Тема: «Совесть – главная жизненная ценность»
план-конспект занятия (7 класс) на тему

классный час в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_v_7_klasse.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 7 классе

Тема:  «Совесть – главная жизненная ценность»

Цель: способствовать формированию такой нравственной категории, как "совесть"

Задачи:

- развивать умение анализировать нравственные проблемы и отстаивать свою точку зрения;

- формировать умение критически относиться к себе, давать оценку своих поступков;

- побуждать детей к поиску нравственных идеалов.

Ход урока

1. Орг. Момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня я хочу пригласить вас принять участие в  разговоре на серьезную тему. Но вначале мне нужно узнать, готовы ли вы.

 На экране представлены три рисунка: облако, туча, солнышко. На листочках, которые лежат у вас на столах, нарисуйте схематично один из них  в соответствии с вашим настроением и готовностью к работе.  

 -Что вы выбрали и почему? Кто сделал такой же выбор?

- Я рада, что вы настроены на  разговор.

2. Чтение стихотворения учителем.

- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, который здесь прозвучит.

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?

Ответы обучающихся: добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, скромность, тактичность.

– Конечно, разум – первый мне ответил.                          
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил:
– Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (
пауза)…
Невелика моя об этом повесть,                                        
Но главное у человека –
совесть!

- Определите тему нашего разговора.

- Да, вы правы, в суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает о том, что совесть – важнейшее нравственное понятие. Я вам предлагаю сегодня  поразмышлять на тему: «Совесть – главная жизненная ценность»

3. Целеполагание

- Прочитайте тему классного часа и определите цель разговора

Я предлагаю узнать и понять, что такое  «Совесть», каких людей называют совестливыми и бессовестными, как тренировать совесть,  определить, нужна ли она человеку, почему ее считают главной жизненной ценностью, насколько актуально это понятие в наши дни.

4. Понятие «совесть».

- Начнем нашу работу с понятия слова «совесть». Сначала давайте попробуем это сделать, опираясь на ваш жизненный опыт. Сделаем это так: у меня в руках игрушка, я передаю ее любому человеку, ему необходимо дать ответ.

-  А теперь, работая в парах, давайте посмотрим, как толкуют значение этого слова авторы разных словарей.

Задание: прочитать определение слова «совесть» в том словаре, который у вас лежат на столах, найти главные (ключевые слова) в определении, после чего на бумаге  со словом «совесть» записать автора словаря, графически, схематически изобразить значение этого слова, после чего нужно будет одному из вас представить свою работу.

 На работу 3-4 минуты.

1 группа. БЭС. Совесть, категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

2 группа. Совесть (по Далю) – нравственное сознание. Нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и к добру, отвращающее ото лжи и от зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развитая.

3 группа. Совесть (по Ушакову) СОВЕСТЬ

Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

4 группа. Совесть (Ожегов) Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

5 группа. Этимология слова «совесть»

Прежде всего, заглянем в историю слова совесть. Слово совесть пришло к нам из старославянского языка. Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит – вместе, корня – весть, что значит, знать, ведать. Совесть – это совместное знание человека со своим внутренним миром.

- Представление понятия парами.

- Таким образом, совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Это весы, на одной чаше которых лежит «хорошо», на другой – «плохо».

Это компас, который указывает нужное направление.

Это судья, который находится внутри нас и выносит приговор, если что-то не так.

- Еще раз внимательно посмотрите на значение этого слова и попытайтесь сформулировать  его для себя

-Поднимите руку, кому понятно, что такое совесть.

5. Понятия: совестливый человек и бессовестный

- Подберите однокоренные слова к данному понятию (совестно, совестный, совестить, совестливый, бессовестный)

- Я предлагаю остановиться на словах: совестливый и бессовестный.

- Как вы понимаете эти слова?

- Совестливый – человек, который поступает по совести, бессовестный – без совести.

- Скажите, одинаковые ли чувства испытывает человек, который поступает по совести и не по совести. Докажите.

- А сейчас давайте дополним ваши знания. Снова работаем в парах. Разложите полученные карточки на 2 группы, характеризующие 1) совестливого человека и 2) бессовестного

Работа в парах.

Задание:. Слова на карточках: умиротворение, радость, беспокойство, раздражительность, прямо смотришь людям в глаза, отводишь взгляд, неуверенность в себе, уверенность в себе.

Проверка на доске:

Со'вестливый человек: умиротворение, радость, прямо смотришь людям в глаза, уверенность в себе.

Бессовестный человек: беспокойство, раздражительность, отводишь взгляд, неуверенность в себе

6. Просмотр видеоролика «Осколки  в сердце»

Рассказ «Осколки сердца» Михаэль Верник

 «Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – пошёл себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него уже было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя, мучила его совесть, грызла. Не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос. А слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

-Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, сказал человек.

-Те осколки я выбросил в этот же день. А ты носил их в своём сердце 50 лет, – ответил слепой.

- Предлагаю познакомиться с рассказом Михаэля Верника «Осколки в сердце».

Нужно смотреть картинки и успевать читать, чтобы понять смысл

- Напомните сюжет рассказа

-   Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?                  

-   Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

- Что чувствовал герой на тот момент?

- Что изменилось по прошествии многих лет?

-   Что значат слова «мучила его совесть, грызла»

-   Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

-   Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

-   При новой встрече слепой сказал: «Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет». Что значат эти слова?

- КАКОВА ИДЕЯ РАССКАЗА?

- Какое определение подходит герою рассказа: совестливый  или бессовестный?

-Сначала герой был бессовестным, а потом голос совести проснулся и герой сделал правильный выбор.

- Как герою удалось разрешить проблему, которая так долго мучила его?

(попросил прошения)

7. Ситуация выбора. Работа в группах по 3 человека

-

Герой только через 50 лет нашел разрешение ситуации, а  жизнь постоянно ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

- Сейчас поработаем в группах по три  человека. Вам предстоит разрешить ситуацию. Один из вас должен поступить по совести, другой – не по совести, третий – определить, кто прав. На работу 3 минуты

1) Ситуация первая 

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите? 

2) Ситуация вторая

  Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2».

3) Ситуация третья

В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Он взял кошелек и пошел дальше, сделав вид, что ничего не видел.

- Какие выводы сделали вы после анализа данных ситуаций?

- У А.С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом»

9. Упражнения совести. «Минута раскаяния»

- Что нужно делать, чтобы не ошибиться?

- Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слушать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которые его окружают и которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.

Мысли, поступки, слова- всё человек должен подвергать строгому суду своей совести. И какое облегчение чувствуешь, когда снимаешь с души тяжесть, очищаешь свою совесть.

Классный руководитель. У меня в руках маленькая шкатулка, но она не пустая, здесь лежат горошины.  Каждый из вас сейчас возьмёт по одной горошине. Расскажите ей свою проблему или ошибку тихонечко, можно мысленно и она обязательно поможет вам решить эту проблему.

- Сейчас проделаем такое упражнение. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете на них мысленно,  но честно.

- Вспомните сегодняшний день и скажите, всегда ли вы поступали по совести?

- Что чувствовали, когда совершали хорошее действие или поступок, плохие действия?

- Каковы последствия ваших действий? Для вас, для окружающих?

Если бы я оказался на месте того человека,  с которым связан мой поступок, то что чувствовал бы?

Пусть, признавшись горошине, вам станет чуточку легче. Мы очистим планету от ошибок и проблем.

Вы уже стали сильнее, признавшись маленькой горошине, а вот что делать дальше, вы должны решить сами. Вы можете, сохранить горошину, как талисман, пусть она помогает вам и в дальнейшем. Можете выкинуть её, выкинув свою проблему, ошибку. Но всё тайное, становится явным, и, избавившись от проблемы сейчас, нет гарантии, что она больше не появится. А можете посадить эту горошину и пусть её ростки, и будут теми чертами, которые вам помогут в дальнейшей жизни.

- Что делать, если человек совершил ошибку?

Французский учёный Фонтинеля сказал: «Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах». Прислушайтесь к своей совести, подумайте, решите. Выбор за вами.

- Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?  (попросить прощения)

- Чувство раскаяния – это великое чувство.  Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.

5. Зачем человеку нужна совесть? (фронтальная работа)

- Многие подростки не включают совесть в число жизненных ценностей. Им кажется, что совесть мешает жить по законам современного общества. Доказательство этому они видят на экранах телевизоров и в окружающей жизни. Может быть, в современном мире и в самом деле легче прожить без совести?

Размышления детей – фронтально

       Вот перед нами треугольник: ты – твой поступок – окружающие тебя люди. Совершая дурной поступок, ты остаёшься  наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно.

- Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах и наедине с собой. И мы, порой не замечая, делаем выбор. Не замечаем тяжелую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки лучший кусок, подставить подножку малышу, прочитать чужое письмо, не вступиться за товарища. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, оправдывая свои плохие поступки, человек идет на сделку со своей совестью, разрушая свою личность.

 Совесть – это моё внутреннее «Я». Во мне живёт и руководит мною мудрейший наставник, он говорит со мной голосом совести.

Слушая его, я сам могу стать не просто умным, но мудрым в своих мыслях, чувствах и делах. Советы совести могут оказаться выше моего разумения, жизнь покажет их истинность, опыт научит, что непослушание «второму – Я» вредит прежде всего мне самому. Если я буду жить с совестью в ладах, и в душе моей воцарится мир, мир с самим собой.

Я думаю, что совесть – это внутренний мир человека. Если в нём воцарится мир, жизнь будет счастливой. Совесть нужна человеку, чтобы жить в мире с самим собой.

10. Работа в группе. Рисование символа совести.

Классный руководитель. Ребята, нарисуйте символ совести. Он должен быть простым и понятным всем.

(Дети рисуют солнышко с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…) Выставка символов на доске

11.Высказывания о совести

О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок, высказываний известных людей.  Вот некоторые из них.

  1. В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица)                                          
  2. Совесть без зубов загрызет.
  3. Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л. Ландау)                  
  4. Совесть-это наш внутренний судья. (Гольбах).
  5. Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными. (Ж. Ж. Руссо)

   6.  «Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от  

         других, ты не скроешься от своей совести» ( Исократ)                                  

    12. Рефлексия

- Вернемся к теме урока и целям.

- Что такое совесть

- Нужна ли она человеку

- актуальна ли в наше время

- Является ли она главной жизненной ценностью

- Наш разговор подошел к концу. Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:

http://festival.1september.ru/articles/636248/f_clip_image001.gif Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным

http://festival.1september.ru/articles/636248/f_clip_image002.gif Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения

http://festival.1september.ru/articles/636248/f_clip_image003.gif Я думаю, что мне еще нужно работать со своей совестью

 - Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло.

       Берегите совесть. Она как маяк, святящийся во мгле, поможет вам найти верную жизненную дорогу.

Всем большое спасибо!       Исполнение песни «Дорога добра».

Вопрос - тест.

Классный руководитель. Ребята! Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе на тему «Здоровье – это главная жизненная ценность»

Эпиграф: "Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам"...

Презентация для классного часа на тему "Здоровье - главная жизненная ценность"

Получен от природы дар - не мяч и не воздушный шар.Не глобус это, не арбуз- здоровье! Очень хрупкий груз!Чтоб жизнь счастливую прожить, здоровье нужно сохранить!...

Классный час "Главные жизненные ценности"

материал для классного часа...

Классный час-диспут "Главные жизненные ценности"

Цель: Рассмотреть понятие и виды жизненных ценностей и научить учащихся расставлять приоритеты....

Классный час на тему: "Здоровье -главная жизненная ценность".

quot;Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам"...

ЗДОРОВЬЕ – ГЛАВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ЦЕННОСТЬ

Факторы нарушающие здоровье:-  не правильное питание;-  не достаток движения;-  умственное и           физическое...

«Главные жизненные ценности - фундамент самой жизни»

Цель: развитие у учащихся навыков анализа и решения проблемных задачЗадачи:1. Познакомить школьников с понятием и класификацией "жизненных ценностей";2. научить различать цену материальных п...