Классный час "Дружба и товарищество - основа кадетского братства"
классный час на тему

Майданова Анна Сергеевна

Классный час "Дру.ба и товарищество - основа кадетского братства" направлен на укоренение в кадетском корпусе духа толерантности, формирование отношения к ней, как к важнейшей ценности общества, способствующей развитию культуры, дружбы, взаимопонимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерства обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Севастопольское президентское кадетское училище»

УТВЕРЖДАЮ

старший воспитатель курса 7-х классов

______________       Г. Мишин

«____» сентября 2015 г.

План-конспект классного часа

на тему: «Дружба и товарищество –

основа кадетского братства»

разработала классный руководитель 7-В класса 3 курса

воспитатель I квалификационной категории

Майданова А.С.

г. Севастополь

Цель: укоренение в кадетском корпусе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества, способствующей развитию культуры мира в Российской Федерации и на Земле.

Задачи:

  • актуализация идей толерантности, добра и мирного сосуществования;
  • воспитание чувства гордости за историю своей страны, национальных традиций и культур.
  • развитие навыков межличностного взаимодействия в соответствии с формулой: понимание + принятие + сотрудничество + партнёрство.

Оборудование и материалы: парты расставлены так, что образуют круг; мультимедиапроектор, видеоролик песни «Родина моя…», аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь», презентация, клубок шерстяных ниток.

Дата проведения: 17 сентября 2015 года

Время проведения: 14.00

Место проведения: комната отдыха

Форма проведения: комбинированное занятие, интерактивная беседа.

Развёрнутый план урока

п/п

Этап классного часа

Краткое описание этапа, действия воспитателя

Действия

воспитанников

Педагогические технологии

Формируемые компетенции

1

Начало

занятия

Проверка личного состава

Доведение темы классного часа

Слушают воспитателя

Групповые технологии

Формирование способов группового взаимодействия

2

Основная часть

Вводное слово воспитателя по теме занятия. Просмотр видеоролика

Слушают воспитателя. Смотрят видеоролик

Информационно-коммуникационные технологии

Готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации.  Владение навыками использования информационных устройств. Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность

3

Упражнение «Домино»

Слушают товарищей, рассказывают о себе

Технология сотрудничества.

Групповые

технологии

4

Обсуждение вопроса о ценностях семьи

Кадеты записывают понятия, которые важны для крепкой и дружной семьи

Информационно-коммуникационные технологии

5

Выступление кадета Фикташ Я. (притча «Лад в семье»)

Слушают сообщение. Отвечают на вопросы

Информационно-коммуникационные технологии

6

Обсуждение понятия «Дружба»

Слушают воспитателя. Создают композицию «Дружба»

Технология сотрудничества. Групповые

технологии

7

Обсуждение понятия «Толерантность»

Слушают воспитателя. Отвечают на вопросы

Информационно-коммуникационные технологии.

8

Обсуждение понятия «Заповедь».

Вступление кадета Блоцкого Е. «Заповеди товарищества»

Слушают сообщение

Информационно-коммуникационные технологии.

9

Заключение

Краткий опрос по пройденному материалу

Отвечают на вопросы

Технология развивающего обучения

Ход классного часа

Воспитатель:

- Кадеты, тема нашего классного часа «Дружба и товарищество – основа кадетского братства».

 Давайте поразмышляем, так ли это.

Кадетам предлагается прослушать фрагмент песни «Родина Моя»

(видеоролик песни «Я, ты, он, она...)

Я, ты, он, она

Вместе – целая страна,

Вместе – дружная семья,

В слове «МЫ» - сто тысяч «Я»

Большеглазых, озорных

Чёрных, рыжих и льняных

Грустных и весёлых

В городах и сёлах…

Воспитатель:

Слова этой песни и о нашем училище, и о нас с вами. Вы тоже часть этих «Я», приехавших из разных уголков России. Пути столь разных «Я» сошлись здесь – в Севастопольском президентском кадетском училище. Вы все такие разные и непохожие…, а может чуть-чуть похожие? Давайте это выясним!

Упражнение «Домино»

Задачи:

  • создать в группе атмосферу открытости;
  • позволить кадетам открыто говорить о себе;
  • показать, что в группе между участниками существует как различия, так и объединяющие их вещи.

Процедура проведения. Первый участник становится в центр и называет две свои характеристики- «С одной стороны, я ношу очки, с другой люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берёт его за руку, говоря, например: «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Продолжать так, пока все кадеты не станут частью домино. (Помогать наводящими вопросами).

Обсуждение:

  • что вы чувствовали, когда узнавали, что кто-то в классе похож на вас;
  • что чувствовали, когда узнавали, что кто-то не похож на вас;
  • хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

    Кадеты:

 -разнообразие кадет во взводе делает жизнь интересней;

 -кадеты своими отличительными чертами дополняют друг друга.

Кадеты рассаживаются за парты.

Воспитатель:

20 мальчишек вместе учатся, ходят в столовую, бегают и маршируют, смеются и грустят, поют и танцуют, участвуют в спортивных соревнованиях и интеллектуальных конкурсах, болтают о пустяках и на важные темы. От подъёма до отбоя, плечом к плечу, день за днём, 24 часа в сутки.

Мы – семья, братство. А что помогает нам жить одной семьёй? Какие ценности должны быть в семье?

Запишите на листе бумаги несколько слов, которые особенной важны для крепкой и дружной семьи.

Каждый кадет читает свои понятия. Воспитатель на доске записывает те из них, которые повторяются. Выделяем таким образом ключевые понятия.

(дружба, взаимопонимание, любознательность, юмор, уважение и внимательность друг к другу и окружающим, доброта, принятие друг друга такими, какими мы есть, сотрудничество, любовь, понимание, что от твоего «Я» зависит ещё 19 «Я»… взаимоподдержка, «один за всех и все за одного», вежливость, терпение, юмор, считаемся с мнением и интересами каждого, кадет кадету - брат, радости и горести на всех одни и т.д.).

Воспитатель:

У нас повторились следующие слова: дружба, любовь, терпение. Почему вы считаете их важными для каждой семьи? (Ответы кадет).

Слово «семья» состоит из двух слов: «СЕМЬ и Я». Послушайте китайскую притчу «Лад в семье»

Кадет (Фикташ Ян):

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь, прощение, терпение. 

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. (произносится: сто раз отдельно написаны эти слова)
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.


   Итак, какие слова, по мнению мудреца, необходимы для мира и лада в семье? (Любовь, терпение, прощение). Почему именно их выделил старец, чем они важны? Давайте вернёмся к притче и посмотрим, есть ли совпадение? (любовь, терпение…) Нужно любить друг друга и уметь прощать. Тогда в семье будет мир, и лад. Семья будет крепкой и дружной.

А какая из перечисленных ценностей для вас самая главная? (Ответ: ДРУЖБА)

Создайте её скульптуру. (5-6 кадет выходят в центр и создают композицию).

Воспитатель:

Дружба – это основанные на любви, доверии и уважении отношения между людьми. Как правило, отношениями дружбы бывают связаны люди, имеющие общие интересы. Дружба – понятие, которое предполагает глубокую внутреннюю привязанность друг к другу и особую откровенность.

Вначале дружба возникает на взаимном интересе, по мере развития этих отношений она перерастает во взаимное уважение и доверие. Эти качества являются базисными для этого понятия.

Доверие предполагает уверенность в своем друге и его морально-нравственных качествах. Уважение предполагает умение разделять с человеком его точку зрения, его привязанности, увлечения, манеру поведения. Человек, которого уважают, чувствует себя более уверенно, достойно. Он знает, что на свете есть человек, который ценит его как личность.

Ещё одним ключевым моментом понятия «Дружба» является модное в наше время слово «Толерантность». Это понятие имеет свою историю.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать при решении проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.

А что, по вашему мнению, означает слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ? Я предлагаю, передавая клубок ниток по кругу из рук в руки обменяться мнениям по данному вопросу.

  Ответы кадет:

Сострадание, прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, милосердие, уважение прав других, принятие другого таким, какой он есть.

Воспитатель:

 -Совершенно верно.

Толерантность – это…

- сотрудничество, дух партнёрства

- готовность мирится с чужим мнением

- уважение человеческого достоинства

- уважение прав другого человека

- принятие другого таким, какой он есть

- способность поставить себя на место другого

- уважение права быть иным

- признание факта многообразия

- отказ от принципов национальной исключительности и превосходства

- терпимость к иным мнениям, верованиям и поведению

- отказ от принципов доминирования, причинения вреда и насилия.

Воспитатель:

Обратите внимание, сколько правил и норм поведения нужно соблюдать, чтобы жить в мире и согласии. А я бы назвала их не правилами, а заповедями. Почему? Что такое заповедь?

По определению Ожегова В.И. «Заповедь – правило, положение, служащие руководством, указанием для кого-нибудь».

Заповедь – это духовное завещание одного поколения другому.

Кадет  (Блоцкий Евгений):

В 1913 г. Главный начальник военно-учебных заведений России Великий Князь Романов Константин Константинович разослал по кадетским корпусам и военным училищам, созданные им «Заповеди товарищества». «Заповеди» Великого Князя с восторгом были приняты и воспитателями, и кадетами, потому что товарищество было в основе всех кадетских традиций. Неслучайно, Великий Князь, человек глубоко верующий, назвал созданные им правила заповедями по примеру библейских. Они являются нравственным ориентиром формирования тех качеств личности кадета, которые необходимы для верного и преданного служению Отечеству.

А почему товарищество?

Товарищество – близость, основанная на общности взглядов, условий жизни, деятельности.

Товарищество отвергает неуважение друг к другу, эгоизм, высокомерие, доносительство. Там, где в коллективе есть товарищество, не может быть унижения человеческого достоинства, господства сильного над слабым. «Дедовщина» развивается там, где нет товарищества.  Все кадетские традиции основаны на чувстве товарищества, которое вырабатывается в кадетских корпусах с детских лет и не притупляется в течение всей жизни.

Великий Князь Константин Константинович так определил понятие товарищество: Товариществом называются добрые отношения, вместе живущих или работающих, основанные на доверии и самопожертвовании.

Дружба и товарищество – это ещё и общие дела, схожесть принципов и интересов.

Воспитатель:

Обобщая все ваши высказывания можно сделать вывод: каждый, поступающий в наше училище, должен следовать тем главным принципам нравственности, тем заповедям, которые станут для всех вас образом мышления и нормой жизни. В основе своей эти заповеди состоят в следующем:

  1. Мы все разные, но у нас есть и много общего. Поэтому все равны в своих правах. Никогда не считай другого хуже или глупее себя.
  2. Обращайся с другими так, как хотел бы чтобы обращались с тобой. Будь равно добр и открыт всем. Помни, «как аукнется, так и откликнется»!
  3. Помни, по тебе и твоим поступкам судят о твоих родителях, воспитателях, товарищах и училище в целом.
  4. Люби Россию, ибо она, как мать твоя, и ничто в мире не заменит её.
  5. Береги честь и достоинство с молоду. Помни, что жизнь наша принадлежит России, а честь никому!
  6. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа!

И в заключении я хочу сказать, что слово «МЫ» состоит из множества слов «Я». Всё в жизни начинается с нашего «Я». Только от себя самого зависит твоё отношение с окружающими. А без друзей каждого из нас будет только чуть-чуть.

Звучит песня «Если с другом вышел в путь».

Используемая литература:
1.  Цзен Н.В., Пахомов Ю.В.
Ц 55 Психотренинг: игры и упражнения — Изд. 2-е, доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 67).

2. В.В. Шумов. История казачества. Ростов-на- Дону. 2004

3. Б.А.Алмазов. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой Век». 1999

4.К.Н. Хохульников. Казаки России.Ростов-на-Дону 2012

5.Универсальная школьная энциклопедия. Биографии / ред. группа Е. Журавлёва, Д. Володихин, О. Елисеева – М.: Мир енциклопедий Аванта+, 2007

6. Журнал Воспитание школьников №6 2008 Воробьёва К. Профилактика агрессивности в подростковой среде, стр.55

7. Журнал Воспитание школьников №3 2008 Вислова А, Нетерпимость в молодёжной среде и способы её преодоления, стр. 15.

8. http://ataman-ovko.ru/historical/cossack_commandments

9. Притча «Лад в семье» Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кадетское братство. Визитка.

Визтка детского школьного объединения "Кадетское братство"...

Классный час "Кадетское братство"

Классный час направлен на формирование чувства патриотизма, дружбы у старшеклассников....

Сценарий праздника "Вступление в кадетское братство".

Сценарий праздника , вступления в кадетское братство для среднего школьного возраста. Содержит стихи, историческую справку о кадетском движении в России.  Материалы сценария могут быть использова...

Воспитательная программа "Кадетское братство"

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся кадетского класса «Кадетское братство» МАОУ СОШ № 7 г.Когалыма на 2016 -2020г. рассчитана на учащихся кадетских классов младше...

Классный час: «Дружба и товарищество - основа Нахимовского братства»

76 лет тому назад, в годы Великой Отечественной войны, опираясь на прошлый опыт организации подготовки кадров для армии и флота, были созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища п...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 7 классе «Кадетское братство» по повести Н.С. Лескова «Кадетский монастырь».

Презентация к уроку внеклассного чтения в кадетском корпусе  «Кадетское братство» по повести Н.С. Лескова «Кадетский монастырь» (7 класс)...