Методика "Выбор"
опыты и эксперименты (8 класс) на тему

Ахметова Нязиля Джафяровна

Цель: выявить отношение школьников к нравствен­ным нормам и соответствующим нравственным качест­вам (ответственности, коллективистической направлен­ности, самокритичности, совестливости, принципиально­сти,  чуткости,  справедливости).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_vybor.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Методика 11. «Выбор».

Цель: выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистической направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности,  чуткости,  справедливости).

Ход эксперимента. Учащимся предлагается выполнить следующее,  задание.

Как ты поступишь в следующих ситуациях? Выбери ответ, который будет соответствовать твоему поступку, или допиши свой ответ.

1. Во время каникул, когда ты собирался поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил тебя помочь привести   в   порядок   учебный   кабинет.   Как   ты   поступишь?

а)   Скажешь, что согласен помочь, и отложишь свой отъезд;

б)   соберешь ребят и вместе с ними сделаешь всю работу за один   день;

в)   пообещаешь выполнить работу  после возвращения;

г)   посоветуешь привлечь на помощь того, кто остается в городе;

д)    или...

2.  Тебе дали поручение, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?

а)    Добросовестно выполнишь порученное;

б)   привлечешь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать   работу   самому;

в)   попросишь дать тебе другое, более интересное для тебя поручение;

г)    найдешь   отговорку   для   отказа;

д)    или...

3.  Ты случайно услышал, как группа твоих одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в твой адрес. Как   ты   поступишь?

а)   Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты   в   твоем   поведении;

б)   переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить   недостатки,   о   которых   шла   речь;

в)    сделаешь   вид,   что   ничего   не   слышал;

г)   укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому,   что   говорят   о   тебе   в   твое   отсутствие;

д)    или...

4.  В трудовом лагере во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?

а)   Будешь, превозмогая боль, выполнять норму, как все;

б)   обратишься к друзьям с просьбой    помочь тебе выполнить  норму;

в)   попросишь освободить тебя от этой работы и перевести на  другую;

г)  оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать;

д)    или...

5.   Ты стал свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел   другого   на   твоих   глазах.   Как   ты   поступишь?

а)   Потребуешь от обидчика извинений в адрес пострадавшего;

б)   разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения;

в)    выразишь   соболезнование   тому,   кого   обидели;

г)    сделаешь   вид,   что   тебя   это   не   касается;

д)    или...

6.  Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человеку. Как ты поступишь?

а)   Сделаешь все возможное для устранения зла, ущерба;

б)   извинишься, объяснишь пострадавшему, что не хотел этого;

в)   постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба,   сделаешь   вид,   что   ты   не   виноват;

г)   свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват;

д)    или...

Обработка полученных данных.

 Выбор ответа а) свидетельствует об активном, устойчиво-положительном отношении к соответствующим нравственным нормам.

Ответ б) показывает, что это отношение хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы).

Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ в), то его отношение — пассивное и недостаточно устойчивое.

Наконец, выбор последнего ответа — свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребенка к нравственным   нормам.

Изучив с помощью описанных выше методик нравственные отношения учащихся, далее следует посмотреть, как они реализуются в поведении детей. Сделать это можно путем анализа тех или иных конкретных поступков, используя наблюдение, анкетирование и различные виды естественного эксперимента. Приведем примеры нескольких анкет, которые учитель может предложить активу  класса  или  родителям.