Семья как основа психологической стабильности, комфортности и защиты человека. Кл. час для учащихся 10-11 кл.
классный час (10, 11 класс) по теме

Маренина Татьяна Александровна

Данный классный час   -  нравственно-писхологические размышления  для старшеклассников  на тему "Семья как основа психологической стабильности, комфортности и  защиты человека" можно провести  в рамках Всемирного Дня семьи, который  ежегодно отмечается 15 мая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час – нравственно-психологические размышления  для учащихся 10-11 классов на тему «Семья как основа психологической стабильности, комфортности и защиты человека»

 к  Всемирному Дню семьи – 15 мая

Автор Маренина Татьяна Александровна,

заместитель директора по ВР

МБОУ «Сычевская СОШ имени К. Ф. Лебединской»

Смоленский район Алтайский край

Цели:

  1. Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за себя и за близких людей;
  2. Содействовать формированию активной нравственной позиции;
  3. Воспитывать гуманные и уважительные отношения между юношами и девушками – будущими супругами.

Оборудование:

  • Фонограмма  песни «Погода в доме» в исполнении Л. Долиной;
  • Листы бумаги и ручки для работы в группах;
  • Обзор литературы по данной теме.

Ход классного часа:

1.Вступление. Звучит запись песни в исполнении Л. Долиной «Погода в доме»

Кл. руководитель: «Если человека не гладить по голове, у него высохнет спинной мозг…». В справедливости этого изречения убеждаешься всякий раз, когда сталкиваешься с неблагополучными семьями. И, напротив, семья, где отношения между родителями и детьми строятся на основе равенства и взаимного уважения, как заметил один философ, есть не что иное, как «шедевр природы». В. Гюго называл семью «кристаллом общества».

Итак, как вы уже поняли, тема нашей сегодняшней встречи – «Семья. Семейные отношения».

2.Основная часть.

Кл. руководитель: Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него люди создают семью. Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи. А какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»?

(Учащиеся называют свои ассоциации, которые не должны повторяться).

Кл. руководитель: Чтобы лучше разобраться в этой теме, давайте обратимся к определению понятия «брак»:

Брак – это добровольный, равноправный  союз мужчины и женщины,  заключаемый ими для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

Вопрос классу: Как вы думаете, ребята, понятия «брак» и «семья» равнозначны? «Состоять в браке» и «Жить одной семьёй» одно и то же или нет?

Высказывания детей.

Кл. руководитель: С чего, на ваш взгляд, начинается семья?

Высказывания детей.

Кл. руководитель: А теперь давайте вернёмся к истокам:

Выступление ученика с  сообщением.

Ученик: Семейный очаг в древности был символом святости семьи: его огонь возжигался от огня святилища. Хранение его было священным служением женщины; погасший огонь был знаком величайшей беды.

В религиях, мифах, эпосе и сказках разных народов вступающие в брак соотносятся с небом  и землёй, солнцем и луной. Брак считался священным союзом.

В Древней Греции покровительницей брака была сама Гера – супруга верховного бога Зевса. Так высоко чтилась святость брака.

Любовь – главная тема искусства, она самая сильная потребность человека. Об этом говорят многие мифы и сказки разных времён и народов. Вспомним миф об Амуре и Психее, рассказанный Апулеем.

У царя было три дочери. Младшая была красивее всех, её звали Психея. Слава о её красоте пролетела по всей земле, и многие приезжали только затем, чтобы полюбоваться ею, но Психея страдала оттого, что ею только любуются: она хотела любви. Отец Психеи, по обычаю того времени, обратился к оракулу за советом, и тот сказал, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена в уединённое место для брака с чудовищем. Несчастный отец выполнил волю оракула. Оставшись одна, Психея почувствовала порыв ветра, который перенёс её в чудесный дворец, где она стала женой невидимого супруга. Загадочный супруг Психеи взял с неё обещание, что она не будет допытываться, кто он, не будет стремиться увидеть его лицо – иначе им грозят беды и разлука. Но злые сёстры, сжигаемые завистью, подговорили доверчивую Психею разглядеть супруга, когда он заснёт. Ночью, сгорая от любопытства, Психея зажгла светильник и, увидев супруга, узнала в нём бога любви – Амура. Поражённая красотой его лица, Психея любовалась Амуром – и тут капля горячего масла светильника упала на плечо его, и Амур проснулся от боли. Оскорблённый, он улетел, а покинутая Психея пошла искать своего возлюбленного. После долгих мытарств Психея оказалась под одной крышей с Амуром, но не могла с ним видеться. Мать Амура – Венера – задала ей невыполнимые работы; только благодаря чудесной помощи  Психея справлялась с её заданиями. Когда Амур исцелился от ожога, он обратился к Зевсу с мольбой разрешить ему брак с Психеей. Видя их любовь и подвиги Психеи во имя любви, Зевс согласился на их брак. Психея получила бессмертие и была причислена к сонму богов. Такова притча о любви в душе человека.

Кл. руководитель:  А какую роль играет любовь в семейной жизни?

Высказывания ребят.

Кл. руководитель: Любить – это вовсе не значит «потерять голову» или «ослепнуть», как думают некоторые. О сущности любви хорошо сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Любить – это значит смотреть не друг на друга, а вместе в одном направлении»

Какие качества личности, на ваш взгляд, предпочтительны для супругов, а какие нежелательны? Отвечать на этот вопрос вы будете, работая в группах. Листы бумаги, которые лежат на ваших столах, нужно разделить пополам: в один столбик будете записывать  положительные качества супруга и супруги, а в другой – отрицательные.

Ребята работают в группах в течение 5-7 минут. Потом написанное зачитывается и обсуждается.

Кл. руководитель: По данным чешского социолога К. Витека, нежелательными качествами супруга являются: лень, эгоизм, неаккуратность, упрямство, строптивость, невнимательность, вспыльчивость, капризность, грубость, неумение признавать ошибки, нерешительность, излишняя разговорчивость или, напротив, молчаливость, наивность, влечение к курению или алкоголю.

По мнению опрошенных им женщин мужчина  должен быть интеллигентным, умным, уравновешенным, душевно зрелым, внимательным, понимающим, верным, надёжным, здоровым, любящим, целеустремлённым, энергичным, работящим, статным, красивым.

Конфликтные ситуации так или иначе возникают в каждом браке. Необходимо знать наиболее характерные причины, их порождающие. А что, на ваш взгляд, является причиной конфликтов?

Высказывания детей.

Кл. руководитель: Как вы думаете, ребята, умение прощать – это уступка, отступление от себя или житейская мудрость?

Высказывания детей.

Кл. руководитель: А сейчас, работая в группах, вы попробуете составить правила, позволяющие, по вашему мнению, избежать многих ошибок и конфликтов в семейной жизни.

В течение 5-7 минут ребята работают в группах. Далее написанное зачитывается и обсуждается.

Кл. руководитель:  А теперь послушайте правила, которые предлагает всё тот же чешский социолог К. Витек:

  • Будьте вежливы и терпимы.
  • Проявляйте знаки внимания друг к другу.
  • Не будьте сварливы, избегайте грубости.
  • Не пытайтесь переделать своего партнёра по браку.
  • Хвалите друг друга, даже по мелочам.
  • Используйте юмор и шутку – они помогают разрешить конфликт.
  • Умейте прощать.
  • Признавайте достоинства партнёра.
  • Следите за собой.
  • Не избегайте трудностей.
  • Не стойте иллюзий
  • Не навязывайте свои требования партнёру, оберегайте его достоинство.
  • Умейте забывать обиды.
  • Стремитесь  к единству взглядов в воспитании детей.
  • Не нарушайте психологическое правило, согласно которому не следует в споре по конкретному поводу переходить на общие оценки и характеристики личности.
  • И последнее, самое главное: Хотите, чтобы вас любили – любите сами, хотите, чтобы к вам относились хорошо, относитесь сами хорошо.

3.Заключение.

Кл. руководитель: В заключение нашего с вами разговора я хотела бы прочесть вам одно заклинание, которое, быть может, в будущем  станет для вас значимым, когда после напряжённого  рабочего дня вы будете возвращаться в свою семью, к самым близким и дорогим для вас людям:

Иду домой, как в Божий храм.

Как для священника алтарь,

Дом для меня всегда святыня.

Иду домой, как в Божий храм,

Заранее очиститься стараюсь

От всякой скверны, ненависти и вражды.

Стараюсь в Божий храм прийти,

Чтоб принести своей семье блаженство,

Счастье и надежду.

Хочу в душе своей нести неугасимый

Божий дар любви, добра, сочувствия и ласки.

Я знаю, в жизни непреклонной надо быть,

Когда приходится сражаться со злом,

Предательством и ложью.

Дома нежность, доброта и ласка

Должны быть постоянны, нерушимы, как гранит.

Иду домой, как в Божий храм,

Очищенный и осветлённый насквозь

Божественным святым ярчайшим светом.

Я искренне желаю вам, чтобы ваша будущая семья, ваш дом стали для вас действительно ХРАМОМ! И пусть всегда там царят любовь, мир, взаимопонимание, покой и счастье, а беды, бури и ненастья обходят вашу семью стороной!

Звучит фонограмма песни в исполнении Л. Долиной «Погода в доме».

  1. Рефлексия
  • Был ли наш разговор полезен для вас?
  • С каким настроением вы  покидаете класс?

Литература.

  1. Барри Д. О знакомстве в шутку и всерьёз. //Воспитание школьников. -1996. -№4. –С.30-31.
  2. Бойко В. умение ладить. // Воспитание школьников.- 1995.- №5.- С. 48-52.
  3. Витек. К. Проблемы супружеского благополучия. //Воспитание школьников.- 1994.- №6.- С. 36-39.
  4. Иванова Л. Педагогика семейных отношений. //Воспитание школьников.- 1993.- №3.- С. 38-41.
  5. Псавко Б. Старожицкий П. Любовь начинается с восхищения и  подкрепляется им. // Воспитание школьников.- 1997.- №2.- С. 33-36.
  6. Флоренская Т. Мир дому твоему. // Воспитание школьников.- 1997.- №3.- С. 51-55.
  7. Энциклопедия молодой женщины. Перевод Н. И. Белой,  Ю. Н. Козловой. М.- 1989.-496с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по разделу "Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях"

Тесты предназначены для проверки теоретических знаний...

Урок-игра по теме "Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях"

Игра "Чтобы выжить". Учащимся предлагаются задания с возможными опасными чрезвычайными ситуациями: "Просьба о помощи", "Тушим сами", "Помоги пострадавшему" и др....

Основные аспекты иммунной защиты человека

Содержание. 1. Введение.......................................................................................................... 22. Иммунитет.......................................................

Тесты «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Тесты для 5 класса «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»...

Конспект открытого урока "Безопасность и защита человека в Ч.С."

Конспект открытого урока "Безопасность и защита человека в Ч.С."тема "Средства индивидуальной  защиты", класс 7класс...