Классный час по теме:"Человеческие ценности"
план-конспект занятия (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Насретдинова Наталья Анатольевна

Занятие предназначено дл учащихся старших классов, на котором ученикам предлагается задуматься и обсудить жизненные ценности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_chelovecheskie_tsennosti.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Насретдинова Н.А.

Классный час:

Класс: 8

Тема:  Человеческие ценности

Цель: формирование ценностных ориентаций

Задачи:

  • Сформулировать собственные жизненные ценности.
  • Объяснить, как эти ценности влияют на вашу жизнь.
  • Задуматься о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей.
  • воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.

Материалы:

  • по 10 жетонов для каждого участника
  • CD – проектор
  • Компьютер
  • Сосуд, камни, песок
  • Листочки бумаги
  • Салфетки

            слайд-шоу презентация “Человеческие ценности”

Ход классного часа

  1. Учитель: Добрый день! Меня зовут Насретдинова Наталья Анатольевна. Ребята, вы все учитесь в одном классе и, наверное, вы друг друга хорошо знаете. Мы будем вместе с вами общаться на классном часу и поэтому я  хотела бы узнать о вас побольше. Возьмите, пожалуйста, салфетки, встаньте в круг спиной друг к другу. Согните салфетку пополам. Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый. Теперь оторвите кусочек в центре. Разверните свои листочки и повернитесь лицом друг к другу. Сравните листочки с соседями. Есть ли у кого-нибудь точно такой же? (дети сравнивают листочки).

Ребята, скажите, пожалуйста, почему я всем давала одинаковые указания, а салфетки получились у всех разные? (Вывод: каждый человек – это неповторимая личность, и другой такой больше не существует.

А есть ли что-то общее, что объединяет? Всех людей объединяют жизненные ценности, это фундамент, на котором строится все человеческие взаимоотношения и сама жизнь.

  1. Какие ассоциации у вас возникают при слове «ценность»? ( Возможные ответы: деньги, здоровье, еда, развлечения, красивая внешность, путешествия, каникулы, уважение, ответственность, помощь, спор, любовь, дружба, интерес.)

 

  1. А сейчас мы проведем игру, которая называется“Волшебная лавка ценностей ” Она поможет каждому ответить на вопрос:»Как выбор ценностей влияет на нашу жизнь?»

Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!

(Учитель раздает каждому учащимся жетоны. Заранее нужно заготовить достаточное количество карточек с названиями ценностей.)

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить”жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.

Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Готовы?

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

(Учитель показывает классу слайды с названиями двух первых “товаров”и  обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)

Следующая пара:

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2жетона)

Затем:

а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

Следующая пара:

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2жетона)

Далее:

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.

Потом:

а) Изменить любую черту своей внешности. (1жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

Дальше:

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

Следующая пара:

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

Затем:

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить)любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

И, наконец:

а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)

б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры

Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

(Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения: “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую,объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”. Спросите учащихся, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например,ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой -значит, больше ценишь свое мнение о себе.)

Большинство ваших предложений действительно разумны и правильны. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно“отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

  1. Ребята, говорят, что где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился  в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года», или «Нугзар Гапринадшвили. Родился  в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет». С каким смыслом люди делали эти приписки? ( Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека.)

  1. Работа в парах

Сейчас предлагаю вам разбиться на пары и провести интервью: один из вас будет выполнять роль репортера, другой – интервьюируемого. При этом нужно представить, что вы берете интервью у очень пожилого человека (80-90 лет), и, несмотря на это имеет абсолютно нормальное мышление.

(Учащиеся делятся на пары и по очереди берут интервью друг у друга. Репортеры делают краткие записи, чтобы дать отчет.)

Примерные вопросы:

- Что было самым главным в жизни?

- Какое личное качество помогало в трудных ситуациях?

- Что вы сделали для своей семьи?

Учащиеся по желанию самостоятельно могут добавить в интервью еще несколько вопросов.

  1. Групповое обсуждение.

Вы провели интервью, а теперь давайте заслушаем отчеты и попробуем оценить насколько удалась жизнь человека, насколько она оказалась интересной и ценной, сколько же он лет прожил не по паспорту, а по-настоящему.

  1.  Притча про сосуд. (Демонстрация)

Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько предметов.

В начале лекции он молча берёт большую пустую банку, и заполняет её большими камнями.

Затем спрашивает:

- Банка полна?

-Да! – соглашаются студенты.

Тогда профессор достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.

Он снова спросил студентов:

- Банка полна?

Они рассмеялись и согласились, что банка полная.

Тогда профессор достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!

- Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи – ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы всё ещё полна. Галька – другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыплете песок в банку, то не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются действительно важными для вас.

Заботьтесь сначала о камнях – это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное – только песок.

Итак, что же из перечисленного важнее всего?

В результате обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что, несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи, воспитание детей, благополучие родных.

  1. Упражнение «Дерево жизни».

Ребята , перед вами три листочка. Напишите на каждом по одной ценности, которой вы дорожите в своей жизни. Теперь расположите по одну сторону ствола материальные ценности, а  по другую духовные. Каких ценностей оказалось больше? (если больше материальных ценностей – возможно в вашем возрасте ценятся вещи материальные, но  я надеюсь, что по прошествии нескольких лет ваши жизненные приоритеты поменяются и духовные ценности будут более ценны; если в классе преобладают духовные ценности – я очень рада, что для вас дороги духовные ценности и вы понимаете, что главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Значит наша встреча не прошла зря.

Заключительная часть занятия

Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры.Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: “ я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно”. Другой, возможно, с сожалением, осознал, что выбрал совсем не на то. Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.

И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор- и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: делайте правильный выбор!

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: Семейные ценности"

Цель классного часа: знакомство с классом, семейными ценностями каждого ученика, формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки.Задачи:- формирование уважительного отношения к членам семьи...

Сценарий классного часа по теме "Семейные ценности в литературе"

При создании данного сценария использованы не только литературные источники, но и материалы из истории, культуры, искусства...

Классный час - урок нравственности. "Человеческие ценности"

Классный час - урок нравственности "Человеческие ценности"...

Классный час по теме «Человеческая бестактность»

Углубить представления учащихся о тактичности,бестактности, познакомить с принципами тактичного поведения в обществе....

Классный час на морально-этическую тему "Что такое человеческие ценности"

Данную разработку можно использовать на классном часе для учащихся 5-6 классов для формирования человеческих ценностей, гармоничного развития  общечеловеческих задатков детского организма....

Классный час в 6 классе по теме "Вселенная человеческих ценностей"

Внеклассное мероприятие по теме "Вселенная человеческих ценностей" направлено на формирование представления у учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе....

Методическая разработка. Классный час на тему: «Вечные ценности»

Ознакомить с понятиями «долг» и «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему....