Родительское собрание "Профориентация в 9 классе"
материал (9 класс) по теме
Материал для родительского собрания по теме "Профориентация в 9 классе".
Ссылка на видеоролик: https://youtu.be/EIQmA8_kMKE
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professiya_.pptx | 1.71 МБ |
vystuplenie.docx | 40.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классный руководитель : Оказывает ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения , профессиональном самоопределении как координатор целостного педагогического процесса . Особое внимание обращает на проблемы предпрофильной подготовки , жизненного самоопределения и формирование жизненных планов старшеклассников , ориентацию на приобретение навыков для будущей профессии . Становится , таким образом , координатором раскрытия творческого потенциала ученика .
Виды деятельности классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения Вовлечение семьи и других членов социума в воспитательный процесс в рамках ПП и ПО Участие в работе педсоветов , семинаров , административных и методических совещаний Оказание помощи в составлении личного портфолио каждого ученика Обеспечение взаимодействия с учреждениями высшего , среднего специального и профессионального образования , социальное партнёрство Осуществление воспитательной работы совместно с психологом , педагогами , работающими в классе Планирование и организация воспитательной и внеклассной работы с учётом введения ПП и ПО Информирование о модели профильного обучения на предстоящий учебный год Контроль посещаемости элективных курсов Планирование , организация и проведение информационной работы Виды деятельности
Формы и ме то ды работы групповые занятия с элементами т ренинга , с применением информационно - коммуникативных т ехнологий , диагностика экскурсии встречи с интересными людьми, студентами различных учебных заведений
С обучающими 9 класса проводилось анкетирование по вопросам профессионального определения . Цель диагностического обследования: изучение профессиональной ориентации обучающихся 9 -х классов, выбор учреждения образования, в котором будет продолжаться процесс обучения. Обработанная анкета для выпускников 9 класса 2014-2015 учебного года Всего учащихся 9 класса — 16. Планируют продолжать учиться: а ) в других учреждениях образования – 6; в ) в 10 классе — 10, из них 3 выпускника не определились – в 10 класс или будут продолжать учиться в другом учреждении. 2. Учреждение, в котором планируют продолжить обучение : а) торгово-экономический колледж – 2; б ) финансово-экономический колледж 1; в) строительный колледж - 1; д ) индустриальный техникум — 1. е) железнодорожный лицей – 1;
«Я и мир профессий» Низкий уровень самооценки , при котором человек болезненно переживает критические замечания в свой адрес. Он «подстраивается» под мнения других людей, «маскирует» свои способности, избегает случаи самовыражения: 3 обучающихся. Адекватная самооценка : равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков, уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь – 10 обучающихся. Высокий уровень самооценки : отсутствие «комплекса неполноценности», редкие сомнения в своих силах, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям : 3 обучающихся. Результаты анкеты «Определение уровня своей самооценки»
Профессиональные предпочтения учащихся 9 классов (методика «Профиль», «карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной ) Результаты теста «Сфера интересов» история – 3 обучающихся; химия, биология – 3 обучающихся; педагогика и медицина – 1обучающийся; литература и искусство – 2 обучающихся; радиотехника и электроника – 3 обучающихся; предпринимательство – 2 обучающихся. У 2-х обучающихся нет чёткой выраженности профессионального предпочтения. По итогам тестирования, у учащихся пользуется сфера работы с людьми, творческой и театральной деятельности; предпочитаемые предметы для изучения – гуманитарного цикла. При этом возрастает и популярность аналитической, научной деятельности; изучение предметов естественно-научного цикла, а также 9 учащихся имеют дополнительную профессиональную склонность к спорту и физической культуре. Таким образом, профиль профессиональных склонностей и предпочтений имеет реальные и объективные соотношения, что говорит об осведомленности учащихся в области своих возможностей и соотнесении их с потребностями.
Ожидаемые результаты работы 1. Выбор обучающимися профиля обучения . 2. Выбор профессии . 3. Выбор учебного заведения , осуществляющего подготовку по выбранной профессии . 4. Умение ученика выразить самооценку своих достижений через портфолио .
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
ТЕСТ-ОПРОСНиК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ
САМООЦЕНКИ ОДАРЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Определить собственный уровень самооценки Вы сможете с помощью несложного теста-опросника. Он включает 32 суждения, по поводу которых возможно пять вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Отвечая на вопросы теста, Вы проставляете баллы в зависимости от избранного Вами варианта ответа:
«очень часто» — 4 балла
«часто» — 3 балла
«иногда» — 2 балла
«редко» — 1 балл
«никогда» — 0 баллов.
1. Я не нуждаюсь в признании моих успехов.
2. Чувствую себя неуверенным в окружении эрудитов.
3. Я не беспокоюсь по поводу незавершенного любимого дела.
4. Многие мне завидуют.
5. Меня считают безынициативным.
6. Я чувствую свою психическую неуравновешенность.
7. Я боюсь выглядеть смешным.
8. Я считаю себя малосимпатичным.
9. Меня охватывает страх перед публичным выступлением.
10. К своим ошибкам отношусь равнодушно.
11. Я не считаюсь с мнением собеседника.
12. Я не стремлюсь к усиленному самосовершенствованию.
13. Меня считают эгоистом.
14. Мне хочется, чтобы мне сочувствовали в моих неудачах.
15. Я теряю уверенность в себе в незнакомых ситуациях.
16. Я чрезмерно скромен.
17. Я чувствую никчемность своего существования.
18. Меня мучают сомнения по поводу моего таланта.
19. Окружающие ждут от меня многого.
20. Мои одноклассники не интересуются моими достоинствами.
21. Бремя моих способностей меня удручает.
22. Я склонен к риску и авантюрам.
- Я делюсь со своими одноклассниками оригинальными мыслями.
24. Я смущаюсь от похвал.
25. Мое высокомерие меня выручает.
26. Я рад, что меня не понимают.
27. Я не чувствую себя в безопасности.
28. Спорить я ни с кем не хочу.
29. Я чувствую себя скованным.
30. Я нахожусь в ожидании неприятностей.
31. Меня расстраивает то, что обо мне плохо думают.
32. Мои любимые увлечения меня пугают.
Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.
Сумма баллов от 48 до 128 указывает низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переживает критические замечания в свой адрес. Он «подстраивается» под мнения других людей, «маскирует» свои способности, избегает случаи самовыражения.
Сумма баллов от 25 до 47 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Одаренный учащийся находится в состоянии «обороны» в классе, ощущает неловкость во взаимоотношениях с одноклассниками, «опасается» за непризнание его интеллектуального потенциала, а иногда недооценивает свои способности без достаточных оснований.
Сумма баллов от 0 до 25 свидетельствует о высоком уровне самооценки, о перфекционизме одаренного учащегося, об отсутствии «комплекса неполноценности», о редких сомнениях в своих
Методика исследования самооценки личности
С.А. Будасси
Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.
Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.
Текст методики
1. Аккуратность | 17. Легковерие | 33. Педантичность |
2. Беспечность | 18. Медлительность | 34. Радушие |
3. Вдумчивость | 19. Мечтательность | 35. Развязность |
4. Восприимчивость | 20. Мнительность | 36. Рассудительность |
5. Вспыльчивость | 21. Мстительность | 37. Самокритичность |
6. Гордость | 22. Надежность | 38. Сдержанность |
7. Грубость | 23. Настойчивость | 39. Справедливость |
8. Гуманность | 24. Нежность | 40. Сострадание |
9. Доброта | 25. Нерешительность | 41. Стыдливость |
10. Жизнерадостность | 26. Несдержанность | 42. Практичность |
11. Заботливость | 27. Обаяние | 43. Трудолюбие |
12. Завистливость | 28. Обидчивость | 44. Трусость |
13.Застенчивость | 29. Осторожность | 45. Убежденность |
14. Злопамятность | 30. Отзывчивость | 46. Увлеченность |
15. Искренность | 31. Подозрительность | 47. Черствость |
16. Капризность | 32. Принципиальность | 48. Эгоизм |
Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.
Протокол исследования
Номер ранга | Свойства личности | Номер ранга | Разность | Квадрат разности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Σ d2 = |
Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг - качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.
Обработка результатов
Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 - d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 - d2)2 и записать результат в колонке d2. Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов Σ d2 и внесите ее в формулу
r = l - 0,00075 x Σ d2,
где r - коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).
Интерпретация результатов
Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном. Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 - свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.
В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.
Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.
В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.
Отчет по результатам исследования особенностей самооценки
Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки, используя для этого таблицу.
Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки
Уровни выраженности | Проявления самооценки | |||
в обыденном поведении | в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) | в учебной (профессиональной) деятельности | ||
От 4 - 1,0 до + 0,85 | Самооценка высокая |
|
|
|
От + 0,84 до + 0,53 | Самооценка высокая |
|
|
|
От + 0,52 до -0,1 | Самооценка средняя |
|
|
|
От -0,09 до -0,32 | Самооценка низкая |
|
|
|
От -0,33 до -1,0 | Самооценка низкая |
|
|
|
Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки
Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.
Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д.
Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат.
Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.
Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.
Профессия(от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой
деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником
существования человека.
Ориентация- умение разобраться в окружающей обстановке или направлении деятельности в
определённую сторону.
Кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной взаимосвязи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии.
Один учитель даже в 80 лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю. Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжёлой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить её, они решили спрятать его инструменты. В тот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. «Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, - догадались ученики. – Положим мы их лучше обратно». И в тот день учитель работал и ел, как и прежде. Вечером, наставляя учеников, он сказал: «Нет работы, нет еды!»
Это только в сказке бывает «по щучьему велению, по моему хотению», а в реальности, чтобы достойно жить приходится много работать. Поэтому так важно выбрать дело по душе. И чем раньше человек определит своё профессиональное призвание, то дело, с которым он хочет заниматься, тем больше у него шансов стать счастливым.
С обучающими 9 класса проводилось анкетирование по вопросам профессионального определения. Цель диагностического обследования: изучение профессиональной ориентации обучающихся 9 -х классов, выбор учреждения образования, в котором будет продолжаться процесс обучения.
Обработанная анкета для выпускников 9 класса 2014-2015 учебного года
Всего учащихся 9 класса — 16
- Планируют продолжать учиться:
а) в других учреждениях образования – 6
в) в 10 классе — 10, из них 3 выпускника не определились – в 10 класс или
будут продолжать учиться в другом учреждении.
2. Учреждение, в котором планируют продолжить обучение:
а) торгово-экономический колледж – 2 б) финансово-экономический колледж 1
в) строительный колледж - 1 д) индустриальный техникум — 1
е) железнодорожный лицей - 1
Для того, чтобы добиться успеха в профессиональном самоопределении, сначала нужно всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те личные качества, которые нужно сформировать, т. е. изучить собственное «Я». Недостаточные знания о себе, затрудняют профессиональный выбор, делает его недостаточно обоснованным, случайным. Особую роль здесь имеет САМООЦЕНКА. Самооценка –- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Тем самым она влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Важно воспитывать в себе умение объективно оценивать самого себя, научиться видеть свои достоинства и недостатки.
Результаты анкеты «Определение уровня своей самооценки»
Низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переживает критические замечания в свой адрес. Он «подстраивается» под мнения других людей, «маскирует» свои способности, избегает случаи самовыражения: 3 обучающихся.
Адекватная самооценка: равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков, уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь – 10 обучающихся.
Высокий уровень самооценки: отсутствие «комплекса неполноценности», редкие сомнения в своих силах, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям: 3 обучающихся.
Результаты теста «Сфера интересов»
История – 3 обучающихся
Химия, биология – 3 обучающихся
Педагогика и медицина – 1обучающийся
Литература и искусство – 2 обучающихся
Радиотехника и электроника – 3 обучающихся
Предпринимательство – 2 обучающихся
У 2-х обучающихся нет чёткой выраженности профессионального предпочтения.
По итогам тестирования, у учащихся пользуется сфера работы с людьми, творческой и театральной деятельности; предпочитаемые предметы для изучения – гуманитарного цикла. При этом возрастает и популярность аналитической, научной деятельности; изучение предметов естественно-научного цикла, а также 9 учащихся имеют дополнительную профессиональную склонность к спорту и физической культуре. Таким образом, профиль профессиональных склонностей и предпочтений имеет реальные и объективные соотношения, что говорит об осведомленности учащихся в области своих возможностей и соотнесении их с потребностями.
В заключении я хотела бы вам рассказать притчу:
Путь жизни
Мальчик заблудился в лесу.
Он не знал, что делать и куда идти. Начал даже плакать. Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, забрался на большое дерево и начал свой Путь.
Где нам найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни?
Таким деревом может быть большая цель в жизни.
Для того, чтобы увидеть свой путь с дерева, дерево должно быть больше человека, а значит, и цель должна быть больше жизни, выходить за ее пределы.
Большая цель помогает увидеть свой Путь. Мы узнаем его сразу, как только увидим. Да вот же он, как я сразу не сообразил?!
Человек, имеющий большую цель, знает свой путь.
Человек, не имеющей большой цели, не знает свой Путь. В народе его часто называют непутевый человек. Ведь он ставит только цели, достижимые при жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. 9 класс
Родителям - о препрофильной подготовке учащихся. Как помочь ребенку не ошибиться в выборе профессии?......
Положение о деятельности родительского клуба 8А класса «Семейный очаг»
Положение о деятельности родительского клуба 8А класса «Семейный очаг»...
Итоговое родительское собрание 5 класс"Золотой конверт"
Итоговое родительское собрание совместно с учениками в форме вручения премии "Золотой конверт " по номинациям. Очень содержательный материал получившии положительные отзывы среди коллег и родителей....
Родительское собрание 8 класс
Как добиться взаимопонимания в семье....
Родительское собрание 8 класс
Как добиться взаимопонимания в семье....
Родительское собрание 8 класс
Как добиться взаимопонимания в семье....
Родительское собрание "Родительский авторитет" , 7 класс
Родительское собрание "Родительский авторитет" , 7 класс...