Дискуссионный практикум «Подростковые группировки»
классный час на тему

Фролова Ирина Ивановна

Цели:

•                     воспитание потребности в здоровом образе жизни;

•                     оказание практической помощи подросткам в при­обретении навыков саморегуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostkovye_gruppirovki.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила классный руководитель 7 «а» класса МБОУ СОШ № 2 п. Клетня Брянской области – Фролова Ирина Ивановна.

Дискуссионный практикум  «Подростковые группировки»

Цели:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • оказание практической помощи подросткам в приобретении навыков саморегуляции.

Мини-беседа 1 «Я и компания»

Классный руководитель: Мы не часто задумываемся над тем, что наша повседневная жизнь проходит в обществе других людей. Семья, школьный класс, кружок, двор и другие места, где мы проводим свое время, это в первую очередь, люди, с которыми мы общаемся и вступаем в те или иные отношения. Иначе говоря, мы постоянно находимся в группе людей, являемся постоянными или временными членами многих групп. Каждый человек одновременно принадлежит к нескольким малым группам: класс, семья, друзья, футбольная команда и т.п.

Оказывается, находясь в группе, человек ведет себя несколько по-иному, чем в одиночку. Воздействие, которое малая группа оказывает на каждого из своих членов, называется давлением группы. То, что такое воздействие действительно имеет место, доказано в ходе многих экспериментов.

Вы, наверное, не раз замечали, что в группе многие преображаются: стремятся любым способом обратить на себя внимание, иногда даже наговаривают на себя, хвалятся мнимыми «подвигами».

В группе может возникнуть идея совершить асоциальный (противоречащий нормам морали) поступок и даже преступление, хотя большинство членов группы не склонны к этому. Есть и другие стороны воздействия группы на личность. Наше мнение о себе, самооценка, самоуважение во многом зависят от того, как нас оценивают другие члены группы.

Каждый член группы опирается на ту информацию и на те ценности, которые в ходу в данной группе вне зависимости от их истинности. А ведь иногда группа принимает заведомо ложную информацию, искаженные моральные ценности.

Наконец, в группе может происходить снижение личной ответственности человека. Каждый надеется, что кто- нибудь другой проявит инициативу, возьмет на себя ответственность за противоправные действия или остановит их. Если группа объединилась во имя асоциальной деятельности (например, группа преступников), то ее сплоченность становится отрицательным фактором как для каждого ее члена, так и для лиц, которым эта группа наносит вред.

На человека влияет только та группа, которую он ценит, признает своей, члены которой для него значимы и авторитетны. Таких лиц обычно называют «значимые другие». Когда «значимые другие» нам помогают, одобряют или осуждают наше поведение, это существенно влияет на нас, побуждает нас уважать самих себя или страдать из-за своих недостатков.

Вопросы для обсуждения:

  • Какую        роль, по вашему мнению, играет «компания» или «группа людей» в жизни человека?
  • Можно ли сказать, что компания друзей порой играет решающую роль в становлении личности подростка?

Мини-беседа 2. «Подростковые группировки и проблема наркомании»

С самого начала возникновения эпидемии подростковой наркомании стало очевидным, что приобщение подростков к наркотикам и другим психоактивным веществам происходит в компаниях сверстников, т.е. тесно связано с реакцией группировки с ними.

Особенно подвержены влиянию групп наркоманов подростки с повышенной возбудимостью, своим поведением напоминающие «живое серебро» — ртуть. Они неугомонны, неспособны долго усидеть на одном месте или сосредоточиться на определенном занятии. Всерьез и глубоко они ничем не интересуются. Они неустанно ищут приключений и сильных новых впечатлений, не склонны обдумывать и планировать свои действия и поступки, живут «одним днем». Они стремятся казаться независимыми, игнорируют общепринятые нормы поведения. Наркотики доставляют им искомые сильные впечатления.

Существует множество различных классификаций подростковых группировок, в данном случае будет оправданным предложить учащимся деление, основанное на соответствии или несоответствии поведения членов группировок общепринятым нормам.

Подростковые группировки делятся на:

  • прасоциальные, т. е. следующие по пути, на который их направляет общество;
  • асоциальные, т. е. пренебрегающие господствующими в обществе идеалами, нормами поведения и образом жизни;
  • антисоциальные, т. е. активно бунтующие против идеалов, правил и законов, устанавливаемых старшим поколением.

Любому из этих типов могут принадлежать территориальные группировки, которые объединяют сверстников по месту учебы или по месту жительства, это то, что мы называем «дворовыми компаниями». Эту группу сплачивает борьба, порой довольно жесткая, с другими группами, преимущественно тоже территориальными. Обычно имеются излюбленные места сборищ: в беседке, на улице, в подъездах, подвалах и т.п. Кроме драк, такие группы увлекаются азартными играми, выпивкой, а иногда и наркотиками.

Но территориальная группа вовсе не обязательно должна иметь асоциальную или антисоциальную направленность, она вполне может быть, и так бывает часто, прасоциальной. Продавцы наркотиков специально подсылают своего человека в компанию подростков, чтобы вся она заразилась этой болезнью и стала покупать зелье. Они обещают, заманивают, прикидываются обыкновенными парнями и девчонками. Они пускаются на любые хитрости, чтобы человек хоть один раз попробовал страшное зелье.

Сначала могут предложить наркотик бесплатно, начинают уговаривать: «Попробуй, это приятно, это интересно».

Помните, когда вам кто-нибудь протягивает наркотик, что он за это получает деньги или дозу для себя. Не отдавайте свою жизнь ради чьей-то прибыли, ведь даже одна, первая доза может оказаться роковой. Никто заранее не знает, как подействует наркотик именно на его организм. Кто-то попробовал один раз — и ничего, а кто-то сразу попал в сети. Наркотики убивают даже самых сильных, самых умных, самых волевых людей, с ними почти никто не может справиться.

Ассоциативные подростковые группы являются главным источником употребления одурманивающих веществ, в особенности ингаляторов и гашиша. Более 70 % курильщиков гашиша начали его употребление в группе сверстников по месту жительства или учебы.

Мини-беседа 3. «Наркоманические группы»

Наркоманическая группа — это группировка, членов которой объединяет добыча наркотиков, при надобности их изготовление, переработка сырья, совместное употребление, а иногда и торговля наркотиками. Такая группа, как правило, жестко регламентирована. Она имеет приблизительно такую структуру.

Во главе стоит лидер, его иногда называют «учителем» или «паханом» — криминальный жаргон, или «дедом» — армейский жаргон. Это, как правило, молодой совершеннолетний человек, обладающий криминальным прошлым и наркоманическим опытом. Он обкладывает членов группы денежной податью, ведет счет «долгам», притом так, что все члены скоро оказываются в кабальной денежной зависимости от него. Долги достигают крупных размеров, так как лидер может произвольно налагать денежные штрафы за малейшие провинности и неподчинение его приказам.

Роли всех членов наркоманической группы определены. Максимально используются способности и личностные особенности каждого. «Шустрила» ищет источник снабжения, перепродаст изготовленное. «Гонец» служит переносчиком наркотика. «Кролик» — член группы, на котором пробуют действие неизвестных веществ или силу самостоятельно изготавливаемого препарата, таким образом он получает дозу бесплатно.

При желании наркомана покинуть группу ему немедленно предъявляется «долг», непосильный для оплаты, а неуплата грозит суровой расправой. Этим долгом подростки-наркоманы могут шантажировать своих родителей, выуживая у них крупные суммы денег якобы для того, чтобы «раз и навсегда» освободиться от группы наркоманов и прекратить принимать наркотики. Если это желание и является искренним, то осуществить его на деле очень трудно.

Вопросы для обсуждения:

  • Что такое давление группы?
  • Как можно доказать, что это явление действительно имеет место?
  • Чем объясняется снижение личной ответственности каждого члена группы?
  • Почему для человека важно иметь устоявшиеся убеждения до того, как он примкнет к какой-либо подростковой группировке?
  • Какое положительное влияние может оказать группа на личность?
  • Можете ли вы привести случай, когда человек, не имевший твердых убеждений, принимал неправильное решение под воздействием окружения.

Мини-итоги. Классный руководитель внимательно выслушивает все (любые) мнения подростков. Но его искусство в данном случае заключается в том, чтобы ученики убедились в пагубном влиянии подростковых группировок, склонных к наркомании, на дальнейшую судьбу любого подростка.

Литература:

  • Правовые классные часы в 7 – 9-х классах / Н.Ф.Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 320 с. – (Сердце отдаю детям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».

Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).Цели урока:...

Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».

Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).Цели урока:...

Лишайники и их группировки в дубовых и грабовых лесах

научно - практическая работа об экологии, систематике  и индикационном значении лишайников...

Алгебра 7 класс. Урок на тему: «Разложение многочленов на множители способом группировки».

Алгебра 7 класс. Урок на тему: «Разложение многочленов на множители способом группировки». Урок с использованием информационных технологий,  технологий личностно-ориентированного и проблемного об...

Элективный курс по русскому языку "Учимся дискуссионной речи"

Цель данного элективного курса: научить детей общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения; вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать св...

Дискуссионный клуб в школе.

Одна из современных педагогических технологий -проведение дискуссий. О создании дискусионного клуба, первых шагах этот материал.Сценарий одного из заседаний клуба....

Создание дискуссионного клуба "альянс" на базе МКОУ СОШ №2 с УИОП пгт. Восточный

Для чего нужен дискуссионный клуб?  Во-первых, клуб создаётся для того, чтобы люди могли свободно общаться на равных. Ведь некоторые индивиды ущемляют других людей при разговоре, не дают полность...


 

Комментарии

Спасибо за интересную дискуссионный практикум "Подростковые группировки".

Фролова Ирина Ивановна

Очень рада, что вам понравилось!