Разговор по - взрослому "Моя будущая профессия!"
статья (9 класс) на тему

Рагузина Галина Ивановна

Интересные материалы, которые помогут вам провести профориентационную работу с учениками 9–11 классов. В День знаний в большинстве школ будет проведен урок на тему «Моя будущая профессия». Предложенная Министерством образования тема первого урока ориентирована, прежде всего, на учеников 9–11 классов, которые планируют по окончании этого учебного года продолжить обучение в ССУЗах и ВУЗах.

Очень важно помочь таким ученикам определиться с выбором профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya.docx158.46 КБ
Файл test_naproforientatsiyu-yovayshi_new.docx57.05 КБ

Предварительный просмотр:

Разговор по-взрослому: «Моя будущая профессия»

Вот  несколько приемов для профориентационной работы, которые вы можете использовать на первом уроке.

  1. Определите профессиональные склонности своих учеников

Скорее всего, ваши ученики уже знакомы с типологией профессий Е. Климова и заполняли дифференциально-диагностический опросник, который позволяет оценить, какой тип профессий им подходит: «Человек-природа», «Человек-техника» и т. д.

Мы предлагаем вам провести профориентационную диагностику по методике известного литовского психолога Л. А. Йовайши. Этот тест показался нам интереснее опросника Климова и мы уверены, что ученики не заскучают, отвечая на вопросы, составленные Йовайши.


https://mega-talant.com/uploads/images/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%20%D0%B9%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%88%D0%B8.jpg

  1. Расскажите о том, как преобразится рынок труда в ближайшем будущем:

Посмотрите и обсудите короткий видеоролик, в котором докладчик объясняет, какую работу может выполнять современный компьютер, какие профессии скоро исчезнут, а какие, наоборот, станут очень востребованы.

Смотреть видеоролик «Рабочие места, которые мы уступим машинам, и те, которые останутся нам»

 

  1. Посмотрите и обсудите речь Стива Джобса перед выпускниками Стенфордского университета

Стив Джобс считается пионером эры информационных технологий. Вместе со своим другом Стивом Возняком он создал один из первых персональных компьютеров в годы, когда считалось, что домашний компьютер никому не нужен. Спустя почти 30 лет он презентовал iPhone, ставший прародителем смартфонов в современном понимании.

Современные школьники и студенты восхищаются личностью Стива Джобса. Им будет крайне интересно послушать его обращение к выпускникам, которые хотят найти свое место в жизни.

  1. Составьте ТОП-профессий

Поговорите с учениками о профессиях, которые им нравятся. Наверняка старшеклассникам интересно узнать, как проходит рабочий день на предприятиях и в компаниях, действующих в вашем городе. Составьте вместе ТОП-профессий, пользующихся популярностью в вашем классе.

Зная, какие профессии интересуют ваших воспитанников, вы сможете запланировать ряд профориентационных мероприятий на протяжении учебного года. Это могут быть экскурсии, классные часы-встречи с людьми разных профессий, просмотр фильмов.

Профориентационная работа с учащимися старших классов — это важная часть обучения и воспитания, к которой ни в коем случае нельзя относиться как к формальности. В ваших силах направить учеников и помочь им выбрать правильный путь во взрослую жизнь. Мы верим, что у вас все получится, и желаем удачного первого урока.



Предварительный просмотр:

Тест-опросник на профориентацию

Методика Йовайши: Сфера профессиональных предпочтений учащихся. (модификация Г. В. Резапкиной)

Инструкция для учителя:

Внимательно прочитайте инструкцию для учеников, чтобы сложить представление о процедуре тестирования. Попробуйте пройти тест самостоятельно, чтобы понять, как проводится подсчет баллов и интерпретируются результаты.

Заранее приготовьте материалы для проведения теста. Распечатайте материалы опросника. Каждому ученику нужно выдать бланк для ответов (стр. 7) и табличку для внесения результатов (стр. 9). Вопросы можно распечатать на всех или в единственном экземпляре. Во втором случае учитель должен читать вопросы теста всему классу.

Инструкция для учеников:

Закончите высказывание, выбрав один из вариантов – «а», «б» или «в» – и обведя соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса.

Отвечайте на вопросы искренне, придерживаясь вышеуказанной инструкции.


Вопросы к тесту:

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

А) общаться с самыми разными людьми;

Б) что-нибудь делать своими руками – мебель, одежду,

машины и т.д.;

В) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

А) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

Б) сюжет, действие героев;

В) информация, которая может пригодиться в жизни.

3. Меня обрадует Нобелевская премия:

А) в области науки;

Б) за общественную деятельность;

В) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать:

А) управляющим банка;

Б) главным инженером на производстве;

В) начальником экспедиции.

5. Будущее людей определяет:

А) достижение науки;

Б) развитие производства;

В) взаимопонимание среди людей.

6. На месте директора школы я прежде всего займусь:

А) благоустройством школы (столовая, спортзал, компьютеры);

Б) созданием дружного, сплоченного коллектива;

В) разработкой новых технологий обучения.

7. На технической выставке меня больше всего привлечет:

А) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

Б) внутреннее устройство экспонатов (механизм);

В) практическое применение экспонатов.

8. В людях я ценю прежде всего:

А) мужество, смелость, выносливость;

Б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;

В) ответственность, аккуратность.

9. В свободное от работы время я буду:

А) писать стихи или музыку или рисовать;

Б) ставить различные опыты;

В) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня больше всего привлечет:

А) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

Б) деловое общение;

В) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.

11. Мне интереснее беседовать:

А) о машине нового типа;

Б) о новой научной теории;

В) о человеческих взаимоотношениях.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:

А) технический;

Б) музыкальный;

В) спортивный.

13. В школе больше внимания следует уделять:

А) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками;

Б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;

В) укреплению дисциплины.

14. Я с большим интересом смотрю:

А) научно-популярные фильмы;

Б) программы о культуре и спорте;

В) спортивные программы.

15. Мне было бы интереснее работать:

А) с машинами, механизмами;

Б) с объектами природы;

В) с детьми или сверстниками.

16. Школа в первую очередь должна:

А) давать знания и умения;

Б) учить общению с другими людьми;

В) обучать навыкам работы.

17. Каждый человек должен:

А) вести здоровый образ жизни;

Б) иметь возможность заниматься творчеством;

В) иметь удобные бытовые условия.

18. Для благополучия общества в первую очередь необходима:

А) защита интересов и прав граждан;

Б) забота о материальном благополучии людей;

В) наука и технический прогресс.

19. Мне больше всего нравятся уроки:

А) физкультуры;

Б) математики;

В) труда.

20. Мне интереснее было бы:

А) планировать производство продукции;

Б) изготавливать изделия;

В) заниматься сбытом продукции.

21. Я предпочитаю читать статьи:

А) о выдающихся ученых и их открытиях;

Б) о творчестве ученых и музыкантов;

В) об интересных изобретениях.

22. Свободное время я охотнее провожу:

А) делая что-то по хозяйству;

Б) с книгой;

В) на выставках, концертах и пр.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:

А) о художественной выставке;

Б) о ситуации на фондовой бирже;

В) о научном открытии.

24. Я предпочитаю работать:

А) в помещении, где много людей;

Б) в необычных условиях;

В) в обычном кабинете.


Обработка и анализ результатов:

После заполнения бланка ребята должны подсчитать число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и записать эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность;

7-9 баллов – средне выраженная профессиональная склонность;

4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность;

0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

В каждой из шести колонок представлена сумма баллов Она отражает склонность к определенному виду деятельности:

1 колонка  сфера работы с людьми: учитель, педагог, экскурсовод, воспитатель,  социолог, психолог, менеджер по персоналу, следователь.

2 колонка  сфера умственного труда: ученый-исследователь (математик, физик, химик, кибернетик, археолог, геолог),  инженер, юрист, врач, эколог, архитектор, продюсер.

3 колонка  сфера технических интересов:  программист, электротехник, радиотехник, Web-мастер, статистик, водитель, технолог, диспетчер, секретарь-машинистка, телефонист.

4 колонка  сфера эстетики и искусства: художник, дизайнер, писатель, поэт,  режиссер, артист, конструктор, косметолог, костюмер, гример, кондитер, портной-кутюрье, цветовод. 

5 колонка  сфера физического труда,  подвижной деятельности: спортсмен, фотограф, экспедитор, парикмахер,  бармен, официант, стюардесса, продавец, закройщик, специалист по ремонту, кассир, медперсонал, бригадир, кладовщик,  почтальон,  фермер,  водитель-дальнобойщик, полицейский, военный.

6 колонка  сфера материальных интересов,  планово-экономических видов работ: экономист, администратор, менеджер, предприниматель, аудитор, специалист по рекламе, брокер, агент страховых компаний, коммерсант, завхоз.


Бланк для ученика
ФИО:____________________________

№ ответа

1

2

3

4

5

6

1

а

в

б

2

в

а

б

3

б

а

в

4

б

в

а

5

в

а

б

6

б

в

А

7

б

в

а

8

б

а

в

9

б

а

в

10

в

а

б

11

в

б

а

12

а

б

в

13

а

б

в

14

б

б

в

15

в

а

б

16

б

в

а

17

б

а

в

18

а

в

б

19

в

а

б

20

в

б

а

21

а

в

б

22

б

а

в

23

в

а

б

24

а

б

в

Всего



Результат
 (закрась ячейки, которые скажет учитель)

1. Работа с людьми


2. Умственный труд


3. Техническая отрасль


4. Сфера эстетики и искусства


5. Физический труд


6. Планово-экономическая сфера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина по иностранному языку «Моя будущая профессия» для профессии "Мастер швейного оборудования"

Викторина проводится на завершающем этапе обучения иностранному языку. На заключительном этапе обучающиеся должны уметь оперировать на иностранном язые профессиональными терминами, осознавать значимос...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Разговор с учащимися «Моя будущая профессия…»

Цель разговора с учащимися: Обсудить с учащимися формулу выбора профессии. Разобрать ошибки, которые совершают выпускники при построении своей профессиональной траектории...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Профориентационный урок «Моя будущая профессия», в рамках проекта «Билет в будущее»

Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Тема воспитательного мероприятия: «Моя будущая профессия».Актуальность: Профессиональное самоопределение я...