Гвоздики красные к подножью возложив, письмо всем треугольное читаю...
классный час (9 класс) на тему

Катчиева Лилия Микояновна

Данное занятие было проведено в рамках Всероссийского конкурса "Лучший урок письма" и посвящен 70летней годовщине Великой Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma_2015.docx46.16 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 1688

____________________________________________________________________

107065  г. Москва, ул. Камчатская, д.6                                                           (495) 467-44-65, 467-44-66

ИНН/КПП: 7718227191/771801001                                                                     E-mail: 1688@edu.mos.ru 

ОГРН: 1027739828929

(конспект урока письма)

Подготовила и провела

Байрамкулова Лилия Микояновна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Школа №1688»

2015 г.

Тема: «Гвоздики  красные к подножью возложив,

           Письмо всем треугольное читаю…»

Цель: продолжение знакомства с  письмом как эпистолярным жанром.

Задачи:

  • вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков;
  • развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, эмоции, речь, память.
  • формировать у учащихся чувство патриотизма, уважение к истории и наследию страны.

Оборудование: мультимедийная презентация; солдатские треугольники, изготовленные учащимися; листовка «Окопная правда».

Оформление класса: выставка книг военной тематики; уголок «Памяти павших будем достойны!»

Ход урока

 

  1. Вступление.

  • Звучит песня «Почта полевая»  в исполнении Марка Бернеса (муз. Юрия Левитина - ст. Наума Лабковского)

  • Чтение учащимся стихотворения  Г. Горбовского «Письмо» Слайд 2

На дне окопного оврага
Добыл я гильзу из стены
А в ней – истлевшая бумага,
Письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем
Смочил графит карандаша
И с перемазанной губою
Писал, как думал – не спеша

Вручал слова бумаге бренной,
Писал, склоняясь к фитилю
… И вот слова сожрало время
И лишь одно сквозит: «лю-блю»…

Одно осталось… Но упрямо
Горит сквозь все, что в жизни есть…
…Что он «лю-бил»..? Отчизну? Маму?
Иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил и все! Не по приказу
А по приказу он в тот раз.
Наверно, встал и умер сразу.
И вот воскрес,
Во мне,
Сейчас!!!


  • Вступительное слово учителя. Мы не случайно начали сегодняшний урок  с чтения стихотворения Глеба Горбовского «Письмо». Сегодня мы проведём урок письма. Посвящается он 70летию Великой Победы.

  • Рассказ учащегося о полевых почтах.

       С первых дней Великой отечественной войны были организованы специальные полевые почты, которые осуществляли прием, обработку, доставку и вручение адресатам всех видов отправлений: писем, бандеролей, посылок, периодической печати.

       Нескончаемым потоком с первых дней войны шли на фронт письма с коротким адресом: «Полевая почта…». Отцы, матери, жены, братья и сестры, близкие друзья и знакомые выражали в них свои мысли и чувства,  свое восхищение беспредельным мужеством и отвагой героев Отечественной войны, нерушимую веру в победу. Вот одно из них.

        Слайд 3        

  1. Эпизод 1. Ученик читает письмо М.В. Водопьянова сыну. Слайд 4.

Мой дорогой Вася!

       Итак, мой сын – летчик. Твоим рукам стал послушен штурвал

самолета, твоей стихией становится воздух. Вместе с тысячами молодых патриотов ты смело и гордо входишь в семью крылатых соколов, а в скором времени, пересев на истребитель или бомбардировщик, будешь боевым летчиком Великой Отечественной войны.

       Я верю, дорогой Вася, что твоя боевая машина не упустит врага. Бей врага изо всей силы! И если кончатся патроны, то таран – верное и излюбленное средство наших пилотов – поможет тебе уничтожить стервятника.

Я, твой отец, благословляю тебя на героические подвиги во имя Родины, во имя счастья нашего народа. Помни, что я всегда рядом с тобой в любом бою, где бы ты ни был.

До свидания, Вася, крепко обнимаю тебя.

Твой отец Михаил Водопьянов.

       

       Это письмо написал сыну Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов, генерал-майор авиации, командир авиационной дивизии.

  1. Эпизод 2. 
  • Учитель: Письма на фронт со всей страны. Вот письмо с Кубани.
  • Ученик читает письмо Илье Колосовскому.

       Здравствуй, Илюша! Наша славная Кубань полна, как чаша.

       У нас уже завершается уборка пшеницы и других зерновых культур. Урожай — невиданный. Во многих колхозах собирают по 150 пудов с гектара и больше. Мы дадим зерно городу и на фронт. Пусть наши братья-рабочие больше посылают вам снарядов, патронов, пулеметов, пушек, танков. Вместе с ними мы no-боевому крепим оборону страны. Вчера вспомнили твое детство. В четырнадцать лет ты уже был метким охотником. Так же метко, как бил ты фазанов, целься и в фашистских разбойников. Ставь на них капканы, как на волков, уничтожай их, как уничтожал шакалов. Ты защищаешь, дорогой брат, не только нашу любимую цветущую Кубань, но и весь наш Советский Союз. Тебе есть что защищать.

Твой брат Александр и сестра Анастасия Колосовские

  1. Эпизод 3. Слайд 6.

Учитель: В Колпачном переулке Москвы стоит старый четырехэтажный дом с узкими продолговатыми окнами. Когда-то здесь была школа №324, директором которой работал прекрасный педагог Михаил Иванович Горбунов. Его кабинет, как и сердце учителя, был открыт для каждого.

       Даже в дни войны в этой школе не нарушалась замечательная традиция: каждый год в конце января устраивались вечера встречи выпускников. Рабочие, инженеры, студенты и фронтовики, случайно оказавшиеся в тот день в Москве, как бы держали отчет перед учителями и своими младшими товарищами. Затем директор брал стопку писем тех, кто не смог приехать на встречу, и  читал их вслух. А письма были со всех фронтов.

  • Ученица читает письмо Н. Константиновой.

       

       Михаил Иванович! Вы, конечно, будете удивлены, получив это письмо. Вспомните 1938 год, я училась в 7-м классе. С той поры много прошло времени. Работала в органах связи. Когда началась война, меня не брали на фронт, говорили: еще мала. Прошла школу разведки и через два месяца попала на фронт.

       Помню, Клавдия Петровна требовала от нас хорошего знания карты. Теперь я поняла, как она была права. Карта – первая сестра разведчика. А как пригодился немецкий язык, который преподавал нам Сергей Алексеевич. Часто вспоминаю лыжные вылазки…

       Ночь. Тишина. Луна спряталась за тучу. … задание выполнено, иду отдохнуть. Но что-то не спится. Вспомнилась школа. И вот решила написать…

Гвардии лейтенант Н. Константинова

  • Нет сейчас уже школы 324 в Колпачном переулке. Но осталось то разумное, доброе, вечное, что посеяли учителя в своих учителях.

  1. Эпизод 4. Слайд 7
  • Учитель: Стояли жаркие июньские дни 1942 года. 13летний мальчуган Валерий Волков, сын полка, ученик одной из школ Севастополя, выполняя поручения старших, ходил в разведку, подтаскивал патроны, помогал раненым. Кроме того он выпускал газету-листовку «Окопная правда». Последний, одиннадцатый, номер этой газеты – свидетельство мужества настоящих патриотов.
  • Ученик читает

Наша 10-ка - это мощный кулак, который враг считает дивизией, и, как сказал майор Жиделев, мы будем драться как дивизия.
   Нет силы в мире, которая победит нас, Советское государство, потому что мы сами хозяева, нами руководит партия коммунистов.
   Вот посмотрите, КТО МЫ... Валерий Волков
   Здесь, в 52-й школе:
   1. Командир морского пехотного полка майор Жиделев, русский.
   2. Капитан, кавалерист, грузин Гобиладзе.
   3. Танкист, рядовой Паукштите Василий, латыш,.
   4. Врач медицинской службы, капитан Мамедов, узбек.
   5. Летчик, младший лейтенант Илита Даурова, осетинка.
   6. Моряк Ибрагим Ибрагимов, казанский татарин.
   7. Артиллерист Петруненко из Киева, украинец.
   8. Сержант, пехотинец Богомолов из Ленинграда, русский.
   9. Разведчик, водолаз Аркадий Журавлев из Владивостока.
   10. Я, сын сапожника, ученик 4-го кл., Волков Валерий, русский.
   Посмотрите, какой мощный кулак мы составляем и сколько немцев нас бьют, а мы сколько их побили; посмотрите, что творилось вокруг этой школы вчера, сколько убитых лежит из них, а мы, как мощный кулак, целы и держимся, а они, сволочи, думают, что нас здесь тысяча, и идут против нас тысячами. Ха-ха, трусы, оставляют даже тяжелораненых и убегают.
   Эх, как я хочу жить и рассказывать все это после победы. Всем, кто будет учиться в этой школе!
   52-я школа! Твои стены держатся, как чудо среди развалин, твои фундамент не дрогнул, как наш мощный кулак десятки...
   Дорогая десятка! Кто из вас останется жив, расскажите всем, кто в этой школе будет учиться; где бы вы ни были, приезжайте и расскажите все, что происходило здесь, в Севастополе. Я хочу стать птицей и облететь весь Севастополь, каждый дом, каждую школу, каждую улицу. Это такие мощные кулаки, их миллионы, нас никогда не победят сволочи Гитлер и другие... Нас миллионы, посмотрите! От Дальнего Востока до Риги, от Кавказа до Киева, от Севастополя до Ташкента, таких кулаков миллионы, и мы, как сталь, непобедимы!..
                                                                    Валерий "поэт" (Волк) 1942 г.

  1. Эпизод 5.

  • Учитель: Много обличий принимала война. В конце 1943 года в один из концентрационных лагерей в Каунасе были пригнаны мирные жители. Среди 1500 человек насчитывалось около трехсот детей. В начале 1944 года всех детей в возрасте от 6 до 12 лет увезли в неизвестном направлении. После освобождения Литвы внутри лагеря на стенах были обнаружены надписи.

Вот одна из них:

  • Ученик читает надпись.  Слайд 8.

  1. Эпизод 6. Слайд 9.

  • Учитель: Некоторым детям повезло. Александра Аврамовна Деревская в годы Великой Отечественной войны спасла 26 сыновей и 16 дочерей – детей-сирот разных национальностей. Отцы их погибли на фронте, матеои – от бомбёжек, голода. Некоторые дети не помнили своих фамилий, а иные не знали даже имен, потому что были очень малы. Александра Аврамовна дала им свою фамилию.

Вот отрывок из письма в газету «Правда» одной из дочерей.

  • Ученик читает письмо.

       Когда началась война, мой родной отец ушел на фронт, и мы с мамой не успели эвакуироваться из Ленинграда. Началась блокада. Мама заболела цингой. Скоро она умерла. Меня соседи сдали в детский дом. Помню, как нас, очень больных детей, эвакуировали из Ленинграда.

       Наконец приехали в город Ставрополь на Волге. Встречать вышло все местное население. Давали большие кульки с подарками, а мы были такими тощими, обессиленными, что не могли даже удержать в руках эти кульки. Нас положили тут же на берегу, и люди стали разбирать детей. Мне очень хотелось, чтоб меня кто-нибудь взял, хотелось иметь маму. Но никто меня не брал. Говорили, что если взять, то разве хоронить.

       Меня увезли в больницу. Туда за мной и пришла Деревская Александра Аврамовна, которая стала мне второй матерью.

       Самой старшей из нас Вале (большой) исполнилось всего 10 лет. Она была первой маминой помощницей и нашей воспитательницей.

       Семья наша все прибавлялась. Как-то мама заметила, что Нина (большая) тихонько плачет. Расспросила ее и узнала, что у Нины есть два брата и сестра Маруся, что братья в детдоме, а сестра где-то в няньках. Мама их всех разыскала.

       Однажды утром мы увидели, что за калиткой стоят четыре мальчика. Старшему было лет 14, второму — лет 10, третьему — 6, он держал за руку самого маленького, которому было не больше двух. Старший спросил: «Вы Деревские?» Мы подтвердили. «Мне надо видеть вашу маму и поговорить с ней». Она вышла. Гена — так звали старшего — говорит: «Мы, тетенька, слыхали, что вы детей собираете. У нас никого нет. Папка погиб, мамка умерла. Люди нам посоветовали к вам пойти».

       Мама спрашивает: «Как фамилия ваша?» — «Родионовы».— «Теперь будете Деревские».

       А семья наша все росла. Таким уж человеком была наша мама: если узнавала, что где-то есть одинокий больной ребенок, то не успокаивалась, пока не принесет его домой.

       В конце 1945 года мы переехали на Украину, в город Ромны. Там наша семья пополнилась еще двадцатью тремя ребятами. А всего мама воспитала сорок два человека.

В 1974 году Александре Аврамовне Деревской посмертно присвоено звание «Мать-героиня».

Почти каждый год ее воспитанники встречаются в Ромнах у могилы матери. На надгробном обелиске слова: «Ты наша совесть, мама» –  и сорок два имени.

  1. Эпизод 7.
  • Учитель: А вот история любви. Человек тихо вошёл в купе. Поздоровался, поставил чемоданчик и медленно опустился на скамью. Отрешенным взглядом уставился он в темноту летней ночи. Потом достал из кармана обтянутый целлофаном сверток, и на стол легло несколько пожелтевших от времени листков, свернутые в солдатские треугольники. Бережно разгладил их и стал читать… Последние письма от брата…

  • Ученик читает первое письмо.

       Прости меня, что так долго молчал. Сообщаю о себе – Жив! В госпитале нахожусь. В лесу под Киевом меня ранило. Дело было ночью. Наши снова пошли в атаку, а я лежу в снегу и с места никак не сдвинусь. Даже кричать сил не было.

       И не получил бы ты, брат, этого письма, если бы не одна девушка. Она подобрала меня утром в снегу чуть живого. Семь километров тащила на себе. И вот я в госпитале. Тут где-то неподалеку.

       Дорогой Мириджан, как хочется мне скорее поправиться и – на фронт. Но медсестра сказала, что пролежу здесь долго. Может быть, не один месяц.

28 ноября 1943 г.

  • Ученик читает второе письмо.

       Братишка! Дорогой мой Мириджан! Нет, наверное, на земле человека счастливее меня. Ты знаешь, где я теперь нахожусь? У Лиды. У той самой Лиды, которая вынесла меня с поля боя. Она пришла в госпиталь и добилась разрешения забрать меня к себе. И вот теперь Лида и ее мама ухаживают за мной.                   11 января 1944 года.

  • Ученик читает третье письмо.

       Здравствуй, Мириджан! Вот уже четыре месяца я у Лиды. Совсем окреп. Вчера приезжал врач, осмотрел меня. Недели через две-три, говорит, поедите в часть. Узнав об этом, Лида, как мне показалось, загрустила… Братишка, не знаю, поймешь ты меня или нет:  какое это счастье любить и быть любимым…

       Мириджан, мы идем на запад. Фашисты сопротивляются… да, знаешь, меня еще одним орденом наградили… вот закончится война, мы с Лидой приедем домой и будем жить вместе с тобой, с мамой, папой. Готовь вина больше. Мы с Лидой обещали весь полк пригласить в гости. Родной мой Мириджан! Кричи «ура»! громче кричи, чтобы весь Кавказ слышал. Получил от Лиды письмо: у меня родился сын. Сегодня весь полк улыбается мне. Как назовем сына – сообщу в следующий раз. До скорой встречи.

Геворк

Встрече не суждено было состояться. Геворк  Габикян погиб в  1945 году.

  1. Эпизод 8.
  • Учитель. А вот совсем недавно ученицы 130-й минской школы Инна Лазарева и Жанна Нерон, будучи с классом в походе, в 20 километрах от поселка Березина среди мха наткнулись на гильзу патрона от противотанкового ружья, пролежавшую тут более 40 лет. В ней полуистлевшую записку, на которой почти ничего нельзя было прочесть. Но с помощью специалистов удалось восстановить почти весь текст.

  • Ученик читает записку. Слайд 11.

  1.  Реализация домашнего задания.

  • Учащиеся рассказывают о родных, которые воевали во время Великой Отечественной войны.

  1. Минута молчания.

  1. Заключительное слово учителя.

Вот и прочитано последнее на сегодня письмо. Но их намного больше. Никогда эти живые человеческие документы не утратят могучей силы воздействия. Удивительно простые, написанные сердцем, они ярко раскрывают величие подвига, совершенного народом. Эти письма должны заставить нас, не видевших войны, задуматься о многом.

Пусть в памяти каждого из нас останется то, что перенесли на своих плечах люди того времени. Пусть души наши охватит святой трепет перед величием подвига солдата той войны.

Письма, записки, листовки, надписи – это история. Наша с вами история.

Домашнее задание: Написать письмо солдату 40-хгодов.

Использованные материалы

  1. Великая Отечественная в письмах. –М.: Политиздат, 1980.

  1. Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акция "Красная гвоздика"

Волонтерский проект ко Дню освобождения города от немецко-фашистских захватчиков....

Презентация мастер-класса "День Победы - день красных гвоздик" (IIчасть)

(IIчасть) Презентация мастер-класса"День Победы - день красных гвоздик", посвящён Дню Победы в великой Отечественной войне над фашистами. Цель мастер-класса: воспитание глубокого, уважительного о...

Презентация мастер-класса "День Победы - день красных гвоздик" (Iчасть)

Презентация мастер-класса "День Победы - день красных гвоздик" (изготовление цветка - гвоздики из крепированной бумаги). Посвящена дню Победы....

Социальный проект "Красная гвоздика"

Развитие волонтерской инициативы среди детей, молодежи и взрослых в рамках проекта "Красная гвоздика"...

Мастер-класс «Красная гвоздика»

Методическая разработка к мастер-классу "Красная гвоздика", востребована на муниципальных массовых мероприятиях патриотической направленности....