Классный час Волшебное слово семья 9 класс
классный час (9 класс) по теме

Кондакова Екатерина Николаевна

Предметная неделя классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_chas.docx25.84 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx685.44 КБ
Файл prilozhenie_k_chasu.docx55.72 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 9 классе.

Тема: Волшебное слово «Семья».

Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Эти процессы наглядно иллюстрирует статистика - 50% российских семей находятся в зоне риска. Предлагаемое мероприятие не требует длительной подготовки.

Цели: содействовать расширению знаний школьников о семье, о нравственных нормах и морали; формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения, к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

Форма проведения: час общения.

Оформление:1. На доске написать задания для групп (незаконченные предложения):

- Идеальные родители - это,..

- Идеальные дети - это...

- Идеальная семья - это...

2. Подготовить «Дерево настроения», листочки разных цветов.

3. Фломастеры, карандаши и рисунки семьи.

4. Бумагу формата А4 (3 шт).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм».

III. Ситуационная игра.

IV. Работа в группах. Незаконченные предложения.

VI. Заключительное слово.

VII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

На доске эпиграф:

 «Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства».

«Семья – это та первичная среда, где человек учится творить добро».

                                                 В.А. Сухомлинский

«Кто почитает родителей, того и дети будут почитать».

                                                 Чувашская пословица

I. Вступительное слово

Классный руководитель: Сегодняшний классный час - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.

А сейчас, я вас попрошу встать в круг. Я не случайно выбрала такую форму общения, как круг. В кругу проще вести открытый разговор. Это и возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга. Круг – это гарантия вашей защищенности.

Классный руководитель: А теперь, дорогие мои, давайте посмотрим на презентацию, которая поможет нам с вами определить нашу тему классного часа. (просмотр презентации «Семья»). Итак, скажите пожалуйста, так о чем мы будим говорить? (ответы детей)

  Правильно, сегодня мы поговорим о семье. Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается никогда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних эта получается, и рождается счастливая, здоровая семья, где все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Роман Льва Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Какие же несчастья могут обрушиться на семью?

(Пьянство, наркомания, бедность, болезни, развод родителей, плохие, непослушные дети и т. п.)

 Классный руководитель: До начала 20 века русские семьи состояли из нескольких поколений (не случайно и слово такое образовалось: «семь» - «я»). В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Неблагополучных, несчастливых семей сейчас немало. И это не всегда связано с материальными трудностями. Ребята, скажите пожалуйста, кто является врагом семьи?

(ответы детей правильный ответ Эгоист).

II. Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм»

Классный руководитель: Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится - эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты?

Примерные ответы детей:

- Это когда человек думает только о себе, на других ему наплевать.

- Тот, кто считает: «После меня - хоть потоп».

- Эгоист считает, что он пуп земли, а остальные - ничто.

- Эгоист ни с кем не считается, идет к своей цели по головам.

Классный руководитель: Ваше понимание недалеко от

истины. В словаре С. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так (читает): «Эгоизм (от лат. ego - я) - это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».

Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему?

Примерные ответы детей:

- Дружить с эгоистом - значит стать его рабом.

- Таким людям нельзя доверять: ради своих интересов они переступят через тебя.

- Эгоистам друзья не нужны.

- Ради друга иногда нужно жертвовать своими интересами, эгоист на это не способен.

- Дружить с эгоистом можно, если полностью откажешься от себя.

- Эгоистов можно любить только слепой любовью. Но они этого все равно не оценят.

- Можно дружить и любить, только если сам будешь эгоистом.

Классный руководитель: К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада - альтруисты. Альтруизм - это антоним эгоизма. Как же проявляется альтруизм? Как ведут себя альтруисты?

Примерные ответы детей:

- Альтруизм - это другая крайность. Когда человек совсем не думает о себе, а думает только о других.

- Это отказ от своей выгоды, самопожертвование.

- Альтруисты - равнодушные люди, им ничего не надо.

- Это люди с отклонениями, им все по барабану.

- Это верующие люди, монахи, старцы.

- Альтруисты доверчивые, добрые, не умеют постоять за себя.

- Они все прощают, не помнят обид.

    Классный руководитель: В словаре С. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование (читает): «Альтруизм (от лат. alter - другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами».

    Альтруизм - это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но по крайней мере одного альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это?

Примерные ответы детей:

(Путин, священник, учитель, мама, папа, бабушка, дедушка и т. п.)

      Классный руководитель: Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет для других, то есть для нас. Они бескорыстно любят нас и готовы на все ради нашего блага.

       Мы живем среди людей. Общаясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения. Помните его? (Не делай другому того, чего себе не желаешь.)

На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть Дикарями. Но дома многие расслабляются и позволяют себе жизнь без правил - все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка - свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а значит, и то же золотое правило, которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи...      Сейчас мы проведем испытания и Узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения?

     Я приглашаю к доске семерку самых культурных и уверенных в себе ребят.

(Семь учеников выходят к доске, выстраиваются в шеренгу.)

     Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять решение и ответить, как действовать в этой ситуации. Если класс одобряет Ваше поведение, все поднимут руки, и вы сядете на место. Если же никто руки не поднимет, вы остаетесь стоять у доски.

Вопросы есть? Начинаем.

...Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включили музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось...

(Учитель читает задания-ситуации, дети быстро дают ответы.)

№1. «Сынок, вынеси мусор!» - попросила мама. («Хорошо. Сейчас вынесу».)

(Здесь и далее при корректном ответе класс поднимает руки, ученик садится.)

№2. Бабушка заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят!» («Хорошо. Давай продену!»)

№3. А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть». («Хорошо. Поеду!»)

№4. Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год, подпиши-ка открытки всем родственникам». («Хорошо. Давай подпишу!»)

№5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!» - приказал папа. («Хорошо. Уже иду!»)

№6. «Опять очки куда-то запропастились. Поищи, внучок!» - попросила бабушка. («Хорошо. Иду искать!»)

№7. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» - хором закричали все. («Хорошо. Уже выключил!»)

Да-а-а! Будем считать, что это был прием в школу разведчиков: терпение, выдержка и железные нервы. Мы все прошли испытания!

(Или: кто не прошел испытания - дополнительная ситуация. Так кому же идти за хлебом в холодный зимний вечер? Правильный ответ - «мне».)

    Молодцы, я вижу, что вы не только на улице ведете себя вежливо, но и дома вы чуткие и терпеливые со своими родными.

IV. Работа в группах.

А теперь давайте по работаем в группах:

1. Составить пословицы, кто быстрее:

- Не красна изба углами, а                        (красна пирогами).

- В гостях хорошо, а                                  (дома лучше).

- В своем доме и стены                              (помогают).

- Где родился                                             (там и пригодился)

- Не нужен и клад,                                               (коли в семье лад)

- Яблоко от яблони                                    (не далеко падает).

2. В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи.

  «...» М. Горький.Мать».)

 «...-разбойники», А.С. Пушкин. Братья-разбойники».)

 «... Карамазовы», Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы».)

  «Три ...», А.П. Чехов. («Три сестры».)

 «... Ваня», А.П. Чехов. Дядя Ваня».)

  «... Мазай и зайцы», Н.А.Некрасов. Дед Мазай и зайцы».)

 «Капитанская ...», А.С. Пушкин. («Капитанская дочка».)

 «... полка», В.П. Катаев. Сын полка».)

  «... капитана Гранта», Ж. Верн.

Дети капитана Гранта».)

 «... Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский. (Дядя Фёдор, пёс и кот».)  

 3. И последнее задание нашего классного часа.

 Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения, и оформить их предложенными вам картинками.  (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):

Первая группа - составит портрет идеальных родителей.

Вторая группа - создаст образ идеального ребенка.

Третья группа - составит портрет идеальной семьи.

Идеальные родители - это...

Идеальные дети - это...

Идеальная семья - это...

        На выполнение задания дается 3 минуты.

(Включается музыка или метроном, дети обдумывают варианты ответов.)

Примерные ответы детей:

Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают денег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т. п.

Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не огрызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с плохими мальчиками и девочками и т. п.

Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо, где все альтруисты, нет эгоистов и т. п.

Классный руководитель: Ну, что ж, слово «идеал» обозначает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.

V.  Заключительное слово

Классный руководитель: Наше общение подходит к концу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотверженно и бескорыстно любят вас.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель: Полезен ли был наш сегодняшний разговор? О чем задумались? Что решили? Ну, а теперь, если вам понравился наш классный час прошу нарисовать на тех листочках, что взяли вы в начале урока «сердечко». А если нет, то «разбитое сердце».

Разрешите мне закончить наш классный час следующими стихами о семье:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Всего хорошего! Берегите свои семьи.

Примерные ответы детей:

- Разговор полезный, задумалась о своем поведении, решила, что больше не буду эгоисткой.

- Полезно было узнать, кто такие эгоисты. Задумался о себе. Пока не знаю, кто я.

- Решил, что нужно бороться со своим эгоизмом.

- Как бы увидела себя со стороны. Поняла, что до идеала мне еще далеко.

- Бесполезно говорить об идеальных вещах. В реальной жизни - каждый сам за себя.

- Разговор полезный, но реальная жизнь далека от идеала.

  • Любили тебя без особых причин:
  • За то, что ты – внук,
  • За то, что ты – сын,
  • За то, что – малыш,
  • За то, что растешь,
  • За то, что на папу и маму похож.
  • И эта любовь до конца твоих дней
  • Останется тайной опорой твоей

                        Валентин Берестов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

«Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства». «Семья – это та первичная среда, где человек учится творить добро». В.А. Сухомлинский «Кто почитает родителей, того и дети будут почитать». Чувашская пословица Тема: «Волшебное слово – Семья»

Слайд 5

« Эгоизм» (от лат. ego - я) - это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих». Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. « Альтруизм» (от лат. alter - другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами». Альтруизм - это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других.

Слайд 6

ЗОЛОТОЕ правило общения: «Не делай другому того, чего себе не желаешь .»

Слайд 7

Закончи пословицу и объясни её смысл - Не красна изба углами, а - В гостях хорошо, а - В своем доме и стены - Где родился -Не нужен и клад, - Яблоко от яблони

Слайд 8

Вставьте пропущенные слова:  «...» М. Горький.  «...-разбойники», А.С. Пушкин.  «... Карамазовы», Ф.М. Достоевский.  «Три ...», А.П. Чехов.  «... Ваня», А.П. Чехов.  «... Мазай и зайцы», Н.А.Некрасов .  «Капитанская ...», А.С. Пушкин.  «... полка», В.П. Катаев.  «... капитана Гранта», Ж. Верн.  «... Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский.

Слайд 9

Закончи предложения: Первая группа - составит портрет идеальных родителей. Вторая группа - создаст образ идеального ребенка. Третья группа - составит портрет идеальной семьи. Идеальные родители - это... Идеальные дети - это... Идеальная семья - это...

Слайд 10

Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!



Предварительный просмотр:

- Не красна изба углами, а                        (красна пирогами).

- В гостях хорошо, а                                  (дома лучше).

- В своем доме и стены                              (помогают).

- Где родился                                             (там и пригодился)

- Не нужен и клад,                                               (коли в семье лад)

- Яблоко от яблони                                    (не далеко падает).

  «...» М. Горький 

 «...-разбойники», А.С. Пушкин.

 «... Карамазовы», Ф.М. Достоевский.

  «Три ...», А.П. Чехов.

 «... Ваня», А.П. Чехов.

 «... Мазай и зайцы», Н.А.Некрасов.

 «Капитанская ...», А.С. Пушкин.

 «... полка», В.П. Катаев.

 «... капитана Гранта», Ж. Верн.

 «... Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский.

- Не красна изба углами, а                        (красна пирогами).

- В гостях хорошо, а                                  (дома лучше).

- В своем доме и стены                              (помогают).

- Где родился                                             (там и пригодился)

- Не нужен и клад,                                               (коли в семье лад)

- Яблоко от яблони                                    (не далеко падает).

  «...» М. Горький

 «...-разбойники», А.С. Пушкин.

 «... Карамазовы», Ф.М. Достоевский.

  «Три ...», А.П. Чехов.

 «... Ваня», А.П. Чехов.

 «... Мазай и зайцы», Н.А.Некрасов.

 «... полка», В.П. Катаев.

 «... капитана Гранта», Ж. Верн.

 «... Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский.

- Не красна изба углами, а                        (красна пирогами).

- В гостях хорошо, а                                  (дома лучше).

- В своем доме и стены                              (помогают).

- Где родился                                             (там и пригодился)

- Не нужен и клад,                                               (коли в семье лад)

- Яблоко от яблони                                    (не далеко падает).

  «...» М. Горький 

 «...-разбойники», А.С. Пушкин.

 «... Карамазовы», Ф.М. Достоевский.

 «Три ...», А.П. Чехов.

 «... Ваня», А.П. Чехов.

  «... Мазай и зайцы», Н.А.Некрасов.

 «Капитанская ...», А.С. Пушкин.

 «... полка», В.П. Катаев.

 «... капитана Гранта», Ж. Верн.

 «... Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский.

http://tse1.mm.bing.net/th?id=OIP.Mf1e4a0bfa85dc68537e7cae746923ff5o0&w=226&h=152&c=7&rs=1&qlt=90&o=4&pid=1.1

http://tse1.mm.bing.net/th?&id=OIP.M5f0bea6f5639f650d78b26911c2be4cao0&w=224&h=246&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0

http://tse1.mm.bing.net/th?id=OIP.Me8798923f8f6f052cefdbaf45f5d620co0&w=196&h=147&c=7&rs=1&qlt=90&o=4&pid=1.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Семья, как много в этом слове»

воспитывать любовь и уважение к семье, как общенациональной ценности, основедуховности и единства народа;формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе,любят ...

классный час "Волшебные слова"

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»                                  ...

Исследовательская работа по русскому языку на тему "Волшебные слова". 5 класс

  С  раннего детства нам говорят о том, что существуют «добрые, волшебные слова»,  и мы свято верим в их магическую силу.  Что это за слова?  Почему они называются волш...

Исследовательская работа по русскому языку на тему "Волшебные слова". 5 класс

  С  раннего детства нам говорят о том, что существуют «добрые, волшебные слова»,  и мы свято верим в их магическую силу.  Что это за слова?  Почему они называются волш...

Классный час на тему "Семья, как много в этом слове"

Классный час на тему "Семья, как много в этом слове"...

Классный час на тему Семья - как много в этом слове!

Материал для проведения классного часа на тему "Семья"....

Классный час Любовь-волшебное слово

Любовь-волшебное слово...