Решение проблемы адаптации пятиклассников в среднем звене
статья (5 класс) на тему

Кирчева Ольга Георгиевна

В данной статье представлен опыт классного руководителя по решению проблемы адаптации пятиклассников в  условиях  ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение проблемы адаптации пятиклассников в среднем звене

  Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам.                                                                                                                                                            Джеффри Евгенидис.

          Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.

        Период адаптации пятиклассников характеризуется появлением внутренних и внешних изменений в их жизни. К внутренним изменениям относятся:

  • обретение чувства взрослости – главное личностное новообразование младшего подростка;
  • постепенная замена ведущей учебной деятельности (характерной для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

Внешние изменения:

  • новый режим;
  • новые учителя;
  • новые правила;
  • новые требования;
  • необходимость вступать в контакт со старшеклассниками.

       Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

2.  Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.

3.  Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

       Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:

  • Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
  • Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
  • Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.

       Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс.

       Признаки успешной адаптации:

• удовлетворенность ребенка процессом обучения;

• ребенок легко справляется с программой;

• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

• удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителями

        А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.

        Признаки дезадаптации:

• Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

• Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

• Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

• Нежелания выполнять домашние задания.

• Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

• Беспокойный сон.

• Трудности утреннего пробуждения, вялость.

• Постоянные жалобы на плохое самочувствие

        Моя задача как классного руководителя помочь обучающимся безболезненно преодолеть этот нелегкий  период.

        Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем.

  • Изучение классного коллектива.
  • Знакомство с родителями учащихся.
  • Создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки учащихся.
  • Организация сотрудничества с учителями-предметниками в процессе адаптации.
  • Организация внеклассной  работы в классном коллективе.
  • Активное участие классного коллектива в школьной жизни.

          Изучение классного коллектива.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

1. Разговор с учителем начальных классов Жуйковой О.А. о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от Ольги Александровны о  сложностях в работе с некоторыми учащимися.

2. Был выбран актив класса.

3. Оформили классный уголок.

4. Осуществила грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

5. Проведены классные часы:

• «Первый раз в пятый класс »

• «Мы выбираем, нас выбирают». Выбор актива класса.

• «Знакомьтесь. Это Я!» (запись в кружки, узнаём интересы)

• «Единые требования к учащимся школы»

• «Домашние задания: как организовать свою работу дома»

•  Анкетирование на тему: « Адаптация пятиклассников»

• «Толерантность-  мост во взаимоотношениях людей»

6. С целью выявления уровня адаптации пятиклассников также были проведены разные беседы и наблюдения.

       Знакомство с родителями учащихся.

       Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

1. Проведено организационное родительское собрание «Как помочь детям организованно начать учебный год»

      На собрании обсуждались следующие вопросы:

  • Знакомство с родителями (анкетирование)
  • Адаптация пятиклассников к новым образовательным и воспитательным условиям
  • Выбор родительского комитета класса.
  • Планирование воспитательной работы на учебный год.
  • Требования к обучению по своему предмету.

Совет родителям для преодоления тревожности ребенка:

• Не сравнивайте ребенка с окружающими.

• Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

• Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

• Старайтесь делать ребенку меньше замечаний по пустякам (объясните причину замечания).

• Не унижайте ребенка, наказывая его.

• Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».

• Помогите ему найти дело по душе.

• Разговаривайте со своим ребёнком, чтобы он учился слышать ВАС. Постарайтесь услышать и ЕГО, чтобы он научился высказать и объяснить свое желание.

2. Прошли личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости  учащихся класса.

         Создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки учащихся.

В общении с учащимися старалась создать эмоциональную обстановку в классе, близкую к начальной школе, располагающую к доверительности, оптимизму, возможности посоветоваться, откровенно поговорить.

         Организация сотрудничества с учителями-предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых они познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых детям предстоит учиться.  После уроков беседовала с учителями- предметниками об успеваемости, проблемах, об учениках, с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.

       Организация внеклассной работы в классном коллективе.

Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением  дети (19 человек) посещают занятия по интересам,  и их внеклассная деятельность очень активна.

      Активное участие классного коллектива в школьной жизни

За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года, ученики класса активно участвовали в школьных и городских мероприятиях, проявив себя и свои знания:

- Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы»

- Конкурс «Страна читающая». « Читаем Бунина».

- Конкурс «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

- Всероссийская олимпиада по литературе и русскому языку ( школьный этап).

Результаты анкетирования показали, что:

  • 2 человека хотят вернутся в 1-й 4-й класс;
  • 2 человека пока не поняли;

Остальным нравиться быть пятиклассниками.

  • 4 человека приходят в школу, чтобы повидаться с друзьями;
  • 2 из них ещё и узнать что-то новое;
  • Все остальные, чтобы узнать что-то новое и интересное.

На вопрос, что больше всего нравится в нашей школе, большинство ответили:

  • Учительница, наш класс, столовая, спортзал и приписали буфет;
  • Некоторые отметили: уроки и учиться;
  • 2 человека не отметили ничего.

Среди предметов , которые больше всего нравятся, большинство отметили:

  • Русский язык, история, физкультура, обществознание, литература, математика.
  • Некоторым ребятам нравятся все предметы.

    Сравнила  итоговые оценки за 4-й класс и за первый триместр 5-го  класса;

4 класс

Всего- 24 обуч.                

«4»- 13 обуч.

«3»- 11 обуч.

«2»- нет

5 класс

Всего- 22 обуч.

«4»-13 обуч.

«3»- 8 обуч.

«2»- 1 обуч.

                               

      Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го «Б» класса к процессу обучения в средней школе. В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно. У большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость не ниже уровня 4-го класса, что на данном этапе обучения является хорошим показателем. С некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.

     Ребята  способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Наблюдения над отношениями учащихся в классе показало, что все они дружно играют, переживают за свой коллектив, из которого никто не отделяется.

     Учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватные  взаимодействия с  учителями. Им нравятся все учителя-предметники, которые с ними занимаются. Также они с уважением относятся к своей первой учительнице – Ольге Михайловне.

    С гордостью и чувством собственной значимости выполняют общественные поручения. Очень радуются своим успехам и переживают за неудачи других.

    С моей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.

     Период адаптации проходит успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация учащихся в среднем звене

Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности....

Деятельность педагога - психолога на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы.

Переход из начальной школы в среднюю - это один из переломных моментов в жизни школьника, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической н...

Адаптация обучающихся в среднем звене

Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности....

Проблемы адаптации пятиклассников. Работа психологической службы с детьми в период адаптации в среднем звене

Презентация о деятельности психологической службы в период адаптации учеников 5-х классов в средней школе...

Успешная адаптация ребенка к среднему звену

Рекомендации родителям, как помощь ребенку приспособиться к обучению в среднем звене...