Кем быть?
проект (9 класс) на тему

Ильина Марина Витальевна

проект по профориентации школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКООУ «Санаторная школа-интернат»

Исследовательский проект

«Кем быть?»

Для обучающихся 8, 9 классов.

Воспитатель: Ильина М.В.

2015-2016

Содержание

                                                                                                        Стр.

1. Введение. Пояснительная записка.                                                      2                              

2. Структура программы проекта                                                             4

3. КТП реализации проекта                                                                      4                                          

4. Библиографический список                                                                10                    

Пояснительная записка.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Учащимся необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос ученик  должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональное призвание.

          Программа курса «Твое профессиональное призвание » направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.

Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях.

Особенность программы состоит в том, что занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик.

Цель: формирование и развитие у учащихся навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.

Задачи программы:

- психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);

- психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;

- моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.

Основные принципы программы:

- принцип гуманизации  приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути;

- принцип индивидуализации  учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;

- принцип социализации  содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.

При реализации программы планируются следующие результаты: расширение знаний учащихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда. Участники программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить. Учащиеся пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.

Структура программы проекта.

Программа рассчитана на 25  академических часов, по 1 часу в неделю. В программе 3 блока: введение в мир профессий, основы профессионального выбора, планирование профессионального пути. Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, психодрамы и т.д. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.

Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.

По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.

Календарно-тематическое планирование (на 2015-2016 учебный год)

Дата

План/факт

Тема

Цель

Рекомендуемые приёмы и методы

Материалы (оборудование, наглядность)

1 четверть

3.09

Знакомство с курсом

«Кем быть?»

1.Ввести в проблему профессионального самоопределения.

2.Познакомить с правилами ведения факультативных часов.

3.Формировать умения по анализу необходимой информации.

лекция, беседа

Тетради-дневники (для каждого занятия)

10.09

Мы пришли в школу.

Экскурсия «Безопасность на дороге – моё стиль жизни»

Дать определения понятий самоопределение, развитие, саморазвитие

Беседа

Презентация, лекция.

17.09

Я – человек.

Зачем человек рождается.

Экскурсия «Шуя и интернет»

Дать представления о понятиях человек, жизнь.

Научить  анализировать, делать выводы.

Беседа

24.09

Я – человек.

Здоровье человека.

Экскурсия из цикла «Кем быть»

Дать основные понятия здоровье, наследственность Научить  развивать способности и самоопределению и самореализации.

Диспут

1.10

Я – человек.

Как я отношусь к другим.

Дать понятие отношения. Научить  принимать на себя личную ответственность за свое решение.

Примеры о том, как дружат разные ребята: как они вместе играют, работают, помогают друг другу.

Презентация по теме.

8.10

Я – отличаюсь от других.

Мои способности. Потребности. Мои интересы и увлечения.

Научить  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять точку зрения, анализировать наиболее типичные социальные ситуации.

Лекция, презентация.

15.10

Я – выбираю.

Свобода выбора и ответственность. Результаты выбора и их ответственность.

Научить анализировать собственные помыслы и поступки. «Я люблю тебя любого»

Практикум.

Творческие задания.

22.10

Типы профессий по предмету труда (теоретическое занятие)

1.Дать общее представление об основных компонентах профессиональной деятельности, о предмете труда.

2.Расширить  кругозор ребят о мире профессий.

3.Воспитывать интерес к миру  современных профессий.

Семинар с элементами лекции

Тетради-дневники (для каждого занятия)

29.10

Психологическая игра «Выбор профессии»

1.Определить  наиболее подходящие для подростка профессий на основе выбора соответствующих характеристик трудовой деятельности.

2.Воспитывать уважение к профессиям, связанным с физическим трудом.

3.Развивать наблюдательность.

Психологическая игра

комплект карточек (список характеристик трудовой деятельности).

2 четверть

12.11

Склонности и интересы

1.Продолжить  знакомство с миром профессий.

2.Повышать  активность ребят в поиске необходимой информации.

3.Учить выявлять  свои профессиональные склонности и интересы, определять степень устойчивости.

Практическая работа. Тестирование.

Тесты, бланки к тестам.

19.11

Способности

1.Изучить уровень интеллектуального развития учащихся.

2.Развивать познавательные способности учащихся.

3.Воспитывать любовь к учебе.

Практическая работа. Тестирование.

Тесты, бланки к тестам.

26.11

Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней.

1.Изучить уровень самооценки учащихся

2.Познакомить учащихся с приемами работы над самооценкой

3.Формировать адекватную самооценку учащихся.

Практическая работа. Тестирование

Тесты, бланки к тестам.

3.12

Секреты выбора профессии («Хочу» - «Могу» - «Надо»)

1.Познакомить учащихся с тремя факторами выбора профессии.

2.Развивать у учащихся мышление.

3.Формировать культуру общения.

Семинар с элементами лекции

10.12

Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения.

1.Познакомить  со структурой профессионального выбора.

2.Развивать у учащихся  понимание своих особенностей.

3.Воспитывать интерес к рынку труда.

Диспут

Тетради-дневники

17.12

Мышление и развитие мышления.

1.Дать оценку развитию своего мышления.

2.Сформулировать некоторые советы по развитию мышления.

3.Развивать мышление учащихся.

Семинар-практикум

Материалы для тестов

24.12

Память и внимание, их развитие.

1.Познакомить  с различными видами памяти, внимания.

2.Дать возможность исследовать свои особенности памяти, внимания.

3.Сформулировать некоторые советы по развитию памяти и внимания.

Семинар-практикум

Материалы для тестов

3 четверть

14.01

Воображение и его роль в профессиональной деятельности.

1.Показать роль воображения в профессии человека – художественный образ.

2.Исследовать развитие воображения у ребят.

3.Сформулировать советы по развитию воображения.

Семинар-практикум

Материалы для тестов.

21.01

Темперамент и его виды.

1.Познакомить  с типами темпераментов.

2.Показать роль темперамента при выборе профессиональной деятельности.

3.Повышать интерес учащихся к самим себе, к своей личности.

Семинар с элементами лекции

28.01

Характер

1.Познакомить учащихся с понятием «характер».

2.Показать  влияние профессии на характер.

Семинар с элементами лекции

Материалы для тестов.

4.02

Характер

(практическое занятие)

1.Провести  диагностику некоторых особенностей характера.

2.Показать  влияние профессии на характер.

Семинар-практикум

11.02

Общение - основа человеческого бытия

1.Познакомить с теоретическими основами общения (функции, средства,).

2.Провести диагностику уровня общительности.

3.Развивать коммуникабельность учащихся.

Семинар с элементами лекции, тренинга

Материалы для тестов.

18.02

Невербальное общение

1.Познакомить с понятием «невербальное общение».

2.Рассмотреть теорию происхождения (врожденное или приобретенное).

3.Провести диагностику уровня владения невербальными компонентами в процессе общения.

Семинар-практикум

Материалы для тестов.

25.02

Конфликты. Стратегии поведения в конфликте.

1.Познакомить с различными стилями  поведения людей в конфликтных ситуациях.

2.Провести диагностику  способа поведения учащихся в конфликтных ситуациях.

3.Развивать  эмпатию.

Семинар-практикум

Материалы для тестов.

3.03

Правила поведения в конфликте

1.Познакомить учащихся с основными правилами поведения в конфликтной ситуации.

2.Отработать на практике некоторые варианты поведения в конфликтной ситуации.

3.Развивать наблюдательность.

Семинар-практикум

Материалы для тестов.

10.03

Воля

1.Познакомить учащихся со способами развития воли.

2.Провести диагностику волевых качеств личности.

3.Воспитывать волевые качества.

Семинар-практикум

Материалы для тестов.

17.03

Эмоции и чувства

1.Выявить эмоциональное отношение к необходимости принять решение о выборе профессии;

2.Познакомить с основными эмоциональными состояниями;

3.Обсудить влияние эмоционального отношения к деятельности на успешность деятельности и удовлетворенность ею.

Семинар-практикум

Материалы для тестов.

4 четверть

31.03

Роль жизненных ценностей при выборе профессии

1.Актуализировать  ценности.

2.Обсудить тему ценностей и их влияния на выбор.

3.Выявить  особенности  поведения учащихся в ролевом общении.

Семинар-практикум

Материалы для тестов, карты с эмоциями, булавочки.

7.04

Развитие умений по принятию решений.

1.Дать знания об алгоритме принятия решения.

2.Проследить освоение алгоритма на практике.

3.Воспитывать самостоятельность в принятии решения.

Семинар-практикум. Решение проблемных задач

Материалы для тестов.

14.04

Планирование профессионального пути.

1.Предоставить членам группы возможность «заглянуть в будущее» с учетом полученных знаний.

2.Дать необходимые знания по планированию профессионального пути.

3.Развивать навыки планирования.

Семинар-практикум

Материалы для тестов.

21.04

Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора.

1.Проверить усвоенные навыки и знания.

2.Развивать творческие способности.

3.Воспитывать умение подводить итоги.

Урок-смотр знаний

Тетради-дневники.

28.04

Диагностическая методика «Профессиональная готовность»

определение уровня готовности консультируемого совершить адекватный профессиональный выбор.

Семинар-практикум

Материалы для тестов.

5.05

Экскурсии в ПТУ, в предполагаемое место работы или учёбы

12.05

Экскурсии в ПТУ, в предполагаемое место работы или учёбы

19.05

Экскурсии в ПТУ, в предполагаемое место работы или учёбы

Список литературы

  1. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В.  Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
  3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.
  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 2005.- 224с
  5. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.:Просвещение, 1995.-239с.
  6. Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.
  7. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.
  8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.:Генезис, 2006.-208 с.
  9. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.:Генезис, 2002-80 с.
  10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.:Генезис, 2004.- 125 с.
  11. Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.
  12. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.