Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам (ГИА)»
материал (9 класс) на тему

Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам (ГИА)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_ekzameny.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 9-ом классе

Тема собрания: «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам (ГИА)»

«Экзамен — проверка знаний ученика и

мудрости преподавателя»

Форма проведения собрания: беседа.

Подготовительная работа к собранию

1. Анализ успеваемости учащихся класса

2. Изучение мнения учителей-предметников.

3. Проведение классного часа «Поговорим перед экзаменами...»

4. Подготовка расписания консультаций.

5. Подготовка памяток для родителей

Ход собрания

Уважаемые папы и мамы!

Ваши дети – выпускники. Плохо это или хорошо, у каждого свое мнение. Наступает один из самых важных и ответственных моментов в жизни вашего ребенка. Пройдет совсем немного времени, и он получит документ, в котором будет зафиксирован государственной комиссией результат его пребывания в школе за 9 лет!

Наша с вами задача — помочь пройти ему этот путь с честью, показав все, чему он научился и в чем преуспел за эти годы.

 Для вас и ваших детей наступает ответственная и волнующая пора-пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне. И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для выпускников. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии.

Взрослые же сделали все, что было в их силах. «Экзамен» переводится с латинского как «испытание».

Помните, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Главное условие успешной сдачи ГИА - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства. Успешность сдачи экзамена намного зависит от того, насколько знакомы обучающиеся и их родители со специфической процедурой экзамена.

Низкая осведомленность родителей о процедуре проведения экзамена, повышает тревогу и ограничивает возможность оказания поддержки ребенку.

Таким образом, роль родителей в подготовке девятиклассников к ГИА включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.

Давайте посмотрим, что представляет ГИА по конкретным предметам.

Русский язык: экзаменационная работа состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей обязательно для всех экзаменуемых. На выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут).

Структура: Часть 1 выполняется на основе прослушанного текста и содержит задание с развернутым ответом (сжатое изложение). Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 16 заданий: 7 заданий с выбором ответа; 9 заданий с кратким ответом. Часть 3 выполняется на основе прочитанного текста и содержит задание с   развёрнутым   ответом   (сочинение-рассуждение).

Алгебра: экзаменационная работа состоит из модулей, на выполнение работы отводится 240 минут.

Структура: 2013 году в структуре ГИА для 9 класса по математике произошли существенные изменения.

Вся работа состоит из двух частей, в которых выделяют три разных вида модулей: "Алгебра", "Геометрия", "Реальная математика". Вопросы в этих модулях различаются по типу: А, В и С.

Общее время экзамена составляет примерно 4 часа (235 минут).

Биология:  на выполнение экзаменационной работы отводится 150 минут.

Структура: Часть 1 - 25 заданий (25 баллов); часть 2 - 4 задания (8 баллов); часть 3 - 3 задания (8 баллов). Всего:32 задания (41 балл).

Химия: на выполнение экзаменационной работы отводится 120 минут.

Структура: часть 1 содержит - 19 заданий; часть 2 - содержит 4 задания; часть 3 -  содержит 2 задания. Часть первая включает задания с выбором ответа (базового уровня сложности). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Часть вторая включает задания с кратким ответом (повышенного уровня), на них нужно дать краткий ответ в виде набора цифр. Часть третья содержит задания с развернутым ответом (высокого уровня сложности)

История: на выполнение экзаменационной работы отводится 120 минут.

Структура: часть 1 - 20 заданий - 20 баллов; часть 2 - 7 заданий - 11 баллов; часть 3 - 6 заданий - 8 баллов. Всего: 33 задания (38 баллов).

Обществознание: работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и количеству заданий. (180 минут) Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий: часть 1 содержит задания с выбором ответа; часть 2 содержит задания с кратким ответом; часть 3 содержит задания с развернутым ответом.

Физика: экзаменационная работа по физике содержит 26 заданий, которые выполняются в течение 2,5 часов (150 минут). Обучающиеся могут завершить работу досрочно.

- Есть какие-либо вопросы? У нас составлен график консультаций по предметам по подготовке  к экзаменам.

Сама процедура ГИА может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам (Родители рассматривают папку-раскладушку).

 Многие учащиеся испытывают страх перед экзаменами. Главная причина такого страха заключается в том, что нервная система подростка не в состоянии справиться с требованиями, которые создает ситуация повышенной ответственности на экзаменах. Обычно это бывает из-за чрезмерно больших, нерационально распределенных нагрузок, ослабления организма после перенесенной до этого болезни, неумения продуктивно работать в режиме повышенных требований и др. Нередко страх вызывается пониманием учащимися своей беспомощности (из-за недостаточности знаний и подготовки) перед надвигающейся неприятностью (низкая оценка на экзамене).

Напряженная умственная работа в этот период сопровождается у подростков отрицательными психоэмоциональными реакциями - беспокойством, тревогой, волнениями, что в значительной мере отражается на аппетите и обменных процессах организма. При этом могут появиться и несвойственные для данного школьника черты поведения в виде необоснованного упрямства, грубости, несдержанности, подавленного мрачного настроения, обидчивости, плаксивости и др.

Многие нарушения организации режима самостоятельных учебных занятий и времени отдыха в этот период связаны с отсутствием у школьников знаний и навыков в планировании своей деятельности. Нередко учащиеся, предоставленные самим себе, непродуктивно работают днем, а потом занимаются до позднего вечера, нерегулярно питаются, мало отдыхают. Все это отрицательно сказывается на их здоровье и качестве подготовки к экзаменам.

«Как же готовиться к экзаменам?» Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый старшеклассник, все больше тревожась по мере приближения учебного года к концу. С этим вопросом они обращаются и к учителям, и к родителям, и к старшим товарищам, уже прошедшим это испытание. От каждого из них можно получить ценный совет. Но, как правило, никто из ребят, готовящихся к экзаменам, не обращается за советом к врачу. Некоторые из учащихся скептически улыбнутся: чем же может помочь врач, что он может посоветовать при подготовке к экзаменам? И они ошибутся. Советы врача нужны, и те, кто им последует, без сомнения, сдадут экзамены легко и без особого волнения.

Что советуют врачи?

      Режим занятий должен соответствовать индивидуальным особенностям организма учащегося.  Физическая зарядка просто необходима.  Одним из главных условий поддержания высокой работоспособности в течение длительного времени является смена видов деятельности.  Отдых не должен быть пассивным.

     Некоторые учащиеся считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий. Действительно, можно привыкнуть к шуму и не замечать его, но отрицательное влияние этого фактора самым неблагоприятным образом сказывается на работоспособности. Утомление наступает значительно раньше из-за того, что головному мозгу приходится тратить часть своей энергии на то, чтобы «задерживать» посторонние звуки от их проникновения в сферу сознания. Наиболее продуктивная умственная деятельность возможна лишь в условиях тишины. Спать следует ложиться не позже 10 часов вечера. Продолжительность ночного сна в этот напряжённый период должна быть не менее 9 часов. Некоторые учащиеся приобретают вредную привычку занимать поздно вечером и даже ночью. Ночная работа менее эффективна, чем дневная. Занятия по ночам истощают нервную систему, приводят к хроническому состоянию сонливости.

     Низкая работоспособность в ночное время имеет и биологическое обоснование. В течение тысячелетий человек привык трудиться в основном в светлое время суток. В связи с этим в его организме выработался слаженный ритм жизненных процессов, и если в дневные часы работоспособность повышается, то в ночные снижается до минимума. Потому-то день и является более благоприятным временем для работы, а ночь - для сна. Таким образом, следует не только отказаться от занятий в вечернее и ночное время, но и по вечерам не менее чем за час до сна прекращать напряженную умственную работу.   

После окончания 9-го класса перед выпускниками и их родителями встает вопрос о выборе дальнейшего образовательного маршрута, то есть направления профильного обучения. Таким образом, ГИА является одновременно выпускным и вступительным экзаменом в выбранном профиле обучения. Задача родителей - помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов для сдачи ГИА с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив. Я надеюсь, что все продолжат обучение  в 10 классе.

Отличие ГИА от традиционного экзамена состоит также в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной,  необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто девятиклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.

Игра с заданиями о процедуре и правилах ГИА, отражающих общую структуру заданий (родителям раздаются бланки с заданиями):

Задание группы А: Чем нельзя пользоваться на экзамене?

  1. Гелевой черной ручкой.
  2. Тестовым материалом (КИМ).
  3. Мобильным телефоном.

Задание группы В:

Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой.

  1. Во время экзамена по русскому языку разрешается меняться паспортами.
  2. Во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой (без записи в виде формул).
  3. Во время экзамена по математике разрешается пользоваться таблицей умножения.

        

Задание группы С:

Опишите жизненную ситуацию обучающегося, получившего недостаточное количество баллов для поступления в выбранный им среднее специальное учебное учреждение, техникум.


Рекомендации родителям

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  • Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  • Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
  • И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

«У каждого из нас есть собственные идеи и предложения о том, как помочь детям подготовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом нашими идеями, это значительно обогатит каждого из нас и, в конечном счете, научит, как лучше помочь детям».

Упражнение «Мозговой штурм»

    Родителям предлагается следующая инструкция: «У каждого из нас есть свои собственные идеи и предложения о том, как помочь ребенку в подготовке  к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом нашими идеями, это значительно обогатит каждого из нас и в конечном счете позволит нам лучше помогать детям». Каждой группе нужно дать лист бумаги и ручку и объяснить задание: «Сейчас в течение пяти минут вам нужно вспомнить, придумать и записать как можно больше предложений и  идей о том, как родители могут помогать своим детям готовиться к ГИА». Не оценивайте реалистичность этих идей и не критикуйте их. Ваша задача — просто «накидать» как можно больше идей»

Упражнение «Шкала согласия»

Вариант 1. Ведущий обозначает в комнате два крайних полюса: согласия и несогласия. Затем предлагает участникам различные утверждения и просит занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с эти утверждением. Далее ведущий просит желающих прокомментировать свою позицию.

Вариант 2. Шкалы рисуются на бумаге, а участников просят обозначить свою позицию в виде точки. В остальном упражнение проводится аналогично.

Варианты утверждений для выражения степени согласия и несогласия:

- Я много знаю о процедуре проведения ГИА.

- ГИА предоставляет школьникам новые возможности.

- Сдать ГИА моему ребенку по силам.

Слово классного руководителя: Подведение итогов собрания, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 9-ом классе. Тема собрания: Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

«Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости преподавателя»  Вопросы для обсуждения:1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.2. Подготовить родителей учащихся к новой жиз...

Родительское собрание "Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам."

Познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации, проанализировать подготовленность детей к предстоящей аттестации и дать рекомендации родителям по оказании помощи детям в период подго...

Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?»

Помочь родителям и учащимся преодалеть психологические трудности, связанные с предстоящими экзаменами...

Родительское собрание в 9-ом классе. Тема собрания: Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

«Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости преподавателя»   Вопросы для обсуждения: 1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год. 2. Подготовить родителей учащихся к н...

Родительское собрание на тему: «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам». Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости

Экзамен — проверка знаний ученикаи мудрости преподавателя.Вопросы для обсуждения:1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.2. Подготовить родителей учащихся к новой жизненной си...

Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам»

Родительское собрание   «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам»...