Программа экологического воспитания «Человек в маленьком городе».
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Ляхова Елена Васильевна

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа экологического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы экологического  воспитания детей и молодежи:

         Развитие цивилизации, практическая деятельность человека на Земле может успешно происходить лишь в строгом соответствии с законами природы. Человеку необходимо пересмотреть свои взаимоотношения с природной средой, чтобы свести к минимуму нежелательные изменения в ней. Основная задача состоит в преодолении утилитарно-потребительского отношения к природе, в формировании ответственного отношения к ней, а в конечном итоге, основ экологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №5 с углубленным изучением иностранных языков»

г. Новочебоксарск.

Программа экологического  воспитания

«Человек в маленьком городе»

                                                                           подготовил

классный руководитель Ляхова

Елена Васильевна

Новочебоксарск


Паспорт программы

Наименование программы

Экологическое воспитание « Человек в маленьком городе»

  • Основания для разработки программы

 Закон  Российской Федерации «Об образовании»,

 «Всемирный день окружающей среды»

«Год леса»

  • Заказчик программы

 Администрация школы, педагоги, родители, учащиеся

  • Разработчик (и) программы

 Заместитель директора по ВР Корнякова Людмила Викторовна, классный руководитель Ляхова Елена Васильевна  

  • Участники программы

Педагогический коллектив школы, учащиеся, родители учащихся, жители микрорайона

  • Цель программы

формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.

  • Задачи программы

проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного экологического воспитания школьников;

формирование эффективной работы по экологическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству.

  • Срок реализации

I этап – проектный: 

Проектно – разработческая деятельность и формирование основных нормативных документов.

II этап – практический:

Реализация намеченных планов, проведение программных мероприятий, мониторинг воспитательной  работы в классе.

III этап – аналитический:

Анализ проделанной работы, анкетирование родителей и обучающихся, общественности, отслеживание результатов.

  • Перечень приоритетных направлений

 « Здоровьесберегающее»,

« Коллективно-творческое дело»,

«Правовое».

  • Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • Крепкое здоровье, здоровый образ жизни.
  • Осознаниеобщечеловеческих ценностей: Мир, Знание, Труд, Здоровье, Природа.
  • Экологическая ответственность.
  • Система организации контроля  за исполнение программы

Проводятся мониторинги активности  учащихся в разноплановых мероприятиях города, Республики, и т.д. Отслеживаются мониторинги здоровья, методической работы, отчитываются ежегодно на педагогических советах перед педагогами, в течение года дважды представляют полный отчёт, за определённый период, на общешкольных родительских собраниях.


Содержание

  1. Введение…….............................................................................4        
  2. Цель и задачи Программы. Принципы………………………6        
  3. Этапы реализации Программы        ……………………………8
  4. Оценка эффективности реализации Программы…………9
  5. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость программы…………………………………………..11
  6. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы………………………………………………………..12        
  7. План  мероприятия по реализации Программы «Человек в маленьком город»…………………………………………………13
  8. Оценка эффективности реализации Программы……………..16
  9. Индикаторы……………………………………………………...18
  10.  Список использованной литературы………………………...19

        


Введение

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда.
 

Антуан де Сент-Экзюпери

Не вызывает сомнений то, что в настоящее время взаимоотношения природы и общества привели к необходимости решения экологических проблем, от которых  зависит сохранение жизни на Земле, сохранение человечества на нашей планете. При переходе из начального звена в среднее , с целью развития в дальнейшем полноценного класса , возникла необходимость в  разработке индивидуальной классной воспитательной программы экологического  направления. Так была создана экологическая  программа »Человек в маленьком городе», которая является неотъемлемой частью образования школы.

Программа определяет содержание, основные пути развития экологического  воспитания в муниципальном образовательном учреждении «СОШ № 5 с углубленным изучением иностранных языков г. Новочебоксарска» и направлена на воспитание экологического сознания и формирование здорового образа жизни.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа экологического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы экологического  воспитания детей и молодежи.

         Развитие цивилизации, практическая деятельность человека на Земле может успешно происходить лишь в строгом соответствии с законами природы. Человеку необходимо пересмотреть свои взаимоотношения с природной средой, чтобы свести к минимуму нежелательные изменения в ней. Основная задача состоит в преодолении утилитарно-потребительского отношения к природе, в формировании ответственного отношения к ней, а в конечном итоге, основ экологической культуры.

Культуру можно понимать как универсальное свойство общественной жизни людей. Поэтому и экологическая культура – это не просто нечто созданное человеком, не просто совокупность ценностей (материальных и духовных), не просто человеческая (или творческая) деятельность. Экологическая культура, определяемая как «система социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия человека, общества с окружающей средой» рассеяна во всех видах и способах человеческой деятельности, проявляется в различных её результатах. Она есть у каждого человека. Другое дело – каков уровень его экологической культуры, каков способ её существования?!

            Многое здесь зависит от сферы образования, так как это одна из важнейших сторон жизни общества. Результатом её деятельности выступает развивающаяся личность, имеющая высокий уровень знаний, культуры, профессиональной подготовки, социальной зрелости. Личность, получившая полноценное образование, это и личность, обладающая высокой экологической культурой.

Согласно Концепции общего среднего экологического образования «Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью».

Цель и задачи Программы. Принципы.

Цель программы – формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.

Задачи:
- Формирование целостного представления о природном и социальном окружении, как среде обитания и жизнедеятельности человека.
- Обучение школьников методам познания окружающего мира.
- Воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
- Физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе  жизни.                                                    
- Выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды.
- Становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.


Программа опирается на
 принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа включает в себя следующие  направления:

1.Направление « Здоровьесберегающее»

Цель: Воспитание здорового гражданина наше общества.

Задачи:

  • привитие норм здорового образа жизни;
  • участие в спортивных мероприятиях школы, города, республики;
  • воспитание личной гражданской направленности по ведению здорового образа жизни.

Формы: тематические беседы, выпуск листков здоровья, встречи с медсестрой и врачом школы, прохождение плановых медосмотров.

2. Направление « Коллективно-творческое дело»

Цель: Сплочение классного коллектива.

Задачи:

  • развитие лидерских качеств;
  • развитие личного потенциала ребёнка;
  • развитие эстетических качеств;

Формы: 

тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по экологической  тематике,  встречи с интересными людьми, акции, диспуты, соревнования.

3. Экология жилища и рабочего места.

Цель: определить значимость личного пространства в большом мире, как  фактора самовоспитания. 

Задачи:

- дать определение личного пространства, как важного фактора в жизни каждого человека;

-выявить факторы, влияющие на поведение, здоровье, настроение и поведение в собственном доме, школ;

- научить учащихся формировать экологическую  культуру своего рабочего места и жилья.

Формы работы:

 познакомить с нормами организации рабочего места и жилища: санитарно-гигиеническими, психофизиологическими, эргономическими, эстетическими, этическими. Формировать и  развивать экологическую культуру при организации рабочего места и жилища.


Этапы реализации Программы

        

        

Механизм реализации Программы.

Данная Программа реализуется  на базе МОУ «СОШ №5 с углубленным изучением иностранных языков» города Новочебоксарска, главным исполнителем Программы является классный руководитель.  При  реализации Программы не исключается  совершенствование форм и методов работы педагога с классом, педагогами, родителями в целях  улучшения качества, а так же жизнеобеспечения, реалистичности данного направления. Администрация школы в лице заместителя директора по воспитательной работе, осуществляет координацию процесса экологического  воспитания в пределах своих полномочий, объединяя все усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы экологического  воспитания в классе.

Контроль и управление реализацией Программы.

Контроль над выполнением мероприятий программы осуществляет администрация  школы. Классный руководитель в установленном порядке готовит отчеты, предложения о работе с учащимися по экологическому  воспитанию и представляет их заместителю директора по воспитательной  работе в установленные сроки, а так же, не менее чем один раз в четверть, проводит классные родительские собрания, где предоставляет промежуточные результаты для совместной работы в данном направлении с родителями.

Предполагаемые результаты  работы по программе:

  • Образовательные:
  • эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и города;
  • возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
  • активизации познавательной деятельности учащихся;
  • вовлечение учащихся в практическую  деятельность;
  • формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
  • привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

 

  • Педагогические:
  • использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
  • повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
  • взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесс

Ожидаемые результаты.

Каждая программа предполагает какие-то результаты, что изначально закладывается в цели и задачи,  самым оптимальным выполнением данной программы является полное решение и достижение этих целей и задач. Поэтому идеальный образ моего ученика на конечном этапе реализации программы может определять следующее, что каждый мой ученик:

  • осознано будет воспринимать  единство России, ее становление как великой экологически чистой державы;
  • научится быть законопослушным, социально ответственным, обладать чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке;
  • сохранять свои мировоззренческие позиции, гуманистические идеалы и ценности.

Поэтапное выполнение программы в совместном выполнении общешкольной воспитательной духовно-нравственной программой «Возрождение», а так же в целом комплексе воспитательной программы школы «Успех» можно рассчитывать на полноценное решение поставленных задач.

Очень хочется верить, что старания всех педагогов и меня с частности не пропадут даром и я смогу с полной, пусть немного не с полной, уверенностью сказать, что мои ученики – это достойные граждане своей великой России. В каждом ребёнке с рождения имеется глубокое чувство любви ко всему прекрасному, близкому, родному и я надеюсь, что мы вместе сможем не только сохранить это чувство, но пусть немного, расширить его границы.

Моё мнение, что Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией  в различных сферах воспитания.


Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы.

В ходе реализации программы экологического  воспитания «Человек в маленьком городе» могут возникнуть проблемы, связанные в первую очередь с:

1) отсутствием действенных механизмов координации деятельности образовательных учреждений, общественных организаций (объединений) по решению проблем экологического  воспитания на основе единой государственной политики;

2) низким уровнем ресурсного обеспечения программ и проектов экологической  направленности, реализуемых в муниципальных учреждениях, общественно-государственных организациях;

3) несоответствием учебно-материальных условий, обязательных при организации обучения.

4) низкой динамикой включения граждан в деятельность общественных организаций (объединений) экологической  направленности.

Программа определяет содержание и основные пути развития системы экологического  воспитания учащихся и направлена на дальнейшее формирование экологического  сознания детей как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Но в ходе ее реализации могут возникнуть такие негативные последствия и риски как

  1. несогласованность действий органов и организаций, вовлеченных в процесс реализации Программы;
  2. дефицит квалифицированных управленческих кадров;
  3. недостаточное участие в реализации Программы общественных организаций;
  4. усиление несоответствия материальной инфраструктуры .

Для минимизации возможных отрицательных последствий необходимо предпринять ряд мер, таких как:

1) мониторинг хода реализации мероприятий Программы, выполнения Программы в целом;

2) широкое привлечение общественности и научного сообщества к реализации и оценке результатов реализации Программы;

3) публичность промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы.

Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации  Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.


План мероприятия по реализации Программы «Человек в маленьком городе» (План сетка для классного руководителя, корректировка проводится согласно школьным  планам работы)

Мероприятие

Период исполнения

Ответственные

1 этап

1

Разработка и утверждение программы по экологическому воспитанию

Май-август

Заместители директора по   ВР, классный руководитель

3

Родительское собрание на тему «Экология нашего города»

Октябрь

Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель

4

Разработать и согласовать системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы

Сентябрь – октябрь

Классный руководитель, учителя-предметники

2 этап.

2

Участие в республиканской научно-практической конференции

Ежегодно: март, апрель

3

Участие в республиканских и городских спортивных мероприятиях

Ежегодно:

апрель, май

Педагог-организатор ОБЖ, учитель физкультуры

4

Проведение  экологического месячника,

Ежегодно: февраль

Зам.директора по ВР,

учитель биологии,

5

Экскурсии в музеи, памятные места, встречи с интересными людьми, посещение кинотеатра, библиотеки

ежегодно

Зам. директора по ВР, классный руководитель

6

Организация совместной деятельности с родителями:

- конкурсы рисунков, фотографий;

- конкурс творческих проектов

- спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- концерты ко Дню матери, Дню Семьи

ежегодно

Зам. директора по ВР,

классный руководитель

7

Конкурсы, выставки, смотры детского творчества

ежегодно

Зам. директора по ВР, классный

руководитель

3 этап.

1

 Проведение диагностики и мониторинг уровня воспитанности учащихся

Ежегодно: сентябрь, май

Классный руководитель

2

Выявление и определение затруднений в реализации программы, поиск путей коррекции, составление плана на новый учебный год

Ежегодно: май-июнь

Зам. директора по ВР,  ВР,

классный руководитель

3

Подведение итогов воспитательной работы. Награждение отличившихся учащихся, педагогов и родителей

  Май

Зам. директора по        ВР  .ВР


Оценка эффективности реализации Программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • Мир, Знание, Труд, Здоровье, Природа.

Количественные параметры: 

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения,      к  учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
  • участие в конкурсах по экологической тематике;
  • проведение мероприятий.

Оценка эффективности воспитательного процесса.

Необходимыми условиями определения эффективности экологического воспитания является регулярный учет, фиксирование и анализ его результатов, реально и конкретно проявляющихся в изменении ряда качественных характеристик школьников, таких, как бережное отношение к природе, соблюдение чистоты в доме и на улице, следование лучшим традициям, готовность  прийти на помощь  и  других.

Эффективность зависит от двух основных факторов: а)  состояния объективных и субъективных условий макро- и микросреды и их учета в процессе воспитательной деятельности; б)  внутренней слаженности, упорядоченности, организованности и степени взаимодействия основных компонентов в системе  экологического воспитания (субъекты, их взаимосвязи, содержание, формы, методы, средства  и  др.).

Определение того или иного уровня эффективности воспитания производится на уровне критериев , которые выступают своего рода образцом, эталоном, выражают высший, наиболее оптимальный уровень экологического воспитания, определяют степень его соответствия, приближения к норме, к идеалу.

 

 

№ п/п

Критерии эффективности воспитательной системы школы №5

Показатели эффективности воспитательной системы

1

Воспитанность учащихся

        уровень сформированности  ответственности школьников;

        отсутствие правонарушений;

        снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья;

        уважение к школьным традициям и фундаментальным ценностям;

        овладение социальными навыками;

        выбор нравственных норм и способов самореализации и самоутверждения.

2

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе

        комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе;

        удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе

3

Сформированность положительного имиджа ОУ

        благоприятная психологическая атмосфера в школе;

        сохранение и увеличение контингента учащихся;

        возрастание авторитета школы;

        активное взаимодействие с социумом;

        усвоение образовательной программы;

        участие детей, педагогов и родителей в смотрах, конкурсах, соревнованиях всех уровней.

4

Сформированность общешкольного коллектива

  •         соуправление всех участников образовательного процесса;
  •    способность работать в команде;
  •   эффективное сетевое взаимодействие;
  •  проведение традиционных мероприятий школы при активном участии членов школьного коллектива

 


Индикаторы

п/п

Наименование индикатора

В начале года

В конце года

1.

Количество детей в классе

28

28

2.

Доля детей занимающихся в кружках и секциях в школе

60%

90%

3.

Доля детей занимающихся в кружках и секциях в учреждениях дополнительного образования

45%

60%

4.

Доля учащихся принимающих участие в творческих конкурсах

25%

40%

5.

Доля учащихся принимающих участие в школьной научно-практической конференции

32 %

45 %

6.

Доля родителей  принимающих участие в жизни класса

45%

60%


Список литературы

1 .Лихачев Б.Т. «Экология личности» //Педагогика.-1993.-№2.-С.19-21.

2. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. « Научно-технический прогресс и

экологическое образование» //Советская педагогика.-1985.-№12.-С.10-12.

3. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В.

« Экологическое образование в школе» //Советская педагогика.-1990.№12.-С.47-49.

4. Моисеева Л.В., Колтунов И.Р. «Диагностика

уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников»

//Министерство образования Российской федерации: УГПИ. Науч. пед.

центр «Уникум» - Екатеринбург, 1993.-148С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дополнительная программа по швейному делу «Маленькие секреты элегантности»

Программа предусматривает более углубленное изучение темы "Шитье по журналам мод"....

Мой маленький город с названьем неброским

Данный классный час дает возможность сформировать интерес обучающихся к истории родного города,развить чувства гражданственности и патриотизма через социализацию личности,воспитать любвь к Родине, Оте...

Классный час "Мой маленький город с названьем неброским"

Классный час «Мой маленький город с названьем неброским»Цель: развитие чувства гражданственности и патриотизма через социализацию личности;Задачи:-формирование интереса к истории родного города;-...

Разработка урока английского языка для 4 класса "Я живу в маленьком городе"

Урок разработан в соответствии ФГОС  по учебнику Кузовлева...

Тема одиночества человека в многолюдном городе в рассказе А. П. Чехова «Тоска»

Цели урока:      1.   продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова;      2.   дать понятие о сюжете, композиции расск...

Презентация "Самый маленький город Германии"

Презентация содержит кораткую информацию о самом маленьком городе Германии. Данную разработку модно использовать на уроках немецкого языка как первого, а также как второго иностранного языка....