Рекомендации по проведению методической учебы классных руководителей Пример
материал по теме

Гернер Надежда Дмитриевна

Рекомендации по проведению методической учебы классных руководителей Пример

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации

 по проведению методической учебы классных руководителей на тему:

«Система идеологической и идейно-воспитательной работы классного руководителя и основные направления ее организации в учреждениях образования»

Примерный перечень вопросов:

  1. Концептуальные основы идейно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся.  
  2. Цель, задачи и принципы, основные составляющие идеологической и идейно-воспитательной работы в учреждениях образования.
  3. Актуальные направления идейно-воспитательной работы  и содержание деятельности классного руководителя по их реализации.  
  4. Использование государственной символики в системе воспитательных  мероприятий в классе как важнейший фактор идеологического и гражданско-патриотического воспитания учащихся.
  5. Организация идейно-воспитательной работы под девизом «Подвиги отцов – в наследство сыновьям» с акцентом на мероприятиях, посвященных Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
  6. Формы и методы идейно-воспитательной работы в условиях классного коллектива: тематические лекции, семинары, диспуты, пресс-конференции, устные журналы, просмотр и обсуждение фильмов, организация выставок, тематических экспозиций и др. Информационный час как эффективная форма информационно-пропагандистской работы по развитию гражданской культуры учащихся, расширению их кругозора, формированию мировооззрения, основанного на общечеловеческих ценностях и национальной идеологии.
  7. Условия эффективности идеологической и идейно-воспитательной работы в классе.

Пояснительная записка

Приоритетная педагогическая задача наших дней – воспитание гражданина с внутренней патриотической, гуманистической позицией и осознанием того, что он на своей земле, в своем государстве, что он востребован в собственной стране, ответственен за ее судьбу, развитие и процветание и может принести ей максимальную пользу, имеет возможность для собственной реализации. В связи с этим одним из основных направлений воспитательной работы в 2007/2008 учебном году в учреждениях образования является идейно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся, основанное на системе ценностей, соответствующих общечеловеческим принципам и менталитету белорусского народа.

 Идеологическая составляющая воспитания школьников также должна основываться на ценностном подходе. Основным условием мощи и стабильности любого государства выступает сплоченное общество, опирающееся на свои духовные ценности и вековые традиции. Достигнуть этого можно лишь при наличии единых общественно-политических идеалов, базирующихся на морали, исторических и этнических традициях, религии, чувстве национальной гордости. Формирование этих черт является основной задачей современной идеологии белорусского государства. При этом идейно-нравственное воспитание рассматривается в наши дни как приоритетное в духовном становлении и развитии личности, т.к. устойчивое развитие любого государства зависит от того, насколько в каждом его гражданине сформированы такие качества, как идейность и нравственность.

Сегодня можно говорить об идейно-нравственном воспитании как о процессе приобщения школьников к идеям и ценностям современного общества и государства. Ориентация на гуманистические ценности является мощным стимулом для осознания учащимися самоценности, собственного достоинства, развития самоуважения. Для школьного возраста целесообразно вычленение идей гуманизма, социальной справедливости, патриотизма, гражданственности, национальной идентификации и поликультурности, мира и ненасилия, здорового образа жизни и безопасности человека. Усилия по обеспечению безопасности школьников необходимо направить, в первую очередь, на изменение поведения человека с тем, чтобы снизить вероятность реализации потенциальных опасностей. Сегодня необходимость изменения поведения человека в сфере безопасности в Республике Беларусь признана на государственном уровне.

В процессе идейно-нравственного воспитания внимание школьников следует привлекать к факту существования в реальном мире идей, противоположных идеям гуманизма: идеи терроризма, агрессии, насилия, глобализации, формировать адекватное к ним отношение. Для решения задач идейно-нравственного воспитания классным руководителем могут разрабатываться целые программы, такие, например, как: "Ценности сказочного и реального мира" (для младших школьников), "Ценности истинные и ложные" (для подростков), "Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности" и "Основы безопасности человека" (для учащихся старших классов).

Классные руководители должны сегодня строить систему идейно-воспитательной работы в классе таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся. При этом чрезвычайно важно, чтобы методы и формы идейно-воспитательной работы способствовали проявлению индивидуальности, творчества воспитанников, расширяли их кругозор и активизировали познавательные интересы, вызывали положительные эмоции,  содержательно насыщали отдых.  

В апреле 2007 года была проведена VIII Республиканской выставки научно-методической литературы «Идеологическое сопровождение и мониторинг воспитательного процесса в учреждениях образования». Исходя из этого, классным руководителям следует уделить особое внимание разработке современных интерактивных форм идейно-нравственного воспитания, воспитательных мероприятий, цели и задачи которых отвечают запросам детей и учащейся молодежи.

В  учебном году будет продолжена работа по подготовке и проведению празднования я Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Наступающий учебный год знаменателен тем, что 23 февраля будет широко отмечаться 90-летие создания Вооруженных сил. С 15 по 25 февраля 2008 года в учреждениях образования пройдет тематическая декада «Непобедимая и легендарная».  В соответствии  с чем, организацию идеологической и информационно-пропагандисткой работы необходимо обеспечить с акцентом на мероприятиях, подчеркивающих вклад белорусского народа в победу над гитлеровской коалицией во второй мировой войне. Историческое значение партизанского движения в Беларуси, напоминающее о подвиге, без которого Европа в ее нынешнем виде не могла состояться, о мирном «почерке» внешней политики нашего государства.

           Классным руководителям необходимо уделить большое внимание проведению «уроков мужества» с участием ветеранов и участников Великой Отечественной войны,  руководителей государственных органов, проведению акций «Забота», «Ветеран живет рядом», изучению истории освобождения своего региона от немецко-фашистских захватчиков при широком использовании возможностей музеев, активизации туристско-краеведческой и поисковой работы; взятию на учет и наведению  порядка на местах боев и памятников воинской славы, мемориалах, захоронений жертв войны совместно с  представителями военкоматов и воинских частей, объединениями  воинов-интернационалистов.

Особое место в организации идеологической и идейно-воспитательной работы в классе должно быть отведено проведению информационных часов, диспутов, устных журналов, тематических семинаров, лекций, пресс-конференций и др. по тематике Великой Отечественной войны. Просмотру и обсуждению хроникально-документальных и художественных фильмов, посвященных Великой Победе, организации выставок, тематических экспозиций художественно-публицистических изданий, посвященных героическим событиям истории и выдающимся личностям нашего Отечества. При организации работы с учащимися по данному направлению классным руководителям рекомендуется использовать разработанные Министерством образования методические рекомендации по подготовке и проведению празднования освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Классным руководителям рекомендуется: обязательное включение работы по данному направлению в воспитательный план, широкая опора на межпредметные связи; тесная взаимосвязь между изучением государственной символики и изучением произведений искусства: как классики, так и современных авторов, фольклорной и духовной  музыки, поэтических произведений; обязательный учет возрастных особенностей учащихся при организации работы. В процессе организации воспитательной работы в данном направлении целесообразно использование методических рекомендаций Министерства образования «Об использовании государственной символики в учреждениях образования».

В частности, осознание детьми младшего школьного возраста национального характера, понимание ими добра и зла, истины, красоты и справедливости, формирование первоначальных представлений об окружающем мире и человеке, обеспечивается через погружение учащихся в различные виды фольклора.  Создание условий для их творческого самовыражения в пении, танцах, лепке, аппликации, театрализации народных сказок и легенд, в праздниках, выставках и фестивалях детского творчества. В подростковом возрасте  - закладываются основы ценностного отношения к семейным традициям, традициям своего народа, формируются представления о себе как о субъекте отношений в семье, как о наследнике и хранителе памяти своих предков. Ценностное отношение к труду, дружбе, любви, правде, справедливости формируются через различные формы ценностно-ориентированной деятельности: экскурсии, походы и экспедиции, способствующие освоению ценностей традиционной национальной культуры; составление родословных, семейных летописей, праздники народного календаря, фестивали народного творчества и т.д. В юношеском возрасте –  в процессе активно формирующегося у молодых людей мировоззрения,  важным является осознание, осмысление ими себя как представителей своего народа через активные методы и формы, способствующие формированию убеждений: дискуссии, диспуты, эссе-размышления, философские турниры, походы и экспедиции «В поисках утраченного», «Храните память обо мне»; встречи поколений «Трудовые династии», краеведческие клубы; постижение ценностного смысла духовного наследия «Что мне досталось в наследство?» и т.д.

Формирование у учащихся национального самосознания,  уважительного отношения к культуре и традициям других народов, терпимого отношения к другому мнению осуществляется через использование разнообразных форм и методов национального и интернационального воспитания. Наиболее эффективными мероприятиями в этом направлении могут быть посещение национальных выставок, фотовыставок, музеев, проведение турпоходов, экскурсий по историческим местам, встреч с работниками правоохранительных органов по проблемам положения различных национальностей и конфессий в нашей стране. Классным руководителям  рекомендуется организовывать с помощью работников библиотек выставки литературы, знакомящей с произведениями  национальной и мировой культуры, творческие и музыкальные  вечера («Мой город, мои земляки», «Планета моя по имени Земля»). Эффективными формами национального и интернационального воспитания являются ролевые игры («Родословное дерево», «Остров белорусской дружбы»), устные журналы, праздники («Кухня народов мира»), дебаты («Истоки терроризма»), открытые микрофоны, круглые столы, ток-шоу  и многое другое. Развитие национального самосознания детей и молодежи, может осуществляться через клубную деятельность («Мой родны кут»), кружки («Гаспадыня» и «Гаспадар»), обрядовые праздники по возрождению белорусской культуры, межкультурному взаимодействию, Дни национальной культуры.

Значимой составляющей идеологической и идейно-воспитательной работы классного руководителя является педагогическая поддержка деятельности общественных объединений «БРСМ» и «БРПО», содействие развитию ученического самоуправления как через содержание программ их деятельности, так и через организацию самого образа жизни детей и молодежи. Сегодня невозможно добиться желаемого результата в воспитательной работе, если не опираться в полной мере на самих учащихся, не поддерживать детские и молодежные движения. Через приобщение к ценностям общественного объединения формируется бережное отношение к гражданским и государственным ценностям, воспитывается уважительное и бережное отношение к своей Родине, в общественных объединениях учащиеся овладевают элементами демократической, политической, правовой и национальной культуры, осваивают различные социальные роли.

Руководителям детских и молодежных общественных формирований, участвующих в идеологическом развитии подростков, целесообразно во взаимоотношениях с воспитанниками избегать с одной стороны, манипулирования сознанием подростков, навязывания им тех или иных идеологических взглядов, убеждений, а с другой стороны, идеологического инфантилизма растущих граждан, а также помнить о том, что для успешной деятельности общественных объединений необходима глубокая проработка общей идеи, идеологии, целей деятельности организации, выражение их в понятных детям формах, привлекательных и романтичных образах. Пути достижения поставленных целей должны быть притягательны для юного поколения своей новизной, необычностью, постепенно усложняться, требовать творческого, нестандартного подхода, учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.

Деятельность детских и молодежных объединений достигнет наиболее эффективных результатов, если воспитанникам будет предоставлена возможность самовыражения, самореализации, самосовершенствования, самоутверждения. При этом классным руководителям необходимо обратить серьезное внимание на проблему потери интереса детей и молодежи к педагогически организованным формированиям. Зачастую интерес пропадает из-за однообразия содержания и форм работы. Следовательно, необходимо содействовать наполнению деятельности детских и молодежных организаций эмоциональной привлекательностью и игрой, помогать детям стать хозяевами своих организаций.

Формирование лидерской позиции – область, которая также является актуальной сферой идеологического, гражданского воспитания детей и молодежи. Деятельность лидеров детских и молодежных общественных объединений должна быть  ориентирована на формирование конкретных ценностных установок и навыков, а именно: справедливости и социальной ответственности, уважения прав других людей, терпимости по отношению к их взглядам и ценностям, формирования навыков разрешения проблем, конфликтных ситуаций, а также ведения дебатов. В связи с этим большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских и молодежных общественных объединениях. Создавая систему поддержки детских и молодежных объединений, необходимо выстроить связи на разных уровнях: между формальными и неформальными лидерами, между администрацией школ и лидерами детского движения, между взрослыми руководителями, работающими с детьми и подростками и их родителями.

Воспитание демократической культуры у детей и молодежи в рамках общественных объединений, помогает им осознать, что быть политическим развитым, обладать демократической культурой – значит, в первую очередь, способствовать согласию, гармонизации разнонаправленных социальных интересов, быть нацеленным на поиск компромиссов, способствующих конструктивному решению задач, стоящих перед обществом. Актуальна сегодня и задача воспитания социально-экономической активности детей и молодежи в общественных объединениях.

Цели работы органов ученического самоуправления должны определяться общей целью, стоящей перед ученическим коллективом, при этом также важно, чтобы они  вытекали непосредственно из его актуальных потребностей. Классному руководителю необходимо помнить, что самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Формирование группового мотива действий проходит более успешно через включение учащихся в решение управленческих проблемных ситуаций, которое может осуществляться как отдельными учащимися, так и в процессе коллективной деятельности класса.

Классным руководителям следует учитывать, что не любая организаторская деятельность школьников является признаком развития самоуправления. Только тогда, когда организуемое учащимися дело проводится по решению органа самоуправления детского коллектива или всего коллектива учебного заведения в целом, включение учащихся в организаторскую деятельность является частью процесса развития самоуправления. При этом создание товарищеских, демократических отношений между педагогами и учащимися возможно лишь при полнейшем отсутствии формализма в организации жизни классного коллектива. Добрые, деликатные отношения между классными руководителями и их воспитанниками неразрывно связаны со всемерным поощрением активности, инициативы и самостоятельности. Излишняя регламентация и мелочная опека только вредят хорошим отношениям, ограничивают творческие возможности детей.

Выбор молодым поколением ценностных ориентаций, жизненной позиции в значительной степени определяется его информированностью о государственном устройстве своей страны, государственной идеологии, направлениях развития внутренней и внешней политики. В связи с этим особую актуальность в настоящее время имеет информационно-пропагандистская работа как составная часть идеологической работы в учреждениях системы образования.

  Основной целью информационно-пропагандистской работы в учебных заведениях является  разъяснение учащимся  стратегии государства в сфере политики, экономики, права, социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, спорта; формирование чувства уважения к своей республике, к своему народу, стремления активно поддерживать внутреннюю и внешнюю политику своего государства. При этом ведущая  роль в организации информационно-пропагандистской работы среди учащихся принадлежит классным руководителям.

В каждом классном коллективе целесообразно создание информационно-пропагандистских  групп из числа наиболее активных учащихся, которые должны взять на себя помощь классному руководителю в подготовке информационных материалов, в организации всей информационно-пропагандистской работы.

Рекомендуется также создание информационно-пропагандистских секторов в структурах детских и молодежных объединений, ученического самоуправления, в состав которых необходимо вводить инициативных, с активной жизненной позицией, учащихся. Целесообразно наряду с информационно-пропагандистскими секторами создание лекторских групп, агитбригад, участие учащихся в деятельности клубов общественно-политической направленности и пресс-центров учреждений образования.

При этом классному руководителю при планировании воспитательной  работы необходимо особое внимание уделять содержанию и формам информационно-пропагандистской работы. В частности, в содержание информационно-пропагандистской работы в классе рекомендуется включать материалы о важнейших политических и государственных событиях в стране и за ее пределами, о деятельности главы государства и органов исполнительной и распорядительной власти, о направлениях государственной внутренней и внешней политики, социально-экономической жизни страны, достижениях науки, культуры, спорта.

         Источниками наполнения содержания информационно-пропагандистской работы должны стать государственные средства массовой информации: периодическая печать, телевизионные передачи, радиопередачи, интернет. Широкими содержательными возможностями обладают также художественная и справочная литература. Классному руководителю важно  научить ребят работать с информацией: анализировать ее и обобщать, правильно ориентироваться в разнообразии фактов и идей. В этом значимую роль могут сыграть работники библиотек учреждений образования.

Эффективной формой информационно-пропагандистской работы является проведение дней информирования с приглашением представителей администрации учреждения образования, государственной и исполнительной власти, общественных организаций. При этом  классному руководителю необходимо учитывать, что для того, чтобы информационно-пропагандистская работа была более действенная, необходимо активно использовать наглядную агитацию, что предполагает обязательное создание в классах стендов с государственной символикой (уголков государственной символики), информационных уголков, стендов «Информация», по правовой тематике и здоровому образу жизни, выпуск стенных газет. Целесообразно также включение вопросов политического и информационного просвещения в тематику проведения родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями, воспитательных мероприятий, в которых принимают участие родители и учащиеся.

Идеологическая и идейно-воспитательная работа в учреждениях образования может успешно осуществляться при выполнении следующих условий:

  • если эта работа проводится на основе комплексного и системного подходов и является неотъемлемым компонентом единого учебно-воспитательного процесса учреждения образования;
  • если в ней принимают участие государственные и общественные деятели, ветераны Великой Отечественной войны и труда, выдающиеся деятели науки, искусства, производства, спорта, экономики, здравоохранения, депутаты, представители президентской и районной вертикали, ОО БРСМ и другие авторитетные люди;
  • если учащиеся вовлекаются  в   активную    разностороннюю   общественно-полезную ценностно-ориентированную деятельность с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, потенциала социокультурной среды;
  • если жизнь классного коллектива основывается на принципах самоуправления при умелом педагогическом руководстве; осуществляется активное педагогическая поддержка деятельности ОО «БРПО» и ОО «БРСМ», клубов идейно-нравственной и гражданско-патриотической направленности;
  • если классным руководителем эффективно используются самые разнообразные формы, активные методы идеологической и идейно-воспитательной работы.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая учеба классных руководителей

владеет  основами  знаний  общей  психологии;умеет  выработать  систему  индивидуальной  работы  по  основным  направлениям  воспитания;знае...

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "Технология проведения родительского собрания".2015г.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИТехнология подготовки и проведения родительских собраний. Примерное положение о классном родительском собрании...

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "10 секретов успешного проведения родительского собрания".2015г.

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю....

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".

выступление на МО классных руководителей   Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...