Сценарий урока памяти «Международный День памяти жертв фашизма».
методическая разработка (7 класс) на тему

Елизарова Анна Владимировна

Внеклассное мероприятие в форме устного жунала для учащихся 7-9 классов, посвященное Межденародному Дню памяти жертв фашизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elizarova_k_uroku.docx39.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока памяти

«Международный День памяти жертв фашизма».

Ведущие: Лиева Полина, Попроцкий Петр

Читают стихи: Николаева Дарья, Арсентьев Павел, Кузьмин Иван, Караваева Мария, Фокусов Иван, Чепкасов Кирилл, Дарбин Олег

1слайд

Первый куплет песни «Бухенвальдский набат»

В.1 Международный день памяти жертв фашизма 

Отмечается ежегодно во второе воскресенье сентября.  Он  был установлен в 1962 году.

В.2 Дата неслучайно была определена именно в сентябре: на этот месяц приходятся две связанные со Второй мировой войной даты — день ее начала (1 сентября 1939 года)  и день ее полного завершения (2 сентября 1945).

Дарбин Олег:

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят.

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

2слайд

В.1 Нет такой страны, которая бы выиграла от правления нацистов, нет такой нации, которая бы обогатилась материально или духовно, в результате их властвования. Идеология нацизма принесла разрушения как тем, кто ее вскормил, так и тем, кто ей противостоял.

В.2 День памяти жертв фашизма отмечается в каждой стране, которая непосредственно принимала участие в военных действиях. Этот день проходит под знаком посещения солдатских могил, памятников, мемориалов, возложения венков и цветов. Это трагический день, который останется надолго в памяти нескольких поколений.

3слайд

В.1 Сегодня немало тех, кто живет идеей врожденного превосходства. «Объединиться, чтобы противостоять экстремизму», — лозунг Дня памяти жертв фашизма.

4слайд

В.2 День скорби и боли, день памяти… В этот день миллионы людей, которые знают и помнят историю, склоняют головы в память о тех, кто был уничтожен самой безжалостной, самой бесчеловечной военно-политической машиной.

Желание построить «новый порядок» на деле вылилось в войну, охватившую весь мир, лагеря смерти, уничтожение миллионов людей. 

В.1 День памяти учит нас не только оценивать то, что было на Земле несколько десятилетий назад. Грош цена тому, кто помнит историю и не извлекает уроков на будущее.

5слайд

В.2 История – мудрый учитель. Она не жестока сама по себе, как не может быть жестока наука памяти. Таковы порой люди, присваивающие себе право вершить суд над другими и делить всех на «сверхличностей» и «недочеловеков», казнить и миловать. И пока на Земле есть такие люди, мы будем жить в условиях страшной угрозы. Ведь проявиться эти страшные качества могут не только в форме военных действий и создания гетто. Они проявляются в беспощадном преследовании несогласных и инакомыслящих, в желании подчинить себе мысли людей и ход истории. Но я верю в мудрость людей, в их желание оставить потомкам красивый мир, в котором живут свободные люди. И эту мудрость мы впитываем из истории – науки, которая не дает забывать.

6слайд

Николаева Дарья: 

В музее частном стройными рядами: 
Лежат в шкафах медали и кресты, 
Орлы… как будто бы блестят из дали, 
Из времени ушедшей темноты. 
Вот этот крест фашистскому солдату 
Подарен был заслуженно вполне, 
За то, что тот фашист – из автомата – 
Убил немало русских в той войне. 
А крест другой, быть может, стал наградой 
За тысячи мучительных смертей, 
За то, что в ленинградскую блокаду 
Страна теряла взрослых и детей. 
А эти разные значки, медали 
Со свастикой и кровью на мечах 
За то фашистскому солдату дали, 
Что он сжигал живых людей в печах. 
Лежат награды за чужие жизни, 
За страшную и долгую войну, 
Ничто не может восхищать в фашизме 
Того, кто любит русскую страну.

7слайд

Вед.1 Фашизм –  это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например людей другой национальности.

Вед.2 «У тебя нет сердца, нервов. На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и каждого немецкого солдата».

8слайд

Вед.1 Фашизм – самая страшная идеология, ведь по ее канонам человека обязуют умирать только потому, что в его венах течет не та кровь. Нацизм, переходящий в фашизм, стал настоящим адом для множества людей из разных стран мира.

Фокусов Иван:

Не траурный мрамор, не скорбный гранит,
Не статуй, не стел миллионы –

Лишь память людская навек сохранит

Те муки, и слезы, и стоны.

Не может быть кто-то превыше других,

И это доказано жизнью!

И значит, сегодня мы вспомним о них –

О павших, о жертвах фашизма...

9слайд

Вед.2  А теперь всмотритесь в эти лица. Это жертвы фашистов. В 1939 году началась Вторая мировая война. За 6 лет от рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.

10слайд

11слайд

Вед.1 Хатынь –  одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла.

Вед.2  Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни: взрослые, старики, женщины, дети –  были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте.

Вед.1  Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянное строение быстро загорелось. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать… Но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов.

Вед.2  В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.

12слайд

 Вед.1  Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-детнйй деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

13слайд

Вед.2 Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.

Чепкасов Кирилл:

Фашист стоял, слегка расставив ноги,

А рупором усиливалась речь

О том, что для евреев нет дороги,

Иной дороги, чем дорога в печь.

Надменность и презрение во взгляде.

И черный автомат наперевес.

Казалось, утро в лагерном наряде

Легло к его ногам, сойдя с небес.

А женщина стояла у барака.

Раздели заключенных догола.

Война, как кровожадная собака,

Давным-давно всех близких унесла.

И право жить, дарованное Богом,

Утеряно, как полушалок с плеч.

И женщина шагнула на дорогу,

Дорогу, упиравшуюся в печь.

Но будто натолкнулась на преграду,

И, словно молоко, вскипела кровь:

Фашист сверлил ее надменным взглядом.

Так смотрят на зверей и на рабов.

А до конца шагов осталось мало,

Но ей не одолеть стыда черту.

Она себя руками прикрывала,

Руками прикрывала наготу.

И этот жест, знакомый всем от века,

Казалось, объяснил ему без слов:

Она прожить стремится Человеком

Оставшиеся несколько шагов.

И столько в жесте женственного было,

Что он внезапно понял, почему

Жила в еврейке нравственная сила

Быть Человеком вопреки всему.

И в этой мысли новизна сквозила

Такая, что он дрожь сдержать не смог.

Она его, фашиста, победила.

Он понял это. И нажал курок.

Вед.2    На белорусской земле фашисты создали более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения…Мемориал включает «Стену памяти», в нишах которой находятся плиты с названиями концентрационных лагерей и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии.

14слайд

Вед.1Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма –  лагеря смерти. 1.09.1939 г. Германия напала на территорию Польши –  именно этот день считается днём начала Второй мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР, Нидерландов и других европейских стран было создано множество лагерей смерти.

Вед.2 Главной целью фашистов в этих лагерях было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в

животных и уничтожение людей по национальному признаку. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек.

15слайд

Вед.1 В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать по 18 часов в сутки. Обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в
газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов.

Вед.2 Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить. Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили подопытными для того, чтобы выяснить,  насколько человеческий организм может выдерживать холод.

16слайд

Вед.1 Вот 5 основных лагерей смерти.

 ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши.

Освенцим...фабрика смерти. Это преступление останется на совести нацизма навсегда. Человечеству хочется приглушить боль, хочется стереть из памяти это кровавое место...

17слайд

Вед.2  Из воспоминаний Шломо Венезия – одного из немногих выживших узников Освенцима: «Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 - 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впередиидущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда».

Вед.1 В Освенциме истреблено свыше 4 миллионов человек. 27.1.1945 он был освобожден Советской Армией. Забывать Освенцим нельзя, потому что забвение – это верный путь к повторению. На территории бывшего концлагеря создан музей.

18слайд

Вед.2 БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь.

Вед.1  «Каждому своё» –  девиз, написанный на воротах Бухенвальда. Один из первых лагерей смерти, построенных в Германии в 1937 году. В лагере было 52 основных барака. От холода ни один человек не выжил.  

Вед.2 В Бухенвальде было 56 тысяч  заключенных. В 1958 г. в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс.

Кузьмин Иван:

Над землёй бушуют травы,
облака плывут, как павы.
А одно, вон то, что справа, –
Это я, это я, это я...
И мне не надо славы.
Ничего уже не надо
Мне и тем, плывущим рядом.
Нам бы жить - и вся награда.
Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить –
А мы плывём по небу.
Эта боль не утихает.
Где же ты, вода живая?
Ах, зачем война бывает,
Ах, зачем, ах, зачем, ах, зачем? –
Зачем нас убивают?..
А дымок над отчей крышей
Всё бледней, бледней и выше.
Мама, мама, ты услышишь
Голос мой, голос мой, голос мой –
Всё дальше он и тише...
Мимо слёз, улыбок мимо
облака плывут над миром.
Войско их не поредело, –
Облака, облака, облака...
И нету им предела!
Над землёй бушуют травы,
облака плывут, как павы.

19слайд

20слайд

21слайд

22слайд

Вед.1  ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933 г. близ Мюнхена.

Узниками были 250 тыс. человек, замучены или убиты около 70 тыс. человек. В 1960 г. в Дахау открыт памятник погибшим. .

23слайд

Вед.2. МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи

г. Люблин (Польша).

В 1941-1944 истреблено около 1,5 млн. человек .

24слайд

Вед.1 ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря в Варшавском воеводстве Польши.

В Треблинке погибло около  10 тыс. человек, в Треблинке II  – около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи)… В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке символическое кладбище, в центре которого –  монумент.

25слайд

Вед.2 Маутхаузен Был одним из самых страшных концлагерей. Режим содержания заключённых был ужасен. Даже его персонал, а это полторы сотни охранников, шутили, что из Маутхаузена можно сбежать не иначе, как через трубу крематория.

Вед.1 Узниками Маутхаузена было около 335 тысяч человек; казнено свыше 122 тысяч человек (больше всех — свыше 32 тысяч — советских граждан; среди них генерал Д. М. Карбышев, которого зимой в числе других заключённых облили водой на морозе), и сталинградец Д. М. Основин, ставший национальным героем Чехословакии. После 2-ой мировой войны на месте   Маутхаузена создан музей.

Караваева Мария:

Сколько жить доведётся на свете

Бывшим узникам концлагерей –

Не забыть им ни фабрики смерти,

Ни фашистов, что злее зверей!

Треблинка, Бухенвальд и Освенцим,

Маутхаузен в том же ряду...

Кто попал в лапы дьявола, к немцам, –

Побывал, в преисподней, в аду.

Вся Земля содрогалась от горя,

Не щадило зверьё и детей!

Пасть чудовищная – крематорий –

Что ни день пожирала людей.

В этом мире – безумном, ничтожном –

На кострах распинают и жгут,

И сдирают безжалостно кожу

На перчатки – отлично, "зергут"!

И душа леденела от страха,

Этот ужас вовек не избыть!

Сколько  брошено жизней на плаху!

Разве можно такое забыть?!

Всё же узники – сильные духом!

И в застенках остались людьми.

Пусть погибшим земля будет пухом,

Тем, кто выжил – поклон до земли!

За отцов, матерей наших, дедов

Крик души против всякого зла!

За нелёгкую нашу Победу

Боль стихами во мне проросла!

Вед.2 Пусть навсегда в наших сердцах, в наших душах, останется память о замученных, убитых, невинных людях. О детях, которые, едва начав жить, погибли от рук нацистских палачей. Пусть каждый из вас навсегда запомнит, что на нашей планете все равны. 

Михаэль Елена:

Мы будем помнить вечно вашу боль,

Замученных на празднике фашизма,

Но не забывших гордость и любовь

И заплативших за геройство жизнью.

Принявших муки только лишь за то,

Что не хотели быть под стать убийцам.

Мы будем помнить вечно вашу боль,

И вглядываться в призрачные лица…

26слайд

27слайд

28слайд

Вед.1 Давайте сегодня минутой молчания почтим память трагически погибших.

Минута молчания. Метроном.

29слайд

Арсентьев Павел:

Для скорби не нужно ни слов и ни повода,

Когда вспоминают тех, кто погиб

Под бомбами, взрывами, от пуль иль голода,

Кто был на войне этой черной убит.

Пусть войны останутся страницей в истории,

Чтоб ужаса, страха не знали все мы.

Пусть дети не знаю даже в теории

Коричневой, грязной, отвратной чумы

Вед.1 Но и сегодня немало тех, кто живет идеей врожденного

превосходства. Поэтому лозунг Дня памяти жертв фашизма – объединиться, чтобы противостоять экстремизму.

30слайд

Вед.2 Миллионы людей погибло, чтобы на Земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь, сегодня о войнах, терроризме, о жертвах националистических организаций

31слайд

Дети Беслана, зрители «Норд-оста», жертвы взрывов в московском метро, жертвы противостояния на территории Украины, жертвы необъявленной войны, едва начавшегося XXI века.

32слайд

Вед.1 Сегодня, к великому сожалению живущих борцов с фашизмом и к великому стыду их потомков, делаются попытки реабилитации фашистских преступников. Нестабильность политической ситуации в стране и пропаганда фашистской идеологии привели к тому, что на территории Украины в результате военного противостояния стали жертвами сотни мирных жителей - женщин, стариков и детей. События в Одессе называют Одесской Хатынью.

Вед.2 У фашистских преступлений нет срока давности, а это значит, что попытки прославления фашизма можно и должно считать пособничеством в его распространении. Этим попыткам не должно быть места в современном мире. Человечество заплатило слишком высокую цену, чтобы избавиться от коричневой чумы. Кошмар Второй мировой не должен повториться никогда, а память о жертвах фашизма должна жить в веках. Всё это полностью зависит от нас с вами...

33слайд

Вед.1 Мы, молодое поколение, должны думать, каким будет XXI  век, и помнить, какой ценой завоевано наше счастье.

Вед.2 Давайте помнить о том, что

…История – не архив и не забвенье,

куда грехи свои сдают.

Она тот высший суд,

Где нет прощенья,

Где срока давности не признают...

34слайд

Музыка:

Первый куплет песни «Бухенвальдский набат».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Международный день памяти жертв фашизма"

Организация и проведение данного круглого стола даёт возможность учащимся познакомиться с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов, произошедших в годы В...

11 сентября – День памяти жертв фашизма.

Презентация. В годы Великой Отечественной войны были созданы концентрационные лагеря, где погибло много советских военнопленных. В 1962 годубыло принято решение считать каждое второе воскресенье сентя...

Сценарий проведения общешкольной линейки "14 сентября – День памяти жертв фашизма".

Сценарий проведения общешкольной линейки "14 сентября – День памяти жертв фашизма" с презентацией....

Урок мужества "Международный день памяти жертв фашизма"

Целью классного часа является формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, негативного отношения к идеологии фашизма....

Презентация "Международный день памяти жертв фашизма"

https://infourok.ru/prezentaciya-mezhdunarodniy-den-pamyati-zhertv-fashizma-1207233.html...

Беседа "Международный день памяти жертв фашизма".

Цель данной беседы: воспитание у учащихся чувства уважения и признательности к участникам Великой Отечественной войны,бывшим малолетним узникам концлагерей....

«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...