УРОК МИРА
классный час (8 класс) на тему

Авдеева Елена Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mira.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                УРОК   МИРА

Цель: воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Задачи:

  • Познакомить учащихся  с историей рождения символа «Голубь мира» и с историей жизни Саманты Смит, Садако Сасаки и Вити Черевичкина.  
  • Способствовать пониманию событий, происходящих в стране и мире, адекватно оценивать их.
  • Воспитывать чувство интернационализма и патриотизма,  уважительного отношения к народам, населяющим нашу планету.
  • Учить заботится о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение;
  • Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, лекала бумажных голубей, ножницы, карандаши, фломастеры.

Ход классного часа:

1.Организационный момент.

   - Дорогие ребята, я поздравляю вас с первым учебным днем, с Днем знаний! Желаю вам новых открытий, новых успехов, новых знаний. Хорошего настроения вам!  Рада вновь встретиться с вами в стенах родной школы. Рада видеть вас красивыми, здоровыми, бодрыми и весёлыми. Ещё раз, а точнее, 8-й раз встречаете вы 1-е сентября, как ученики и испытываете знакомые чувства: приятное праздничное волнение, радостное возбуждение после долгой разлуки, некоторое беспокойство по поводу неизвестного будущего, смутные ожидания чего-то нового, но непременно хорошего и доброго.

   - Вместе с вами сегодня за парты сели сотни тысяч ребят. В каждой школе свои уроки. Сегодня на  нашем первом уроке  мы будем говорить об очень серьезных и важных вещах. О Мире.  Казалось бы, уже все сказано, все понятно. Но поверьте, мира на Земле нет и поныне. Сегодня жизнь на планете бьётся тревожным пульсом. Миллионы людей во всех уголках земного шара задают один и тот же вопрос: «Как сохранить мир?» Но задавать вопрос мало. Необходимо каждому приложить максимум усилий, сделать всё от него зависящее, чтобы сохранить свой дом, землю, детей от подобных взрывов и ядерных катастроф.

–  И хочу начать свой рассказ  с трагедии, которая произошла в Беслане. Давайте вспомним  тех, кто погиб 12 лет назад (1.09.2004 года) в Беслане.

Было ясное сентябрьское утро. Дети в парадной форме с цветами и их близкие собирались на традиционные линейки, посвященные началу нового учебного года. В это время на территорию школы 1 г. Беслана в Северной Осетии въехала на трех машинах вооруженная банда из 32 человек. Захватив в заложники более 1300 взрослых и детей, они усадили их на пол в спортивном зале и заминировали школу. С 1 по 3 сентября люди не получали ни воду, ни питание. В их адрес раздавались постоянные угрозы. Они понимали, что это террористический акт, но свято верили, что их спасут, что все они останутся живы.

Любые попытки вести переговоры с террористами в конструктивном русле, и решить вопрос об освобождении заложников без силового вмешательства оказывались безуспешными. 3 сентября была осуществлена стихийно начавшаяся операция по освобождению заложников. Днем 3 сентября в школе прогремел взрыв. Началась паника… Многие из заложников пытались бежать, боевики открыли по убегавшим огонь. На их защиту встали войска спецназа. Своими телами они закрывали детей и взрослых от пуль, сами, погибая при этом. На сегодняшний день огромны жертвы этого теракта, установлено 394 человека. Остальные заложники (более 560 человек), помимо полученных в ходе штурма здания школы ранений, испытали тяжелейший психологический шок. Убит 31 террорист.
Здание школы после операции освобождения, и в результате подрыва имевшейся у террористов взрывчатки, оказалось практически полностью разрушенным. Год спустя после этого трагического события на мемориальном кладбище Беслана, где захоронены жертвы теракта, состоялось открытие памятника “Древо скорби”.

. Основная часть

- Ребята, а что является символом мира? 

 не просто голубь, а белый голубь.

Почему именно голубь?

Сейчас уже не так-то просто установить, почему и как голуби стали  символом мира у большинства народов планеты.

- Известно, что с очень давних времен в странах Востока голуби считались священными птицами, добрыми вестниками богов.

    Существует также легенда о том, как голубки богини любви Венеры свили свое гнездо в шлеме бога войны Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.

Древние славяне верили, что в голубя превращается душа умершего.

А у  христиан эта птица служила символом Святого Духа. Считается, что эта птица приносит счастье. Когда-то ее, как фамильный тотем-оберег подвешивали в переднем, красном углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ни чем семейный лад.

У  славянских народов есть поверье, что человеку, выпустившему в небо птицу, сопутствует удача и счастье в жизни и голубь лучше всего подходит для этого.

-Поэтому в небо торжественно выпускают  голубей дети на праздниках, выпускники школ, молодожены. Во многих городах нашей планеты есть памятники голубям мира.  А художники посвящают им свои работы.        

-Памятник девочке с голубем в руках можно увидеть  в Америке. Эта девочка ваша сверстница, первая посланница мира из Америки в Советский Союз.

  Итак, мы переносимся в 1983 год в далекую Америку.

Две великие сверхдержавы Советский Союз  и  Америка находились   в состоянии холодной войны (постоянное соперничество, гонка вооружений), которая в любой момент могла перерасти в самую настоящую «горячую», кровопролитную войну. Простые люди этих двух стран ничего не знали друг о друге, поездки за границу в то время в Советском Союзе можно сказать  были запрещены.

В то время в  одноэтажном домике на окраине города Манчестера (штат Мэн) вместе с родителями жила американская 10-летняя девочка Саманта Смит. Девочка как девочка, ничем не отличалась от своих подруг. Но однажды она узнала про то, что если на ее город упадет атомная бомба, то все погибнет вокруг, а жизнь остановится. И такая угроза исходит из СССР. Ей стало страшно. Ее мучил вопрос: "Почему русские хотят напасть на Америку?" Об этом она ни раз слышала по телевизору и радио. Немного подумав, она села за стол, взяла ручку и тетрадь, и начала свое письмо:

"Мистер Советский Президент!

Мне 10 лет. Я обеспокоена, будет ли война...

 Вы за войну или нет? Если вы против, пожалуйста, напишите, как вы собираетесь не допустить войну?"

Идею девочки поддержали ее родители, хотя сами мало верили, что их дочь получит ответ из Москвы. Письмо отправилось за океан - в Советский Союз.

Саманта ждала, и ответ пришел. Не веря своим глазам, она начала читать:

"Здравствуй, дорогая Саманта!...

Мне кажется, что ты смелая и честная девочка, похожая на Беки, подружку Тома Сойера. Твой вопрос - самый главный. Отвечу на него честно и серьезно. Советские дети хорошо знают, сколь ужасна и разрушительна война...

У Америки и у нас есть ядерное оружие - страшное оружие, которое может в один миг погубить миллионы людей. Но мы не хотим, чтобы оно было пущено в ход. Мы предлагаем прекратить его дальнейшее производство и приступить к уничтожению всех его запасов на земле. Мы хотим мира для себя и для всех народов планеты. Для своих детей и для тебя, Саманта. "

- А еще Советский президент пригласил Саманту вместе с ее родителями в гости в Россию. Они приехали и побывали в Москве, в Санкт-Петербурге, в детском лагере “Артек” на берегу Черного моря. Везде ей были рады, везде ее встречали как родную. Саманта теперь точно знала, что наши люди не хотят войны. Так весь мир узнал об американской девочке.

  Саманта  побывала в мемориальном комплексе на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где ей показали пожелтевшие странички из дневника Тани Савичевой. Переводчик прочитал их на английском языке. Тогда Саманта поняла, как ужасна война, что люди, пережившие такое, никогда не начнут ее первыми.

Уезжая домой, Саманта сказала: “Люди здесь кажутся мне такими же, как мои соседи. Они похожи на меня больше, чем я думала. Это самое важное, что я поняла”.

К сожалению,    13-летняя Саманта погибла 25 августа 1985 года вместе со своим отцом  в  крушении небольшого пассажирского самолета при посадке в аэропорту города Оберн в американском штате Мэн.

 Но ее до сих пор помнят в России как маленького американского посла мира.

В 1986 г. в г. Огаста — столице штата Мэн (США) был торжественно открыт памятник Саманте Смит.   Автор памятника изобразил Саманту в полный рост, выпускающую из рук «голубя мира». К её ногам прижимается медвежонок — покровитель штата Мэн.

Учитель: открываем еще одну страницу истории и отправляемся в 1945год.

Заканчивалась Великая Отечественная война. Ничто не предвещало беды. Но...

6 августа 1945 года по приказу президента США Трумэна американским бомбардировщиком была сброшена первая атомная бомба на японский город Хиросима. 9 августа 1945 года американцами была сброшена вторая атомная бомба на японский город Нагасаки. Огромный огненный, похожий на большой гриб, ядерный взрыв накрыл города. Рушились дома, чернели деревья, замертво падали люди. Города превратились в выжженную пустыню и вымерли. Жертвами бомбардировки в Хиросиме были 140 тысяч человек, в Нагасаки - 75 тысяч. Так Америка продемонстрировала свое новое оружие миру.

Именно эти взрывы принесли в Японию страшное заболевание, которое получило название «лучевая болезнь». Первыми стали болеть дети...

В Хиросиме жила  японская девочка Садако  Сасаки. Когда на город сбросили атомную бомбу, ее было всего 2 года. Она жила со своими родителями в трех километрах от города, а потому не пострадала - ни ожогов, ни ранений не было. Прошло 10 лет и  у неё возникли проблемы со здоровьем. В больнице Садако был поставлен диагноз лейкемия, "атомная болезнь". Доктор сказал её отцу, что ей осталось жить не более года. Садако была госпитализирована.

 В Японии существует   поверье если загадать желание и сложить тысячу "цуру", оно обязательно исполнится. «Цуру» - это  бумажный журавлик, который тогда символизировал счастье и долголетие.

 Доктор, чтобы придать Садако силы для борьбы с болезнью, сказал, что если она сама сделает тысячу белых бумажных журавликов, то обязательно поправиться. Садако поверила.  Складывание журавликов стало для нее последней надеждой на выздоровление. Готовые белые журавлики сначала занимали ее кровать, затем пол палаты, поднимались к потолку, садились на подоконник. Одноклассники девочки решили помочь ей. Они сами делали журавликов и привлекали к этому занятию своих друзей. Так весть о японских журавликах разнеслась по всему миру. В Японию со всех уголков земного шара летели белые журавлики. Все стремились помочь выздороветь  Садако. Вскоре белая журавлиная стая переросла за тысячу, но девочке становилось все хуже.

 Песня « Японские журавлики». Белые журавлики не смогли победить страшную болезнь, не смогли спасти жизнь девочки. Она умерла 25 октября 1955 года.

  Японские школьники и их родители в память о тех, кто погиб от страшного оружия,   собрали деньги и построили Архитектурно-парковый символический ансамбль Парк Мира.

 В 1958 г. в Парке мира в Хиросиме была установлена статуя, держащей в руках журавлика,  Садако.

 И сегодня сюда приносят белых бумажных журавликов со всех уголков нашей Земли. В августе 2003 году у подножия памятника Садако скопилось до 60 тысяч разноцветных японских журавликов.

Иногда ветерок подхватывает их и кружит над планетой. А журавли курлычут и призывают: "Дети! Помните Садако! Она так хотела, чтобы в мире не было войн, чтобы все были здоровы, веселы и счастливы!"

Так бумажный  журавлик  Садако стал еще одним символом надежды на мир без войн.

 

 Учитель: Из далекой Японии переносимся в Советский Союз,  в страшные сороковые. Великая Отечественная война

В Ростове-на-Дону жил мальчик. Звали его Витя Черевичкин. Самой главной его страстью были голуби. О голубях он знал все. Когда пришли фашисты, мальчик решил тоже бороться с ними. Но не оружием. Его помощниками в борьбе с врагом стали птицы. Голуби, обученные мальчиком, стали бойцами-разведчиками. Они несли   в расположение советских войск сведения из города. Однажды фашисты узнали об этом. Мальчика схватили.  

Все решили, что Витю застрелят прямо  в сарае с голубями. Но он откинул косяк, загораживающий леток, и голуби выпорхнули на улицу. Они расселись рядом, на крыше. Тогда немец повел Витю в штаб.    Там его и расстреляли. Голуби улетели в тот же день.  Дотемна они сидели на крыше сарая, а утром их уже не было.  О Вите рассказывали на Нюрнбергском процессе, судившем нацистских преступников, к делу была приложена фотография убитого мальчика, с голубем в руке…. Фотография доказывающая, что это всё не вымысел, а факт реального мира. Его убили, но память о нем живет и поныне. И у многих сегодняшних  мальчишек   нашей страны любимое увлечение голуби.   В Ростове Вите Черевичкину поставили памятник в парке его имени. Памятник представляет собой мальчика с голубем, которого он крепко прижимает к груди.  

Ребята, запомните эти имена: Саманта Смит, Садако Сасаки, Витя Черевичкин. Это дети, которые так и остались в своем детстве. Они никогда не станут взрослыми.  Зло, совершаемое в мире, не позволило им жить на Земле. Глядя на нас с неба, они требуют, чтобы сегодня мальчики и девочки были счастливее их, жили под мирным небом, творили добро каждый день. Только тогда зло будет повержено, а дети смогут вырасти и стать взрослыми. Сегодня много задач стоит перед людьми.

Но главная задача сохранить мир на земле. Сберечь для потомков нашу маленькую по масштабам Вселенной планету, которая из космоса выглядит голубым и прекрасным шаром. Политика мира закон нашей страны. Вопрос о мире особенно остро стоит сейчас, когда идут войны.