Классный час "900 дней и ночей Ленинграда"
классный час по теме

Самкина Вера Валерьевна

Много дат и событий, о которых мы вспоминаем, когда подходит их время. Но есть среди них одно, о котором мы обязаны помнить всегда: Великая Отечественная война. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.rar2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час  по теме: “900 дней и ночей Ленинграда".

Класс: 7-а

Учитель: Самкина В.В.

Цели: познакомить детей с героическими страницами истории России; способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма; пробуждать у детей интерес к общественным явлениям, стремление узнать историю своей страны; воспитывать уважение к людям старшего поколения.

Учитель: Много дат и событий, о которых мы вспоминаем, когда подходит их время. Но есть среди них одно, о котором мы обязаны помнить всегда: Великая Отечественная война. /Звучит музыка довоенной поры/.

(слайд 2 )

22 июня 1941 года. Воскресенье. Теплое, солнечное утро. И настроение у людей такое же радостное и солнечное. Они идут гулять по городу, в парки, собираются на танцы, в музеи, выставочные залы. В кинотеатрах идут фильмы “Свинарка и пастух”, “Веселые ребята”, “А если завтра война…” …А война была не завтра, война была сегодня…. /Звучит “Священная война”/.

(слайд 3)

Около 4-х часов утра этого светлого, солнечного дня германские войска нарушили границу Советского Союза, и началась Великая Отечественная война. В заявлении Советского правительства по радио 22 июня 1941 года говорилось: “Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством. Нападение на нашу страну совершено несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении, и Советское правительство со всей добросовестностью выполняло условия этого договора… Вся ответственность за разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей”. Заявление заканчивалось словами: “Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!” 

(слайд 4)

Никто и не подозревал тогда, насколько страшной, кровавой и долгой будет эта война, сколько жизней она унесет с собой. Кованые сапоги гитлеровской армии уже подмяли под себя почти всю Европу и ступили на нашу землю. Гитлер не ждал сопротивления со стороны СССР: наша страна не была готова к войне, она не могла сравниться с немецкой ни по численности, ни по военной мощи. Но “молниеносной” войны не получилось. Планам Гитлера не суждено было осуществиться.

(слайд 5)

Бесконечно долго можно рассказывать об ужасах этой войны и беспримерном мужестве солдат, героических тружеников тыла, всего советского народа. То, что пережила и выстрадала наша земля, невозможно вспоминать без боли и праведного гнева. Целью Гитлера было раздавить нашу страну, заковать в цепи рабства весь наш народ. Это была широкая, заранее обдуманная программа Гитлера об отношении к покоренным народам. “Мы обязаны, - провозглашал этот маньяк, - истреблять население – это входит в нашу миссию охраны германского населения…Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви”. Из официального обращения гитлеровского командования к солдатам: “Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки». Так и поступали фашистские захватчики. Только на территории СССР, подвергшейся оккупации, фашистские изверги замучили и истребили около 10 миллионов советских мирных граждан, в том числе детей, стариков и женщин. Они разрушили и разграбили 1710 советских городов, более 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий, 98 тысяч колхозов, десятки тысяч школ, больниц, театров, музеев, домов культуры, миллионы людей, угнанных в Германию, содержались в неволе, как древние рабы. Фашисты покрыли Европу густой сетью концентрационных лагерей, организовали чудовищные “фабрики смерти”. Кровь стынет в жилах при одном упоминании о таких мрачных застенках, как Дахау, Освенцим, Майданек, Бухенвальд, Заксенхаузен, Треблинка, Саласпилс.

/Демонстрация фотографий зверств фашистов и рисунков детей/ (слайд 6)

Посмотрите на фотографии. Все это страшные лики войны. Но особое место в ее летописи занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады.

(слайд 7)

На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Они жили под постоянными бомбежками и обстрелами, мерзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев во время блокады – каждодневный подвиг.

(слайд 8)

Из секретной директивы 1-а 1601/41 немецкого военно-морского штаба «О будущности города Санкт-Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

(слайды 9-10)

Учитель: Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов. В помощь советским войнам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты. В оккупированных районах Ленинградской области создавались подпольные группы и партизанские отряды. Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети.

(слайд 11)

Из радиопередачи «Говорит Ленинград», сентябрь 1941 года: «Мы, Ленинградцы, будем биться с врагом так, чтобы наши дети могли гордиться делами своих отцов, которые не только строили и украшали свой город, но и защитили его смело и отважно, жертвуя всем на благо Родины. Мы победим, ибо хотим жизни, свободы, счастья».

(слайды 12-13)

Ученица: На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. Дети вместе со взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного и черного металла, собранного школьниками. Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. За одну неделю школьники собрали более миллиона бутылок.

Ученица: Многие школы были переоборудованы в госпитали для раненых бойцов. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для госпиталей столовую посуду, книги. Школьники дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов, юные ленинградцы выступали перед ними с концертами художественной самодеятельности.

Ученик: Наравне со взрослыми школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли “часовыми ленинградских крыш”.

Ученик: В газете “Смена” была помещена такая заметка школьника Вовы Иванова: “Это было поздно вечером. Я опять дежурил на чердаке. Вдруг услышал шум самолета, потом какой-то свист, и совсем рядом плюхнулись две зажигательные бомбы. За ними еще и еще! Я сперва немного растерялся, но потом схватил одну бомбу и сунул ее в бочку с водой. Зашипела она, как змея, и погасла. В бочку я бросил еще штуки три, а остальные стал забрасывать песком. Ко мне на помощь пришел Вова Крашилин. С ним мы погасили последние четыре бомбы. Справились! Даже чердак не загорелся. А ведь упало ни много ни мало – двенадцать зажигательных бомб”.

(слайд 14)

Ученик: За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Более 3 тысяч зданий было разрушено и сожжено, повреждено – 7143. Третья часть жилья была уничтожена.

(слайд 15)

Учитель: В итоге жестоких, кровопролитных боев, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную магистраль, связывающую осажденный Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши. (слайд 16)

Запасы продовольствия таяли с каждым днем. Постоянно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно – технические работники получали лишь по 250 г суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего по 125 г в день. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу. (слайд 17)

 Зимой 1941 – 1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзали водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой. Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Основной “транспорт” жителей города – детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было). Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

(слайды 18-19)

Ученица: Все эти тяготы на равнее со взрослыми переносили дети и подростки.

Ученик: Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется…А за Невою
Клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать…

Ученица: На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
“Где твоя мама, мальчик” ?
- “Дома”.
“А где твой дом, сынок” ?
- “Сгорел”.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет.

(слайд 20)

Учитель: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

/На сцену выходят девочки. Они по очереди читают записи: “Женя умерла 28 декабря в 12.00 часов утра 1941 г.”,“Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.”, “Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.”,“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.”, “Мама умерла 13 мая в 7.30 часов утра 1942 г.”,“Савичевы умерли”. “Умерли все”. “Осталась одна Таня”/.

Учитель: Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

  (слайд 21)

Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из – за куска хлеба, из – за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: “Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя”. Но фашисты просчитались. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу. В документальном сборнике “Стояли со взрослыми рядом…” есть воспоминания Ольги Николаевны Полевой и Зари Александровны Малютиной, бывших в блокадные дни школьниками. “Помню, в булочной мне сделалось плохо, - рассказывает Ольга Николаевна, - и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул”. “А мне запомнилось, - рассказывает Заря Александровна, - как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба - по 5-10г. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы подумали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее”.

Ученица: 

Да, мы не скроем – в эти дни
Мы ели клей, потом ремни,
Но, съев похлебку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
И он точил, пока рука
Могла производить движенья.
А если падал – у станка,
Как падает солдат в сраженье.

(слайд 22)

Ученик: “Все для фронта, все для победы!” - боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов, станковые и ручные пулеметы, 10 миллионов снарядов и мин. В городе постоянно ощущалась нехватка рабочих рук. На заводы и фабрики пришли досрочно выпущенные из ремесленных училищ мальчики и девочки, бывшие школьники. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Голодные, изможденные подростки – рабочие по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Учитель: Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель А.Фадеев сказал: “И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились”. Сохранилось сочинение школьницы блокадных лет Вали Соловьевой. Она писала: “Мы, дети Ленинграда, должны были окончить учебный год, несмотря ни на что: ни на бомбежки, ни на обстрелы, ни на голод, ни на холод. Родина поставила перед нами эту задачу, и мы должны были ее выполнить”. Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка – “буржуйка” не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десна, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Ученица: 

Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла…
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – после похорон. /Ю.Воронов /

(слайд 23)

Учитель: Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них тоже была одинаковая. Ослабевающие от недоедания учителя шли в школу, поддерживая друг друга под руки. Учитель часто был для ребят отцом и матерью. Ведь отцы были на фронте, а многие матери – на казарменном положении. Ради встречи друг с другом учителя и ученики ежедневно проделывали тяжкий и долгий путь в школу. “Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунину, заслуженную учительницу РСФСР, - вспоминает Ольга Николаевна Тюлева, - было ей уже за шестьдесят. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном темном платье, белоснежном воротничке и такой же подтянутости требовала от нас, школьников. Я смотрела на нее и думала: “В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу”. Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу – в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком.

(слайд 24)

Учитель: Вся страна помогала блокадному Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов приостановилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно называл ее “дорогой жизни”. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года на еще не окрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку.

Ученица: 

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут – пустяк.
Поломка эта – не угроза.
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора –
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне – до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря “священным даром” назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь. /О. Берггольц

Учитель: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Сколько человек спасла от неминуемой смерти эта легендарная ледовая трасса!.. Наконец наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался от трупов. Ленинградцам угрожал еще один враг – эпидемия. На нее очень рассчитывали фашисты. Необходимо было очистить город. И он был полностью очищен. В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду! 18 января 1943 года воины-ленинградцы и воины-волховчане встретились у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Вместе с ними эту победу отмечали все советские люди.

Учитель: Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен через год. С тех пор прошло более 60 лет. Но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени.

Ученица: 

Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне”

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она как сила нам нужна. /Ю.Воронцов /

Учитель: Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.

/Фото Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге /.(слайд 25)

Давайте же склоним головы перед ленинградцами и защитниками города, не дожившими до наших дней. Вечная им память!

Ученица: Люди!

Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою ценой
Завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, -
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет, -
Помните!

Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли
Помните!

К мерцающим звездам
Ведя корабли, -
О погибших помните!

Встречайте трепетную весну,
Люди Земли!
Убейте войну!
Прокляните войну,
Люди Земли!

Мечту пронесите
Через века
И жизнью наполните,
Но о тех,
Кто уже не придет
Никогда,
Заклинаю:
Помните! /Р. Рождественский
/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "200 дней и ночей Сталинграда"

Внеклассное мероприятие для учащихся 2-9 классов, посвященное 70-летней годовщине Сталинградской битвы...

"900 дней и ночей Ленинграда"

Методическая разработка тематического классного часа...

Сценарий классного часа "200 дней и ночей Сталинграда"

Сценарий классного часа посвященного 70-летию сталинградской битвы....

Сценарий классного часа: «200 дней и ночей Сталинграда!».

Цель: пополнить знания об истории нашей Родины; расширять представления учащихся о Сталинградской битве, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере гер...

Тематический классный час «200 дней,200 ночей. Героям Сталинграда, твёрдым, как сталь в знак глубокой благодарности»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви...

Урок, посвященный блокаде Ленинграда: «900 дней и ночей мужества, стойкости, отваги…»

Цели и задачи урока:воспитание чувства гордости и любви к своей Родине;привитие уважения к героическому прошлому своего народа и чувства гордости за героическое прошлоеМесто проведения: кабинетХо...

Классный час: "900 дней и ночей"

27 января - День воинской Славы России. День снятия блокады Ленинграда в 1944году. Сценарий содержит полезный материал, посвящённый трагическим страницам нашей истории....