Беседа о выборе профессии
консультация (8 класс) на тему

Любарская Ольга Викторовна

Беседа помогает учащимся определиться в выборе будущей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_vybore_professii.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Трудности профессионального самоопределения»



Цели: - помочь учащимся овладеть общей ориентировкой в мире профессий;

- дать возможность разобраться в своих склонностях, предпочтениях; определиться в выборе будущих профессий.

В. Вот и подошла – быстро и незаметно пора, когда вам необходимо совершить первый, чрезвычайно ответственный выбор в своей жизни – будущей профессии.

Далеко позади остался первый этап профессионального самоопределения – детская игра, когда вы проигрывали профессиональные различные роли (помните: «давай я буду продавцом, а ты – покупателем» или «я буду врач, а ты – больной»).

Скрытно и мимолетно прошел 2 этап подростковый фантазии, когда вы мечтали быть тем-то и тем-то. И вот сейчас на повестке дня встал 3 этап предварительного выбора профессии.

«Что же делать дальше, кем быть?» Вопрос очень сложный и решить его самостоятельно может далеко не каждый. И помочь в решении этого вопроса должен в первую очередь родители, а также мы воспитатели и учителя школы. Дело в том, что для выпускников коррекционных школ нет какой-то специально созданных профессий, и вы должны быть настолько подготовленными, чтобы смогли найти свое место в сфере существующих форм трудовой деятельности.

Родители, как правило, по-разному относиться и выбору будущей профессии своих детей. Другие говорят: «Смотри, тебе виднее» или «Делай, как знаешь». Третьи же активно вмешиваются в дела юношей и девушек, настаивают, требуют, устраивают на работу или в учебное заведение.

Мечта есть мечтаю, однако при выборе профессии перед подростком неизбежно встает много проблем: есть ли в городе, районе соответствующие предприятия, учебные заведения; учитывать материальные условия семьи, в которой он живет; считаться с пожеланиями родителей; хорошо знать же требования, которые предъявляет избранная профессия к индивидуальным качеством человека; разобраться в своих интересах и склонностях, а также не переоценить свои возможности.

В современной науке принято деление всех возможных профессий на 5 типов по ведущему (главному) предмету труда.

1.
Профессия типа «человек – природа» (П). Когда мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа и прежде всего растительные и животные организмы, микроорганизмы. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. К нему относятся профессии типа микробиолог, рыбовод, тракторист-машинист широкого профиля, цветовод и др.

В. А позже мы вернемся к этим профессиям и решим филворд «Сельскохозяйственные профессии».

2. Профессии типа «человек – техника» (Т). Самыми распространёнными являются профессии, где предметом труда выступает техника. К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой и наладкой, управлением. К этому типу профессий относятся слесарь, токарь, сталевар, заготовщик верха обуви, столяр, ткач, шахтёр и др.

3. Профессии типа «человек – знаковая система» (З). Объектом труда для данного типа профессий выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, графики, рисунки, дорожные знаки и др. К нему относятся профессии корректор, экономист, чертёжник, топограф и др.

4. Профессии типа «человек – художественный образ» (Х). Труд представителей этого типа профессий связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актёрской деятельностью. Например, конструктор-модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, журналист, настройщик музыкальных инструментов и др.

5. Профессии типа «человек – человек» (Ч). Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Это такие профессии, как экскурсовод, учитель, врач и др.

Скажите к какому типу относятся профессии математик и учитель математики?

1. Если главный, ведущий предмет труда - это растения, животные или микроорганизмы, то перед нами
 тип «П» - «человек - природа».
2. Если главный, ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии - это будет
тип «Т» - «человек -техника».
3.
Тип «3» - «человек - знак» - характеризуется такими ведущими предметами труда, как условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
4.
 Тип «X» - «человек - художественный образ» связан с условиями построения художественного образа.
5.
Тип «Ч» - «человек - человек». Для этого типа главным предметом труда являются люди группы, коллективы, общность людей.
Инструкция: 
Начнем с того, что либо соглашаемся с пунктами программы самооценки, либо не соглашаемся. Если соглашаешься, напиши карандашом знак « + », если нет - « — ».
Тестовое задание:



Тип специальности (по признаку предмета труда)


«П»


«Т»


«3»


«X»


«Ч»


1.


Легко вступаю в общение с новыми людьми





+


2.


Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить (или чинить, шить, вязать)



+





3.


Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты (говорят, что это мне удается)





+



4.


Охотно и постоянно ухаживаю за растениями (или животными)




+




5.


Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить


+






6.


Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь






+


7.


Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (растениями)


+






8.


Делаю мало ошибок в письменных работах




+




9.


Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших



+





10.


Охотно читаю о растительном (или животном) мире


+






11.


Активно участвую в художественной самодеятельности





+



12.


Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов



+





13.


Подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами, мне нравится это




+




14.


Легко улавливаю разногласия между сверстниками или младшими






+


15.


Мне удается подробно и ясно для других излагать мысль в письменной форме




+




16.


Почти никогда ни с кем не ссорюсь






+


17.


Мне часто случается помогать даже незнакомым людям






+


18.


Подолгу, не уставая, могу заниматься любимым занятием (музыкой, рисованием и т.п.)





+



 



В . Продолжили нашу беседу дальше.

Сейчас, в наше нелегкое время, многие профессии утратили свою значимость, как бы стали не нужными обществу. И поэтому, выбирая профессию, нужно учитывать потребности общества (пригодиться ли ваша профессия) и выбирать именно то, что сейчас необходимо.



По этому поводу существует очень много пословиц и поговорок. Послушайте их внимательно и вдумайтесь в смысл.


Труд-дело чести, будь в труде на первом месте.

Славен человек не словами, а славен делами.

Родина славит тех, кто трудится для всех.

Кто любит труд, того люди чтят.

Кто в труде впереди, у того орден на груди.

Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Языком не торопись, а делом не ленись.

Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.



В. А теперь скажите мне кто уже определился с выбором профессии? (Сделать предварительный список).

Ребята! Призываю еще раз хорошо задуматься над тем, куда вы пойдете после школы, посоветоваться с родителями и всегда помнить, что труд – основа жизни. (Обратить еще раз внимание учеников на слова КД Ушинского, написанные на доске, «Труд – личный, свободный труд – есть жизнь»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа: «Подросткам о выборе профессии».

Выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Принимая  решение, необходимо  тщательно взвесить все «за» и «против». Да...

ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ "ВЫБОР ПРОФЕССИИ"

Разработка мероприятия по профессиональному самоопределению воспитанников старшего школьного возраста, направленного на расширение представления детей о различных профессиях; формирование позитивного ...

ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ "ВЫБОР ПРОФЕССИИ"

Разработка мероприятия по профориентационному воспитанию, целью которого являются расширение представления подростков о различных профессиях; формирование позитивного отношения к труду; побуждение к с...

Беседа. "Право на образование. Право на выбор профессии".

Материал подготовлен для работы с детьми в рамках декады "Права ребёнка". В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т...

Беседа "Выбор профессии"

Беседа и анкетирование для девушек  по теме "Выбор профессии"...

Беседа с воспитанниками детского дома-школы: "Кот в мешке или типичные ошибки при выборе профессии"

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В резу...

Беседа. "Выбор профессии - выбор будущего"

Цель: познакомить с особенностями некоторых профессий;Задачи:Образовательная: расширить представление детей о профессиях;  Коррекционные: развивать связную речь, совершенствовать общие речевые на...