Конспект классного часа на тему «Азбука дорожного движения».
классный час (8 класс) на тему

Людмила Михайловна Романова

Классный час направлен на активизацию у обучающихся интереса к знаниям Правил дорожного движения, формированию сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательный центр

комплексного сопровождения обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

«Южный»

Конспект классного часа.

Тема: «Азбука дорожного движения».

(8-9 класс)

Подготовила и провела:  Л.М. Романова,

классный руководитель.

г. Рославль

Тема: «Азбука дорожного движения».

Цель: систематизировать и обобщить знания обучающихся по правилам дорожного движения.

Задачи: активизировать у обучающихся интерес к знаниям Правил дорожного движения;

формировать сознательное и ответственное отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;

воспитывать законопослушных участников дорожного движения;

развивать умственную деятельность, способность наблюдать, делать выводы, проверять результаты.

Оборудование: презентация.

Ход мероприятия:

- Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа «Азбука дорожного движения». Слайд 1

- Каждый человек, выходя на улицу, автоматически становится участником дорожного движения. И неважно при этом, ходит он пешком или едет на автомобиле.

- Сейчас по нашим дорогам движутся миллионы автомобилей. Количество ДТП и число пострадавших в них увеличивается год от года. Почему так происходит? Просто каждый третий человек в нашей стране не соблюдает правила дорожного движения.

- Давайте назовём основные причины ДТП? Слайд 2

  • - Рассеянное внимание водителей и пешеходов.
  • - Переход улицы в неустановленном месте.
  • - Переход перед близко идущим транспортом.
  • - Появление пешеходов из-за стоящего на проезжей части транспорта.
  • - Подвижные игры на проезжей части.
  • - Снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника и тому подобное.
  • - Скользкие участки дороги во время непогоды.
  • - Снижение видимости из-за непогоды.
  • - Яркое ослепляющее солнце.
  • - Плохое состояние дорог.
  • - Езда на велосипедах по проезжей части.

- Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.

Правила дорожного движения известны каждому. А вот как и когда они появились, знают не все. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в историю и узнать, когда появились правила дорожного движения.

- История правил дорожного движения уходит в глубь веков. Как только человек перестал ходить и пересел на лошадь, а потом – с изобретением колеса – в повозку, сразу стало ясно, что нужно упорядочить дорожное движение. Конечно, скорости и количество транспорта были несравнимы с нынешними. Но нужно помнить, что дороги и улицы были тогда гораздо более узкие, извилистые и ухабистые. Слайд 3

Самые первые правила дорожного движения были введены ещё указом Юлия Цезаря в Древнем Риме. Эти правила вводили на улицах с односторонним движением, они запрещали ездить на частных колесницах по улицам Рима в рабочее время, а иногородние должны были оставлять своё транспортное средство за городской чертой и сами двигаться дальше пешком или в «такси» - наёмном паланкине. Слайд 4

В период гужевого транспорта необходимость упорядочения движения возросла ещё больше. Во времена царствования Ивана III известны правила пользования почтовыми трактами с их ямской гоньбой, что позволяло довольно быстро преодолевать большие расстояния. Пётр Первый в 1683 году издал указ: «Великим государем ведомо учинилось, что многие ездят  в санях на возжах с бичами большими и, едучи по улицам небрежно, людей побивают, то впредь с сего времени в санях на возжах не ездить». Слайд 5

А с созданием в 1718 году полицейских органов контроль за соблюдением установленных правил в Санкт-Петербурге был возложен на них. Следует заметить, что государство устанавливало не только правила, но и кару за их нарушение. Так, Анна Иоанновна, 9 января 1730 года приказала обнародовать указ, по которому предписывала ездить только на взнузданных лошадях «со всяким опасением и осторожностью, смирно». Ослушников же «бить кнутом и ссылать на каторгу». Слайд 6

Появление паровых автомобилей вызвало сопротивление у ретроградов. Клеветой и насмешкой они стремились остановить прогресс. Особенно преуспели владельцы богатых контор, имевшие конные дилижансы, перевозившие пассажиров и грузы. На своих противников они натравливали правительство, которое стало издавать очень строгие правила для паровых дилижансов. Первыми, кто стал на сторону автомобиля, оказались провинциальные и сельские врачи: автомобиль сокращал время прибытия к пациентам. Слайд 7

В 80-е годы XIX века появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания, способные развивать ещё большую скорость. 14 августа 1893 года во Франции вводятся первые правила дорожного движения для автомобилистов. По примеру Франции аналогичные правила появляются и в других странах Европы. Слайд 8

В 1920 году был принят Декрет СНК РСФСР от 10 июня, подписанный Лениным «Об автодвижении по г. Москве и её окрестностям».

Первые единые Правила на всей территории СССР появились в 1962 году. В последующее время в Правила вносились некоторые структурные изменения. Ныне действующие Правила дорожного движения  устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации, т. е определяют сферу правового регулирования только дорожного движения и не распространяются на другие виды движения (железнодорожное, воздушное и водное). Слайд 9

- А сейчас мы с вами проведём игру – викторину, которая поможет нам определить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения.

I задание – «Разминка» Слайд 10-12

- Как называют людей, идущих по улице?  (Пешеходы)

- Где можно переходить улицу?   (По переходам)

- Какие переходы вы знаете?  (Наземные и подземные)

- Какой переход самый безопасный?  (Подземный)

- По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?  (По правой)

- С какого возраста разрешается управлять  велосипедом на проезжей части?  (С 14 лет)

- Детей какого возраста запрещено перевозить на переднем сидении автомобиля? (Младше 12 лет)

- Разрешено ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам?  (Нет)

- Как называется «зебра» на проезжей части?    (Пешеходный переход)

- С какого возраста можно обучаться вождению автомобиля?   (С 16 лет)

- С какого возраста можно получить права на управление автомобилем?  (С 18 лет)

- На сухой или мокрой дороге автомобиль тормозит лучше?  (На сухой)

- Как правильно перейти проезжую часть, выйдя из автобуса?  (Дождаться, когда уедет автобус, тогда и переходить)

-Что означает в переводе с французского языка слово «тротуар»?  (Дорога для пешеходов)

- Можно ли начинать переход проезжей части по зеленому мигающему сигналу светофора? (Нельзя, т. к. можно не успеть перейти проезжую часть до включения желтого сигнала светофора).

- Как должны вести себя пешеходы при переходе дороги в капюшоне или с зонтиком? (Нужно снять капюшон и держать зонт так, чтобы он не ограничивал обзор дороги).

- Можно ли на велосипеде перевозить людей? (Только взрослые могут перевозить детей до 7 лет на велосипедах со специально оборудованным сиденьем).

II задание – «Назови дорожный знак» Слайд 13-15

- Все дорожные знаки делятся на несколько групп. Давайте назовём их.

Предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.

- А сейчас вы постараетесь рассказать о тех знаках, которые будут появляться на экране.

Физкультминутка «Красный, желтый, зеленый» 

- Я буду показывать вам кружки разного цвета: зеленый кружок – все дружно хлопают в ладоши и маршируют на месте; желтый кружок – поднимают руки вверх; красный – молчат и стоят на месте.

III задание – «Внимательный пешеход» Слайд 16-18

  • Где пешеходы должны ходить на улице?

Ответ. Пешеходы должны ходить только по тротуару, так как проезжая часть улицы предназначена для транспорта.

  • Какой стороны тротуара должны придерживаться пешеходы?

Ответ. Пешеходы должны придерживаться правой стороны тротуара, чтобы не мешать идущим навстречу людям.

  • Можно ли переходить улицу наискосок?

Ответ. Нельзя. Улицу надо переходить прямо, так как это уменьшает время пребывания на проезжей части.

  • Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы?

Ответ. Игры на проезжей части улицы мешают движению транспорта, а главное, дети, увлекшись игрой, могут попасть под колеса машин.

  • Можно ли переходить улицу на желтый свет светофора?

Ответ. Нельзя. Желтый сигнал светофора означает «Внимание!». Он включается при смене сигналов светофора. Для перехода улицы надо дождаться зеленого сигнала.

  • Как надо переходить улицу, если нет светофора?

Ответ. Прежде чем начать переход улицы, надо сначала посмотреть налево и направо и пропустить приближающийся транспорт. Дойдя до середины, посмотреть направо и налево и, если нет машин, закончить переход.

  • Где разрешается переходить проезжую часть, если в зоне видимости нет перехода?

Ответ. На хорошо просматриваемом участке дороги, если нет ограждений, под прямым углом к проезжей части дороги.

  • Из каких элементов состоит загородная дорога?

Ответ. Обочина, проезжая часть, кювет.

  • Что такое обочина?

Ответ. Это специальная часть дороги, предназначенная для пешеходов.

  • Как должен двигаться пешеход на загородной дороге?

Ответ. Навстречу транспорту.

  • Что означает зеленый мигающий знак светофора?

Ответ. Движение прекратить.

  • Что такое перекресток?

Ответ. Это место пересечения улиц, дорог.

IV задание – «Подбери правильный ответ» Слайд 19

- Необходимо правильно соотнести  понятие с его определением.

1. Видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада, а также в сумерки – это…

2. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут (и более), если это необходимо для посадки пассажиров либо разгрузки или загрузки транспортного средства – это…

3. Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения – это…

4. Пересечение дороги с железнодорожным переездом – это…

5. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства – это..

6. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств – это...

7. Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне – это…

8. Транспортное средство общего пользования, предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами – это…

  1. Дорожно-транспортное происшествие
  2. Железнодорожный переезд
  3. Маршрутное транспортное средство
  4. Недостаточная видимость
  5. Остановка
  6. Перекресток
  7. Проезжая часть
  8. Стоянка
  9. Темное время суток
  10. Механическое транспортное средство

V задание – «Скорая помощь» Слайд 20-22

- Ребята, а сейчас вам предстоит ответить на вопросы из области медицины, потому что каждый из нас должен знать, как оказать первую помощь если произошёл несчастный случай.

Какое лекарственное средство можно использовать в качестве дезинфицирующего средства при капиллярном кровотечении?

1. Подорожник, берёзовый лист.

2. Корень валерианы, цветы ландыша.

3. Листья мать-и-мачехи.

Ответ № 1.

Какое средство для автомобильной аптечки можно применить для уменьшения боли при переломе?

1. Валидол.

2. Анальгин и охлаждающий пакет-контейнер.

3. Активированный уголь.

Ответ № 2.

Для чего нужен валидол в автомобильной аптечке?

1. Для приёма при высокой температуре тела.

2. Для приёма при болях в области перелома.

3. Для приёма при болях в области сердца.

Ответ № 3.

Для чего в автомобильной аптечке предназначен 10% водный раствор аммиака (нашатырный спирт).

1. Для обработки ран.

2. Для наложения согревающего компресса.

3. Для вдыхания при обмороке и угаре.

Ответ № 3.

Где нужно определять пульс, если пострадавший без сознания?

1. На лучевой артерии

2. На бедренной артерии.

3. На сонной артерии.

Ответ № 3.        

Что следует сделать при оказании помощи при обмороке?

1. Усадить пострадавшего.

2. Уложить и приподнять голову.

3. Уложить и приподнять ноги.

Ответ № 3.

Как остановить кровотечение при ранении артерии?

1. Наложить давящую повязку на место ранения.

2. Наложить жгут выше места ранения.

3. Наложить жгут ниже места ранения.

Ответ № 2.

На какой срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут в теплое время года?

1. Не более получаса.

2.Не более одного часа.

3.Время не ограничено.

Ответ № 2.

На какой срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут в холодное время года?

1. Не более получаса.

2.Не более одного часа.

3.Время не ограничено.

Ответ № 1

Как правильно применить раствор йода или бриллиантовой зелени в качестве дезинфицирующего средства?

1. Смазать поверхность раны.

2. Смазать только кожу вокруг раны.

Ответ № 2.

Как правильно применить бактерицидные салфетки?

1.Промыть рану, удалить инородные тела, наложить бактерицидную салфетку.        

2.Обработать рану раствором йода, наложить бактерицидную салфетку.        

3. Не обрабатывая рану, наложить бактерицидную салфетку, зафиксировав ее пластырем или бинтом.

Ответ № 3.

При носовом кровотечении у пострадавшего необходимо:

1. Уложить пострадавшего на спину и вызвать врача

2. Придать ему положение полусидя, запрокинуть голову назад, обеспечить охлаждение переносицы.

3. Придать ему положение полусидя, запрокинуть голову вперед, обеспечить охлаждение переносицы.

Ответ № 3.

Подведение итогов: Слайд 23

- Ребята, в конце нашего классного часа мне бы хотелось посоветовать вам, быть особенно внимательными на улицах с интенсивным движением, остерегаться недисциплинированных водителей. Не стремитесь переходить улицу, как только зажегся зеленый свет, подождите пару секунд и убедитесь, что все машины остановились. Не бегите через дорогу, когда зеленый сигнал уже начал мигать и вот-вот переключится на желтый. Потому что иногда нетерпеливые водители срываются с места раньше времени. Будьте особенно внимательны в вечернее время. В сумерки, как и в тумане, на дороге ухудшается обзор. Соблюдайте правила дорожного движения, даже если кто-то рядом их нарушает.

Рефлексия.
- А сейчас я предлагаю вам оценить наш сегодняшний классный час, для этого вам необходимо выбрать жетон нужного цвета и прикрепить на соответствующий цвет сигнала светофора: красный – занятие не понравилось; желтый – занятие не очень понравилось; зеленый – занятие очень понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

Тема классного часа: «Правила дорожного движения и профилактика детского рожно-транспортного травматизма»Класс: 5 аТип:углубление и закрепление знанийЦель:изучение правил дорожного движения и профилак...

Конспект урока по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Тема: «Азбука дорожного движения» 5 класс

Цель урока: закреплять элементарные правила безопасного поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр....

Тематика классных часов по правилам дорожного движения 1-11 классы на 2014-2015 учебный год

Классные часы по правилам дорожного движения1-11 классына 2014-2015 учебный год...

Сценарий «Приветствие команды по теме «Азбука дорожного движения»

Сценарий «Приветствие команды по теме «Азбука дорожного движения»...

Конспект классного часа по правилам дорожного движения "Безопасный маршрут движения от дома до школы и обратно" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5 класса

Классный час разработан для обучающихся 5 класса с целью определения правил безопасного движения по пути в школу и обратно. В разработке обращено внимание на правила поведения на дорогах с односторонн...

Конспект классного часа по правилам дорожного движения "Правила поведения пешеходов" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5-6 класса

Материал разработан для целевой прогулки учащихся с умственной отсталостью. В разработке определяются основные правила поведения пешеходов при движении по тротуару, при переходе улиц и дорог города по...

Конспект классного часа по правилам дорожного движения "Улица города. Светофор." для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5 класса

Материал разработан для обучающихся с умственной отсталостью. Основная цель - познакомить с историей появления светофора, расширить представления обучающихся о способах регулирования движения пешеходо...