Главные вкладки

    Агрессивное поведение детей и подростков. Причины и профилактика (лекция с элементами интерактивного взаимодействия педагогов)
    методическая разработка на тему

    Молчанова Ирина Анатольевна

    Знакомство с понятием "детская и подростковая агрессия", с причинами и формами ее проявления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon agressivnoe_povedenie_detey_i_podrostkov.doc31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Агрессивное поведение детей и подростков.

    Причины и профилактика

    (лекция с элементами интерактивного взаимодействия педагогов)

    Цель занятия: знакомство с понятием «детская и подростковая агрессия»,

    с причинами и формами ее проявления; помощь в профилактике агрессивного поведения и в освоении навыков тренинговой работы.

    Оформление занятия: памятки с тренинговыми упражнениями, таблица «Практические рекомендации», набор «Мир эмоций».

    Ход занятия. Мы нередко сталкиваемся с агрессивным поведением детей и подростков. Но агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Чаще всего она проявляется как результат взаимодействия с людьми.

    Существуют понятия «агрессия» и «агрессивность». Разберемся в них.

    Агрессия — это поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда.

    Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

    Агрессивность бывает двух видов — защитная и наступательная. Защитная агрессия имеет оборонительный характер и проявляется в ответ на опасность. Она «затухает» как только опасность исчезает. Наступательная агрессия спонтанна, связана с индивидуальными особенностями личности и проявляется в виде жестокости — в физических действиях против кого-либо, в раздражении, вспыльчивости, грубости, в угрозах, криках, ругани; в психологическом давлении на человека. Агрессия может иметь и косвенные проявления — направленные (сплетни, злобные шутки и т.п.), ненаправленные (выкрики в толпе, топанье ногами и т. д.), негативизм (оппозиционная манера поведения). Все эти проявления агрессии можно наблюдать у каждого из нас в ответ на конкретные обстоятельства, но у некоторых людей они отмечаются с раннего детства. Агрессивное поведение не возникает ниоткуда, для этого нужны определенные предпосылки.

    — Подумайте, кто из детей вашего класса наиболее агрессивен. Как проявляется его агрессия? В чем, по вашему мнению, причины этой агрессии?

    Психологи утверждают, что агрессивное поведение возникает по разным причинам: социальным (фрустрация, вербальное или физическое нападение, подстрекательство); внешним (например, жара, шум, теснота); индивидуальным (такие свойства личности, как напористость, категоричность, раздражительность, склонность к соперничеству, нетерпеливость, высокий или низкий самоконтроль, личностные установки, возраст). На возникновение и становление агрессивности у ребенка оказывают влияние многие факторы: некоторые заболевания; сцены насилия, о которых узнал из средств массовой информации; изменение в семье (развод родителей, пополнение семьи, другие проблемы), но основной фактор — это стиль воспитания в семье.

    — Можем ли мы сказать с определенной долей уверенности, что причиной детской и подростковой агрессии является поведение родителей?

    — Что рассказывают ваши ученики о своих семьях, о том, как их воспитывают дома?

    Формированию агрессивных черт личности способствует, как правило, именно семейное воспитание:

    — любое физическое наказание ребенка дает разрешение на агрессию по отношению к другим людям;

    — наказание за любое проявление агрессии учит скрывать свой гнев от взрослых, что может привести к бесконтрольному выплеску агрессии вне дома;

    — попустительское отношение к агрессивным проявлениям ребенка по типу «поймет, когда вырастет», чрезмерная уступчивость, слабая родительская власть воспитывают эгоцентризм и неумение считаться с другими;

    — родительская нерешительность и неуверенность, постоянное нарушение норм и правил в семье провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых он может манипулировать родителями. Это поведение может переноситься и на остальных. Формируется такое качество личности, как тревожность. Давно доказана связь между тревожностью и проявлением агрессивности: чем выше тревожность, тем вероятнее выплеск агрессии.

    Поведение агрессивных детей часто отличается деструктивностью и мешает не только им самим, но и всем окружаюшим. Чтобы уметь грамотно реагировать на агрессивное поведение и не усугублять положение и свое, и ребенка, надо понимать причину проявления агрессии.

    — Как вам удается «погасить» вспышки агрессии у ваших учеников?

    Агрессию хорошо снижает музыка Вивальди, Бетховена, звуки природы, голоса птиц. Для «снятия» агрессивности психологи рекомендуют проводить тренинги социального поведения. Предлагаю освоить некоторые элементы такой работы с детьми. Она будет включать в себя, в том числе, упражнения на освоение языка жестов.

    • «Рассмеши» — выберите «царевну Несмеяну», и пусть каждый постарается рассмешить ее.
    • «Защити» — защити друга: от напавшего на него сказочного чудовища; от дождя; от снега.
    • «Поиск клада» — составь план поиска какого-либо спрятанного предмета, научи этому и своего товарища.
    • «Офицер — солдат» — один из детей становится сначала «солдатом» и под руководством «офицера» (взрослого) выполняет различные команды. Затем этот ребенок сам становится «офицером», выбирает товарища по игре и обучает его тому же, чему научился сам.
    • «Шкала роста» — на ней отмечаются успехи в играх, поведении и деятельности на уроках, на переменах: помощь другу; добрые поступки; умение владеть своими чувствами.

    — Какие упражнения можете предложить вы для этого тренинга?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И СПОСОБЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ Ерошкова Ирина Владимировна педагог-психолог МБОУ СОШ № 75 (филиал)

    Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном разв...

    Агрессивное поведение детей на разных возрастных этапах. Причины возникновения. Рекомендации педагогам и родителям.

    В статье рассматриваются причины и возрастные проявления агрессивного поведения детей младшего школьного и подросткового возраста, даются рекоментации родителям и педагогам....

    Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                    В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

    Психологический практикум для педагогов "Профилактика агрессивного поведения детей"

    ознакомление педагогов с причинами возникновения агрессивности и способов ее   коррекции....