:  «Четвероногий герой - Кошка» 2-й классВид занятия: занятие-практикум.Цели занятия: познакомить учащихся с нетрадиционной техникой рисования “Сухая кисть”, р...

Конспект урока "Декоративная кошка"

Выполнение работы используя манную крупу....

Конспект урока на тему: "Легенды о цветах"

Познакомить с миром цветов; и обучить приемам работы в технике МОНОТИПИЯ...

Они были живыми легендами

Урок, посвященный героям ВОВ...