Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников
классный час (9 класс) на тему
Для изучения школьной мотивации в 9-11 классах использую методику Е. Лепешовой. Можно выявить не только мотивацию ученика, но и у каждого ученика определить престижность учения в классе, семье. Боится ли ребенок наказания в семье и школе… По результатам анкетирования, нужно выходить на родителей, прояснять для них их роль в образовании детей. Что прежде всего необходимо для повышения успеваемости детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_pomoshch_klassnomu_rukovoditelyu.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
В помощь классному руководителю.
Диагностика типов школьной мотивации
Методика диагностики типа Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6–11-х классов ТЕКСТ ОПРОСНИКА Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным. 1) Мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе. 2) Родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе. 3) Я очень люблю узнавать что-то новое. 4) Мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении. 5) Я хочу, чтобы одноклассники считали меня хорошим учеником. 6) Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание. 7) Я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям. 8) Меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость. 9) Я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания. 10) Я учусь прежде всего потому, что знания пригодятся мне в будущем, помогут найти хорошую работу. 11) Школа для меня прежде всего место общения с друзьями. 12) Мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки. 13) Учеба для меня сейчас — одна из основных сфер, где я могу проявить себя. 14) Ребята в нашем классе не будут хорошо относиться к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги. 15) Мое образование часто становится темой для разговоров в нашей семье. 16) Мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия. 17) Мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться. 18) Когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники. 19) Я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу. 20) Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания. 21) Я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке. 22) Я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость. 23) Мне важно вырасти культурным, образованным человеком. 24) Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал. 25) Можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками. 26) Я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе. 27) Ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга. 28) Для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе. 29) Мне нравится придумывать новые способы решения задач. 30) Мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе. 31) Я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться. 32) Мне нравится, когда учителя в конце урока перечисляют учеников, чья работа на уроке была самой лучшей. 33) Мне очень важно, чтоб родители считали меня способным учеником. 34) Я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю: это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником. 35) Я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником. 36) Я уже сейчас задумываюсь о том, в какой вуз я буду поступать и какие знания мне для этого понадобятся. 37) Я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками. 38) Я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены. 39) Я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее. БЛАНК ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ 1. При ответе «да» начисляется один балл, при ответе «нет» — 0, то есть баллы не начисляются. Подсчитывается сумма баллов в каждом столбце: При этом каждый столбец соответствует определенной шкале: 1-й столбец — шкала 1а БЛАНК ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ШКАЛАМ
2. Подсчитывается балл по дополнительным шкалам как среднее арифметическое нескольких шкал: Шкала 10 — среднее по шкалам 4а и 7. Шкала 11 — среднее по шкалам 4в и 5б. Шкала 12 — среднее по шкалам 4б и 5а. 3. Проводится анализ индивидуальных результатов. 4. Составляется сводная таблица на класс, подсчитывается средний балл по каждой из шкал на класс. 5. Проводится анализ группового результата. Примечание. Целесообразно обработку данных проводить на компьютере в программе Microsoft Excel, которая позволит быстро подсчитать все дополнительные шкалы и средние баллы на класс. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ШКАЛ Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не типы учебной мотивации, а показатели престижности учебы в классе и в семье. По ним мы можем судить о том, присутствует ли ценность хорошего образования, ценность хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка. Шкала 1а — Престижность учебы в классе. Эта шкала показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность. При анализе индивидуального результаты мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата — объективный показатель престижности этой характеристики в группе. Шкала 1б — Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимой в семье подростка является такая его характеристика, как учебная успешность. Шкалы 2–9 представляют разные типы учебной мотивации. При сравнении показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при групповом анализе). Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового. Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое. Шкала 4. Мотив социального одобрения. Показывает значимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся прежде всего ради похвалы, признания, поощрения. Шкала 4а. Мотив социального одобрения (одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников. Шкала 4б. Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны педагогов. Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны родителей. Шкала 5. Боязнь наказания. Показывает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся прежде всего потому, что боятся, что иначе их будут ругать, наказывать. Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным. Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным. Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего. Шкала 7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы прежде всего в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации. Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося прежде всего в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела. Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя и пр. Шкалы 10–12 представляют собой дополнительные шкалы, позволяющие получить средние показатели по тому, влияние какой группы на учащегося наиболее значительно в плане мотивирования его хорошей учебы — одноклассников, семьи или школы. Шкала 10. Влияние одноклассников. Шкала 11. Влияние семьи. Шкала 12. Влияние школы. Источник: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200700918 Автор: Евгения ЛЕПЕШОВА, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся ....
Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при обучении в различных творческих объединениях (студиях, секциях)...
Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.)
Методика для диагностики направленности учебной мотивации Дубовицкой Т.Д....
Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)
Цель методики – выявление направленности и уровня развитиявнутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при обучении вразличных творческих объединениях (студиях, секциях)...
Методика диагностики уровня школьной тревожности (Методика Филлипса)
Тревожность (Методика Филлипса)...
Диагностика мотивации учебной деятельности (методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))
Диагностика мотивации учебной деятельности(методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))...
Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)
Цель методики - выявление напрвленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов....