Рабочая программа для 5 класса по курсу "В школу за здоровым питанием"
рабочая программа (5 класс) на тему

Мантрова Ольга Викторовна

Рабочая программа является дополнением к основному плану воспитательной работы классного руководителя. Сюда включены  темы, напрвленные на формирование у обучающихся представлений о здоровом питании и образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_shkolu_za_zdorovym_pitaniem.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»

РАССМОТРЕНА на заседании

методического объединения

  __  __ 20___года Протокол №        

СОГЛАСОВАНА

Методическим советом МБОУ «Гимназия»

  __  __ 20___года Протокол №        

УТВЕРЖДЕНА

приказом  МБОУ «Гимназия»

                                                                       __  __ 20___года Протокол №  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«В школу за здоровым питанием»

для 5 класса

на 2016 – 2017 учебный год.

                                                                                                                      Составили:

Мантрова О.В.

Безрукова Е.Л.

Моршанск

Пояснительная записка.

Одной из важных задач школы сегодня является формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью. Школьники должны узнать и принять для себя основные принципы здорового образа жизни. Здоровье и развитие школьников  во многом зависят от полноценного сбалансированного питания и эффективности его организации в школе, так как именно в школьном возрасте, когда активно формируются привычки, наибольшее значение имеет воспитание навыков рационального питания.

               Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания  здоровьесберегающей   среды в школе, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования.

Многие обучающиеся  имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью или попустительством со стороны родителей.  Нужно объяснить ребенку, как питание важно для него и его организма.

           Программа относится  к социальному направлению внеурочной деятельности и через школу  тематические классные часы. Направлена программа на  формирование культуры здоровья, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.

      Актуальность и  новизна программы в том, что она  дополняет и раскрывает содержание отдельных тем предметных областей «Биология», в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке,  о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их,  учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

       Цель программы:

-формирование у обучающихся,  а также их родителей  основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

       Реализация программы предполагает решение следующих образовательных,  воспитательных и развивающих  задач:

Образовательные задачи:

-развитие  представления детей  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,

-формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;

-расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление   здоровья, формирование готовности выполнять эти правила;

-пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и

 здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

Воспитательные задачи:

- развитие представления о социокультурных  аспектах питания, его связи с культурой  и историей  народа;

- развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Развивающие задачи:

- развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;

-развитие самостоятельности, самоконтроля;

- развитие  коммуникативности;

- развитие творческих способностей.

   Содержание работы структурировано в виде 9 разделов-модулей:

1. «Продукты разные нужны, продукты разные важны».

2.  «Режим питания».

3. «Где и как мы едим».

4. «Ты – покупатель».

5. «Ты готовишь себе и друзьям».

6. «Кухни разных народов».

7. «Кулинарная история».

8. «Как питались на Руси и в России».

9. «Необычное кулинарное путешествие».

     Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

    Курс предназначен  для детей 10—11 лет. Основной вариант реализации программы — в рамках внеурочной деятельности.

    Программа «В школу за здоровым питанием» включает в себя 9 тем (по одному  занятию каждый месяц). Программа реализуется 1 год через  занятия  «В школу за здоровым питанием»,  проводится в 5 классе  в объеме 9 часов в год  (по одному  занятию каждый месяц).

В качестве организации занятий проводятся следующие формы:

  • сюжетно-ролевые игры
  • рассказ по картинкам
  • выполнение самостоятельных заданий
  • игры по правилам — конкурсы, викторины
  • мини-проекты
  • совместная работа с родителями

Методы:

Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование), проблемный,  частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес), объяснительно-иллюстративный.

        Ожидаемые результаты и способы их проверки.

        Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
  • овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
  • готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся,

Метапредметными  результатами освоения программы являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;
  • рефлектировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений.
  • находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее.
  • пересказывать полученную информацию своими словами, представлять ее.
  • различать  достоверные объективные знания и субъективные мнения о них.

Содержание программы.

Модуль 1. "Продукты разные нужны, продукты разные важны.

Теория. Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Минеральные вещества.

Практика. Рацион питания. «Насколько полезно мое любимое блюдо?» Анкетирование детей «Правильно ли мы питаемся»?

Модуль 2.  «Режим питания».

Теория. Понятие режима питания.

Практика. Мой режим питания. Игра «Составляем режим питания». Меню сказочных героев.

Дети обсуждают – чем опасен рацион питания Карлсона,  Вовки из Тридесятого царства и т. д., составляют меню для этих героев.

Модуль 3. «Где и как мы едим».

Что такое перекусы, их влияние на здоровье. Поговорим о фаст-фудах.

Практика. Мини- проект «Мы не дружим с сухомяткой». Путешествие и поход. Собираем рюкзак. Правила поведения в кафе. Ролевая игра «Кафе».

Модуль 4. «Ты – покупатель».

Теория. Где можно сделать покупку. Права и обязанности покупателя. Срок хранения продуктов. Упаковка продуктов.

Практика. Читаем информацию на упаковке продукта. Ты покупатель. Сложные ситуации при покупке товара. Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека». Составление формулы правильного питания. Игра «Юный кулинар»

Модуль 5. «Ты готовишь себе и друзьям».

Теория. Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина. Кулинарные секреты.

Практика. Мини-проект «Помощники на кухне». Сервировка стола. Игра «Конкурс кулинаров. Выставка кулинарных изделий «Калейдоскоп здоровых блюд».

Модуль 6. «Кухни разных народов».

Теория. Понятие «национальная кухня».

Практика. Кулинарное путешествие. Проект «Кулинарные праздники». Конкурс эмблем «Кулинарные праздники». «Знакомые незнакомцы… О бананах, ананасах, грепфруте  и многом другом…»

Модуль 7. «Кулинарная история».

Теория. Традиции и культура питания.

Практика. Творческий проект. Первобытная кулинария. Творческий проект.  Кулинария в средние века. Современная кулинария. Конкурс кроссвордов «Кулинария».

Модуль 8. «Как питались на Руси и в России».

Теория. История кулинарии в России. История посуды в русской кухне. Самовар-символ русского стола. Особенности питания в разных регионах России, их связь с климатом и обычаями. Традиционные блюда русской кухни. Польза меда. Праздник русской картошки . Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки».

Модуль 9. «Необычное кулинарное путешествие».

Теория. Мировые Музеи питания. Кулинария в живописи. Кулинария в музыке. Кулинария в танце. Кулинария в литературе. Уникальные блюда стран мира.

Практика. Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие». Творческий проект «Вкусная картина». Викторина «Необычное кулинарное путешествие». Составление формулы правильного питания.

Календарно – тематическое планирование.

Тема разделов и уроков

Формы занятия

Дата проведения

Кол. часов

Фактич.

5г,д

Планир.

5г,д

Модуль 1. "Продукты разные нужны, продукты разные важны.

1

Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Минеральные вещества.

Рацион питания. «Насколько полезно мое любимое блюдо?» Анкетирование детей «Правильно ли мы питаемся»?

Беседа, анкетирование

1

Модуль 2.  «Режим питания».

2

Мой режим питания. Игра «Составляем режим питания». Меню сказочных героев.

Беседа, практическая работа

1

Модуль 3. «Где и как мы едим».

3

Что такое перекусы, их влияние на здоровье. Поговорим о фаст-фудах.

Мини- проект «Мы не дружим с сухомяткой». Путешествие и поход. Собираем рюкзак. Правила поведения в кафе. Ролевая игра «Кафе».

Беседа, ролевая игра, практическая работа, составление мини - проектов

1

Модуль 4. «Ты – покупатель».

4

Ты покупатель. Сложные ситуации при покупке товара. Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека».

Игра «Юный кулинар».

Беседа, мини – проект, игра

1

Модуль 5. «Ты готовишь себе и друзьям».

5

Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина. Сервировка стола. Игра «Конкурс кулинаров. Выставка кулинарных изделий «Калейдоскоп здоровых блюд».

Беседа, игра, выставка

1

Модуль 6. «Кухни разных народов».

6

Кулинарное путешествие. Проект «Кулинарные праздники». Конкурс эмблем «Кулинарные праздники». «Знакомые незнакомцы… О бананах, ананасах, грепфруте  и многом другом…»

Путешествие, беседа, игра

1

Модуль 7. «Кулинарная история».

7

Первобытная кулинария, кулинария в средние века. современная кулинария.

Составление кроссвордов, беседа, составление рассказов по сюжетным картинкам

1

Модуль 8. «Как питались на Руси и в России».

8

Особенности питания в разных регионах России. Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки».

Беседа, практическая работа

1

Модуль 9. «Необычное кулинарное путешествие».

9

Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие». Творческий проект «Вкусная картина». Викторина «Необычное кулинарное путешествие». Составление формулы правильного питания.

Составление кроссвордов, беседа, викторина

1

Информационно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение.

1.М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева.  Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012 г.

2.М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012 г.

3.Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1998

Витамины. Под редакцией Смирнова М.П. – М.: Медицина, 2000г.  

4.Езушина Е.В. Азбука правильного питания. Дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель, 2008

5.Касаткина В.Н., Щеплягина Л.А., Здоровье, учебно-методическое пособие для учителей, РОО «Образование и здоровье», М., 2007.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Компьютер
  2. проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ

Рабочая  программа учебной дисциплины «Бухгалтерский учет в общественном питании»  разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего проф...

Рабочая программа индивидуального курса по биологии: "Основы рационального питания", 8 класс

Рабочая программа индивидуального курса по биологии для 8 класса "Основы рационального питания"...

Рабочая программа внеурочной деятельности школьного кружка «Формула здорового питания» на 2 года обучения

Рабочая программа внеурочной деятельности  школьного кружка «Формула здорового питания»на 2 года обучения для 11-12 лет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"

Рабочая  программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании", 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школа экономики. Первые шаги. Разговор о правильном питании

Эта программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур....