Главный труд учащихся – учеба.
статья

Бохан Вера Васильевна

Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnyy_trud_uchashchihsya.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Главный труд учащихся – учеба.

В.В.Бохан , И.В. Ветчинникова

             ( Учитель химии, учитель иностранного языка, МОУ СОШ №25 г. Абакана)

              Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу и А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости».

Широкие возможности в этом плане предоставляет обучение в школе. Трудовое воспитание школьников осуществляется в единстве воспитательных усилий школы, семьи и общественности .Трудовое воспитание в процессе изучения основ наук предусматривает целевую направленность получаемых школьниками знаний о научных основах важнейших процессов производства, развитие познавательных и профессиональных интересов. Учащиеся на протяжении всех лет обучения знакомятся с теми ценностями жизни и культуры, что созданы человеческим трудом. Кроме того, учебная деятельность содержит в себе такие элементы, которые являются общими для всякого труда: она требует систематических усилий, целенаправленности, преодоления постоянно возникающих трудностей, поскольку учебный материал усложняется от урока к уроку, организованности, самодисциплины, четкого распределения времени. Первые уроки научной организации труда школьник получает в учебном процессе. Уже в начальной школе учащиеся убеждаются в том ,что предметы, которые их окружают ,произведены в результате труда многих людей. Учитель должен внедрить в сознание учеников глубокое уважение к физическому ,умственному труду, развивать в них понятие о том ,что блага, которыми они пользуются ,не падают с неба, а являются результатом работы людей. Необходимо   обратить внимание учащихся на то, что знаки ,которые изложены в учебниках, тоже результат большого труда многих поколений, научного (трудового) подвига исследователей, их преданности науке, самоотверженности и упорства. Показ трудовых подвигов, значений труда – это одновременно и ознакомление учащихся с характером труда в различных сферах деятельности, т. е. это развитие ключевых компетенций в сфере профессионального самоопределения.

Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия осуществляется, прежде всего, в процессе учебных занятий. Парта рабочее место ученика, на котором решается вопросы объема и качества выполняемой работы. Учебный материал по литературе, языкам, химии, истории и другим предметам содержит немало примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на человека, его чувства и моральное формирование. Развитие общества основывается в конечном итоге на создании материальных ценностей и жизненных средств, что влечет за собой эволюцию социальных и моральных отношений. В этом смысле главным двигателем социального развития является человек - труд, его творческо-преобразующая деятельность. Эти идеи пронизывают содержание такого учебного предмета, как история, и овладение им позволяет глубоко осмысливать значение труда в развитии общества.

                По трудовому воспитанию и профессиональной ориентации учащихся в школьном курсе  могут быть реализованы следующие задачи:

 1) раскрытие значения труда;

2) воспитание уважения к труду и к людям труда;

3) формирование трудолюбия и творческого отношения к труду;

4) усиления практической направленности обучения;

5)профессиональной ориентации;

6)обучение рациональным формам учебного труда как разновидности умственного труда

  Формирование трудолюбия и творческого отношения к труду осуществляется в процессе учебного труда - главного труда учащихся. Это достигается благодаря хорошей организации урока, различными видами и формами учебных занятий, путем  обучения учащихся рациональным приемам  учебного труда. Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в формировании трудолюбия учащихся, их взглядов и убеждений зависят от её содержательности, эмоциональности и умелого учета возрастных особенностей школьников. При хорошей организации каждого урока и высокой требовательности учащихся со стороны учителя самоучение должно раскрываться перед учащимися, как упорный, но интересный труд. На каждом уроке воспитывается настойчивость в преодолении трудностей, вырабатывается добросовестное отношение к выполнению учебных заданий. Затем оно перерастает в ключевую компетенцию - а именно всякое дело выполнять  добросовестно и ответственно.

Подкрепление позитивных действий поощрением, соревнованием и другими методами вызывает у ребенка положительные мотивы деятельности, что приводит к образованию таких социально ценных качеств личности, как коллективизм, социальная активность и социальная ответственность, дисциплинированность.

.

Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система.

Литература

  1. http://www.makarenko.edu.ru/- Сайт, посвящённый А. С. Макаренко; электронный архив произведений А. С. Макаренко
  2. В.В.Кумарин, д.п.н., проф. Макаренко, какого мы никогда не знали или куда реформировать школу
  3. Евтушенко А. Макаренко не ошибся. - Народное образование. № 3, 1963.
  4. Коробов Владимир. Знание детства меня обжигает // Труд. 5 декабря 1998г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности отношения к труду учащихся коррекционной школы"

Выступление на МО учителей трудового обучения в коррекционной школе 8 вида...

Учеба -главный труд школьника

Умение осознать значение учебы для будущей жизни и деятельности ощутимо сказывается на отношении школьника к обучению и самообразованию. Самосовершенствование школьника, таким образом, приобретает общ...

Классный час "Учёба- наш главный труд"

Цель:   расширить представление о ценности учения. Учение - главный  труд школьника.Задачи:    - развивать положительную мотивацию к учебе;   -развивать умение ...

Беседа "Учеба - наш главный труд"

Занятие для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. возраст 14-16 лет (8классс(...

Литература. 6 класс. Устное народное творчество. Пословицы и поговорки о труде и учебе.

Литература. 6 класс. Устное народное творчество. Пословицы и поговорки о труде и учебе.  Материал также подходит для изучения  темы по русскому языку: Фразеологизмы....

Родительское собрание в 6 классе «Учёба-главный труд подростков»

Родительское собрание в 6 классе«Учёба-главный труд подростков»...