Муравейник
рабочая программа на тему

Каргина Наталья Владимировна

Програма летнего оздоровительного лагеря "Муравейник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_letnego_lagerya.docx165.05 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                              

Директор ГКУ Нижегородской области УСЗН Починковского района

__________________     В.В.Громов

«       »___________ 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пеля – Хованской СШ

_______________ А.Н. Каргин

«       » ____________ 2016 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Пеля - Хованская средняя общеобразовательная школа»

Починковского района Нижегородской области

     

ПРОГРАММА

ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ

%7Be4a35100-3bf6-4d8a-9699-2af483001b02%7D

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: ИЮНЬ 2016 Г.

Содержание программы

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ………………………………………3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………….4

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………………………………..6

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ………………………………………………………………….7

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ………………………………………………………………...11

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ …………………………………………………………….13

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………………………………..16

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ И КРЕТЕРИИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ…………..26

РЕЖИМ ДНЯ……………………………………………………………………………..

ПЛАН  МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………….27

6622817d53bat

Информационная карта программы

Полное название программы

Программа  пришкольного оздоровительного лагеря «Муравейник» с дневным пребыванием при МБОУ «Пеля - Хованская СОШ» Починковского района Нижегородской области

Цель программы

- создать благоприятные условия для организации досуга и укрепления здоровья учащихся, включая их в социально значимую, творческую деятельность;

- привить навыки экологической культуры и расширить представления о многогранности мира;

Направление деятельности

В лагере ведётся работа по трём направлениям: эколого-краеведческое, воспитательное, спортивно-оздоровительное.

Краткое содержание программы

В современном мире проблема окружающей среды приобрела глобальный масштаб. Она затрагивает самые основы цивилизации и во многом предопределяет возможности выживания человечества.

Возникла необходимость в скорейшем действии по сбережению жизни на Земле.Воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде является неотъемлемой частью общей системы образования.

Формирование природоохранного сознания это начальный этап становления личности человека.

Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и окружающей среде и практические умения, направленные на изучение природы родного края и ее охрану

Ожидаемый результат

Результативность реализации Программы измеряется:

  • в качественной организации отдыха учащихся;
  • в 100-ом %  охвате  детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;        
  • в повышении  уровня экологических знаний и их применении;
  • в сформированности у школьников понимания ценности природы;
  • в потребности  учащихся к знаниям об окружающей их природе;
  • в стремлении к конкретной деятельности по  охране окружающей среды;

Адрес, телефон

461787, Починковский район, с. Пеля - Хованская, ул. Участок Конного завода, д.1Б, uchitel.79@list.ru, т.( 83197)32750

Место реализации

Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, расположенный в МБОУ «Пеля - Хованская СШ» Починковского района Нижегородской области

Количество, возраст учащихся

34 обучающихся  с 7 до 14 лет

Сроки проведения, количество смен

С 1по 20 июня 2016г., 1 смена

Финансовое обеспечение проекта

Финансирование за счет средств УСЗН Починковского района Нижегородской области

Пояснительная записка

Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

                                        М. Монтень

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы.

Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

      Ежегодно для обучающихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ«Пеля - Хованская СШ» Починковского района Нижегородской области. Обязательным является вовлечение в лагерь  ребят из неблагополучных, многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.

Данная программа эколого-краеведческого лагеря направлена на  формирование экологической культуры, получения и расширения знаний в области экологии, краеведения разновозрастной группой детей и подростков, получивших первоначальные знания на уроках природоведения, окружающего мира, истории.

В основе работы эколого-краеведческого лагеря лежат три направления:

  • образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);
  • воспитательное;
  • спортивно-оздоровительное.

Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы.

Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.

Спортивно-оздоровительные мероприятия включают встречи с медицинскими работниками, проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки, минут здоровья.

Воспитателями в лагере работают квалифицированные педагоги из числа учителей школы. Решению поставленных задач помогают условия, созданные в школе для работы лагеря: игровые комнаты, комната отдыха, спортивный зал, стадион, библиотека, ДК.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.

Программа ориентирована на младший и средний школьный возраст.


Цель:

Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи:

  1. Создание условий для организованного отдыха детей.
  2. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
  3. Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
  4. Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
  5. Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
  6. Формирование у ребят навыков общения и толерантности.

Сроки реализации программы: июнь 2016года.

Принципы работы:

Программа  летнего оздоровительного лагеря «Муравейник» опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛДП «Муравейник» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе  развития творческих способностей.

4. Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Этапы реализации программы.

  1. Подготовительный этап.

         Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

- издание приказа по школе о проведении летней кампании;

- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Муравейник»;

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

  1. Организационный этап смены.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

- запуск программы ;

- формирование органов самоуправления,

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

  1. Основной этап смены:

- реализация основной идеи смены;

        - вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

  1. Заключительный этап смены.

 Основной идеей этого этапа является:

-  подведение итогов смены;

- выработка перспектив деятельности организации;

 - анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Условия реализации программы:

  1. Нормативно-правовые условия:

  • Закон «Об образовании РФ»
  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  • Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
  • Устав МБОУ «Пеля - Хованская СШ» Починковского района Нижегородской области
  • Положение о пришкольном лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
  • Должностные инструкции работников.
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  • Заявления от родителей.
  • Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
  • Акт приемки лагеря.
  • Планы работы.

  1. Материально-технические условия предусматривают:

Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Комната отдыха, игровая комнаты

Материальная база школы.

Средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

Зал

Занятия спортом, состязания,  линейка (в случае плохой погоды)

Материальная база

Школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивная площадка

Линейка, проведение общелагерных  игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

Школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

Школы

Воспитатели, администрация лагеря

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

Школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Районный  бюджет

Повар

Комнаты гигиены

Туалеты,  санитарный уголок

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

3.       Участники программы

1. Участниками программы летнего оздоровительного лагеря «Муравейник» являются учащиеся школы,   педагогические и медицинские работники.

2.        Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 7-14 лет.

3.        Преимущество при зачислении в ЛОЛ «Муравейник» с дневным пребыванием детей и подростков имеют из многодетных, неполных, мало обеспеченных семей, дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей.

4.  Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих .

5.        Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.

6. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.

СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ

Всего детей – 34

Из них:

– из многодетных семей – 10,

– малообеспеченных семей – 8,

– из семей беженцев, переселенцев – 1,

– из числа детей (опекаемых) – 1,

-  из семей неработающих родителей (один или двое)  - 2

– детей с ограниченными физическими возможностями (инвалиды) – нет,

– детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении – 3,

Кадровое обеспечение

  1. Начальник лагеря -  1
  2.  Воспитатель - 4
  3.  Повар - 1
  4. Помощник повара – 1
  5. Уборщица служебных помещений -4

Функциональные  обязанности сотрудников лагеря.

Начальник лагеря:

-организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;

-разрабатывает  программу ЛОЛ «Муравейник»;

-обеспечивает  безопасность жизни и здоровья  детей и  сотрудников лагеря;

-оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;

-руководит работой педагогического и вспомогательного персонала;

        Воспитатель:

-Отвечает за художественное оформление в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков, а так же за оформление мероприятий, проводимых в лагере.

-Составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы;

-Составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.

-Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;

-Организует с учётом возраста ребят работу по обслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда и ТБ, участие в общественно полезном труде;

-обеспечивает реализацию плана работы;

-обеспечивает  и  отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий; обеспечивает сохранение здоровья ребят;

-несет материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь;

Повар:

-Должен соблюдать санитарные нормы и правила по мытью посуды. На инвентаре и посуде иметь маркировку, а на варочных баках литражи.

-Не допускать в меню запрещённые продукты, приготовление пищи без меню – требования на выдачу продуктов питания.

-Не раздавать пищу ребятам без предварительно проводимого бракеража.

Технический персонал:

-Должен знать и выполнять санитарно – гигиенические нормы содержания помещения, оборудования, инвентаря.

-Обеспечить санитарное состояние помещения, где находятся ребята.

4    Материально-техническое и организационно-методическое обеспечение:

  • фотоаппарат;
  • видеокамера
  • компьютер;
  • диски
  • магнитофон, колонки;
  • канцелярские товары;
  • спортивно-игровой инвентарь;
  • призовой фонд. Грамоты, дипломы, сувенирная продукция, подарки.
  • разработка и подборка методических материалов по организации деятельности ЛДП.
  • разработка игровых, развлекательно-познавательных, образовательных и т.п. программ.

Подготовка сценариев мероприятий, дел на каждый день ( в нескольких вариантах).

  • подготовка помещения, игровых площадок.
  • формирование групп детей (списки по группам).

Содержание программы

Организационно-педагогическая деятельность

- комплектование штата лагеря кадрами

- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных Управлением Образования  Починковского района

- совещание при директоре, зам. директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся

- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей

- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде направлений.

Направления деятельности

Формы работы

Ожидаемый результат

Эколого-краеведческая

-работа детей на пришкольном учебно-опытном участке;
-озеленение и благоустройство территории школы;
-пропаганда экологических знаний;
-организация экологических акций: «Чистый двор», «Уют»;
-проведение экологических экспедиций: «Родник», «Муравейник».

Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися.

Развитие и расширение кругозора учащихся.

Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу.

Воспитательная

-  Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!»

 -  Посещение школьного музея

 -  Подвижные народные игры (Лапта, городки);

 - Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья»,

- Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, песен, сказок, загадок, стихов и т.д.

Формирование экологической культуры, развитие творческих способностей учащихся.

Оформление композиций из природного материала, из вторичного сырья.

Выставки работ учащихся.

Использование работ детей в рекламных и природоохранных мероприятиях.

Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды

Спортивно-оздоровительная

Утренняя зарядка.

Воздушные и солнечные ванны.

Подвижные игры.

Экскурсии.

Походы с играми на местности.

Пропаганда и формирование здорового образа жизни.

Улучшение физического состояния учащихся.

Увеличение двигательной активности.

Укрепление физического здоровья детей.

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

-        Инструктажи для детей:        «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»;

-      Тематические минутки здоровья: «В гостях у Мойдодыра»  , «Правильное питание», «Твой режим на каникулы», «Путешествие в страну витаминию», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Плохи шутки с солнышком» ( 1 - о солнечном ударе и ПМП при этом; 2 – о солнечном ожоге и ПМП при этом)

Аналитическая деятельность по работе программы

-        Предварительный сбор данных на воспитанников ЛОЛ «Муравейник»;

-   Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

(Организация работы лагеря происходит в виде сюжетно-ролевой игры «Цветущий сад», участниками которой становятся все дети. В игре принимают участие 2 отряда, состоящие из участников «Муравейник». В течение  смены каждый отряд выполняет различные задания эколого-краеведческого характера, принимает участие в экологических акциях, социально-значимой деятельности, конкурсах, экскурсиях. Ежедневно отряды соревнуются в экологических, воспитательных и спортивных мероприятиях: за каждую победу в мероприятии отряд получает цветок, определённого цвета: ярко-жёлтый -экологическое, розовый – воспитательное, оранжевый – спортивное. В конце дня, на  «огоньке» отряды приклеивают заработанные за день цветы на своё дерево.Результат игры: «распустивший сад»)

-  Анализ  мероприятий, проводимых в ЛОЛ;

-        Анализ анкет детей и родителей по окончании смены;

-   Анализ работы программы «Муравейник» в заключительный день работы ЛОЛ

Ожидаемые результаты и критерии их оценивания

Результативность реализации программы лагеря измеряется:

  • в качественной организации отдыха и оздоровления учащихся;
  • в 100-ом %  охвате  детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;        
  • в повышении  уровня экологических знаний и их применении;
  • в сформированности у школьников понимания ценности природы;
  • в потребности  учащихся к знаниям об окружающей их природе;
  • в стремлении к конкретной деятельности по  охране окружающей среды;

Критерии,  по которым определяется эффективность работы:

  • сформированность экологической культуры (здоровья, жилья, общения, взаимодействия с окружающим миром);
  • умение видеть красоту, ее ценить, испытывать потребность в общении с природой, стремиться к конкретной деятельности по ее созиданию;
  • продуктивный выход за смену –альбом «Записки юного краеведа»

Законы и правила лагеря «Муравейник»

PE03257_

Закон хозяина.

«Муравейник» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.

Закон точности.

Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.

Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.

Закон поднятых рук.

Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.

Каждый в ответе за то, что с ним происходит.

Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.

Верь в себя и свои силы.

Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока для учащихся 6 класса по теме «Гимнастический муравейник»

Совершенствовать технику гимнастичических элементов.Развитие двигательнвых качеств: гибкость,ловкость,прыгучесть....

Урок . Тема:полоса препятствий "Муравейник"

Чем может быть интересен  урок физической культуры? Как изменить содержание такого обычного, известного с на­чальной школы урока, сделать его личностно-значимым? Как заин­тересовать собстве...

Конспект мероприятия "Спортивный муравейник"

Цель: передача опыта и помощь старших детей младшим.Задачи:1. Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристического многоборья, выпол...

Муравейник

Воспитательная программа летнего лагеря.Выбирая форму активного экологического образования, мы остановили свой выбор на лагере с дневным пребыванием детей. Это наиболее удачная форма в наших условиях,...

День Здоровья (игра Муравейник)

Эту игру можно использовать на любом дне здоровья на улице и в зале. Количество станций можно увеличивать и уменьшать, а так же менять для каждого класса....

Презентация "Декабристский муравейник", конкурсная работа команды учеников МКОУ "Гауфская СОШ"

Презентация рассказывает о представителях семейства Муравьевых, участниках декабристского движения, содержит интересный биографический материал, может использоваться для уроков истории в 8 и 10 класса...

Урок "муравейник" 3-4 классы

Урок физической культуры, построенный по методу круговой тренировки похож на муравейник не только внешне, но и по существу выполняемой деятельности направленной на поддержание жэизненно важных функций...