"Кем быть?"
проект (9 класс) на тему

Ильина Марина Витальевна

Педагогический проект по профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilina_rp_kem_byt_2015-2016.docx42.7 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект по профориентации

«Кем быть?»

Составитель:  воспитатель Ильина М.В.,

г.о. Шуя 2015 год

Паспорт проекта 

1. Наименование проекта: Проект по профориентации подростков «Кем быть» 
2. Цель проекта: Формирование профессиональной готовности подростков, оказание помощи в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. 
3. Авторы проекта: Педагог-воспитатель: Ильина М.В. 
4. Срок реализации проекта: октябрь 2015 – май 2016 гг. 
5. Категории участников:  обучающиеся 8, 9 классов Санаторной школы - интерната (подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (из неблагополучных, многодетных, малообеспеченных семей). 
6. Количество участников: 10 -15 подростков 14 – 17 лет. 
7. Место реализации: ОГКООУ «Санаторная школа-интернат» г.о.Шуя, Ивановская область.

Пояснительная записка.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, выбор будущей профессии.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться обучающимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% обучающихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Обучающимся необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в профессиональные лицеи или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос ученик  должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональное призвание.

Проект «Кем быть» направлен на повышение социально-психологической компетентности учащихся 8-9 классов школы-интерната и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.

В рамках данного проекта предполагается организацию комплекса мероприятий, направленных на формирование жизненной позиции по выбору профессиональной деятельности.
          Данная программа должны воспитать в наших детях любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России. 

Концептуальная основа проекта заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность обучающихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить обучающихся на практическое применение знаний о профессиях.

Реализация проекта  на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

        Освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки; знаний об основных отраслях современного производства и ведущих отраслях производства в регионе, о составляющих маркетинга и менеджмента в деятельности организаций, об использовании методов творческой деятельности для решения технологических задач, о профессиях и специальностях в основных отраслях производства и сферы услуг, о востребованности специалистов различных профессий на региональном рынке труда, о планировании профессиональной карьеры и путях получения профессий;

Овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда, соотносить свои намерения и возможности с требованиями к специалистам соответствующих профессий, находить и анализировать информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг, определять пути получения профессионального образования, трудоустройства.

Развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности.

Воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг.

Формирование готовности к успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, трудоустройству и продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Особенность осуществления проекта состоит в том, что теоретические занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик. Цель: формирование и развитие у учащихся навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.

Задачи проекта:

- психологическое просвещение обучающихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);

- психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений обучающихся;

- моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.

Основные принципы программы:

- принцип гуманизации  приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности обучающегося, выбор собственного профессионального пути;

- принцип индивидуализации  учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся при выборе форм и методов работы;

- принцип социализации  содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.

Обязательный минимум содержания основной образовательной программы в проекте.

Общетехнологическая подготовка

Материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция. Отраслевое деление современного производства товаров и услуг. Основные отрасли производства и ведущие предприятия региона. Пути и средства снижения негативного влияния производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.

Основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий.

Назначение менеджмента на предприятии. Основные направления менеджмента. Понятие о научной организации индивидуального и коллективного труда. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. Обеспечение безопасности труда. Нормирование труда. Интенсификация труда. Требование к  квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. (ЕТСК).

Требования к уровню подготовки участников проекта.

В результате изучения технологии на профильном уровне по окончании реализации проекта, ученик должен знать/понимать:

Отрасли современного производства и сферы услуг; ведущие предприятия региона; сущность предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности; структуру бизнес-плана; творческие методы решения технологических задач; назначение и структуру маркетинговой деятельности на предприятия; средства и формы рекламы; основные функции менеджера на предприятии; способы нормирования труда; основные формы оплаты труда; порядок найма и увольнения с работы; содержание труда и уровень образования управленческого персонала и специалистов распространённых профессий; пути получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь

находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

По завершению проекта, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.

На начало и по завершении проекта участникам предлагается пройти тестирование.

Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год

Дата

План/факт

Тема

Цель

Рекомендуемые приёмы и методы

Материалы (оборудование, наглядность)

1 четверть

3.09

Знакомство с курсом

«Кем быть?»

1.Ввести в проблему профессионального самоопределения.

2.Познакомить с правилами ведения факультативных часов.

3.Формировать умения по анализу необходимой информации.

лекция, беседа

Тетради-дневники (для каждого занятия)

10.09

Мы пришли в школу.

Экскурсия «Безопасность на дороге – мой стиль жизни».

Дать определения понятий самоопределение, развитие, саморазвитие.

Беседа

Презентация, лекция.

17.09

Я – человек.

Зачем человек рождается.

Экскурсия «Шуя и интернет».

Дать представления о понятиях человек, жизнь.

Научить  анализировать, делать выводы.

Беседа

24.09

Я – человек.

Здоровье человека.

Экскурсия из цикла «Кем быть».

Дать основные понятия здоровье, наследственность.  Научить  развивать способности и самоопределению и самореализации.

Диспут

1.10

Я – человек.

Как я отношусь к другим.

Дать понятие отношения. Научить  принимать на себя личную ответственность за свое решение.

Примеры о том, как дружат разные ребята: как они вместе играют, работают, помогают друг другу.

Презентация по теме.

8.10

Я – отличаюсь от других.

Мои способности. Потребности. Мои интересы и увлечения.

Научить  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять точку зрения, анализировать наиболее типичные социальные ситуации.

Лекция, презентация.

15.10

Я – выбираю.

Свобода выбора и ответственность. Результаты выбора и их ответственность.

Научить анализировать собственные помыслы и поступки. «Я люблю тебя любого».

Практикум.

Творческие задания.

22.10

Типы профессий по предмету труда (теоретическое занятие)

1.Дать общее представление об основных компонентах профессиональной деятельности, о предмете труда.

2.Расширить  кругозор ребят о мире профессий.

3.Воспитывать интерес к миру  современных профессий.

Семинар с элементами лекции

Тетради-дневники (для каждого занятия).

29.10

Психологическая игра «Выбор профессии».

1.Определить  наиболее подходящие для подростка профессий на основе выбора соответствующих характеристик трудовой деятельности.

2.Воспитывать уважение к профессиям, связанным с физическим трудом.

3.Развивать наблюдательность.

Психологическая игра.

Комплект карточек (список характеристик трудовой деятельности).

2 четверть

12.11

Склонности и интересы.

1.Продолжить  знакомство с миром профессий.

2.Повышать  активность ребят в поиске необходимой информации.

3.Учить выявлять  свои профессиональные склонности и интересы, определять степень устойчивости.

Практическая работа. Тестирование.

Тесты, бланки к тестам.

19.11

Способности

1.Изучить уровень интеллектуального развития обучающихся.

2.Развивать познавательные способности обучающихся.

3.Воспитывать любовь к учебе.

Практическая работа. Тестирование.

Тесты, бланки к тестам.

26.11

Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней.

1.Изучить уровень самооценки обучающихся.

2.Познакомить обучающихся с приемами работы над самооценкой.

3.Формировать адекватную самооценку обучающихся.

Практическая работа. Тестирование

Тесты, бланки к тестам.

3.12

Секреты выбора профессии («Хочу» - «Могу» - «Надо»)

1.Познакомить обучающихся с тремя факторами выбора профессии.

2.Развивать у обучающихся мышление.

3.Формировать культуру общения.

Семинар с элементами лекции.

10.12

Психологическая суть жизненного профессиональ-ного самоопределения.

1.Познакомить  со структурой профессионального выбора.

2.Развивать у обучающихся  понимание своих особенностей.

3.Воспитывать интерес к рынку труда.

Диспут

Тетради-дневники

17.12

Мышление и развитие мышления.

1.Дать оценку развитию своего мышления.

2.Сформулировать некоторые советы по развитию мышления.

3.Развивать мышление обучающихся.

Семинар-практикум.

Материалы для тестов.

24.12

Память и внимание, их развитие.

1.Познакомить  с различными видами памяти, внимания.

2.Дать возможность исследовать свои особенности памяти, внимания.

3.Сформулировать некоторые советы по развитию памяти и внимания.

Семинар-практикум

Материалы для тестовю

3 четверть

14.01

Воображение и его роль в профессиональной деятельности.

1.Показать роль воображения в профессии человека – художественный образ.

2.Исследовать развитие воображения у ребят.

3.Сформулировать советы по развитию воображения.

Семинар-практикумю

Материалы для тестов.

21.01

Темперамент и его виды.

1.Познакомить  с типами темпераментов.

2.Показать роль темперамента при выборе профессиональной деятельности.

3.Повышать интерес оюучающихся к самим себе, к своей личности.

Семинар с элементами лекции

28.01

Характер

1.Познакомить обучающихся с понятием «характер».

2.Показать  влияние профессии на характер.

Семинар с элементами лекции.

Материалы для тестов.

4.02

Характер

(практическое занятие).

1.Провести  диагностику некоторых особенностей характера.

2.Показать  влияние профессии на характер.

Семинар-практикум.

11.02

Общение - основа человеческого бытия.

1.Познакомить с теоретическими основами общения (функции, средства).

2.Провести диагностику уровня общительности.

3.Развивать коммуникабельность обучающихся.

Семинар с элементами лекции, тренинга

Материалы для тестов.

18.02

Невербальное общение

1.Познакомить с понятием «невербальное общение».

2.Рассмотреть теорию происхождения (врожденное или приобретенное).

3.Провести диагностику уровня владения невербальными компонентами в процессе общения.

Семинар-практикум

Материалы для тестов.

25.02

Конфликты. Стратегии поведения в конфликте.

1.Познакомить с различными стилями  поведения людей в конфликтных ситуациях.

2.Провести диагностику  способа поведения обучающихся в конфликтных ситуациях.

3.Развивать  эмпатию.

Семинар-практикум

Материалы для тестов.

3.03

Правила поведения в конфликте

1.Познакомить обучающихся с основными правилами поведения в конфликтной ситуации.

2.Отработать на практике некоторые варианты поведения в конфликтной ситуации.

3.Развивать наблюдательность.

Семинар-практикум

Материалы для тестов.

10.03

Воля

1.Познакомить обучающихся со способами развития воли.

2.Провести диагностику волевых качеств личности.

3.Воспитывать волевые качества.

Семинар-практикум

Материалы для тестов.

17.03

Эмоции и чувства

1.Выявить эмоциональное отношение к необходимости принять решение о выборе профессии;

2.Познакомить с основными эмоциональными состояниями;

3.Обсудить влияние эмоционального отношения к деятельности на успешность деятельности и удовлетворенность ею.

Семинар-практикум

Материалы для тестов.

4 четверть

31.03

Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней.

1.Актуализировать  знания по самооценке.

2.Выявить уровень самооценки.

3.Выявить  особенности  поведения обучающихся в ролевом общении.

Тестирование.

Материалы для тестов, карты с эмоциями, булавочки.

7.04

Развитие умений по принятию решений.

1.Дать знания об алгоритме принятия решения.

2.Проследить освоение алгоритма на практике.

3.Воспитывать самостоятельность в принятии решения.

Семинар-практикум. Решение проблемных задач

Материалы для тестов.

14.04

Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения.

1.Предоставить членам группы возможность «заглянуть в будущее» с учетом полученных знаний.

2.Дать необходимые знания по планированию профессионального пути.

3.Развивать навыки планирования.

Семинар-практикум

Материалы для тестов.

21.04

Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора.

1.Проверить усвоенные навыки и знания.

2.Развивать творческие способности.

3.Воспитывать умение подводить итоги.

Урок-смотр знаний

Тетради-дневники.

28.04

Диагностическая методика «Профессиональная готовность»

Определение уровня готовности консультируемого совершить адекватный профессиональный выбор.

Семинар-практикум

Материалы для тестов.

5.05

Планирование профессионального пути

определение уровня готовности консультируемого совершить адекватный профессиональный выбор.

Семинар-практикум

Список наиболее подходящих профессий

12.05

Роль жизненных ценностей при выборе профессии

1.Актуализировать  ценности.

2.Обсудить тему ценностей и их влияния на выбор.

3.Выявить  особенности  поведения обучающихся в ролевом общении.

Семинар-практикум

Ступени выбора профессий (актуализация ценностей, определение личных ценностей при выборе профессий).

19.05

Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора.

Урок-смотр знаний.

Профессиограмма

Список литературы

  1. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В.  Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
  3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.
  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 2005.- 224с
  5. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.:Просвещение, 1995.-239с.
  6. Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.
  7. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.
  8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.:Генезис, 2006.-208 с.
  9. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.:Генезис, 2002-80 с.
  10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.:Генезис, 2004.- 125 с.
  11. Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.
  12. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.

Приложение 1

АНКЕТА 1

Уважаемый старшеклассник! Тебя, конечно же, волнуют вопросы:  Какую выбрать профессию? Куда пойти учиться после школы? Своими искренними ответами ты сможешь помочь специалистам лучше организовать работу по профориентации в школе. Просим тебя обвести номер ответа, который тебе подходит больше всего или написать свой ответ в свободной строке.

 1. Какая профессия (или профессии) тебя привлекает(ют) больше всего? ________________________________________________________________________

 2.   Что повлияло на то, что тебе нравится именно эта профессия (профессии)?

возможность творчества;

нравится само содержание работы;

возможность профессионального продвижения и карьеры;

возможность уехать, жить в другом месте, каком, напиши_________________________________________________;

возможность в последующем найти работу у себя дома, вернуться домой;

мнение друзей;

пример авторитетного человека, кого, напиши ______________________________________________________;

престиж профессии в обществе;

возможность хорошо зарабатывать;

с такой профессией ты никогда не станешь безработным;

совет родителей и  (или) родственников;

ваши способности к данному виду деятельности

что-нибудь еще, что, напиши___________________________________________________

 3. Достаточно ли у тебя информации о той профессии (профессиях), которые тебя привлекают?

       1. Знаю все о той профессии (профессиях), которые нравятся

       2. В принципе, знаю, но хотел бы знать больше

       3. Информации недостаточно, хотел бы многое узнать

 4.  Если у тебя недостаточно информации по профессии, которая тебе нравится, то что бы ты хотел о ней узнать?__________________________________________________________

 5. Из каких источников ты получил информацию о профессии, которая тебе нравится?

из средств массовой информации;

в школе (от учителей, специалистов, лекций, бесед);

из рассказов родителей или родственников;

из экскурсий на предприятия;

сам пробовал работать, участвовал, помогал, наблюдал

откуда еще ты знаешь о профессии, которую выбрал?________________________

 

5. Куда ты собираешься поступать после школы? __________________________________

 

6. Почему ты выбрал это учебное заведение? (можно выбрать несколько вариантов ответа)

престижно;

возможность получить выбранную профессию;

за компанию с другом;

легко поступить;

близкое расположение к дому;

посоветовали родители, родственники;

почему еще, напиши__________________________________________________________

 

Благодарим за участие в опросе!

 

Приложение 2

АНКЕТА 2

Уважаемый старшеклассник! Сделать выбор будущей профессии – очень ответственное решение. Волнуются все – родители, учителя и, конечно, сами старшеклассники. Вам советуют, рекомендуют, но выбирать Вам предстоит САМОСТОЯТЕЛЬНО, так как это ВАША ЖИЗНЬ. Чтобы помочь Вам правильно сориентироваться в выборе, узнать Ваши затруднения, проводится данный опрос. Просим Вас обвести номер ответа, который тебе подходит больше всего или написать свой ответ в свободной строке.

Какую профессию (или профессии) Вы для себя выбираете (перечислите не более 2-х)

__________________________________________________________________________

Что привлекает Вас в выбранной профессии (отметьте не более 3-х позиций):

а) социальная престижность;

б) зарплата;

в) возможность иметь свободное время;

г) возможность сделать карьеру;

д) возможность развить свои способности, какие, напишите_______________________________________________________________________

      е) интеллектуальный характер профессии;

      ж) возможность командовать другими;

      з) творческий характер профессии;

      и) возможность приносить людям пользу;      

      к) возможность общения с людьми;

      л) сложность профессии;

      м) иное…что именно? ____________________________________________________________

(назовите)

Что, по Вашему мнению, Вы сможете дать обществу, выбирая эту профессию? __________________________________________________________________________

Назовите учебное заведений, в котором Вы собираетесь продолжить образование __________________________________________________________________________

Какие экзамены Вам предстоит сдавать? _________________________________________

__________________________________________________________________________

Как Вы готовитесь к поступлению в ВУЗ? (выделите не более 3-х позиций)

а) изучаете индивидуальные особенности своей личности;

б) интересуетесь требованиями к выбранной профессии;

в) изучаете свои личные затруднения, их причины;

г) знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема («Дни открытых дверей»);

д) читаете справочники для поступающих в ВУЗы, СУЗы;

е) начали заниматься с преподавателями вне школы или посещаете курсы ________________

__________________________________________________________________________

(какие предметы – перечислите)

Из каких источников, от кого Вы черпаете информацию о будущей профессии?

а) родители;

б) родственники;

в) учителя;

г) воспитатели;

д) друзья;

е) телевидение, радио;

ж) газеты, журналы;

з) иное…что именно? (назовите источники)____________________________________________

Что рекомендуют родители:

Мама __________________________________________________________________________

Папа __________________________________________________________________________

 Желаем успеха в выборе и освоении профессии!