Выступление на общешкольном родительском собрании
статья (7 класс) по теме

В статье говорится о формировании самооценки ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Формирование положительной самооценки школьника - важная составляющая  воспитания».

Ход выступления:

     Есть люди, которым всегда везет. А есть неудачники. За что бы они ни брались, все у них валится из рук, всюду они опаздывают, всюду оказываются последними, никогда не выигрывают и во всем всегда оказываются виноваты. Как объяснить причины таких неудач? Психолог сказал бы, что у таких людей занижена самооценка.

Что же такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.

Для каждого человека самооценка - это важный критерий, позволяющий личности формироваться правильно.

Неудивительно, что для родителей уровень самооценки личности их ребенка  играет важную роль, ведь забота о его будущем - это главная задача.

Однако не все осознают и понимают, как воспитывать сына или дочь так, чтобы самооценка была адекватной.

Существуют 2 уровня  самооценки.

Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих, побуждает человека к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков, является итогом постоянного поиска человеком реальной меры, то есть без большой переоценки себя, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям.

Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается отношение к себе. Если самооценка занижена - это приводит человека к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что…» и т.п.

У человека с завышенной самооценкой также возникает неправильное представление о себе: идеализированный образ личности и возможностей, своей ценности для окружающих и общего дела. Он идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются такими людьми как придирка, а объективная оценка результатов работы - как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

В подростковом возрасте значение самооценки  переоценить невозможно!

 В случае если самооценка подростка адекватная, то его шансы на успешную жизнь увеличиваются. Это значит, что  ребенок в состоянии оценить свои возможности объективно, осознает, какое место он занимает в коллективе и в обществе в целом.

Подростку необходимо иметь положительное представление о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Если у ребенка неадекватная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия.

Кроме адекватной и неадекватной самооценки  различают также общую и частичную самооценку.

Частичной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Подростковый период очень сложный не только физически (из-за полового созревания), но и психологически, так как дети этого возраста очень ранимы, и любая неудача может их сделать неуверенными в своих силах или развить комплексы.

С первых дней жизни самооценка малыша безупречна! Но взрослея, малыш понимает, что является для родителей самым главным, а весь мир создан именно для него. Отсюда и формирование завышенной самооценки. До школьного возраста она приближается к адекватной, ведь малыш сталкивается с реалиями окружающего мира: и ребенок он в мире не единственный, и других детей любят.

Только к среднему школьному возрасту возникает необходимость коррекции и формирования самооценки у подростков, так как у одних она буквально взлетает, а у других - понижается.

В раннем детстве на формирование у ребенка самооценки влияли преимущественно родители, воспитатели в детском саду, учителя. В среднем школьном возрасте на первый план выходят сверстники. Здесь уже хорошие отметки роли не играют - для одноклассников и друзей важнее такие  личные качества как умение общаться, отстаивать свою позицию, дружить и т.д.

В этот период взрослые должны помогать подростку трактовать его желания, ощущения, эмоции, подчеркивать положительные черты характера и избавляться от негативных. Делать акцент исключительно на успеваемости - не вариант.

В среднем школьном возрасте самооценка подростка может быть полярной, и ее особенность состоит в том, что существует риск крайностей. Речь идет о слишком завышенной самооценке у подростка-лидера и крайне низкой у подростка-изгоя. И первый, и второй вариант - это сигнал, что необходимо срочно предпринимать меры. От родителей требуется:

  • помощь и поддержка;
  • доверие;
  • справедливость;
  • уважение;
  • отсутствие тотального контроля;
  • интерес к увлечениям подростка.

Не секрет, что уровень притязаний и самооценка подростка-старшеклассника - это результат отношений со сверстниками.

Если ребенок - лидер по натуре или изгой, то ожидать у подростка формирования адекватной самооценки не приходится. Любимчики класса умеют превращать свои недостатки и промахи в достоинства, подавая пример остальным. Это поднимает их на большую высоту, а ведь падения рано или поздно не избежать! До подростка следует донести, что немного самокритики ему не повредит.

В случае с заниженной самооценкой, которая формируется у подростка под влиянием семьи, одноклассников, неразделенной любви, излишней самокритичности, недовольства собой, дела обстоят сложнее. К сожалению, именно такие дети чаще задумываются об уходе из дома и даже суициде. Подросток нуждается в повышенном внимании, любви, уважении. Даже если он и заслуживает критики, стоит от нее воздержаться. А вот на всех хороших качествах и поступках необходимо делать акцент, чтобы подросток понимал, что он заслуживает похвалы и уважения.

Готовясь к родительскому собранию по данной теме было проведено  тестирование  с учащимися кадетских классов «Ваша самооценка».

6 "Б" класс- 14 % с заниженной самооценкой

7"А" класс - 16 %

8 "А" класс - 6 %

Что влияет на самооценку у подростков, как понять, что она заниженная, и какая коррекция возможна.

Факторы, влияющие на формирование самооценки подростка

  • взаимоотношения с родителями и другими членами семьи;
  • занимаемое положение (авторитет) среди сверстников и друзей;
  • успехи в обучении и отношение учителей;
  • физиологические данные (внешность) и успехи (сила, выносливость, ловкость), а также личные достижения в спорте и т.д.;
  • особенности характера.

Конечно же, чтобы скорректировать самооценку у подростка необходимо знать:

Причины и признаки заниженной самооценки.

Самой главной причиной формирования заниженной самооценки у подростков является семейное воспитание и стиль общения с родителями.

 Если ребенка постоянно ругают или критикуют, то у него складывается о себе и своих возможностях очень плохое мнение. Также причиной неадекватной оценки своих способностей играют мнения других людей, которое для нерешительного или внушаемого ребенка и будет толчком.

К признакам чересчур низкой самооценки относят:

  • нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
  • возникновение повышенной тревожности, паники;
  • уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;
  • отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • подражание своим одноклассникам или экранным образам;
  • замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).

Определив низкий уровень самооценки своего ребенка-подростка, родителям необходимо сразу начинают искать способы, как ее поднять.

Условием правильной самооценки является наличие свободы.

 Свобода всякого человека заключается в том, чтобы не испытывать над собой диктат власти других людей, а самому определять цели своей жизнедеятельности и способы их достижения.

Но под видом самоопределения может скрываться неправильное понимание свободы, извращающее представление личности о себе. Имеются в виду люди безвольные, «плывущие по течению» в поисках легкой жизни, а также люди, стремящиеся быть похожими на всех или на большинство, что проявляется в слепой погоне за модой, в стремлении не отстать от толпы.

Вы, уважаемые родители, и только вы, можете влиять на формирование положительной самооценки подростка, на воспитание чувства его собственной значимости. В ученическом коллективе, а особенно в семейном обществе, каждый подросток должен стоять в центре внимания, тогда он будет иметь адекватную самооценку.

 В.Г. Белинский так высказался по этому поводу: «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей людьми, обязанность же учебных заведений - сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот - плохой гражданин. Так давайте же вместе делать наших детей людьми. Хорошие дети -  хорошая наша старость, плохие дети -  плохая старость. Так давайте думать о будущем, а будущее -  это наши дети».

Заключение.

Поскольку самооценка школьника складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, учителей, родных). Поэтому формирование адекватной самооценки в значительной степени зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь школьнику поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность. В этом, уважаемые родители, главная роль — ваша. Вам ребенок доверяет свои секреты, делится своими успехами и неудачами. Вы должны поддержать его, формируя у него адекватную положительную самооценку.

А закончить хочется словами великого немецкого писателя и поэта И.В. Гете: "Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу - и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все!"
Я верю, что наши дети никогда не потеряют веру в себя! Воспитать человека, уверенного в себе, достаточно непросто, но любящим родителям под силу все! Спасибо за внимание.

Анкетирование учащихся «Моя семья»

Цель анкетирования: выявить, каковы взаимоотношения в семьях школьников, какое влияние оказывают родители на развитие личности подростка. Заполняется анонимно.

Вопросы:

1. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

2. В чем, по-твоему, они бывают несправедливыми по отношению к тебе?

3. Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители воспитывают тебя?

4. Будешь ли ты строгим родителем?

5. Будешь ли ты баловать своих детей? Как?

6. Представь, что твоей дочери или сыну 16 лет. До которого часа ты будешь разрешать ей (ему) гулять по вечерам?

7. Будешь ли ты наказывать своих детей? Как?

8. Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье: ты или муж (жена)?

9. Кто из родителей для тебя образец для подражания?

10. Знаешь ли ты своих двоюродных и троюродных сестер, братьев?

11. Принято ли в вашей семье частое общение с бабушками, дедушками?

12. Хотелось бы тебе, чтобы твои внуки относились к тебе так, как ты относишься к своим престарелым родственникам?

13. Сколько бы ты хотел иметь собственных детей и почему?

14. Смог бы ты усыновить чужого ребенка?

15. В чем, по-твоему, главные причины конфликтов между родителями и их детьми?

Анкетирование учащихся "Моя семья"

Цель анкетирования: выявить, каковы взаимоотношения в семьях школьников, какое влияние оказывают родители на развитие личности подростка. Заполняется анонимно.

Вопросы:

1. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

2. В чем, по-твоему, они бывают несправедливыми по отношению к тебе?

3. Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители воспитывают тебя?

4. Будешь ли ты строгим родителем?

5. Будешь ли ты баловать своих детей? Как?

6. Представь, что твоей дочери или сыну 16 лет. До которого часа ты будешь разрешать ей (ему) гулять по вечерам?

7. Будешь ли ты наказывать своих детей? Как?

8. Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье: ты или муж (жена)?

9. Кто из родителей для тебя образец для подражания?

10. Знаешь ли ты своих двоюродных и троюродных сестер, братьев?

11. Принято ли в вашей семье частое общение с бабушками, дедушками?

12. Хотелось бы тебе, чтобы твои внуки относились к тебе так, как ты относишься к своим престарелым родственникам?

13. Сколько бы ты хотел иметь собственных детей и почему?

14. Смог бы ты усыновить чужого ребенка?

15. В чем, по-твоему, главные причины конфликтов между родителями и их детьми?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "О пользе чтения"

Вниманию родителей было представлены результаты анкетирования обучающихся, а также даны очень эффективные советы как приучить своего ребенка к чтению книг....

Выступление на общешкольном родительском собрании "Быть рядом с ребенком"

Каждый родитель хотел бы воспитатьсовего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Быть родителем нелегкий труд.Русская пословица говорит : "Не мы на детей походим, а они на нас"...

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: Вред пива и пивной алкоголизм.

Цель данного выступления: Показать опасное влияние алкоголя на здоровье человека. Сформировать у родителей представление о вреде пивного алкоголизма. Показать отрицательное влияние алкоголя...

Выступление на общешкольном родительском собрании

Азбучные истины Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не пере...

Выступление на общешкольном родительском собрании

Выступление на общешкольном родительском собрании...

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме "Информация о детском телефоне доверия"

Разработка выступления на общешкольном родительском собрании уполномоченного по правам ребёнка по теме "Информация о детском телефоне доверия" включает в себя презентацию и сопроводительный текст к не...

Выступление на общешкольном родительском собрании «Организация работы школы по обеспечению безопасности детей».

Выступление на общешкольном родительском собрании в коррекционной школе VIII вида  «Организация работы школы по обеспечению безопасности детей»....